Урок русского языка в 4 классе «3-е склонение имён существительных»
Класс | 4 «А» класс |
Учитель | Антоненко Анна Дмитриевна |
Предмет | Русский язык |
Тема | 3-е склонение имён существительных |
Цель урока | познакомить обучающихся с именами существительными 3 склонения, формировать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду. |
Задачи урока | - познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение"; - развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление; - воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность. |
Тип урока | урок получения нового знания. |
Вид урока | Урок-исследование |
Формы организации | индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная. |
Методы обучения | объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа. |
Оборудование | таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, экран, ноутбук, учебник, карточки-знаки, смайлы 3 цветов. |
Планируемый результат | умение определять тип склонения имён существительных |
Основные понятия | 1-е, 2-е, 3-е склонения имен существительных |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение |
Ход урока
Этапы урока | Приемы и средства деятельности учителя | Действия учащихся | УУД, формируемые на данном этапе | |
I Организационный момент 1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: формирование самооценки готовности к уроку, создание эмоционального настроя. Словарная работа. | Прозвенел звонок – Начинается урок! Игровое приветствие “Здравствуйте!” Девиз дня: «Ученику-удача, учителю-радость» Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите строчку (для темы). Чистописание. Сл.д. Разгадайте словарное слово и запишите его. | Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Мы умные, мы дружные, Мы - внимательные, мы - старательные! (прикосновение всей ладонью) | Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку. Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места. | |
II Актуализация опорных знаний. Цель: актуализирование знания о части речи, морфологических признаках. | 1. Интеллектуальнная разминка. Блиц-опрос - Какой частью речи являются данные слова? - Что такое имя сущ.? - Как изменяется имя сущ.? - Сколько падежей в русском языке? - Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? - Определите падеж существительного у дороги - Назовите предлоги Д.п. - На какие вопросы отвечает Т.п.? - Каким членом предложения являются существительные в И.п.? -Какие существительные относятся к I склонению?Пример?(на доске таб.) -Какие существительные относятся ко II склонению?Пример(на доске т.) На доске записаны слова: о дружбе, и верности ,мы, пословицы, составляли (слова на карточках) -Являются ли данные слова предложением? Почему? -Составьте предложение. Запишите. -Какие пословицы о дружбе и верности вы знаете? ВПР - Произведём разбор этого предложения. К доске …. Подпишите части речи. -Найдите имена существительные, которые явл. однородными членами - Какого они рода? Подпишем. - В каком падеже стоят оба существительных? Подпишем. -Выделим окончания существительных. Что заметили? - Почему же в данных словах разные окончания, хотя они стоят оба в предложном падеже, и оба женского рода? Вот на этот вопрос мы с вами ответим в конце урока. | Отвечают на вопросы: - имя сущ. -Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? -Имя существительное изменяется по числам и по падежам. -6 - именительный - Р.п. - к, по - кем? Чем? - подлежащим - ж.р и м.р –а,-я (дядя, папа, земля, поляна) - м.р. –нул., ср.р –о, -е (конь, дом, солнце, утро) -Нет, слова не связаны по смыслу и не выражают законченную мысль. -Мы составляли пословицы о дружбе и верности. -Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Друг познается в беде. -Дружбе, верности -Ж.р -П.п. -е, -и. разные | Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД : Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Предметные УУД : Знания о части речи, их признаках. | |
| ||||
III Определение темы и цели урока: Постановка проблемы. Исследовательская работа !!! | Сейчас нам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Правила совместной работы: работай тихо, говори вполголоса; умей договариваться; работай сообща; говори спокойно, ясно и только по делу; не перебивай одноклассника; Работа в группах. Проведем исследование У детей – листы со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. Слова: папа, мама, тётя, дядя, сын, родитель, семейство / мудрость,глупость, нежность,грубость,храбрость,трусость,смелость В каждом листе 1 слово лишнее (3 склонения). - Назовите слова, которые относятся к 1 склонению, ко 2 склонению. - Что вы заметили? - Какое слово осталось у 1 группы? У 2 группы и т.д. Учитель прикрепляет их на доску. -Что такое смелость, трусость, жадность….и т.д.? -Назовите антонимы, синонимы. - Почему вышло так, что у вас остались слова? -На какие признаки мы смотрим, определяя склонение? - Давайте определим род этих существительных и посмотрим на окончание - Как вы думаете, может они относятся к какому-нибудь другому склонению? К какому? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? Проверим наши предположения. Учебник,С.96. Прочитайте тему урока. -Какие цели мы поставим перед собой? -Имена существительные какого рода относятся к 3 склонению? -Какие окончания могут быть у существительных 3 склонения? -В каком падеже должны стоять имена существительные? В каком числе? Сделайте вывод: какие же имена существительные относятся к 3 склонению? ПРОЧИТАЕМ ПРАВИЛО НА СТР. 97 (Открыть карточку 3 скл.-ж.р. нулевое окончание, ь на конце.) | -остались слова -черты характера или качества человека -они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению -(род, окончание в И.п и ед.ч.) Ж.р., нулевое (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения). 3 склонение имён существ.-на доску Узнать……,научиться……. Ж.р Нулевое Им.п., ед.ч | Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока. Метапредметные УУД: целеполагание. Предметные УУД: затруднение в определении склонения существительного. | |
Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью. | Вы сказали, что вы дружные и внимательные. Сейчас мы с вами это проверим. Игра «Доскажи словечко»: Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа; если имя существительное 3 склонения – присесть. Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это … На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков … Его рукою не возьмёшь. Кто же это? Это … Ей не скажешь: «Кошка, брысь», Потому что это … В каменной рубахе Ходит … Чтобы было, где писать, В школе нам нужна … | (белка) хлопок (горох) два притопа (ёж) два притопа (рысь) присесть (черепаха) хлопок (тетрадь) присесть | Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни | |
Усвоение новых знаний. Работа по теме урока. Цель: Формулирование умения определять третье склонение имен существительных | Ребята, какое сейчас время года? - Каждый год на смену теплому лету приходит немного грустная, но не менее яркая пора – осень. - Какие эпитеты мы можем подобрать к слову «Осень»? - Скажите, а с чем у вас ассоциируется «Осень»? - Какова продолжительность осени? Какой сейчас месяц? Какое время года скоро будем встречать? … Приготовил для нас стихотворение Ивана Саввича Никитина «Встреча зимы» - найдите сущ. 3 склонения. Докажите. (грязь, ночь) | - золотая, нарядная, багряная, пышная, унылая, поздняя. -зиму Иван Саввич Никитин В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река. | Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу. Метапредметные УУД : владение правильной речью. Предметные УУД : понятие о части речи, их признаках. | |
VI. Первичное закреплениеУУД Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения склонения имени существительного. 1. Поиск способов определения склонения имени существительного УУД установления аналогий и причинно - следственных связей. | Работа с учебником. С.96, упр 169 Произнесите слова. Запишите данные слова буквами. Что общего в написании этих слов? Мягкий знак на конце. Укажите род этих слов, выделите окончания. Работа в паре Составление алгоритма. Давайте составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение имён существительных) ( из конверта составляют алгоритм по этапам) – Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете. Проверка (Оценивание на полях) | - составляют алгоритм 1 вариант приближался к деревне (1 скл.) освещался солнцем (2 скл.) в снежную пыль (3 скл.) 2 вариант скакал на лошади (3 скл.) раздавался в тишине (1 скл.) сверкает солнце (2 скл.) | Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели. Метапредметные УУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно. Предметные УУД : умение применять знания на практике. Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно - следственных связей | |
VII.ФИЗМИНУТКА Физминутка для глаз. Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью. | «Физминутка для глаз» | Делают физминутку | Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни. | |
VIII. Включение нового знания в систему знаний. . | Определение склонений имён существительных Самостоятельная работа в тетрадях Запишите предложения. Определите склонение имён существительных И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом. На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____) домик (____)конопатил. Проверка по эталону. (Оценивание на полях) Вывод
| Выполняют задание самостоятельно | УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на выведенные способы. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | |
IX Итог урока. Обобщение и систематизация знаний. Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. | - Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока? -Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели? Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? | - Чтобы правильно писать окончания у имён существительных - (алгоритм) | | |
X .Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Развивать рефлексивные умения. | - С каким настроением заканчиваем урок? - Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите смайл зеленого цвета. Кто испытывал трудности и кому нужно немного доработать - желтого цвета. | | Личностные УУД: Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД: умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях; УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | |
XII Информация о домашнем задании | С 69 правило, упражнение 172. | | | |
ОЦЕНКИ ЗА УРОК Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности. | Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо. Вспомним девиз нашего урока «Ученику - удача, учителю - радость» Вы получили новое знание, и я рада за вас. | | Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Предметные УУД: предлагается вспомнить критерии оценивания, дается время для самооценки, выслушиваются результаты. |
Резервное задание:
Игра «Третий-лишний»
-Найдите и выпишите существительные 3 склонения.
1 группа: баран, лошадь, коза.
2 группа: лето, зима, осень,
3 группа: тыква, фасоль, картофель.
4 группа: тетрадь, линейка, портфель.
5 группа: мужество, отвага, честь.