12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никифорова Юлия Фёдоровна5463
Россия, Оренбургская обл., г. Кувандык

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа

Оренбургской области»

 

 

Сценарий мероприятия

 

 

Эко-квест

«Золотой конь и его город»

 

 

 

Авторы:

Никифорова Юлия Федоровна, методист I квалификационной категории; Ганаева Жанна Ризвановна, педагог-организатор I квалификационной категории.

   

Кувандык, 2019 год

Обоснование необходимости методической разработки

 

В настоящее время в связи с ухудшением экологической обстановки на Земле назрела необходимость в повышении экологической культуры каждого человека, вне зависимости от его социального статуса, возраста и места проживания. Необходимо обеспечить переход на качественно новый уровень взаимодействия социума и природы – гуманистически ориентированному и базирующихся на научно обоснованных принципах. Жители должно позаботиться о сохранении естественной природной среды своего обитания. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, что предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Для того, чтобы эти нормы превратились во внутренние принципы каждого человека, необходимо с детства систематически воспитывать активную жизненную позицию, привлекать подрастающее поколение к экологическим проблемам современности, формировать чувство ответственности за сохранность окружающей природы. Квест-технология, или технология квестов, в силу своего неисчерпаемого педагогического потенциала, универсальности, привлекательности для детей является оптимальной при решении задач экологического воспитания.

Специфика детского лагеря предоставляет благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности, приобщения детей к общечеловеческим ценностям, а также обладает большим воспитательным потенциалом.

С целью развития экологического мировоззрения, формирования гуманного отношения к окружающей природе, педагогами МБУДО «ДПШ» было разработано мероприятие «Эко-квест «Золотой конь и его город».

 

Пояснительная записка

 

Предварительная работа. Данное мероприятие проводится в нетрадиционной форме – в форме квеста. За неделю до проведения мероприятия вывешивается объявление о проведении эко-квеста «Золотой конь и его город» (правила квеста см. Приложение 1) в рамках природоохранной акций «Чистый город». Также создается группа в социальной сети ВКонтакте, где размещается информация о предстоящем мероприятии. Команды формируются по принципу «отряд – команда». Каждый отряд заранее получил задание подготовить название команды, девиз. Воспитатели решают организационные вопросы сбора и явки участников. За каждой командой закрепляется волонтер-помощник из числа учащихся Школы вожатского мастерства, который до начала мероприятия получил волшебную подкову определенного цвета (количество и цвета подков выбираются на усмотрение организаторов и по количеству команд участников). Учащиеся ОДК «Радуга в качестве организаторов флешмоба.

Практическая целесообразность проведения эко-квеста «Золотой конь и его город»: квест способствует развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе, развитию экологического мировоззрения. После его проведения осуществляется уборка бытового мусора в Липовом парке.

 

Форма мероприятия: квест.

 

Оборудование: музыкальная аппаратура и аудиозаписи в mp.3 формате, костюм Хранительницы, волонтеры одеты в единую форму (футболка с логотипом «Золотого коня», джинсы, кроссовки). Подковы, изготовленные из глины (по одной большой и шесть маленьких на каждую команду), 6 капсул от киндер-сюрприза, 6 капсул от пробников туалетной воды, 2 зеркальца, ручки, листы бумаги, картинки: с листьями деревьев, с перьями птиц, сосуды (например, это могут быть пластиковые бутылки 0,5 л.) с загадками для первого этапа, чемодан, воздушный шарик синего цвета, старый башмак, ненужные CD-диски, ленточки, камешки, бутылки пластиковые, пластиковые пробки и др. бросовый материал для изготовления «Музыки ветра» на этапе «Автомобиль».

 

Методическое обеспечение

Мероприятие проводится в Липовом парке, в котором оформлена тематическая выставка, посвящённая экологическим проблемам. Организованны творческие площадки по изготовлению подделок из природного и бросового материала.

 

Целевая аудитория: дети, посещающие дневные лагеря, функционирующие на базе ОУ Кувандыкского городского округа в возрасте 8-12 лет.

 

Ожидаемые результаты

Дети углубят имеющиеся у них знания по вопросам природоохранной деятельности, систематизируют знания о флоре и фауне родного края и состоянию окружающей среды; усовершенствуют коммуникативные навыки во время прохождения квеста, повысится мотивация и интерес к участию в природоохранных акциях.

