Проектно-исследовательская работа «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т. Старикова»

4
1
Материал опубликован 13 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тезисы

Слайд 1.

Тема «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т.Старикова» выбрана мной, так как она актуальна и интересна, прежде всего тем, что Н.Т.Стариков является нашим односельчанином, т.е. уроженцем с.Камбулат, где мы живем и учимся.

Целью данной работы является изучение в творческом наследии Н.Т.Старикова созданного им художественного образа родного края, анализ его составляющих, выявление средств, при помощи которых автор создает удивительную картину, одушевленную мыслью и чувством.

Для достижения этой цели необходимо было решить ряд проблем:

1)     Изучение произведений Н.Т.Старикова

2)     Отбор материала о родном крае

3)     Посещение дома родителей Н.Т.Старикова на его малой Родине

4)     Работа с документами, сетью Интернет

5)     Изучить литературу по теме исследования

6)     Встретиться с людьми, знавшими поэта – земляка, его родственниками

7)     Обобщить полученный материал в виде исследовательской работы.

Слайд2.

Н.Т.Стариков – личность, достаточно известная среди литераторов ХХ века, но о творчестве поэта мало написано, оно практически не исследовалось. Я думаю, что это связано с тем, что поэт много жил и работал на Камчатке, далеко от родных мест.

Методы моего исследования традиционны в большей степени для реферативных работ – это подбор, изучение, сравнение и анализ имеющейся литературы и сведений сети Интернет по теме и собственные выводы.

Слайд 3.                                                                                                    Тему  работы «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т.Старикова» я попыталась изобразить в виде опорной схемы-конспекта.

Образ родного края – поэтическое и земное всё для Н.Т.Старикова. Он по-своему развивает традицию русской литературы в творческом изображении малой Родины.

 

         Лирический герой отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его  отношением к природе, общественной жизни, людям.

Слайд 4.

Одним из достоинств лирики  Н.Т.Старикова мы считаем изображение природы родного края. Сдержанный тон, простые слова раскрывают образ, душу природы, проникают в читателя и пробуждают в нём жажду жизни:

Вот он – широкий и светлый,

Рыжий от спелых хлебов, -

Край мой, где носятся ветры,

Не оставляя следов.

   - звучат строки из сборника стихотворений  «Отчие дали». Так близки и дороги каждому селянину образы «шелестящих камышей», подорожника у дороги, «колосьями спелая даль».        

Слайд 5.

Стихи о природе у поэта чаще всего философские: здесь «в никуда уходит лето», «и души, попавшие в сети, беспомощно крыльями бьют». И чаще всего стихотворные строчки  как фрагмент, в котором есть своё, обусловленное  особым бытом, жизненным укладом. Здесь в каждом слове – любовь к малой Родине. Только полюбив свой дом, можно полюбить свою страну:                         Привет тебе, родимое село!

Пускай дымки в простуженное небо,

Приманывай  похрустываньем  хлеба

И источай крестьянское тепло.

Его стихи – то монолог души, то диалог с читателем.

Слайд 6.

Живя в городе, поэт не перестает рваться на   «малую родину». Деревенская жизнь для Н.Т.Старикова - это что-то особенное, живое, простая Русь, где городские законы неуместны, здесь люди живут по старинке, верят в придания и приметы. Все это очень ярко выражено в сборнике «Отчие дали».

Я в отпуске – значит, в деревню,

К недлинным, но мудрым речам,

К большим парашютам деревьев,

Повисшим у изб на плечах.

В сборнике «Отчие дали»  с первой строчки Николай Терентьевич даёт понять читателю, что  переживает за судьбу деревни. Его угнетает то, что сейчас с ней происходит: целые сёла вымирают. Автор хочет, чтобы в них зародилась жизнь, такая, которая была раньше: «здесь певали песни», «радовались вёснам», «пахали вместе», «встречали вместе первых журавлей».  Поэт говорит о том, что, живя в большом шумном городе, нельзя забывать о своих корнях. И он всегда помнит о своём крае, своём родном  селе, об отцовском  доме. С душевной теплотой, тонким лиризмом Стариков пишет в стихотворениях «Отцовский домик»  и  «Белая хата»:

Он устало дымит

Обгорелой трубой,

Он не сводит с меня

Близоруких, невидных окошек,

По которым стекает

Слезой материнской,

Непрошенной,

Этот медленный дождь,

Эта поздняя боль.

