12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Елена Вячеславовна186
творческий человек
Россия, Вологодская обл., Череповец
2

Проектная и исследовательская деятельность в изучении родного края



Проектная и исследовательская деятельность в изучении родного края

«Детство – каждодневное открытие мира,

поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский.

В наше время термин «ПРОЕКТ» связывается с понятием «проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

Американский педагог Уильям ХердКилпатрик, автор метода проектирования назвал его «от души выполняемый замысел». Я согласна с автором этих слов, так как этапы выполнения проекта, тип деятельности, вид презентации проекта - учащиеся выбирают сами. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что немало важно в изучении истории Родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов.

Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка.

Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся.

Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии, креативность учащихся.

Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта.

Краеведение предполагает узконаправленный выбор темы. Это могут быть темы связанные с историей поселка, семьи, развитие и реклама декоративного искусства Малой Родины, в которых учащиеся решают ту или иную проблему. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края.

Итогом которых могут стать: выпуск книги «История моей Родины», обрядовые праздники, фотоальбомы «Мои достижения и вклад в историю моего поселка», пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине разработки экскурсионного тура, способствующего формированию устойчивой сети внутренних экскурсионных маршрутов и т.д.

Итак, технологию проектирования можно определить как – совокупность методов создания нового на основе творческого преобразования имеющегося.

Изучение родного края в ходе реализации метода проектов обеспечивает связь глобальных и региональных экологических проблем. Где как не на уроках географии и биологии применять технологию проектирования, эти предметы в отношении проектной деятельности позволяют привлекать знания из других учебных дисциплин, преодолевает разрыв между школьным образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. Работа по изучению местной флоры и фауны, истории и современности родного города, история возникновения и современные проблемы промышленных предприятий.

Ребята с большим энтузиазмом выполняют исследовательские проекты, при изучении тем «Природа Вологодской области», «ООПТ Белозерского района», «Редкие и охраняемые виды растений и животных», «Природные зоны России», «Хозяйство Белозерского района». Заинтересовавшись определенной тематикой, дети самостоятельно расширяют, углубляют или наоборот сужают направления исследования. В этом году быланачата работа над такими проектами как:

«Особо охраняемые природные территории Белозерского района» 5-7 класс

«Виртуальная экскурсия в Национальный парк «Русский Север» 9 класс

• «Лекарственные растения нашего края», "Редкие растения нашего края" 4 класс

• «Красота родных озер» (по озерам Глушковского поселения), "Мое Белозерье" 8-9 класс

"Экскурсионный маршрут «Моя малая Родина", "По следам "Калины Красной"(История создания коллектива Калина Красная) 9 класс

Тематика проектов обговаривается с ребятами заранее. Разрабатывается четкий план действий. В качестве домашнего задания предлагается собрать материал по исследуемой теме. Таким образом, работа из информационной- плавно перетекает в исследовательскую. При выполнении ребята привлекают родителей, таким образом, решается и еще одна проблема – гармоничное общение детей и родителей. Родители начинают более полно жить жизнью своих детей. При этом учитель не остается в стороне. Я составляю список необходимой литературы, который учащиеся могут использовать; назначаю график индивидуальных и групповых консультаций; заранее обговариваю с учащимися день презентации работы.

В ходе изучения природы родного края ребята выполняют не только исследовательские и информационные проекты.

Нашей гордостью является создание фотогалереи «Нет краше края родного!». Эта работа объединила людей разных поколений, детей и родителей, влюбленных в свой край, и желающих запечатлеть его для будущих поколений. Фотоработы ребят участвуют в разнообразных конкурсах.

Конечно, нельзя говорить о том, что все школьники сразу заинтересовались проектной деятельностью. Для некоторых она была непонятна и, как следствие, неинтересна. Но активные, инициативные, желающие более интенсивно работать ребята сами предлагали идеи создания проектов.

В конце года при рассмотрении темы «Красная книга Вологодской области», учащимся 5 класса предлагается вспомнить: Какие растения, редкие и исчезающие, есть на территории нашего поселения? Называются два – три растения.Я предложила более подробно познакомиться с местными видами охраняемых растений и создать Красную книгу своего поселения.

