12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК

Проектная технология на уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении химии

Как используется проектная деятельность на уроке химии?
Дискуссию начал(а) Elena09.04.2018 773

Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в «Магазине на «Уроке»!

Лэпбук «Насекомые»

Лэпбук «Птицы»

Лэпбук «Мир цвета»

Ответы
алексей лобанов
#1, 09.04.2018
ОтветитьОцените ответ:2
Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся
только начинают заниматься химией. При изучении темы « Химия и биология», учащиеся выполняют проект « Определение витамина С в различных соках», они учатся ставить цель, составляют план проекта, делают выводы.
Использую групповые (в рамках одного класса и межклассовую), моно и межпредметные проекты.

Татьяна
#2, 09.04.2018
ОтветитьОцените ответ:2
Я солздала информационный проект «Знакомьтесь – Органическая химия».
Т.к. на изучение химии в 10-м классе уделяется только один час в неделю, следовательно, подготовительный этап работы над проектом (постановка целей и задач, сбор и анализ информации) проходит в течение первой и второй четверти. В третьей четверти происходит оформление проекта (практический этап), а в четвертой четверти учащиеся 10-го класса защищают свой проект перед девятиклассниками (заключительный этап работы над проектом).
Цель данного проекта – познакомить учащихся 9-го класса с органической химией и теорией строения органических соединений, с основными классами органических соединений, их физическими и химическими свойствами. Учащиеся на первом уроке химии в 10-м классе разбиваются на группы по четыре-пять человек и выбирают тему проекта. Выбрав тему, они пытаются сформулировать цель проекта и продумать результат. По ходу изучения органической химии и разработке своего проекта учащиеся корректируют цели и задачи, подбирают необходимый материал, и еще раз обдумывают результат проекта.
Так в прошлом году одна из групп учащихся 10-го класса разработала брошюру «Угадай кто я?» для девятиклассников. С ее помощью девятиклассники познакомились с основными качественными реакциями в органической химии. По теории строения органических соединений другой группой учащихся 10-го класса был разыгран спектакль «Как мы устроены». Основными действующими лицами были Углерод, Водород, Кислород, Азот. Ими были обыграны основные положения теории строения органических соединений. Третьей группой учащихся 10-го класса была разработана презентация на тему «Меня так назвали потому что…», в которой учащиеся представили именные реакции в органической химии, историю их открытия.
Таким образом, учащиеся 10-го класса знакомятся с органической химией, выявляют наиболее сложные вопросы, темы и по ним уже разрабатывают свои мини-проекты в группе и представляют и защищают продукт проекта перед девятиклассниками.
В 9-м классе был реализован игровой групповой проект «Основные классы неорганических соединений». Продуктом проекта является сценарий игры-викторины для учащихся 8-х классов «Давайте поразмыслим…». На подготовительном этапе учащимися разработан сценарий игры (учащиеся 8-го класса делятся на команды, командам даются названия и в соревновательной форме учащиеся отвечают на вопросы ведущего), поставлены цели и задачи (что должны усвоить учащиеся 8-х классов по теме «Основные классы неорганических соединений» в результате участия в игре). На практическом этапе работы над проектом девятиклассники подбирали материал по теме, составляли вопросы и т.д.
Результатом проекта стало проведение игры-викторины между учащимися 8-х классов. Победителям было присвоено звание – великие мыслители химической науки.
Во всех классах реализуются индивидуальные проекты. Это краткосрочные проекты по отдельным темам курса химии («Значение химии в жизни общества», «Влияние химического производства на окружающую среду», «Я состою их атомов» и т.д.). Результатами данных проектов являются презентации, сценарии викторин, брошюры.
На каждом этапе работы над проектом у учащихся формируются предметные и метапредметные УУД.
Так на подготовительном этапе при обсуждении темы проекта с учителем учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель проекта (коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД). На этапе планирования формируются коммуникативные (планирование учебного сотрудничества – умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других участников группы) и регулятивные УУД (планирование – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, составлять план действий и т.д.).
На заключительном этапе работы над проектом учащимися осуществляется контроль, самоконтроль и коррекция продукта проекта (регулятивные УУД), взаимодействие друг с другом при защите проекта и представлении продукта проекта. У учащихся формируются общеучебные навыки – умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять рефлексию способов и условий действий. На каждом этапе работы над проектом происходит формирование личностных УУД учащихся (самостоятельная и личностная ответственность, готовность и способность к саморазвитию, осознание ответственности и т.д.).
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Ирина
#3, 09.04.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;

- проводится исследовательская работа;

- проект выполняется самостоятельно учащимися;

- учитель выполняет роль, консультанта;

- результаты проекта должны иметь практическую значимость;

- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту,

2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта.

Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

Связь проекта с учебными темами (на уроке).

Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций.

9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.

10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность

11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.

Проекты бывают разные по времени, но лучше если он будет длиться от 1 месяца до 3, так как может утратиться интерес к проекту.

Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

Как создавался проект «Отходы, мусор, отбросы…»

При выполнении проектов я ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своей школы.

В рамках работы предметной недели по предметам естественного цикла, проводилась конференция «Экология и мы». Ребята выбрали тему «Отходы, мусор, отбросы…». Учащиеся узнали о том, что эта проблема очень серьёзная для нашего района и области.

Выработали план действий:

- собрать информацию по данной теме, классификация отходов,

- провести анкетирование учащихся школы,

- произвести необходимые расчёты, сколько мусора каждая семья выбрасывает в год,

- в каком состоянии находятся местные свалки,

- как обстоит дело в области,

- как перерабатываются отходы, химические производства по утилизации отходов,

- какой вред приносит эта проблема здоровью людей.

Учащиеся для успешной работы разделились на группы и на этапе рефлексии оценивали вклад каждого участника группы. Работа над проектом была организована поэтапно: начинание, планирование, исследование, защита и презентация.

После выполнения проекта, ребята проанализировали свою работу, указали результаты, отметили неудачи, их причины. В листах оценивания дали самооценку проекту. Оформили материал, подготовили мультимедийную презентацию своего материала и выступили на экологической конференции, где участники проекта получили оценки от учащихся, педагогов школы.

Результаты применения проектной деятельности.

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

- работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,

- уроки проходят более оживлённо,

- увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,

- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в школе, районе, области.

Иван
#4, 09.04.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Таблица 1. Структура проекта

Раздел проекта

Вопросы, рассматриваемые в данном разделе

Тема проекта

Чем собираемся заниматься?

Актуальность проблемы

Почему это необходимо?

Объект исследования

Что необходимо изучить?

Предмет исследования

По каким «углом зрения» рассматривается объект?

Цель (цели) проекта –

Что мы получим в результате проекта?

Задачи проекта

Что необходимо сделать для достижения цели проекта?

Гипотеза исследования

Что будет, если…?

Описание проекта

В чем заключается основная идея проекта и как она будет воплощена практически?

Участники и партнеры проекта

Кто будет реализовывать проект? Кто будет помогать и поддерживать?

Этапы и календарный план реализации проекта

Кто, когда, и что буде т делать?

Ожидаемые результаты

Какие изменения произойдут в результате

Авторы проекта

Кто разработал данный проект?

Перспективы развития проекта

Какие новые направления деятельности возможны?