 

Проблема, которая должна решиться благодаря реализации задач методической разработки

Сегодня, как никогда раньше, актуальна пропаганда природоохранной деятельности: необходимо информировать общество о состоянии окружающей среды, знать и понимать экологические законы, а также уметь применять их в повседневной жизни.

Благодаря реализации задач методической разработки «Эко-квест «Золотой конь и его город» осуществится рост уровня экологической культуры детей, дети осознают значимость своей практической помощи природе, осмыслят характер взаимодействия социума и природы.

 

Цель: стимулирование ответственного отношения детей Кувандыкского городского округа к защите окружающей среды.

 

Задачи:

В обучении:

1.                     расширять представления о рациональном взаимодействии человека с природой;

2.                     углубить знания детей о флоре и фауне Кувандыкского городского округа.

В воспитании:

1.                     воспитывать чувство гордости за свою «малую родину»;

2.                     формировать экологическое мышление и экологическую культуру детей;

3.                     воспитывать бережное отношение детей к природе Кувандыкского городского округа;

4.                     мотивировать детей к участию в природоохранных мероприятиях, пропагандировать экологические идеи;

5.                     привлекать подрастающее поколение к экологическим проблемам современности.

6.                     содействовать воспитанию социальноактивной, гуманной, творческой личности.

В развитии:

1.                     развивать познавательную, творческую активность детей;

2.                     развивать коммуникативную компетентность детей;

3.                     формировать навыки и умения работать в команде.

 

Ресурсы (информационные, интеллектуальные, организационные, финансовые)

 

Занятие проводится педагогом-организатором МБУДО «ДПШ». Для успешного проведения занятия необходимо подготовить следующие ресурсы:

Информационные ресурсы: поиск, обработка, анализ данных, необходимых для разработки сценария, доведение до сведения всех участников (детей, воспитателей, волонтёров-помощников и т.д.).

Интеллектуальные ресурсы: наличие педагогических компетенций (владение технологиями коллективного, проблемного и проектного способа обучения (в том числе и квест-технологии), групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии по возрастным особенностям учащихся, обладание данными экологическоого и биологического характера (о состоянии окружающей среды в городе, о флоре и фауне г. Кувандыка)), уровень овладения ИКТ.

Финансовые:

- музыкальная аппаратура и аудиозаписи в mp.3 формате («Кувандык – мой маленький город» (авторы: С. Перевалов, В. Калачёв) и «Кувандык»);

- костюм Хранительницы;

- форма для волонтёров (футболка с логотипом «Золотого коня», джинсы, кроссовки);

- подковы из глины (по одной большой и шесть маленьких на каждую команду);

- 6 капсул от киндер-сюрприза;

- 6 капсул от пробников туалетной воды;

- 2 зеркальца;

- канцтовары (ручки, листы бумаги);

- картинки (с листьями деревьев, с перьями птиц);

- сосуды (например, это могут быть пластиковые бутылки 0,5 л.) с загадками для первого этапа;

- чемодан;

- воздушный шарик синего цвета;

- старый башмак;

- бросовый материал: ненужные CD-диски, ленточки, камешки, пластиковые пробки, бусины, капсулы от киндер-сюрприза и др.;

- дипломы и призы для награждения команд.

Организационные ресурсы: партнёрские взаимоотношения с начальниками дневных ДОЛ, функционирующих на базах ОУ Кувандыкского городского округа, методическая поддержка при разработке сценария мероприятия.

 

Ход мероприятия

1.     Вводная часть.

Пришедших участников у инсталляции «Золотого коня» в Липовом парке встречает ведущая в образе Хранительницы Долины счастья. Занятие начинается под музыкальный микс, посвящённый Кувандыку.

Хранительница: Приветствую Вас, юные жители Долины счастья! Придя сюда, вы уже проявили отвагу, мужество и бесстрашие.

Хранительница проводит ритуал представления команд. Хранительница: Давным-давно в нашей Долине счастья жил златогривый конь. У него было всё необходимое для счастливой жизни: заросшая лесом долина, речушка с прозрачной, как слеза, ключевой водой, мягкие, сочные, густые травы по берегу, и даже щебетание птиц в ветвях деревьев и звёзды, горевшие по ночам на небосводе. Но люди загрязнили реку, заковали землю с травами в бетон, повырубали деревья, воздух испортили выхлопными газами автомобилей, повсюду оставили горы мусора. Конь не смог жить в таких условиях и покинул нашу Долину, а вместе с ним из Долины ушло и Счастье. Я, как Хранительница Долины (вы же знаете, что у каждой Долины есть своя Хранительница) обращаюсь, ребята, к вам с просьбой о помощи. Казалось бы, что ситуация безвыходная, но у нас остались следы коня – разноцветные подковы, пройдя по которым вы сможете вернуть золотого коня. Эти следы-подковы непростые: для того, чтобы собрать их, необходимо постараться и вместе со мной устранить последствия вмешательства людей в окружающую среду.

