12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна18

Класс

4 «А» класс

Учитель

Антоненко Анна Дмитриевна

Предмет

Русский язык

Тема

3-е склонение имён существительных

Цель урока

познакомить обучающихся с именами существительными 3 склонения, формировать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду.

Задачи урока

- познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение";

- развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;

- воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Тип урока

урок получения нового знания.


Вид урока

Урок-исследование

Формы организации

индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Методы обучения

объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа.

Оборудование

таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, экран, ноутбук, учебник, карточки-знаки, смайлы 3 цветов.

Планируемый результат

умение определять тип склонения имён существительных


Основные понятия

1-е, 2-е, 3-е склонения имен существительных

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ход урока

Этапы урока

Приемы и средства деятельности учителя

Действия учащихся

УУД, формируемые на данном этапе

I Организационный момент

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: формирование самооценки готовности к уроку, создание эмоционального настроя.













Словарная работа.


Прозвенел звонок –

Начинается урок!


Игровое приветствие “Здравствуйте!”







Девиз дня: «Ученику-удача, учителю-радость»



Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите строчку (для темы).

Чистописание.

Сл.д.

Разгадайте словарное слово и запишите его.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Мы умные, мы дружные,

Мы - внимательные, мы - старательные! (прикосновение всей ладонью)


Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.


II Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализирование знания о части речи, морфологических признаках.


1. Интеллектуальнная разминка. Блиц-опрос

- Какой частью речи являются данные слова?

- Что такое имя сущ.?



- Как изменяется имя сущ.?


- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Определите падеж существительного у дороги

- Назовите предлоги Д.п.

- На какие вопросы отвечает Т.п.?

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?

-Какие существительные относятся к I склонению?Пример?(на доске таб.)

-Какие существительные относятся ко II склонению?Пример(на доске т.)

На доске записаны слова: о дружбе, и верности ,мы, пословицы, составляли (слова на карточках)

-Являются ли данные слова предложением? Почему?

-Составьте предложение. Запишите.

-Какие пословицы о дружбе и верности вы знаете?

ВПР - Произведём разбор этого предложения. К доске …. Подпишите части речи.


-Найдите имена существительные, которые явл. однородными членами

- Какого они рода? Подпишем.

- В каком падеже стоят оба существительных? Подпишем.

-Выделим окончания существительных. Что заметили?

- Почему же в данных словах разные окончания, хотя они стоят оба в предложном падеже, и оба женского рода?

Вот на этот вопрос мы с вами ответим в конце урока.


Отвечают на вопросы:

- имя сущ.

-Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

-Имя существительное изменяется по числам и по падежам.

-6

- именительный


- Р.п.

- к, по

- кем? Чем?

- подлежащим


- ж.р и м.р –а,-я (дядя, папа, земля, поляна)


- м.р. –нул., ср.р –о, -е (конь, дом, солнце, утро)

-Нет, слова не связаны по смыслу и не выражают законченную мысль.

-Мы составляли пословицы о дружбе и верности.

-Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Друг познается в беде.

-Дружбе, верности


-Ж.р

-П.п.


-е, -и. разные



Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Метапредметные УУД : Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные УУД : Знания о части речи, их признаках.



III Определение темы и цели урока:

Постановка проблемы. Исследовательская работа
Цель: Формирование представления о результате. Развитие умения вести исследовательскую работу: сравнивать, сопоставлять, подводить итог, делать вывод.
























!!!

Сейчас нам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Правила совместной работы: работай тихо, говори вполголоса;

умей договариваться;

работай сообща;

говори спокойно, ясно и только по делу;

не перебивай одноклассника;

Работа в группах. Проведем исследование

У детей – листы со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения.

Слова: папа, мама, тётя, дядя, сын, родитель, семейство / мудрость,глупость,

нежность,грубость,храбрость,трусость,смелость

В каждом листе 1 слово лишнее (3 склонения).

- Назовите слова, которые относятся к 1 склонению, ко 2 склонению.

- Что вы заметили? 

- Какое слово осталось у 1 группы? У 2 группы и т.д. Учитель прикрепляет их на доску.

-Что такое смелость, трусость, жадность….и т.д.?

-Назовите антонимы, синонимы.

- Почему вышло так, что у вас остались слова?

-На какие признаки мы смотрим, определяя склонение?

- Давайте определим род этих существительных и посмотрим на окончание

- Как вы думаете, может они относятся к какому-нибудь другому склонению? К какому? 

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Проверим наши предположения.

Учебник,С.96. Прочитайте тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой?

