Родительское собрание «Почему мой ребёнок не успевает?»
Родительское собрание «Почему мой ребёнок не успевает?»
Психологический тренинг в форме ролевой игры.
Данный тренинг разработан педагогом-психологом по запросу классного руководителя.
В психологическом тренинге необходимо учитывать психо - эмоциональное состояние участников, поэтому проводить его необходимо совместно с педагогом-психологом.
Важное условие для эффективности работы и формирования результата – родители и учащиеся не должны быть подготовлены заранее.
Конфликтная ситуация для каждого класса индивидуальна, соответственно индивидуальна будет ролевая игра и варианты поведения участников.
Данная форма родительского собрания была выбрана потому, что предыдущие беседы и встречи с родителями, практические рекомендации педагога-психолога не принесли нужных результатов. Родители выключены из учебно-воспитательного процесса, переложив ответственность за результат обучения на педагогов. В связи с этим определились цель и задачи родительского собрания.
Цель:
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Задачи:
Разрешение конфликта путём совершенствования обыденных практик
Выявление наиболее устойчивых стереотипных конфликтных ситуаций для их последующего разрешения
Совершенствование самосознания родителей на основе минимальных психологических знаний
Оборудование:
Реквизит для моделирования урока (тетради, ручки, указки, дневники и т.д.),
карточки с инструкциями для участников ролевой игры; карточки - ресурсы, для формирования новой модели поведения родителей; ватман, маркеры.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Подводятся итоги четверти, результатом которой является отсутствие хорошистов в классе. Родителям предлагается выяснить причину данной ситуации.
Описание конфликта:
Родители предъявляют претензии к школе по поводу неуспеваемости ребёнка.
Классный руководитель предъявляет претензии к родителям в том, что они устранились от участия в образовательном и воспитательном процессе.
Позиции конфликтной ситуации, предъявляемой родителям:
Понедельник (дети 2 дня находятся дома)
опаздывают
приходят без учебных принадлежностей (ручки, тетради и т.д.)
домашние задания не выполнены
дневники не заполнены (родители туда даже не смотрели)
Кажется, мелочь – забыл ручку, опоздал всего на 5 мин., не заполнил дневник, а из этих мелочей складывается успешный учебный процесс и формируется адекватная самооценка вашего ребёнка.
Ролевая игра (ведёт педагог-психолог)
Объединение в группы:
- непосредственных участников ролевой игры (ролевики), в которую входят учащиеся, классный руководитель и воспитатель, родители;
- независимых экспертов, в которую входят преподаватели и родители.
Перед каждой группой были поставлены определённые задачи.
Давайте рассмотрим ситуацию «Урок».
ГРУППА РОЛЕВИКОВ (5 ЧЕЛОВЕК)
Распределение ролей:
1-й ученик | Воспитатель |
2- ученик | Кл. руководитель |
3-5 ученики | учащиеся класса |
Учитель-предметник | ученик класса |
Классный руководитель | родитель |
Раздача карточек-инструкций:
Задание учителю русского языка
Проверить домашнюю работу у учащихся (у всех)
Написать на доске правило
Проконтролировать, чтобы его записали дети
Правило:
«Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми, например:
С утра поползли белые, как дым, облака».
Прочитать предложение и найти в нём обстоятельства.
Меры воздействия на детей:
потребовать дневник, чтобы записать замечание
поставить «2» в журнал за невыполненное домашнее задание
вызвать классного руководителя
Задание классному руководителю
Классный руководитель заходит в класс.
Учитель-предметник высказывает ему очередные претензии и предлагает выяснить:
Почему ученики опять опоздали на урок?
Почему у них опять нет ручек, тетрадей, учебников?
Где дневники и почему, если дневник есть, он не заполнен?
Почему, находясь два дня дома, они не выполнили домашнее задание?
Классный руководитель выясняет причины, обращаясь к ученикам.
Меры воздействия на детей:
потребовать немедленно заполнить дневники
позвонить родителям
Учитель предлагает достать ручки, тетради и подготовиться к уроку. У одного нет ручки, у второго нет тетради – теряется время на нахождение инструментария. Учитель раздаёт свои ручки (Проходит 3-6 мин). Заходит опаздывающий (2 мин. на выяснение причины опоздания) – класс отвлекается. Выясняется, что и у него нет ручки, у учителя тоже запас исчерпан, предлагается пойти найти ручку (класс бурно на всё реагирует, учитель нервничает, время урока уходит). Ученик идёт к классному руководителю, в очередной раз просить ручку. С начала урока проходит 10 мин. (Урок 40 мин.)
Входит следующий опоздавший, ситуация повторяется. (ещё 5-10 мин. урока).
Начинается проверка домашнего задания и выясняется, что у половины класса домашнее задание не выполнено по разным причинам: забыл записать домашнее задание, забыл в школе учебник, потерял тетрадь и т.д.
Учитель просит открыть дневники – выясняется, что дневники не заполнены вообще. Учитель вызывает классного руководителя и жалуется на класс.
Классный руководитель звонит родителям.
Необходимо учитывать временной интервал исходя из эмоционального состояния участников игры (пик).
ГРУППА ЭКСПЕРТОВ:
Перед началом ролевой игры группе экспертов розданы вопросы, на которые они должны ответить, наблюдая за ходом ролевой игры:
Что необходимо добавить для включения родителей в учебно-воспитательный процесс?
Как надо изменить поведение обучающихся, чтобы активизировать процесс обучения?
Какое взаимодействие между педагогами и родителями будет наиболее эффективным?
Моделирование новой стратегии поведения (обратная связь).
Ролевики письменно отвечают на вопросы:
Что вы чувствовали, находясь в роли педагога?
(выписать на доске их чувства)
Что нужно сделать родителям, чтобы эти ситуации не повторялись?
Что нужно сделать детям, чтобы эти ситуации не повторялись?
Группа экспертов вместе с психологом обсуждают составленные за время просмотра ролевой игры варианты изменения поведения участников воспитательного процесса.
Ролевики озвучивают ответы на свои вопросы. Идёт параллельное обсуждение результатов работы обеих групп. По результатам работы совместно вырабатываются принципиально новые модели поведения родителей, учащихся, педагогов.
В результате работы осознаны и закреплены следующие варианты поведения родителей:
Активно включиться в учебную деятельность детей (проверять дневники, домашние задания)
Глубже вникнуть во внутренний мир ребёнка (чаще говорить и обсуждать с ним школьные дела)
Чаще интересоваться у преподавателей о состоянии дел ребёнка
Уделять больше времени ребёнку (совместная деятельность)
Пересмотреть свою позицию по отношению к ребёнку и к школе
Настроиться на то, что потребуются определённые усилия для решения проблемы, путём сотрудничества, либо компромисса