Внеклассное мероприятие в формате викторины «Что вы знаете о русской культуре?» (3–6 классы)

7
0
Материал опубликован 2 May 2017

«Что вы знаете о русской культуре?»

(Игра-викторина)

Составила: Жиляева Виктория Валерьевна.

Таганрог 2016

Цель: Сформировать представление у учащихся о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского народа.

Подготовительная работа: Запись русской народной песни («Калинка-малинка»), проведение конкурса: «Роль культуры в жизни каждого», реквизиты, презентация.

Ход мероприятия

1.Вводное слово ведущего (учителя)

- Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня поговорим о жизни русского народа, об обычаях наших прапрабабушек и дедушек, узнаем историю и культуру нашей огромной, богатой страны. А помочь нам в этом могут сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы уже познакомились на уроках в школе, прочитали в книгах, услышали по радио, увидели в кино и мультфильмах.

Ребята, а как вы думаете, всегда ли у русского народа была летопись письменная? Нет, не всегда, до нее была так называемая «Летопись устная». Эту своеобразную литературу передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Она называется устным народным творчеством. Это и мудрые пословицы, и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины и удивительные сказки. В пословицах, былинах и сказках народ выражал свои нравственные понятия о добре и зле, счастье и горе, трудолюбии и лени, честности и обмане.

-Эта литература укрепляла нравственный облик всего русского народа, была исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

2.Проведение игры-викторины

-Ребята! Сегодня мы проведем небольшую игру-викторину, а тема викторины – Россия, ее культура и быт. Но викторина будет необычной! Она будет чем-то вам напоминать спортивное соревнование! Только в нашем состязании мы будем проверять ваши знания – кто больше знает и быстрее соображает, тот и будет победителем! А также в конце нашего мероприятия мы подведём итоги конкурса сочинений на тему: «Культура в жизни каждого». Ну что, ребята, всем всё понятно? Тогда приступим!

1 тур. Загадки.

-Ребята, а кто знает, что такое загадка? (Загадки - это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений. Русские народные загадки ясные, поэтичные.)

- В нашем соревновании есть одно главное условие: не кричать, не вскакивать с мест, а поднимать руку и верно отвечать.

Слушаем внимательно первую загадку!

Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается,

Людям улыбается.(Солнце)

Двенадцать братьев,

Друг за другом ходят,

Друг друга находят.(Месяцы.)

Поднялись ворота-

Всему миру красота.(Радуга)

Меня все  ждут и не дождутся.

А как увидят – тотчас разбегутся.(Дождь)

Что за шустрый старичок, восемьдесят восемь ног.

Все по полу шаркает за работой жаркою? (Веник)

 

Стоит городок-

Сколько стареньких домков,

Сколько беленьких жильцов.(Подсолнух)

Весь свет одевает,  сама одежды не знает. (Игла)

Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал-

Там и пропал.(Сахар)

Есть голова, да нет волос.

Есть глаза, да нет бровей.

Есть крылья, да не летает.(Рыба)

Утка ныряла-ныряла

И хвост потеряла.(Иголка и нитка)

Никого она  не обижает,

А её все толкают.(Дверь)

Без крыльев,

А летит,

Без языка,

А говорит.(Письмо)

Под землёй

Птица гнездо свила,

Яиц принесла.(Картофель)

Белый тулупчик

Сшит без рубчика.(Яйцо)

Без ног, а хожу,

Без рук, а указываю.(Часы)

Легко, кругло,

А за хвост не поднять.(Клубок)

Растёт, да  не цветок.

Висит, да не фрукт.

Похож на нитку, но живой.

Один выпадает, другой тут же вырастает.(Волос)

-Ребята, вы молодцы! Так хорошо справились с загадками! Много ли вы знаете русских народных песен? А сейчас мы с вами послушаем и споем русскую народную песню «Калинка-малинка».

2 тур. Сказки.

-Дорогие участники, загадки мы разгадывали, пришло время и сказкам. Любите сказки? А что такое сказка, знаете? (Сказка – это увлекательный рассказ о необыкновенных приключениях и событиях). Я вам читаю отрывок из сказки, а вы отгадываете, что это за сказка!

«Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох,

Засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд

Дедки ,бабки, внучки, жучки, кошки и мышки...»(«Репка»)

« ...Лиса схватила петушка в когти и понесла в свою нору, за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы...» ("Петушок - золотой гребешок")

«А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок!»(«Маша и медведь»)

«Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В ямке от копытца…» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

 

«Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка…»(«Снегурочка»)

«...Говорит однажды царь такое слово:

- Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь...»("Царевна-лягушка")

 

- Ребята, как мы знаем в любом мероприятии есть свои музыкальные паузы, а у нас будут литературные паузы! Ученик(-ца) читает наизусть стихотворение Сергея Васильева «Россия».

-Спасибо большое, ну а мы продолжим. Вижу, сказки знаете хорошо вы! А вот героев отгадать вы сможете по их описанию? Сейчас и проверим.

3 тур. Чей это портрет?

1) Его основными качествами всегда описываются доброта и благородство. Во всех сказках он помогает другим людям и, в конце концов, живет счастливо. Персонаж русских народных сказок учит нас слушать своё сердце и прислушиваться к интуиции, с честью проходить через все сложности и не падать духом. Часто мы встречаем в таких сказках серого волка или коня, верного друга. Отгадали, что за герой? (Иван-царевич, он же Иван - дурак и Иван – крестьянский сын)

2) Эта героиня – символ женской нежности и ранимости, светлой души и чистоты. А собой она - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса...(Снегурочка)

3) Этот персонаж русских народных сказок самый-самый древний и самый многогранный. Живет она в большом страшном лесу, который нужно обходить стороной и не дай бог попасть к ней в избушку на курьих ножках. Изображают её чаще всего с большим носом, в ступе и с метлой. ( Баба-Яга, Яга-Ягинишна)

4 тур. Быт, история и культура русского народа.

-В этом туре, а он же у нас является заключительным, нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник-проводы русской зимы?(Масленица)

2. А какое угощение было обязательным на этом празднике?(Блины)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете?(Щи, каша, пироги, блины)

4. Какую обувь носили русские крестьяне?(Лапти)

5. Что такое изба?(Деревянный крестьянский дом)

6. Назовите русский сувенир, известный во всём мире?(Матрёшка)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки)

8. Какое национальное дерево России? (Берёза)

9. Какие музыкальные инструменты были любимыми у наших предков? (гусли, гудки, дудки)

10. А какие народные игры и потехи были?( борьба, кулачный бой, хороводы)

- На очереди, перед объявлением итогов, ещё одна литературная пауза. Ученик(ца) читает наизусть стихотворение Юрия Визбора «Любовь моя, Россия».

 

3. Подведение итогов

Подводятся итоги конкурсов.

-Ребята, сегодня вы все отлично поработали! И выявить одного победителя в нашей игре-викторине не получится! Поэтому я всех вас поздравляю с победой!

-Но, ребята, мы ведь с вами забыли подвести итоги в другом нашем конкурсе! Как вы помните, неделю назад был объявлен конкурс сочинений на тему: «Роль культуры в жизни каждого».

3 место…Поздравляем! Вручаем грамоту, а также памятный сувенир.

2 место… Поздравляем! Вручаем грамоту, а также памятный сувенир.

1 место… Поздравляем! Вручаем грамоту, а также памятный сувенир.

-К сожалению, наше мероприятие подошло к концу! Большое спасибо всем за внимание и до новых встреч, друзья!!!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.