Урок русского языка в 4 классе на тему «Склонение имён существительных»

0
0
Материал опубликован 21 October 2017 в группе

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с делением существительных на три группы (склонения) по наличию падежных окончаний.

Задачи: развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Формируемые УУД:

-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Оборудование и технические средства обучения:

Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс , учебник -М..Просвещение,2013.

Видеопроектор, интерактивный тренажёр (склонение существительных): http://learningapps.org/display?v=ect5kk63

 

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

 

Эмоциональный настрой.

 

Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

-Что ещё может делать улыбка? Пусть хорошее настроение будет с вами втечение всего урока.

Прочитайте пословицу, которая у меня записана.

- Объясните, как понимаете значение пословицы?

Именно за получением новых знаний мы сегодня отправились на уроке русского языка, чтобы пополнить наш багаж знаний.

Пусть эта пословица станет эпиграфом к нашему уроку.

Дарит хорошее настроение, радость…

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

Пословица на доске.

 

2.Актуализация знаний.

 

С чего предлагаете начать наш урок.

Замените одним словом и запишите:

1.Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)

2.Разговор, обмен мнениями (беседа)

3. Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное(газета)

4. Подбери синоним к словам:

численник, месяцеслов.(календарь)

5. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца (заря)

6. Лицо женского пола по отношению к своим отцу и матери (дочь, дочка)

7. Произведение живописи, обладающее законченным характером(картина)

8. Ёмкость , для приготовления первых блюд , обладает ручками и крышкой.(кастрюля)

9. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. (дорога)

10. Занятие, труд, деятельность это (работа)

Проверка .

Соберите информацию об этой группе слов.

Какое слово лишнее?

Почему?

Над какой частью речи мы работаем на наших уроках?

Предлагаю оформить ваши знания в виде модели имени существительного.

Работаем в группах.

Повторим правила работы в группах.

Проверка.

Как вы думаете, эта модель завершена или её можно продолжить?

Какова же наша цель?

Проведём исследование.

Дана таблица.

-

Рассмотрите её. Что заметили?

(если не ответят, тогда предлагаю сравнить окончания у все слов например в Р.п. или Д.п.)

Что можно сказать об окончаниях существительных в одном падеже во всех столбиках?

Какой вопрос возникает?

Кто знает, от чего это зависит?

Дописывают свои модели.

 

Сформулируйте тему урока.

Появляется на доске тема урока.

Какие цели мы поставим на урок?

С орфографической разминки.

аллея

беседа

газета

календарь

заря

дочь

дорога

кастрюля

картина

работа

Один ученик работает у доски.

Существительные, единственного число, женского и мужского рода, словарные слова, имена нарицательные, неодушевлённые

КАЛЕНДАРЬ

Сущ. М.р.

Имя существительное.

-Имя существительное-часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

Обозначает предмет.

Имя существительное имеет постоянные признаки: одушевлённое –неодушевлённое, собственное-нарицательное, род (м.ж.ср.)

непостоянные признаки : число(ед. и мн.), падеж (И,Р,Д,В,Т,П).

В предложение -подлежащим или второстепенным членом.

Детям даны признаки всех частей речи. Выбирают то, что относится к существительному, и составляют модель имени существительного.

Мнения разделились.

Цель:

Выяснить, есть ли другие признаки у имени существительного?

И.п.сосна дедушка

Р.п.сосны дедушки

Д.п.сосне дедушке

В.п.сосну дедушку

Т.п.сосной дедушкой

П.п. о сосне о дедушке

И.п.дом поле

Р.п.дома поля

Д.п.дому полю

В.п.дом поле

Т.п.домом полем

П.п.о доме о поле

И.п.степь

Р.п.степи

Д.п.степи

В.п.степь

Т.п.степью

П.п.о степи

Мы увидели, что существительные в одном падеже имеют разные окончания.

Почему имена существительные, стоящие в одной падежной форме, имеют разные окончания?

( от склонения)

Добавляют склонение.

«Склонения имён существительных».

Цель урока:

Выяснить, сколько склонений у существительных?

Как определить склонение существительных?

Работа с интерактивной доской.

Работа с доской.

 

3 Введение в новую тему. Исследовательская работа в группах.

 

Предлагаю провести исследовательскую работу .

Кто такие исследователи?

Свои выводы занесите в схему –опору для ответа.

 

Даны слова.

Работают в малых группах.

 

Человек, занимающийся научными исследованиями. По Ожегову.