В начале выполнения данной работы совместно сформулировали цель проекта: создание буклета о редких и охраняемых растениях Глушковского поселения. В ходе работы над проектом, в дальнейшемхочется снять видеофильм, в котором четко отражены все этапы проектной деятельности, и продемонстрировать жителям д. Глушково небольшой ролик о красоте и неповторимости родного края.

Использование метода проектирования на уроках биологии и географии, а также во внеурочной деятельности, положительно сказывается на обучении детей так, как усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике. При этом ребята становятся экологически грамотными, самостоятельно мыслящими, проникающимися к проблемам своей малой родины, как части великой страны. Учащиеся могут не только воспринимать красоту родной природы, но и уметь беречь и приумножать ее.

Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и учителя с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала дает возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться, и обновляться уже самостоятельно каждым (и учителем, и учеником).

Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в урочном процессе. Экскурсии- это один из методов, который направлен на получение знаний и приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад Малой Родины в историю страны.

Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин (литература, русский язык, экология и др.).

Таким образом, технология проектирования позволяет наиболее широко расширить кругозор учащихся, развить познавательные интересы, приобщить их к творческой деятельности, привить умения и навыки природоохранной деятельности и даже, помочь в выборе профессии. Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая чувствам природа, это природа тех мест, где мы родились. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Надо любить и ценить красоту родной природы!

Одним из проектов, который хотелось бы представить Вашему вниманию, является информационный проект «Туристско-экскурсионный маршрут «Моя малая родина» выполнен учащимися 9 класса МОУ «Глушковская ООШ».

Цель проекта: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине в ходе разработки экскурсионного тура, способствующего формированию устойчивой сети внутренних экскурсионных маршрутов в Глушковском поселении.

Задачи:

1. Изучить литературные и информационные источники по теме.

2. Познакомиться с правилами составления и проведения экскурсий, чтобы на них всем было интересно.

3. Составить экскурсионные карточки некоторых исторических объектов

4. Провести виртуальную экскурсию для учащихся школы и их родителей с использованием презентации и фотографий.

Объектом исследования стало Глушковское поселение и его окрестности, предметом исследования - историко-культурный потенциал Глушковского поселения.

При создании работы использованы основные исследовательские методы:

Теоретический (изучение литературных источников);

Метод опроса (беседы с жителями села, родственниками);

Метод изучения документов.

Учащимся была сообщена тема предстоящего проекта «Моя малая родина» и предложена анкета «Достопримечательности моей малой родины», целью которой было выявление уровня знаний учащихся по данной теме.

Вопросы анкеты:

Чем знаменито, на ваш взгляд, Глушковское поселение?

Кто прославил вашу малую родину и чем? Назовите великие имена.

В каком году было основано Глушковское поселение?

За что ты любишь свою деревню?

Какие местные достопримечательности ты бы показал гостям?

В результате анализа анкет выяснилось, что дети достаточно хорошо знают родной край, и в результате обобщения информации был создан туристско-экскурсионный маршрут по Глушковскому поселению. При сборе информации ребята использовали такие виды деятельности, как поисковая, исследовательская, аналитическая.

Учебные мероприятия

Подбор материала об истории, о культурно – исторических и памятных местах нашего поселения, сбор фотографий, воспоминаний жителей и другихсведений. Работа с различными информационными источниками.

Выполнение проекта

Изучение имеющейся литературы по поставленной проблеме;

Сбор фактического материала на основе опроса земляков;

Изучение документов, периодических изданий;

Просмотр и отбор фотографий;

Формулирование выводов, оценка полученных результатов.

Подготовка и оформление результатов в виде фотоальбома и презентации (советы по оформлению презентации).

Актуальность проекта обусловлена значимостью разработки экскурсии по маршруту исторических мест Глушковского поселения, которое не имеет большой известности. В данной связи пристальное внимание необходимо уделять разработке именно такого туристского маршрута, который бы в полной мере отражал всю красоту и историко-культурную значимость Глушковского поселения.

Результатом проектной деятельности стала разработка туристско-экскурсионного маршрута «Моя малая родина».