Слайд 7.

Прости меня, белая хата,

Светись в недоступном краю!...

Хоть вырваться мне трудновато,

Я всё же надеюсь когда-то

Вернуться под крышу твою.

Слайд 8.

Я считаю, что всё творчество Н.Т.Старикова можно разделить на три этапа: раннее творчество (80-е гг.), период становления поэта (90-е гг.) и зрелые стихи (21-й век). На протяжении всего творчества поэта происходит эволюция лирического героя: начиная с увлечения красотой природы, любовной лирикой к становлению гражданской позиции поэта.

Обо всём и обо всех Н.Т.Стариков говорит с любовью: о бескрайних степных раздольях, о родных и друзьях, о политике, о ветеранах Великой Отечественной и Афгана, о Чечне. Поэтому высокой печалью отмечены практически все проходящие сквозь лирику темы - любви, дружбы, мужества, памяти, труда, поэта и поэзии, красоты, смерти:

Судьба человека – лишь нить.

Её обрывает на стыках,

Но в малых делах и великих

Мы, может, останемся жить.

И в каждом из условно отмеченных мной периодов  творчества есть у поэта художественные образы нашей малой Родины.

   «Чтобы понять поэта, надо узнать его Родину», - считал Иоганн Вольфганг Гёте. Чтобы представить художника слова, надо знать регион (С. Есенин – Рязанщина, Ф. Абрамов – Вологодчина). Узнаваемы местность, люди, их занятия. Образ малой Родины поэта Н.Т.Старикова сложился в моём представлении благодаря знакомству с его стихами, публикациями в газетах и журналах, воспоминаниях о семье. Не понаслышке знает поэт трудную, требующую большой сноровки, крестьянскую работу.

А помнишь, как работали,

Плакали,

Росли…

Мужицкие хлопоты

На нас с тобой легли.

Мы всаживали копьями

Вилы и серпы.

И капли пота

Кобрами

Сползали с наших спин.

    Отношение человека к труду является для поэта мерилом нравственной целостности.

Слайд 9.

Невозможно представить лирику Николая Терентьевича без стихов, посвященных женщине, самой дорогой, самой близкой и родной – его матери. Примечательно стихотворение  «Матери», в котором автор как бы просит прощения у матери, сожалеет о том, что

…мы разлетелись по свету,

Пытаясь покой обрести,

И шлём ей порою приветы

И просим о нас не грустить.

За последней строфой кроются все сокровенные мысли и переживания поэта, которые невозможно изложить на бумаге, и поэтому она наводит читателя на собственные размышления о жизни:

Но глядя на наши портреты,

Она просветлеет на миг…

И этого ясного света

Хватает на нас семерых.

 Мотив тихой грусти всегда сопровождает стихотворения Николая Терентьевича о матери. Мы словно слышим  её смех, ставший с годами грустней и печальней, биение её «усталого сердца», словно видим  руки женщины, которые выполняли и мужскую и женскую работу, и были ласковы и нежны, которые вырастили детей, вынесли все невзгоды:

Но если глухие разлуки

Тебя не сомкнут сединой, -

Целуй материнские руки

И кланяйся хате родной!

Слайд 10.

Род Николая Терентьевича вынослив и мужествен. Николай Терентьевич нечасто виделся с братом, но воспоминания детства, юности, родство крови и души, тесно переплетаясь, отзываются в стихотворении «Как помнятся давние годы!».  Тяжелые годы выпали на долю братьев, нелегкая судьба. В поэме «Деревенька детства» он пишет о своих братьях и сёстрах:

Мы падали и вставали,

Ах, как мы были крепки:

Кольчугами проступали

Рёбра и позвонки.

О трудной жизни, обожженной войной,  читаем мы в поэме дальше:

Мы вшестером приникли к матери,

Её и счастье, и беда.

И каждый взглядом хлеба требует,

Одну её во всём виня…

Ни хлебных карточек, ни хлеба

Не выдавали в деревнях…

Слайд 11.