Хранительница: Друзья, какие экологические проблемы прозвучали в моём рассказе?

(Ответы детей).

Хранительница: Совершенно верно! Ребята, что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем избежать подобного бедствия?

(Ответы детей).

Хранительница: Какие вы молодцы! Вы знаете все правила, соблюдение которых важно для сохранения природы. Ну а сегодня вам придется пройти нелегкие испытания: проявить находчивость, сплоченность, смекалку, фантазию. Вам нужно точно следовать полученным инструкциям и выполнить шесть нелегких заданий. За каждое верно выполненное задание вы получите от моих помощников подкову. А от меня вы будите получать подсказки. Я верю, что у вас получится сделать так, чтобы в Долине вновь поселился златогривый конь и все будут счастливы! Желаю вам удачи!

И вот вам моя первая подсказка. Угадайте, о чём идёт речь?

Вверх вода идет, не вниз,

Вот такой ее каприз.

Вниз потом обрушит мощь.

В общем, странный этот дождь.

С шумом брызги рассыпает,

Свежестью в жару ласкает.

(Ответ: фонтан).

Хранительница: Верно, это фонтан. Вам следует поспешить к нему, он подскажет, что вам делать дальше…

Команды в сопровождении волонтеров-помощников направляются к фонтану в парке. На бордюре фонтана находится инструкция: «У каждой команды свой путь, и каким он будет, вы узнаете, выловив из фонтана сосуд, соответствующий цвету, подковы вашей команды». Команды, найдя сосуд своего цвета, находят в нем загадку, ответ на которую они дают Хранительнице. После верного ответа команды получают очередную подсказку для дальнейших действий. В случае затруднений волонтеры-помощники помогают своим командам.

2.     Основная часть.

Описание этапов прохождения квеста.

На прохождение каждого этапа квеста команда получает не более 5 минут.

(Загадки к этапам – Приложение 2).

Этап «Деревья»

Разгадав загадку про воздушный шар, команда получает от Хранительницы указание найти среди присутствующих девочку с синим воздушным шариком. Девочка с шариком сообщает команде, что задание зашифровано, и они должны сами его расшифровать, получив подсказку: задание записано задом наперед.

«яьверед итэ тутсар едг адорог нойар иледерпО»

(Задание: определить по картинкам листочков с разных деревьев, в каком районе города растут эти деревья). (Приложение 3, 4). (Волонтер-помощник, ответственный на станции, за верный ответ вручает команде подкову). После того, как участники дали ответ на задание, девочка загадывает команде загадку о звезде. Отгадку команда дает Хранительнице, а она выдает команде очередную подсказку, направляющую к следующему этапу квеста. И так после каждого выполненного задания: команда получает загадку, ответ на которую надо сообщить Хранительнице, взамен команда получает указания к дальнейшим действиям.

Этап «Растения»

Отгадав загадку про звёзды, команда получает информацию найти поблизости красную звезду, которая находится на памятнике воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане. Около памятника команду встречает волонтер-помощник, сообщает, что задание зашифровано и дает команде подсказку: поменяйте местами гласные таким образом, чтобы получилось понятное слово.

«РЯСИТЕНА» – «РАСТЕНИЯ».

(Задание: назовите лекарственные растения, растущие в парках нашего города). После того, как команда дала ответ, волонтер-помощник загадывает загадку. Команда должна отыскать девочку, пускающую солнечных зайчиков с зеркалом.

Этап «Птицы»

Отгадав загадку про зеркало, участники подходят к девочке с зеркалом. На этом этапе задание так же зашифровано. Она им даёт подсказку: прочитайте сообщение при помощи зеркала.

(Задание: «Угадайте птиц по перу»). Участники получают очередную загадку – про автомобиль. Им даётся подсказка, что они должны найти автомобиль с номером М384ТК.