Введение

Родина— это память об истории края. Родина — это родная культура и стремление ее сохранить. И, конечно, Родина — это родная деревня, ее улицы и дома, зимы и весны, ее люди. Родина — это друзья и знакомые, семья. Родина — это память сердца о земляках, о родном крае. Поэтому очень хотелось бы, чтобы историю своего края знали все, кто приезжает сюда.

Гипотеза: в нашем посёлке и его окрестностях есть много достопримечательностей, которые будут интересны гостям.

Самое главное - выбор места экскурсии. Определяя место будущей экскурсии, нужно обосновать, что может заинтересовать туристов.

Далее выбираем объекты экскурсии. Определяем достопримечательности, которые на ваш взгляд могут стать объектами экскурсий. Это могут быть как памятники архитектуры, исторические памятники, так и просто интересные и необычные места нашего поселения.

Правильный отбор объектов, их количество и последовательность их расположения влияет на качество экскурсии.

Выбирая объект экскурсии, мы выделяем:

- месторасположение

- познавательную ценность

- выразительность

- необычность, неповторимость

- популярность.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством объектов.

Карточка объекта заполняется по следующим пунктам:

Наименование.

Местонахождение.

Краткое описание (автор, дата сооружения).

Историческое событие, с которым связан памятник.

Источник сведений о памятнике.

Сохранность памятника.

Фото объекта.

Наша экскурсия будет обзорной, по способу передвижения – транспортной, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту нашей местности.

Проведя опрос среди школьников, учителей и знакомых и узнав подробнее историю своей, местности мною были выбраны различные места и здания по которым можно составить маршрут экскурсии по моей малой родине.

В сущности, экскурсия – это прогулка, которая имеет как познавательную цель, так и развлекательную. Итак, следуя плану, выбираем объекты для нашей экскурсии.

Мериновское (Садовское) озеро,

Экспозиция «Стоп кадр»

Церковь Рождества Богородицы (конец XVIII в.),

д. Никиткино часовня (начало XXI в.) и источник

Озеро Туриковское

Затопленная церковь в д.Крохино

Озеро Белое

Белозерский обводной канал

Таким образом, актуальность темы работы обусловлена значимостью разработки экскурсии по маршруту исторических мест Глушковского поселения, которое не имеет большой известности. В данной связи пристальное внимание необходимо уделять разработке именно такого туристского маршрута, который бы в полной мере отражал всю красоту и историко-культурную значимость Глушковского поселения.

Основная часть

Основными объектами экскурсии являются населенные пункты Глушковского сельского поселения, и, следовательно, путевой информации необходимо затронуть историю возникновения д.Глушково и его географическое расположение.

Сельское поселение расположено на юго-востоке района, на южном берегу Белого озера. Граничит:

• на западе с городским поселением Белозерск, Куностьским и Антушевским сельскими поселениями,

• на юге с Гулинским сельским поселением,

• на юго-востоке с Алёшинским сельским поселением Кирилловского района,

• на востоке с Липовским сельским поселением Кирилловского района (граница проходит по реке Шексне)

По территории сельского поселения протекает река Понжа. Расстояние по автодороге до районного центра Белозерска — 7 км. Ближайшие населённые пункты — Верегонец, Колодино, Панкратовка. Возникновение, развитие сельского поселения органично связано с заселением, хозяйственным освоением территории. Глушково.

Деревня Глушково, центр Глушковского поселения Белозерского района. Одно из древних селений края. Впервые деревня была отмечена в документах XV в., как принадлежащая белозерскому князю Михаилу Андреевичу Романову. В 1479 г. он променял ее купцу А. А. Внукову. В конце XVI в. деревня значится в Заболотской волости: «...д. Глушково, а в ней крестьян... Весна Федоров, Фома Петрушин, Сивко Демин, двор пуст» (Шум., 149). Вблизи селения сохранились остатки древнего городища XI – XIII вв. Для Название, которое произошло от прозвища Глушко, данного крестьянину Сидору Глушкову, упоминается в новгородских документах XVI в. Название, данное деревне по имени Глушкова Федора Даниловича – в рязанских.

Начинаем наше путешествие с рассказа окалине - многоствольном листопадном кустарнике высотой до 4 метров с буровато-серой корой и пышной кроной. В мае-июне на кустах распускаются красивые белые соцветия, которые привлекают насекомых. К сентябрю калина украшается гроздьями красных ягод, они очень сочные, с особенным горьковатым вкусом и ароматом. На кусте они сохраняются вплоть до весны.Калина красная – кустарник, который распространен в диком виде в разреженной лесной местности, помимо этого его активно выращивают в садах, можно встретить его в скверах и в парках.

Для жителей нашего края калина красная имеет особое значение – она ассоциируется с творчеством известного писателя Василия Шукшина, снявшего свой знаменитый фильм в деревне Садовая.

Садовая (ранее Мериново-Садовая) расположена в 2-х км от Глушково, на берегу небольшого, круглого нетронутого озерца, в диаметре метров двести, с баньками, разбросанными по берегам, и небольшими крестьянскими домами. В съемках фильма принимали участие и сами жители деревни. А дом Любы, невесты Егора Прокудина (герой В. Шукшина) стал музеем Калины красной.

Бани на берегу. Из истории съемок: взамен той бани, которую использовали для съемок и выпилили в стенке окошки для кинокамеры, поставили рядом новую. К сожалению, крышу доделать не успели...

Мостки, выходящие на озеро, и сейчас существуют, хотя новые, но как в картине. Кажется, они до сих пор помнят Шукшина.

До сих пор воспоминания о съемках этого фильма хранят местные жители. В память о том событии создан ансамбль с одноименным названием «Калина красная». А песня о кустике с красными горького вкуса ягодами знакома каждому жителю Глушковского поселения. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину.

Знают гости эту деревню по кинофильму, но мало кто знает настоящую историю названия озера. По рассказам стариков, первоначально деревня находилась около урочища Березники близ Туриковского озера. Но во время сильного пожара сгорела дотла, и крестьяне переехали в другое место для строительства домов, т.к. строиться на пепелище считалось дурной приметой. На том месте, где сейчас стоит деревня, на пригорке, у одного из мужиков пала лошадь – мерин, и мужики решили, что ехать дальше некуда, тут и поселились, а новую деревню назвали Мериново. Первое упоминание о местонахождении деревни встречается в Новгородском сборнике 1865 года, в котором написано: «От церкви в 1 версте Мериново, при озере Мериновском, которое форму имеет продолговатую, 150 сажень длины и 20 ширины; берега кругом болотистые, дно иловатое, из рыбы в нем окунь и щука». В настоящее время озеро является излюбленным местом отдыха и купания отдыхающих и ребятни. Название его Садовское, а деревня Садовая, по рассказам старожилов, названа из-за большого количества садов в этой деревне.

В километре от деревни Садовая находится разрушенная церковь Богородице-РождественскаяЗаболотская. Церковь каменная, была построена в 1783году на месте сгоревшей деревянной, освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Первое богослужение упоминается 1783 годом. В архитектурном облике преобладают черты барокко.

Центральный объем возведен формой классического четверика с массивным сферическим куполом. Глава была одна, на небольшом центрическом барабанчике вторичного типа. С восточного торца располагается полукруглая апсида с конуснойконхой. С западного торца располагается прямоугольная трапезная, весьма обширная, ранее оканчивающаяся трехъярусной колокольней.

В наружной отделке из кладочного декора представлены - широкий карниз, арочные фронтоны по граням, пилястры и полуколонны, рельефные фризы.Внутренняя отделка практически не уцелела, есть несколько едва различимых фрагментов фресок.

В настоящее время церковь Рождества Пресвятой Богородицы пустует и сильно обветшала. Восстановительные работы в скором времени не предполагаются.

Далее наша экскурсия продвигается к деревне Никиткино, где построена деревянная церковь, которую собственноручно построил один человек, уроженец этих мест Александр Хлопотин. Слесарь из Череповца вернул Всевышнему долг за исцеление от тяжелой болезни, в одиночку срубив церковь Ильи Пророка на своем приусадебном участке под Белозерском, после чего не один год пытался передать ее местной епархии

Попытка передать храм епархии потребовала не меньших затрат, финансовых и душевных, чем само строительство. Местные церковные власти, призывавшие поначалу раскатить храм по бревнышку, сдались на уговоры настырного дачника, и его детище освятили, но принять его в дар отказались наотрез. Что-то в строении, которое вплоть до водружения купола соседи принимали за вычурную баню, определенно смущало. В итоге и самому Александру Хлопотину, у которого неравнодушие отразилось даже в фамилии, наскучило искать шапку под свою жертвенную монетку. Его культовое бревенчатое учреждение, где крестят детей и принимают прихожан, работает хотя и по церковным канонам, но по хозяйскому разумению.

Здесь же, в Никиткино, благодаря стараниям Александра Александровича был приведен в порядок и освящен целебный источник, вода в котором вкусная и ледяная даже в самую жару. При посещении святого источника можно набрать вкусной и полезной воды.

Самое большое и красивое озеро Глушковского поселения-Туриковское. Сейчас еще живы люди 70-80 лет, которые помнят это озеро еще не заросшее травой, с совершенно прозрачной водой, желтым песчаным дном, против котрого с лодки была видна движущаяся на глубине рыба. Когда-то на берегах этого озера стояла деревня Туриково и местные жители занимались рыбной ловлей, т.к. рыбы хватало всем. Кроме него на территории Глушковского поселения находится еще 15 озер.

Одним из достопримечательных озер является озеро Белое, которое служит главным символом белозерского края. Продолжим нашу экскурсию к его берегам. Двигаясь в сторону озера, мы проезжаем Крохино.

Крохино стало активно развиваться в период, когда древнее Белоозеро "вымирало" и было перенесено на новое место. Крохино — располагалось в 17 км к востоку от Белозерска на левом берегу Шексны, у её истока из Белого озера. Являлось важным пунктом водных путей, здесь перегружались грузы, ремонтировались и т.д. А название - типичное для небольшого поселения. Многие жители села Крохино обслуживали судоходство по Белозерскому каналу Мариинской водной системы. Из-за частых штормов и малой глубины Белого озера ходить по нему могли только специальные лодки - «белозерки», отличавшиеся особой прочностью и устойчивостью.

В 1846 году был проведен новый канал в стороне от поселения Крохино, он соединяется с Шексной на 9,5 км ниже ее истока. Это негативно повлияло на жизнь и развитие крохинского посада, Крохино потеряло свое былое значение.

Весной 1964 г. при создании глубоководного Волго-Балтийского канала уровень воды в Белом озере поднялся, обеспечив необходимую глубину для прохождения судов, а под воду ушли древние села и целая жизнь. Жители затопленных территорий разобрали свои дома и переселились, а на брошенной земле осталась церковь Рождества Христова, построенная в конце XVIII века (приблизительно в 1790 году). История этой церкви и бывшего села Крохино печальна. Кирпичная побелённая двухэтажная церковь выдержана в стиле позднего регионального барокко. Композиция «кораблём» составлена из одноглавого храма типа «восьмерик на четверике», четырёхярусной колокольни и соединяющей их трапезной. Сейчас церковь Рождества Христова находится в разрушении, хотя, в некоторых открытых источниках в интернете сказано, что в марте 2009-го года стартовал благотворительный проект по восстановлению церкви Рождества Христова в Крохино. Увы, результатов не видно до сих пор.

Сколько ещё лет отведено этой церкви - неизвестно, но с каждым годом она всё больше разрушается, каждый новый обвал стен оставляет ей всё меньше шансов на спасение.

Далее держим курс на Белое озеро, без него наша экскурсия будет не полной. Переезжаем Белозерский канал по понтонному мосту, и вскоре нашему взгляду предстанет паромная переправа через реку Шексну, которая здесь берет свое начало.

Белое озеро - самое крупное озеро Вологодчины, которое находится в Вашкинском и Белозерском районах, что в западной части области. Восьмое по величине озеро России, причисленное к чистейшим озерам Европы.

Буквальный перевод названия озера с вепсского языка - Vålgedjär'v'(краткие диалектные формы - Valgär', Vaugär', Volgdar', Vouktar), то есть «Белое озеро», поэтому и край наш известен как Белозерье.

Исчисление истории началось в 862 году с поселения на северном берегу Белого озера одного из братьев варягов – Синеуса. Долгое время земли принадлежали Киевским князьям, затем государев рыбный двор. С 1964 года входит в состав Шекснинского водохранилища, являющегося частью Волго-Балтийского водного пути. В настоящее время прибрежные окрестности Белого озера привлекают всех желающих рыбаков и охотников.

В северную часть Белого озера впадает несколько крупных рек – Кема, Ковжа, Мегра. Вокруг юго-западной части озера проходит обводной Белозерский канал длиной 67 км.

Обводной канал огибает Белое озеро с западной и южной части. Его строительство обсуждалось 30 лет, предлагались разные варианты, а началось сооружение в 1843 году. На эти цели Белозерскому городскому обществу было выделено 4,5 млн. ассигнаций под 4% годовых. Открыт канал в 1846 году. Является последним сооружением Мариинской системы, которая в начале ХIХ века способствовала развитию Белозерска

Название этого древнего края - Белозерье - говорит само за себя. Белое озеро явилось тем природным объектом, с которым были связаны интенсивное заселение и развитие края. В связи со строительством и пуском в эксплуатацию в 1964 году Волго-Балтийского водного пути Белозерский обводной канал постепенно утратил свое судоходное значение.

Заключение

В нашем поселении есть достопримечательности, которые будут интересны гостям. И в наш район многие туристы с удовольствием бы приезжали. Надо в будущем создавать для них условия: строить кемпинги, организовывать экскурсии.

И все-таки каждый может открыть для себя что-то новое или посмотреть на старые места по-другому. Задачи поставленные в начале проектно- исследовательской работы выполнены. Цель достигнута.

Для того, чтобы дети в школе стремились больше узнать о своей родине, надо придумывать интересные игры, проводить викторины и конкурсы, посвящённые истории и природе родного края.

Источники

3. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.

4. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004//Школьный психолог.- 2004. - №30

5. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. Завуч №8 с. 3 - 6, 2007.

6. Что такое учебный проект?/ М.А.Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010.

Источники, используемые при составлении туристско-экскурсионного проекта:

1. Макаров Н. А., Захаров С. Д., Суворов А. В. Итоги охранных и исследовательских работ по программе "Археологические памятники Белозерья и природная среда" // Научное обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Вологда, 1997. С. 69-74.

2. Демин Л. М. Древнее Белоозеро. История Белозерского края. М., 1993. 91 с.

3. Гусаков Б. Л., Дружинин Г. В. Белое озеро. Прошлое, настоящее и будущее. Л., 1983. С. 37-55.

4. Копанев А. И. История землевладения Белозерского края. М.; Л., 1951. С. 40-67; Веселовская В. И. Влияние природных условий на топографическое положение населенных пунктов Вологодской области // Природные условия и ресурсы Севера Европейской части СССР. Вологда, 1974.С. 104-108.

5. Л. С. Панов. Глушково // Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. — Вологда: Русь, 2006. — С. 164—165.

6. Глушково // Чайкина Ю. И. Географические названия Вологодской области: Топонимический словарь. — Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1988.

7. http://wikimapia.org/27840703/ru

Здесь будет файл: /data/edu/files/k1452527111.pptx ("Экскурсионный маршрут «Моя малая Родина")

Опубликовано


Комментарии (3)

ЛюдмилаХМАО, 07.02.16 в 10:22 0Ответить Пожаловаться
Проект не на урок. Представлены проекты по внеклассной работе исследовательской деятельности учащихся. Материал очень интересный и познавательный.
Хлюпина Татьяна Леонидовна, 07.02.16 в 11:55 0Ответить Пожаловаться
Трудно оценивать в рамках данного конкурса. Проектная методика известна, сегодня очень востребована
Панкова Ирина Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 11 фев 2016 в 19:39
Панкова Ирина Николаевна, 11.02.16 в 19:39 0Ответить Пожаловаться
Форма, которую нам предлагают модераторы конкурса, предназначена для оценки урока. Проект по данной форме оценить нельзя.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.