Мать сама справлялась с детьми, ведь отец был на фронте. Маленький Коля его почти не знал, не помнил, как он ушёл на войну, но в память врезалось возвращение отца с войны:

Пришёл отец – седой, в щетине,

Старик в шинели…  Сколько лет

Он добирался из чужбины

Под этот кров, на этот свет.

Усы и жёсткие ладони

Меня коснулись, и слеза

Из глаз, войною обожжённых,

Упала  на мои глаза.

И я заплакал…  Не от счастья,

А оттого, что он, чужой,

К родному маминому платью

Припал седою головой.

Я убежал тогда из дома,

Но сразу боль моя прошла,

Когда в сарае, на соломе,

Меня рука его нашла.

И мы сидели тихо, молча,

Пока нас не спугнула мать…

Теперь я сам – как он той ночью,

Вот только не с кем помолчать…

Слайд 12.

Отец рано ушёл из жизни, и тоска по нему всегда преследовала поэта:

Я вижу, как ты обнимаешь отца,

А мне своего не обнять.

Уже никогда на ступеньках крыльца

Не будет он слушать меня.

И я никогда не услышу в ответ

Его грустноватых речей.

Нежданно погас тот доверчивый свет,

Что мирно горел средь ночей.

Меня сыновья и отцом назовут,

И даже обнимут в свой срок,

И только, больному от горьких минут,

Никто мне не скажет: сынок…

Слайд 13.

   В лирике Н.Т.Старикова большое место отводится теме дружбы.  Друзья всегда были у поэта. Он умеет ценить дружбу, взаимопомощь. Он никогда не забывал о том, что добро, как и зло, всегда возвращается. Старался делать добро своим близким, друзьям, ценил свои корни, любил тех людей и те места, куда забрасывала его судьба и с кем сводила.

    В стихотворении, посвященном Михаилу Киркину (капитану 1 ранга, подводнику, с которым его свела судьба на Камчатке), ставшему другом, он пишет:

Все нормально.

Я счастлив,  ребята.

По земле без оглядки хожу,

По горящим на теле заплатам

Я о северном море сужу.

Все, что пережил с ними я – свято!

Это выше любого суда.

Все нормально. Я счастлив, ребята!

Только как бы обратно, туда?!

                      В стихотворении «Былая команда» поэт сожалеет об утрате друзей, говорит о том, что время нельзя повернуть назад. Друзей, которых потерял автор, не заменят другие, и поэтому Стариков пытается преодолеть эту потерю:                          И я ухожу незаметно,

И многие также уйдут.

Слайд 14.

         Как любого поэта-гражданина, Николая Терентьевича волнуют вечные проблемы жизни, о которых он рассуждает в стихах. В сборнике «Небесный знак» в социально-философской поэме «Крест России» Н.Т.Стариков   размышляет о своем жизненном пути. Лирический герой повидал и радость и горе, испытал и взлеты и падения. Перед героем стихотворения стоит вопрос, ответ на который сложно найти: как принять изменения в стране? Поэт волнуется за судьбу страны, за её народ, но в последних строчках поэмы пишет:

Ведь там, за гранью ключевой,

Я вижу солнце над страной!

       Поэма «Крест России» ясно выражает авторскую позицию по отношению к современной жизни. Многие образы в нем несут символическое значение: сцена- жизнь, герои – люди, плаха – смерть… Поэт говорит о том, что жизнь в наше время очень изменилась, «обнажились все пороки». Теперь у народа нет таких нравственных ориентиров, какие были раньше. Жизнь для Старикова как пьеса, которую ставит режиссер, а все люди – актеры, настоящее лицо которых не видно. Жить в таком мире очень сложно, не сдержать «бессильных слёз»!

      Философские стихи Н.Т.Старикова  – это исповедь перед самим собой, перед всем миром. Так в поэме поэт откровенно говорит о своих грехах. Он просит прощения и пытается объяснить: люди меняются, если меняется жизнь. Но лирический герой не ищет для себя оправдания, а просто жаждет правоты.

О Боже! – мыслью не осилить

И памятью не оправдать,

И не понять душой больною

Всё, что случилось со страною…

Как страшно: жить в одной России,

В другой России – умирать.

Поэма заряжает бодростью и оптимизмом, хочется жить, любить и радоваться каждой минуте. Поэту  хочется думать о том, что будет завтра. А завтра – «солнце над страной»!

