Урок окружающего мира для 2 класса «Формы поверхности Земли»
Программа «Школа России»
Окружающий мир
Тема: «Формы поверхности Земли»
Подготовила: Ташкинова Е.А.
2 «В» класс МБОУ «Лицей «Эрудит»
Тема «Формы поверхности Земли»
Цели урока:
Изучение учащимися нового материала по теме «Формы земной поверхности» и закрепление полученных знаний
Формирование представлений о формах земной поверхности.
Формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.
Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;
Расширять кругозор детей.
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру школьников.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Место урока в учебном плане: 3 урок по теме "Путешествия".
Методические приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационные: (объяснительно-иллюстративные).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.
УУД
Регулятивные: уметь работать по заданному алгоритм-самооценки, учить оценивать свою деятельность;
Познавательные: научить различать разные формы земной поверхности;
Коммуникативные: уметь работать в малой группе, определять свои обязанности;
Личностные: умение давать самооценку, анализировать что получилось, что нет.
Оборудование: индивидуальные физические карты России , презентация, ОЭР по окружающему миру для оценки знаний, матрицы самооценки.
ХОД УРОКА
Этапы урока отведённое время |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
Мотивационный настрой Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. ΙΙ. Совместное открытие знаний Физкультминутка. |
-Скажем "Здравствуйте!" - руками -Скажем "Здравствуйте!" - глазами
-Облегченно все вздохнём, станет радостным наш дом. - Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть бодрыми, готовыми получать новые знания . Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пожелайте удачи друг, другу! - Садитесь, ребята. Я вам открою секрет. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие и узнаем много нового и интересного. -Какие качества Вам сегодня особенно понадобятся, как вы думаете? -Да, действительно Вам понадобятся эти качества и в этом нам будет помогать и следить за каждым из нас Матрица достижений , в которой вы будите работать. -Оцените свой настрой на урок, поработав в паре, поставьте в матрице условные обозначения – Разделите предложенные слова на группы. Объясните, почему вы так считаете. Слова: ориентирование, компас, формы поверхности земли, стороны горизонта, глобус. Деление слов: Ориентирование Формы поверхности Земли Стороны горизонта Глобус -По какому принципу вы разделили слова? -Давайте дадим этим словам объяснения. -Какие слова остались без объяснения?
-Назовите тему нашего урока и цели . Проговорите их в паре и оцените себя на матрице. Озвучте свои достижения. -Послушайте стихотворение:
Есть у нас в России прекрасные равнины, Там чистейший воздух, там цветут люпины, Кое – где с холмами, плоские другие На равнине также мы живем с родными. У моей России горы величавы, Выросли грядами, гордые, как павы. Вот седой Урал, он порос травою, А Кавказ высокий укрылся снежной мглою. У моей России бескрайние просторы Не окинешь взглядом, не объедешь скоро. Отправляйся в горы, отдохни в низине, - Все, что ты увидишь – Родина, Россия!
-Какие строки стихотворения вас больше всего поразили? Можете ли вы из стихотворения выбрать формы поверхности Земли. -Конечно, мы пока не знаем верны ли наши предположения, но надеюсь в ходе урока мы в этом разберёмся. Путешествуя по предмету окружающий мир, у нас есть книжные друзья, кто это?
Ребята, наши герои Серёжа и Лена отправились в гости к своему знакомому художнику в мастерскую. Он показал им множество своих картин, на которых запечатлел пейзажи тех мест, где он побывал. Но одна из них заинтересовала их больше всего. - Как вы думаете, что это? (карта) Перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) -Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым? -Коричневым и зеленым цветом? -Так выглядят равнины и горы на карте. - Используя слова: равнины и горы ,употребите новый термин. -Основные формы земной поверхности нам покажет физическая карта. Работа в паре. Обратитесь к физической карте, исследуйте её, найдите основные названия форм поверхности земли нашей страны. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Уральские горы, горы Алтая -Какими цветами они обозначены? Равнина , почему так называется? Работа по учебнику в паре.(Стр.78) -Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине - это холмы. Холм, а что это такое? -Сегодня на уроке толкователем слов будет Егор . Егор читает объяснения по словарю, а вы извлекаете из этого научную информацию. - Обратимся к словарю Ожегова холм, что это? - Какие части холма различают? Обратимся к учебнику, какими знаниями он может с нами поделиться? (стр.79) В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. Мы закроем все глаза Необъятная страна Руки тянем мы друг к другу Разве это ли не чудо!!! Отгадайте загадку. В жарком лете я стою, Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. На вершинах гор очень холодно и лежит снег. Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.) Посмотрите на физическую карту России Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте. -Какие горы вы нашли на карте? ( Алтайские, Уральские.) Кто-нибудь из вас был в горах? Лучше представить вам горы помогут слайды .
-Ребята, а как называется страна, в которой мы живём? А в каком субъекте федерации мы живём? А на нашей территории есть ли горы? Да, вы правы- Это горы Алтая- величественные и прекрасные. |
Дети эмоционально настраиваются на урок (дети приветствуют своим жестом всех присутствующих в аудитории). (дети приветствуют всех и встречаются взглядом с тем, с кем хочется). Внимательность, активность, усидчивость. Дети делят слова на два столбика по принципу, что нам уже известно На доске, вместе с детьми делим слова по группам и даём объяснения Формы поверхности Земли Проговаривание целей урока в парах Оценивание себя на матрице достижений Слушают стихотворение Отвечают на вопросы учителя Смотрят на физическую карту России, у каждой пары есть и свои карты
(Моря, озера, реки) Горы и равнины -Зелёным и коричневым на карте изображены формы поверхности земли: равнины и горы Работа в паре Читаю понятно и медленно. Дети делают физминутку |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
|
ΙΙ. Совместное открытие знаний. |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности. |
|||
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
Работая по матрице запишите основные формы земной поверхности, оцените свою деятельность на уроке. А теперь в конце запишите свои мысли об уроке. |
Регулятивные УУД 1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
||
ΙV. Итог урока. |
Закрепить знания по диску -С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины -Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые). -Какая форма земной поверхности называется холмом? -Какие горы нашей страны вы можете назвать? -Какие равнины вы знаете? В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности.(схема) Приготовьте по матрице заключительную часть «Мои мысли» -А сейчас давайте выскажем свои мысли об уроке? |
Работа по матрице |
Познавательные УУД 1.Обобщать и классифицировать по признакам. |
|
V. Домашнее задание. |
- Какое домашнее задание Вам хотелось бы выполнить? Какими знаниями вам хотелось бы поделиться с одноклассниками? Запишите своё домашнее задание . |