-Имена существительные какого рода относятся к 3 склонению?

-Какие окончания могут быть у существительных 3 склонения?

-В каком падеже должны стоять имена существительные? В каком числе?

Сделайте вывод: какие же имена существительные относятся к 3 склонению?

ПРОЧИТАЕМ ПРАВИЛО НА СТР. 97

(Открыть карточку 3 скл.-ж.р. нулевое окончание, ь на конце.)





















-остались слова



-черты характера или качества человека


-они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению

-(род, окончание в И.п и ед.ч.)


Ж.р., нулевое

(В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения). 3 склонение имён существ.-на доску Узнать……,научиться…….


Ж.р


Нулевое


Им.п., ед.ч


Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.

Метапредметные УУД: целеполагание.

Предметные УУД: затруднение в определении склонения существительного.


Физминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Вы сказали, что вы дружные и внимательные. Сейчас мы с вами это проверим.

Игра «Доскажи словечко»:

Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа; если имя существительное 3 склонения – присесть.

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков …

Его рукою не возьмёшь.

Кто же это? Это …

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это …

В каменной рубахе

Ходит …

Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна …











(белка) хлопок


(горох) два притопа


(ёж) два притопа


(рысь) присесть


(черепаха) хлопок


(тетрадь) присесть

Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни


Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

Цель: Формулирование умения определять третье склонение имен существительных







Ребята, какое сейчас время года? - Каждый год на смену теплому лету приходит немного грустная, но не менее яркая пора – осень.

- Какие эпитеты мы можем подобрать к слову «Осень»?

- Скажите, а с чем у вас ассоциируется «Осень»?

- Какова продолжительность осени? Какой сейчас месяц? Какое время года скоро будем встречать?

Приготовил для нас стихотворение Ивана Саввича Никитина «Встреча зимы»


- найдите сущ. 3 склонения. Докажите. (грязь, ночь)



- золотая, нарядная, багряная, пышная, унылая, поздняя.



-зиму

Иван Саввич Никитин

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу.

Метапредметные УУД : владение правильной речью.

Предметные УУД : понятие о части речи, их признаках.


VI. Первичное закреплениеУУД

Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения склонения имени существительного.

1. Поиск способов определения склонения имени существительного

УУД установления аналогий и причинно - следственных связей.


Работа с учебником. С.96, упр 169

Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.

Что общего в написании этих слов? Мягкий знак на конце.

Укажите род этих слов, выделите окончания.

Работа в паре Составление алгоритма.

Давайте составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение имён существительных) ( из конверта составляют алгоритм по этапам)

Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

Проверка (Оценивание на полях)







- составляют алгоритм


1 вариант

приближался к деревне (1 скл.)

освещался солнцем (2 скл.)

в снежную пыль (3 скл.)

2 вариант

скакал на лошади (3 скл.)

раздавался в тишине (1 скл.)

сверкает солнце (2 скл.)


Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели.

Метапредметные УУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно.

Предметные УУД : умение применять знания на практике.

Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно - следственных связей

VII.ФИЗМИНУТКА Физминутка для глаз.

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.


«Физминутка для глаз»


Делают физминутку

Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.


VIII. Включение нового знания в систему знаний.

.


Определение склонений имён существительных

Самостоятельная работа в тетрадях

Запишите предложения. Определите склонение имён существительных

И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.

На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____) домик (____)конопатил.

Проверка по эталону. (Оценивание на полях)

Вывод

Выполняют задание самостоятельно

УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на выведенные способы.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


IX Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 


- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?

-Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?

Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?

- Чтобы правильно писать окончания у имён существительных



- (алгоритм)


X .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Развивать рефлексивные умения.


- С каким настроением заканчиваем урок?

- Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите смайл зеленого цвета. Кто испытывал трудности и кому нужно немного доработать - желтого цвета.



Личностные УУД: Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные УУД: умение сравнивать, делать выводы;

Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях;

УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


XII Информация о домашнем задании

С 69 правило, упражнение 172.




ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.


Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.

Вспомним девиз нашего урока «Ученику - удача, учителю - радость»

Вы получили новое знание, и я рада за вас.



Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Предметные УУД: предлагается вспомнить критерии оценивания, дается время для самооценки, выслушиваются результаты.


Резервное задание:

Игра «Третий-лишний»

-Найдите и выпишите существительные 3 склонения.

1 группа: баран, лошадь, коза.

2 группа: лето, зима, осень,

3 группа: тыква, фасоль, картофель.

4 группа: тетрадь, линейка, портфель.

5 группа: мужество, отвага, честь.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.