Слайд 15.

Работая над данным проектом, я поняла, что творчество нашего земляка, несмотря на все его заслуги, малоизвестно и мало исследовано. Но в нашем селе люди любят и читают его стихи. Так в диаграмме 1 показан интерес читателя к творчеству поэта-земляка.

Слайд 16.

Именно поэтому я считаю – необходимо как можно больше изучать и исследовать творчество Н.Т.Старикова. В этом со мной согласны 48% опрошенных.

Слайд 17.

Изучая  произведения поэта, мы не только развиваем свой кругозор, но и учимся анализировать поэтический текст. Так считает большинство опрошенных мною.

Слайд 18.

Итак, проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

1.     Н.Т. Стариков широко освещает в своем творчестве картины родного края.

2.     В художественном образе родного края можно выделить его составляющие: образ Дома, окружающей природы, отдельно образ родного села и образ Земляков.

3.     Самым значимым, на наш взгляд, является образ Дома.

4.     Произведения поэта-земляка кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные проблемы современности.

5.     Читать Старикова – большая духовная работа. Каждое произведение имеет глубокий смысл. Николай Терентьевич требует от читателя ответной работы, роста души.

Перспективы моей дальнейшей работы видятся в поиске и работе над архивными материалами и генеалогическими связями поэта.

Слайд 19.

Образ Родины в  поэтическом мире Н.Старикова отличается многоликостью и разнообразием. Важное место отведено в нем родному краю  –  Ставрополью.  Поэт не просто пишет о своей малой Родине, он частичка своего народа, своей России. Сын крестьян, с детства познавший тяжёлый обыденный труд, он передаёт боль и радость человеческого бытия в своих простых и точных строчках, заставляет читателя сопереживать и любить «эту грешную, но тёплую землю», помогает ощутить и познать «прикосновение любви».  Любовь – это сущность, это сердце поэтического творчества Н.Т.Старикова:         Она жива – любовь к родной земле,

Любовь святая, данная мне веком…

Она останется в моей золе

И возродит другого человека.

И он, окинув взглядом этот мир,

Построенный людьми, -  не именами,

В какой-то миг, я знаю – в добрый миг,

И сам полюбит созданное нами.


Малая Родина в лирике Н.Т.Старикова
PPT / 19.79 Мб

Предварительный просмотр презентации

XVI – районная конференция членов школьных научных обществ общеобразовательных школ Туркменского района Ставропольского края Автор работы: Бехтерева Анастасия, 11 класс Место выполнения работы: МОУ СОШ №3 с.Камбулат, Туркменского района, Ставропольского края Научный руководитель: Грибанова Ирина Эдуардовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 Тема: «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т.Старикова»

Родной край Родное село Природа Земляки Дом Философская тема Родные лица

Природа родного края в стихах Н.Т.Старикова Вот он – широкий и светлый, Рыжий от спелых хлебов, - Край мой, где носятся ветры, Не оставляя следов. - звучат строки из сборника стихотворений «Отчие дали». Так близки и дороги каждому селянину образы «шелестящих камышей», подорожника у дороги, «колосьями спелая даль».

Привет тебе, родимое село! Пускай дымки в простуженное небо, Приманывай похрустываньем хлеба И источай крестьянское тепло. Родное село Камбулат в творчестве поэта.

Он устало дымит Обгорелой трубой, Он не сводит с меня Близоруких, невидных окошек, По которым стекает Слезой материнской, Непрошенной, Этот медленный дождь, Эта поздняя боль.

Прости меня, белая хата, Светись в недоступном краю!... Хоть вырваться мне трудновато, Я всё же надеюсь когда-то Вернуться под крышу твою.

Образ малой Родины поэта Н.Т.Старикова сложился в нашем представлении благодаря знакомству с его стихами, публикациями в газетах и журналах, воспоминаниях о семье. Не понаслышке знает поэт трудную, требующую большой сноровки, крестьянскую работу. А помнишь, как работали, Плакали, Росли… Мужицкие хлопоты На нас с тобой легли. Мы всаживали копьями Вилы и серпы. И капли пота Кобрами Сползали с наших спин. Образ человека труда.