1 группа:вода, няня, луна, сестра, земля, дедушка, судья, дядя,мужчина,папа.

 

2 группа:село, поле, окно, лес, меч,конь, плечо, чудо, ёж, вечер,

3 группа:сирень, ночь, дочь, рожь, сирень, тетрадь,лень,ель, речь,роль.

Отчёты по работе.

По ходу работы дети составляю таблицу склонений имени существительного.

Схема опора:

К первой группе относятся имена существительные

мужского рода с окончаниями а-я и женского рода с окончаниями а-я в единственном числе.

Ко второй группе относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о-е в единственном числе.

К третьей группе относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в единственном числе.

Задание выполняют на демонстрационных листах.
После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы.


 

Учитель говорит, что все существительные, которые вы проанализировали, разделены на группы. Сколько групп получилось?

Вывод:. все имена существительные, в зависимости от падежных окончаний делятся на 3 группы. Эти группы в русском языке называются СКЛОНЕНИЯ.

Дети читают правило и сопоставляют его с выводами, которые сделали в ходе работы с тестами.


 

Учебник, страница16. правило.


 


 

Ещё раз проговаривают в парах правило.


 

-Назовите особенности 1, 2 и 3 склонения, какие существительные относятся к ним?

Три.
 

Прочитаем правило в учебнике.

Ответы детей.

 
 

Физкультминутка

 

Минутный настрой. Похвалили себя и соседа за хорошую исследовательскую работу.

   
 

Первичное закрепление.

 

Предлагаю выполнить задание в рабочей тетрадке стр.12 №14

Распределить имена существительные в три группы склонения. Выделить окончание.

Проверка.

Вы хорошо справились с этим заданием, значит сможете выполнить задание посложней.


 

Какое сейчас время года?

Многие великие люди восхищались этим временем года.

Какие произведения о зиме вы знаете?

Знаешь, друг мой, жизнь прекрасна,

Даже... если зима на дворе...

В жизни всё даётся не напрасно...

И снега...в холодном январе...


 

В нашем классе есть свои поэты. Я предлагаю послушать стихотворение Юли.

Оцените её творчество.


 


 

Какое задание вы предложите бы выполнить с этим стихотворением?


 


 

Проверка по ключу.


 


 


 


 


 

Хитрый вопрос:

Ребята, во всех ли словах легко определили склонение?


 

 


 

Как быть если существительное стоит не в начальной форме?

 


 

Что делаем потом?


 


 

Ребята, тема «определение склонения существительных не в начальной форме» тема наших следующих уроков.


 


 

Составляем алгоритм совместно с детьми.


 


 

Дополнительное задание.

«Найди лишнее слово».

1.Улыбка, юноша, болезнь, природа.

Награда, крыло, боец, упрямство.

Радость, болото, дедушка, описание.

Степь, зелень, посёлок, горсть.

Ладонь, ладошка, площадь, пыль.


 

Комментированное письмо .

Зима.

Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя..»

Вот уж ночь и ветер стих.

Клен спит, березка спит,

Ветерок не шелестит.

Снится им зимой студеной

Летний шум, листва зеленая.

Снится поле золочёное,

И веселый дождик снится.

Определить у существительных склонение.


 


 


 


 


 


 

Нет, слово зимой вызвало затруднение. Почему?

Алгоритм.

Поставить в начальную форму.

2.Определить род.

3.Выделить окончание.

4. Определить склонение.


 


 


 


 


 


 


 

 
 

Подведение итогов . Рефлексия.

 

Вернемся к тем целям, которые была поставлены в начале урока.

-

Мы ответили на эти вопросы?

-Какой признак есть ещё у имени существительного?

-Сколько склонений есть в русском языке?

- Как определить склонение существительных?

- Зачем необходимо научиться определять склонение существительных?

 


 

-Проверим свои знания , выполнив тест на ноутбуках. Можете пользоваться своими опорными таблицами.


 

Рефлексия.

Д/з Ребята, предложите домашнее задание, которое вы хотели бы выполнить по этой теме.


 


 

 

Ответы учащихся.

Для правописания падежных окончаний существительных.

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Сегодня я узнал(а)…

Теперь я могу…

Я почувствовал(а), что…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Мне захотелось…

-подобрать по несколько слов разных склонений.

-найти в тексте существительные и определить склонение.

-составить небольшой рассказ с существительными разных склонений.

Работа на ноутбуках.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации