12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кичигина Татьяна Анатольевна512
Учитель-логопед. Учитель-дефектолог. Психолог. Стаж работы 17 лет.
Россия, Иркутская обл., г. Саянск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


12 причин «Почему ребенок не говорит?»

Для определения первопричины и поиска больше подходящего ответа на вопрос родителей (законных представителей): «Почему мой ребенок не говорит или произносит слова не так как все? » необходимо учесть все аспекты и показатели.

Имеются определённые возрастные нормы развития речи:

С периода рождения – плач и крик.

2-3 месяца – гуление,

4-9 –лепет, слоги.

9-10 месяцев – ребенок начинает произносить первые слова и начинает реагировать (и понимать) обращенную речь взрослых, но пока чаще реагирует на интонационный (эмоциональный) аспект.

11-12 месяцев – ребенок начинает отзываться на сами слова безотносительно от ситуации и интонаций взрослого.

1-1,5 года – начинает проявляться ситуационная речь. Ребенок начинает использовать в речи одни и те же слова, но применяет их уже в зависимости от ситуации. Он искажает и путает звуки, часто произносит их, так как слышит.

1,5-2 года – понимание обращенной речи значительно и стремительно улучшается. Увеличивается обиходно-бытовой и словарный запас в целом, ребенок начинает строить и самостоятельно использовать фразы, чаще начинает использовать слова в обобщенном, а не ситуационном смысле.

2-3 года – словарный запас должен увеличиться от 30 до 1000 слов, и активно формируется грамматический и лексический строй речи.

3-5 лет – речь продолжает развиваться и совершенствоваться, но в этот период возможно неправильное произнесение отдельных звуков.

5 лет – В норме уже ребенок правильно произносит все звуки и корректно, осмысленно строит фразы.

Отклонения же от описанных выше возрастных норм являются основным поводом для обращения к специалисту. К педагогу обязательно нужно обратиться, если ребенок не умеет самостоятельно строить фразы по достижении возраста 3-х лет. Даже при отсутствии явных отклонений от нормы рекомендуется проконсультироваться с логопедом в период с 3 до 5 лет, так как нарушения звукопроизношения могут быть как нормальной возрастной особенностью, так и симптомом дальнейшего нарушений устной и письменной речи.

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть разными. И влиять могут разные факторы — от физиологических до психологических особенностей. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, а с другими придется обратиться за помощью к специалистам, но очень важно разобраться в том, что же «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную и узконаправленную помощь окажет профессиональный учитель – логопед, учитель-дефектолог. На первичном обследовании специалист  точно определит причины, по которым происходит задержка речи, и предложит способы правильной коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп развития.

Несомненно, каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Если ваш малыш пошел на месяц раньше соседского сына, но слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп речевого развития.

Такая задержка речи так имеет название - темповая. С небольшим опозданием все придёт в норму и ребенок будет говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отклонение от нормы. Будьте предельно внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости говорить (Чрезмерная опека)

Как ни странно, история про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь тогда, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так далека от правды. Дети, с чрезмерной опекой, действительно часто не нуждаются в том, чтобы словесно выражать свои потребности. Помните, что отсутствие мотивации оказывает огромное влияние на развитие ребёнка в целом.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с ребенком с рождения по специальным методикам. Малыш с рождения должен находиться в речевом окружении. Говорите с ребенком!!!! Разговаривайте обо всём, и как можно больше. Если с ребёнком не разговаривают, давая лишь необходимый ему уход и кормление и не общаются постоянно, формирование правильной и грамотной речи невозможно!!!!! Не слыша обращенной речи, ребенок не в состоянии самостоятельно расширять и обогащать пассивный словарный запас, не начнет хорошо и активно говорить. У него не будет необходимости общаться, для него это станет нормой!

Причина 4. Двуязычная семья (Билингвизм в семьях)

Дети-билингвы (двуязычные) «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормального темпа речи. Слыша вокруг себя речь на двух и более разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить и воспроизвести лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить и воспроизвести речь, ребенку необходимо отделить один язык от другого, а это более сложно для мозга. Для этого требуется определенное, иногда достаточно длительное время. Так что вполне допустима и задержка начала формирования и воспроизведения речи, и отсутствие в ней распространенных предложений, и ошибки в грамматическом и лексическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка в окружении

К огромному сожалению, стрессы оказывают негативное влияние не только на взрослых, но и на малышей. Сильный испуг, внешняя агрессия, смена обстановки, не комфортный психологический климат в семье или в окружении, даже ссоры между родными могут стать причиной отставания в речевом развитии. Детям необходимы спокойствие, уют, положительные эмоции и правильный распорядок дня. Это важно для гармоничного развития полноценной, здоровой личности.

Сильные переживания, агрессивное окружение, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию (логоневрозу) и в целом к задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему ранней госпитализации по различным причинам у детей. Синдром отсутствия ли сильной задержки речи, вызванный отлучением от семьи из-за помещения в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью привычного общения. Часто из-за агрессивного вмешательства операционного или медикаментозного ребёнок может испытывать трудности в речевом развитии. К сожалению, встречаются и случаи такого синдрома и у домашних детей. Номинального ухода за ребенком без должной коммуникации, любви и внимания со стороны родственников, провоцирует значительное отставание в развитии речи.

Причина 6. Негативизм у ребенка (Отрицание ребенком)

Иногда родители бывают слишком агрессивно настойчивы в своем стремлении заставить говорить ребенка, что могут вызывать у своего чада стойкий негативизм. Особенно если ребёнок по характеру отличается упрямством и не склонен идти на лишние уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-либо слово приводят к обратному результату — он может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться с окружающими! Не давите на ребёнка!!!

Причина 7. Генетическая предрасположенность (Наследственность)

Если ребенок не сильно спешит начать говорить, стоит узнать, а когда его родители сказали первое слово (И были ли такие проблемы у кого-то из членов семьи). Наследственность — основной показатель! Возможно, ребёнок просто заимел гены не очень «торопливого» родственника.

Однако будьте внимательны, слишком долгое отставание в развитии речи может привести к последующим проблемам. Например, задержке психического развития или проблемам в усвоении письменной речи и чтения.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери (Пренатальный, интранатальный и постнатальные периоды)

Правильному и здоровому формированию ЦНС ребенка может помешать внутриутробная гипоксия, инфекция или (отяжелённые) тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются сразу при обследовании в роддоме или у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать более заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции таких случаев необходимо комплексное, тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога. И постоянный контроль с их стороны и со стороны родителей!

Причина 9. Нарушения слуха (Слабослышащие, глухие)

Для формирования активного и правильного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь слышал речь в своём окружении. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него в дальнейшем обязательно проявятся сложности с развитием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и формулированием фраз.

Проверить слух ребенка нужно у отоларинголога обязательно!

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы (Нарушение артикуляционного аппарата)

Звук формируется при участии речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это несомненно отразится и на развитии речи ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка, «волчья пасть» или «заячья губа», неправильный прикус, малоподвижный и толстый язык и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией правильных звуков. Такого плана отклонения могут значительно увеличить периодичность работы с ребёнком, а иногда требует вмешательства других специалистов.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Он возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития (из-за внутриутробных инфекций, асфиксий, тяжелых родов и т.д.). Более подробно это состояние описано во многих статьях про данное нарушение. Чаще всего данное нарушение идёт в комплексе с сопутствующими заболеваниями.

Скажем лишь, что справиться с ним самостоятельно не удасться, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития(Нарушения интеллектуальной сферы)

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка! Различные генетические интеллектуальные нарушения, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость и многие другие. Безусловно, повлияют и на речь в целом. Работа с коррекционными специалистами поможет наладить коммуникацию, социализацию и правильно скорректировать дальнейшее развитие речи.

Для того чтобы помочь ребенку «заговорить», важно знать, почему возникла данная проблема. Не стоит ждать, пока молчун заговорит сразу развёрнутыми предложениями и полными фразами. Консультация у логопеда-дефектолога, психолога, невролога поможет не только обнаружить причину проблемы и выстроить план ее коррекции, но и грамотно сопровождать ребёнка на этом трудном пути!

Основные черты данного нарушения:

У ребенка страдает произносительная сторона речи.

Ритм и направленность дыхания нарушена.

Голос приобретает «назальный» оттенок.

Все звуки произносятся смазано и нечетко.

При тяжелых формах дизартрии могут быть заметны нарушения тонуса лицевых мышц (иннервация нервов) — они или слишком расслаблены, или очень напряжены (гипертонус).

Ребенок не способен поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение (гиперсаливация). Или наоборот язык собирается «комом» и ребёнок не может его расслабить. В таких случаях необходим логопедический массаж.

У ребенка страдает и общая и мелкая моторика, он моторно неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не может рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие. Или всегда ходит на цыпочках. Что может свидетельствовать и о неврологическом заболевании.




Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.