 

Этап «Автомобиль»

На данном этапе команды получают капсулу от «киндер-сюрприза», в которой заморожена ещё одна мини-капсула с заданием. Для того, чтобы получить задание, им необходимо открыть капсулу, растопить любым возможным способом лед, извлечь мини-капсулу, прочитать задание: «Создайте оберег «музыку ветра» из бросовых материалов» (CD-диски, ленточки, камешки, бутылки пластиковые, пробки пластиковые и др.). Готовые обереги вешаются на ветки деревьев в парке. Участники получают очередную загадку – про ботинки.

Этап «Ребус»

Команде даётся подсказка, что они должны отыскать башмак на территории парка. На данном этапе участники в очередной раз расшифровывают задание: «Поменяйте в слове буквы и узнайте задание».

УНГОЛЗ – ЛОЗУНГ. Команда получает очередную загадку – про чемодан.

Этап «Верю, не верю»

Участники получают подсказку – найти мужчину с чемоданом в руках. Им является один из волонтеров-помощников, который зачитывает им интересные факты из области экологии, имеющие отношения к г. Кувандыку. Команда же должна дать ответ – верят ли они этим фактам или нет.

3.     Заключительная часть

После прохождения всех этапов команды собираются у инсталляции «Золотого коня», подсчитывают подковы, проводится рефлексия.

Рефлексия. У подножия инсталляции «Золотого коня» лежат маленькие подковы трех цветов на ленточках (Желтый цвет – всё прошло отлично, хочу еще раз поучаствовать в другом квесте. Зеленый цвет – было интересно, но надо было подумать, допущено несколько ошибок. Красный цвет – было трудно, не понятно и не интересно). Участникам предлагается выбрать одну из подков, надеть на себя и сформировать группы по цвету. Таким образом, участники выстраиваются на экологический флешмоб.

На площади у импровизированной сцены проводиться флешмоб, подготовленный учащимися ОДК «Радуга» под авторскую музыкальную композицию «Кувандык – мой маленький город» (авторы: С. Перевалов, В. Калачёв).

После проведения флешмоба команды считают подковы. По наибольшему количеству подков определяется команда-победитель. Проходит награждение команды-победительницы и команд-участниц памятными призами и дипломами.

Хранительница: Дорогие ребята, вы сделали все, чтобы вернуть златогривого коня в Долину и жители вновь будут жить счастливо. И помните, что, что природа есть не только в лесу, но и в нашем родном городе тоже есть её кусочек!

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)

Мы с вами тоже можем оставить частичку себя в прекрасной Долине. Сейчас всех вас приглашаю принять участие в экологической акции «Чистый город».

 

Литературные источники

 

1.     Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. – М.: 2004.

2.     Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». – http://ito.bitpro.ru/1999 .

3.     Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: «Новая школа».

4.     Данные Оренбургского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиал ФГБУ «Приволжское УГМС» – http://pogoda- sv.ru/docs/ecology_info/ecology_review/oren_2015.pdf

5.     Загадки на тему «Фонтан» – http://zagadki.info/zag/fontan.html

6.     Корней Чуковский. Загадки для детей: Стих. – https://rustih.ru/kornej-chukovskij-zagadki-dlya-detej

7.     Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. – http://vio.fio.ru/vio_07 .

8.     Пономарёва О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии Биология 1 сентября: газета. – 2001. – № 42

9.     Свинина Е.В., Гришина И. И., Давыденко О. И. Актуальность экологического воспитания детей школьного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №24. – с. 141-143. – URL https://moluch.ru/archive/128/35466 / (дата обращения: 05.03.2019).

10.                       Экологическое образование музейными средствами. Сборник статей и методических материалов. – Саратов: Локатор, 2006.

 

  

Приложение 1

Правила квеста:

 

1.     Все участники делятся на конкурирующие друг с другом команды по принципу «отряд – команда».

 

2.     К каждой команде прикрепляется волонтёр-помощник.

 

3.     Каждая команда определяет свой маршрут исходя из того, на какой этап указывала записка в колбе, извлечённая из бассейна.

 

4.     Каждая загадка – это ключ к следующему этапу и следующей задаче.

 

5.     Задания на этапах могут носить как интеллектуальный, так и экологический, природоохранный характер.

 

6.     Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.

 

Приложение 2

 

Загадки

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел – Я побежал.

(Отгадка: воздушный шар)

 

А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые цветы

Расцвели средь темноты…

(Отгадка: звёзды)

 

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(Отгадка: зеркало)

 

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут.

(Отгадка: автомобиль)

 

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем.

Но чуть вечер на порог,

Остаёмся мы без ног,

А безногим – вот беда! –

Ни туда и ни сюда!