…мы разлетелись по свету, Пытаясь покой обрести, И шлём ей порою приветы И просим о нас не грустить. Но глядя на наши портреты, Она просветлеет на миг… И этого ясного света Хватает на нас семерых. Невозможно представить лирику Николая Терентьевича без стихов, посвященных женщине, самой дорогой, самой близкой и родной – его матери. Примечательно стихотворение «Матери», в котором автор как бы просит прощения у матери, сожалеет о том, что

Род Николая Терентьевича вынослив и мужествен. Николай Терентьевич нечасто виделся с братом, но воспоминания детства, юности, родство крови и души, тесно переплетаясь, отзываются в стихотворении «Как помнятся давние годы!». Тяжелые годы выпали на долю братьев, нелегкая судьба. Сами пробивали себе дорогу в жизни своим трудом, упорством, желанием быть нужным людям, родине. В поэме «Деревенька детства» он пишет о своих братьях и сёстрах: Мы падали и вставали, Ах, как мы были крепки: Кольчугами проступали Рёбра и позвонки.

Пришёл отец – седой, в щетине, Старик в шинели… Сколько лет Он добирался из чужбины Под этот кров, на этот свет. Усы и жёсткие ладони Меня коснулись, и слеза Из глаз, войною обожжённых, Упала на мои глаза. И я заплакал… Не от счастья, А оттого, что он, чужой, К родному маминому платью Припал седою головой. Я убежал тогда из дома, Но сразу боль моя прошла, Когда в сарае, на соломе, Меня рука его нашла. И мы сидели тихо, молча, Пока нас не спугнула мать… Теперь я сам – как он той ночью, Вот только не с кем помолчать…

Я вижу, как ты обнимаешь отца, А мне своего не обнять. Уже никогда на ступеньках крыльца Не будет он слушать меня. И я никогда не услышу в ответ Его грустноватых речей. Нежданно погас тот доверчивый свет, Что мирно горел средь ночей. Меня сыновья и отцом назовут, И даже обнимут в свой срок, И только, больному от горьких минут, Никто мне не скажет: сынок…

Все, что пережил с ними я – свято! Это выше любого суда. Все нормально. Я счастлив, ребята! Только как бы обратно, туда?! В стихотворении, посвященном Михаилу Киркину (капитану 1 ранга, подводнику, с которым его свела судьба на Камчатке), ставшему другом, он пишет: В лирике Н.Т.Старикова большое место отводится теме дружбы. Друзья всегда были у поэта. Он умеет ценить дружбу, взаимопомощь. Он никогда не забывал о том, что добро, как и зло, всегда возвращается. Старался делать добро своим близким, друзьям, ценил свои корни, любил тех людей и те места, куда забрасывала его судьба и с кем сводила.

О Боже! – мыслью не осилить И памятью не оправдать, И не понять душой больною Всё, что случилось со страною… Как страшно: жить в одной России, В другой России – умирать. Философские стихи Н.Т.Старикова – это исповедь перед самим собой, перед всем миром. Так в поэме поэт откровенно говорит о своих грехах. Он просит прощения и пытается объяснить: люди меняются, если меняется жизнь. Но лирический герой не ищет для себя оправдания, а просто жаждет правоты.

Диаграмма №1. Вопрос: Известны ли вам сведения о жизни и творчестве Н.Т.Старикова?

Диаграмма №2. Вопрос: Считаете ли вы необходимым исследование языка художественных произведений поэта-земляка?

Диаграмма №3 Вопрос: Для чего необходимо освоение навыков лингвистического анализа поэтического текста?

Н.Т.Стариков широко освещает в своем творчестве картины родного края. В художественном образе родного края можно выделить его составляющие: образ Дома, окружающей природы, отдельно образ родного села и образ Земляков. Самым значимым, на наш взгляд, является образ Дома. Произведения поэта-земляка кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные проблемы современности. Читать Старикова – большая духовная работа. Каждое произведение имеет глубокий смысл. Николай Терентьевич требует от читателя ответной работы, роста души. Выводы:

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

С удовольствием ознакомилась с вашим исследованием! как это здорово,что учите детей любить свою малую Родину,знать своих поэтов! Огромное спасибо за качественно выполненный ресурс!

6 August 2018