Почему учителя больше внимания уделяют чужим детям, чем своим.
Помимо прочих очевидных качеств, хороший учитель — это учитель любящий. Но часто случается так, что даже профессиональный педагог за пределами школы испытывает большие трудности в воспитании и построении гармоничных взаимоотношений со своими собственными детьми. Мы уже привыкли называть учителей “сапожниками без сапог”, но кроется ли причина этого явления в том, что на своих детей у них попросту не хватает любви?
Нехватка времени, энергии и эмоциональных ресурсов
Свою роль определенно играет банальная нехватка времени и физическая усталость. В школе нам кажется, что у учителей не такая уж сложная работа: прийти утром, провести несколько уроков и отправиться домой проверять домашнее задание — что может быть проще для человека, знающего свой предмет наизусть? Понимание того, какие чудовищные нагрузки ложатся на плечи и нервную систему рядовых учителей, нередко приходит уже после окончания школы. Помимо очевидных профессиональных обязанностей, работа с детьми разных возрастов подразумевает постоянные психоэмоциональные перегрузки, и дома педагогу просто необходимо расслабиться и побыть в покое, чтобы восполнить силы и прийти в себя. Ресурсов на то, чтобы уделять время и внимание своим детям, в таких условиях может просто не оставаться.
Смешивание ролей
“Педагогика — наука об искусстве воспитания детей, но не всех, а только чужих.”
— С.Соловейчик, “Педагогика для всех”
Часто учителя сталкиваются с ситуацией, когда оказываются не в состоянии разделять роль “учителя” и “родителя” во взаимодействии со своими собственными детьми. Эти две позиции постоянно борются между собой, и проявляться эта борьба может по-разному — и в манере поведения родителя, который забывает скидывать профессиональную маску и оказывается излишне требовательным и отстраненным, когда уже его ребенку требуются близость и понимание, и в попытках использовать в домашнем воспитании приемы из своей “рабочей” копилки. Однако те знания, которые получают в педагогических институтах, направлены все-таки на обучение и воспитание детей именно в образовательных учреждениях, в конкретных условиях и взаимоотношениях с самим воспитателем, и в большей степени связаны с наукой управления, а в отношении семьи попросту неприменимы.
Еще одним проявлением профессиональной деформации педагога могут стать выработанные перфекционизм и щепетильность в вопросах образовательного процесса, плавно перетекающие практически в домашнюю педагогическую тиранию. Нередко учителя предъявляют завышенные требования к своему чаду и слишком предвзято относятся к процессу его обучения, страстно желая видеть в нем все больше отличника, нежели ребенка. Причины такого отношения могут быть самые разные — даже банальный страх перед испорченным двойкой имиджем профессионала.
“Своих детей воспитать не может, а чужих все пытается!”
Несмотря на все издержки профессии, вероятно, процент невоспитанных или недолюбленных детей у родителей-педагогов едва ли выше, чем у других родителей. Однако на руку подобной теории про сапожников играет контраст между уважаемой профессией учителя и обыкновенным родителем, совершающим ошибки, стоящим у него за спиной. Стоит помнить, что, вопреки ожиданиям, каким бы заслуженным ни был педагог, родителем-профессионалом стать попросту невозможно. Навыки педагога не являются ключиком к доверительным и по-настоящему близким отношениям со своими детьми, и ни одна методика не научит любить своего ребенка. Но и никакая занятость не станет препятствием на этом пути.
Нехватка времени, энергии и эмоциональных ресурсов
Свою роль определенно играет банальная нехватка времени и физическая усталость. В школе нам кажется, что у учителей не такая уж сложная работа: прийти утром, провести несколько уроков и отправиться домой проверять домашнее задание — что может быть проще для человека, знающего свой предмет наизусть? Понимание того, какие чудовищные нагрузки ложатся на плечи и нервную систему рядовых учителей, нередко приходит уже после окончания школы. Помимо очевидных профессиональных обязанностей, работа с детьми разных возрастов подразумевает постоянные психоэмоциональные перегрузки, и дома педагогу просто необходимо расслабиться и побыть в покое, чтобы восполнить силы и прийти в себя. Ресурсов на то, чтобы уделять время и внимание своим детям, в таких условиях может просто не оставаться.
Смешивание ролей
“Педагогика — наука об искусстве воспитания детей, но не всех, а только чужих.”