Что ж? Полезем под кровать,

Будем там тихонько спать,

А когда вернутся ноги,

Вновь поскачем по дороге.

(Отгадка: детские ботинки)

 

Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести,

Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

(Отгадка: чемодан)

 

 

 

Приложение 3

Кленовый лист

 

 
Липовый лист

 

 
Березовый лист
 
Листья яблони
Лист тополя
 
Ветка ели
Лист дуба
Лист рябины

Приложение 4

 

Места города по листьям: липовый – Липовый парк, голубые ели – площадь Ленина, тополь – аллея на берегу реки Сакмара (или Комсомольский парк), ели – сквер у ДК «Криолит», канадский (американский) клён – территория больничного городка, листок яблони-дикуши – яблоневая аллея по проспекту Мира, берёзовый лист – микрорайон «Машиностроитель», дубовый лист – Западный микрорайон, рябиновый лист – Центр города.

  

 

Приложение 5

 

 

«Определи птицу по перу»

 

Перо воробья
 
Перо вороны
 
Перо голубя
 
Перо снегиря
 
Перо сороки
 
Перо синицы

 

Приложение 6

 

Верите ли вы, что…

1.                Верите ли вы, что в 2015г. в Кувандыке была зарегистрировано максимальная разовая концентрация примесей фторида водорода? (Да)

2.                 Верите ли вы, что Кувандык входит в пятерку городов Оренбургской области с повышенным уровнем загрязнения воздуха? (Да)

3.                Верите ли вы, что основным источником загрязнения атмосферы г. Кувандыка являются: АО «Долина», ТЭЦ, автомобили? (Да)

4.                Верите ли вы, что запыленность города возросла по сравнению с 2015г с 1,1 ПДК до 1,5 ПДК? (Нет. С 1,3 ПДК до 1,5 ПДК)

5.                Верите ли вы, что самое распространенное дерево в Кувандыке клен? (нет. Самые распространенные деревья береза и тополь)

6.                Верите ли вы, что карагашник кустарниковый – это название кустарника чилига? (Да)

7.                Верите ли вы, что длина р. Сакмара 897 километров? (Нет. Длина р. Сакмара 798 километров)

8.                Верите ли вы, что лето 2017 года было самым жарким за последние три года? (Нет. Самое жаркое лето было в 2016 году: максимальная температура воздуха составила 36,60 C)

9.                Верите ли вы, что в Кувандыке наиболее распространенные почвы – черноземы южные? (Нет. Наиболее распространенны черноземы обыкновенные)

10.            Верите ли вы, что самый распространенный вид птиц в Кувандыке голуби? (Нет. Воробьи)

 

Приложение 7

 

Карта, по которой команды должны пройти этапы квеста

На каждом этапе команда получает загадку, ответ которой записывается в данную карту, также здесь ставиться отметка о выполнении задания на каждом этапе по 5 бальной системе.

 

Образец незаполненной карты, которую получают игроки

 

Название команды

____________________

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

6 этап

Ответ на загадку

         

 

Балы за выполнение задания

         

 

Итого

 

 

Образец заполненной карты, которую ведут на станциях

 

Название команды

Эколята

Этап «Деревья»

Этап «Растения»

Этап «Птицы»

Этап «Автомобиль»

Этап «Ребус»

Этап «Верите ли вы»

Ответ на загадку

верно

верно

неверно

верно

неверно

верно

Балы за выполнение задания

5

5

3

5

4

5

Итого

27 баллов

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Ватолина Светлана Анатольевна, 28.08.19 в 16:33 0Ответить Пожаловаться
Юлия Фёдоровна!!! Поздравляю с заслуженной Победой в конкурсе!!! Отличная разработка!!!
Никифорова Юлия Фёдоровна, 28.08.19 в 20:17 0Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, благодарю за столь высокую оценку моей работы! После такого хочется творить ещё и ещё, покорять новые вершина профессионального мастерства! Спасибо за Ваш кропотливый труд по оценке наших работ!
Воробьева Оксана Павловна, 28.08.19 в 20:52 0Ответить Пожаловаться
С победой поздравляю!
Наград новых желаю,
Упорства, сил и рвенья,
И целеустремленья.
Никифорова Юлия Фёдоровна, 28.08.19 в 21:05 0Ответить Пожаловаться
Оксана Павловна, большое спасибо Вам за позитив и добрые слова! Они создают дополнительный стимул, мотивацию в моей работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.