— С.Соловейчик, “Педагогика для всех”
Часто учителя сталкиваются с ситуацией, когда оказываются не в состоянии разделять роль “учителя” и “родителя” во взаимодействии со своими собственными детьми. Эти две позиции постоянно борются между собой, и проявляться эта борьба может по-разному — и в манере поведения родителя, который забывает скидывать профессиональную маску и оказывается излишне требовательным и отстраненным, когда уже его ребенку требуются близость и понимание, и в попытках использовать в домашнем воспитании приемы из своей “рабочей” копилки. Однако те знания, которые получают в педагогических институтах, направлены все-таки на обучение и воспитание детей именно в образовательных учреждениях, в конкретных условиях и взаимоотношениях с самим воспитателем, и в большей степени связаны с наукой управления, а в отношении семьи попросту неприменимы.
Еще одним проявлением профессиональной деформации педагога могут стать выработанные перфекционизм и щепетильность в вопросах образовательного процесса, плавно перетекающие практически в домашнюю педагогическую тиранию. Нередко учителя предъявляют завышенные требования к своему чаду и слишком предвзято относятся к процессу его обучения, страстно желая видеть в нем все больше отличника, нежели ребенка. Причины такого отношения могут быть самые разные — даже банальный страх перед испорченным двойкой имиджем профессионала.
“Своих детей воспитать не может, а чужих все пытается!”
Несмотря на все издержки профессии, вероятно, процент невоспитанных или недолюбленных детей у родителей-педагогов едва ли выше, чем у других родителей. Однако на руку подобной теории про сапожников играет контраст между уважаемой профессией учителя и обыкновенным родителем, совершающим ошибки, стоящим у него за спиной. Стоит помнить, что, вопреки ожиданиям, каким бы заслуженным ни был педагог, родителем-профессионалом стать попросту невозможно. Навыки педагога не являются ключиком к доверительным и по-настоящему близким отношениям со своими детьми, и ни одна методика не научит любить своего ребенка. Но и никакая занятость не станет препятствием на этом пути.
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Грибанова Наиля Гадельжановна
#1, 10.05.2018
Для этого, советует педагог, родителям стоит умерить свою тревогу. Неизбежны травмы, двойки, а ещё периодическое неодобрение окружающих — от гостей до тётушек во дворе. Дети не всегда ведут себя идеально, они и не должны. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!». С.Соловейчик
Михалёва Наталия Сергеевна
#2, 10.05.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Грибанова Наиля Гадельжановна
Я сама чувствую, что требую от своего ребёнка невозможного, но ничего с собой поделать не могу. Надо сначала переучивать себя...
Шулина Оксана Владимировна
#3, 10.05.2018
НУЖНО ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ! А "САПОЖНИК БЕЗ САПОГ"- ЗДЕСЬ НЕ ПОДХОДИТ!
Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)
#4, 10.05.2018
Детей нужно принимать такими, какие они есть. Дети учителей такие же дети, как и остальные. Постараться воспитать в детях уважение к людям, заботу. Мои дети взрослые, но могу сказать, что выросли достойными людьми, хотя я мало времени уделяла им. Все время на работе. Может учителя хорошие попали, воспитатели?
Хохлова Нина Борисовна
#5, 10.05.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Перминова Елена Федоровна
А я думаю -личный пример!
Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)
#6, 10.05.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Хохлова Нина Борисовна
Да и личный пример тоже. Дети ценят мою профессию. Ни разу не слышала от них, что времени им мало уделяю.
Хохлова Нина Борисовна
#7, 10.05.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Перминова Елена Федоровна
Можно сто раз повторить, а можно один раз сделать! И намного поучительнее!
Шевченко Алена Михайловна
#9, 11.05.2018
Горько сознавать, что своим детям мы, действительно, уделяем не так много времени, как хочется, что хотим видеть в школе их только успешными, читаем привычные нравоучения... Зато забываем, что дома мы просто РОДНОЙ ЧЕЛОВЕК, что, глядя в детские глазки, мы видим желание услышать: "Я тебя люблю...". А все остальное - суета...
Похожие дискуссии:
- "Откуда берутся избалованные дети?"
- 14:52 Профессия учителя - вторая в народном рейтинге престижных профессий!!!
- 15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов в России
- III Всероссийская онлайн-конференция «Цифра: инвестиции в педагога»
- Бесплатные онлайн-курсы
- Глава ФАС: россияне переплачивают «коммунальным монстрам»
- Международный конкурс творческих работ "Овощной калейдоскоп"
- Планы на 2023 год
- Стандарт в пословицах и стихах
- Экологический конкурс «ЭКО-drive»