Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Три склонения имён существительных»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Учителя начальных классов МБОУ СШ № 17 Березовской Ю. А
Тема: Три склонения имён существительных.
Цель: создать условия для усвоения новых знаний.
Задачи:
· Организовать наблюдение над падежными окончаниями имён существительных, найти основания для выделения групп (склонений).
· Познакомить с делением существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний.
· Сформировать мотив к усвоению новых сведений за счёт осознания детьми факта, что знание склонения поможет им в выборе правильного окончания.
· Развивать личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.
Планируемые результаты: учащиеся научатся:
Личностные:
· выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, активность в решении учебных задач, узнавать больше, сравнивать разные точки зрения.
Предметные: наблюдать и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных,
· делать выводы,
· анализировать таблицу,
· уточнять собственные выводы, ориентируясь на таблицу,
· определять тип склонения имён существительных.
Метапредметные:
· Регулятивные
- осознавать цели и задачи изучения новой темы;
- планировать свои действия при выполнении заданий;
- осуществлять самопроверку;
· Познавательные
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации;
- находить, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка (слова, окончания слов);
- строить логические рассуждения;
- работать с таблицами.
· Коммуникативные
- понимать тексты учебников;
- формулировать собственное мнение и высказывать свои мысли;
- умение слушать и слышать друг друга;
|
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 |
Организация класса |
Организует самопроверку готовности рабочего места к уроку. . Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
|
Организовывают своё рабочее место к началу урока. Контролируют свою готовность к уроку.
|
Регулятивные: - нацеливание на успешную работу.
|
2 |
Актуализация знаний. - Что мы называем именем существительным? - Назовите постоянные признаки имен существительных. (Род, число или падеж?) - Какого рода бывают существительные? - Как определить род имени существительного? - Запишите существительные в 3 столбика, распределяя по родам, выделите окончания: автобус, молоко, корова, облако, память, аллея, воскресенье, календарь, Отечество, дедушка, комната, дядя. - Какие окончания имеют имена существительные мужского рода? женского рода? среднего рода? |
Задает вопросы, подводит итоги. |
Отвечают на вопросы. Выполняют задание. М.Р.: автобус, календарь, дедушка, дядя. Ж.Р.: корова, память, аллея, комната. С.Р.: молоко, облако, Отечество, воскресенье. Выделяют окончания существительных. |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. Регулятивные: выполнять задание, используя правило определения рода, удерживать учебную задачу. |
3 |
Постановка проблемы. Прочитайте предложение. (с доски) Бабушка рассказывала сказку об умной кошке и глупой мыши. Найдите существительные, определите род, падеж, выделите окончания. Проблема: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?
|
Организует подключение учащихся к постановке задач урока. Задает вопросы, подводит итоги. |
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, ставят задачи на исследование. Списывают. Находят существительные, определяют род, падеж, выделяют окончания, сравнивают, определяют проблему. |
Регулятивные: осознавать, цели и задачи изучения темы. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, видеть проблему. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других |
4 |
Открытие нового знания. № 50 в учебнике. 1. 1. Повторение. По какому признаку выделяются глаголы 1 и 2 спряжения? А можно ли выделить группы по склонению имен существительных по отличиям в падежных окончаниях? Предлагаю исследовать этот вопрос. 2. Исследование .Откройте учебники на страницу 22, найдите № 50. Выполните его. Работа в пятерках. – Одинаковые ли окончания ? Проверка, обсуждение результатов исследования. - У каких существительных одинаковые окончания? Какого они рода? – На сколько групп вы можете разделить существительные по падежным окончаниям? 3. Сопоставление собственных выводов с информацией «ключика» в учебнике. В чём совпали наши выводы и выводы учёных? Прочитайте правило. Какая дополнительная информация есть в определении? (Окончания –а, -я.) 4. Работа с таблицей. (№ 51, страница 23.) Какая падежная форма считается начальной формой имен существительных? Какие падежные окончания имеют существительные 1 склонения? 2 склонения? 3 склонения? В каком случае по роду можно определить склонение? |
Задаёт вопросы.
Организует самостоятельную работу, обсуждение результатов исследования и выведению «нового знания».
Организует работу по рядам в пятерках.
Организует чтение правила, добивается понимания.
Организует чтение правила, добивается понимания.
Организует работу с таблицей, задает вопросы, помогает детям делать выводы. |
Отвечают на вопросы.
Склоняют существительные стена, слуга, стол, село, степь, распределив слова между собой, выделяют и сравнивают окончания, обсуждают, делают выводы.
Читают правило, объясняют. Сравнивают свои наблюдения с правилом, делают выводы.
Рассматривают таблицу, сравнивают падежные окончания существительных, объясняют значимость граф, делают выводы. |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. работать с таблицами. Л: проявлять активность в решении познавательных задач, выражать положительное отношение к одноклассникам. К: уметь оформлять свои мысли в устной речи, высказывать и понимать речь других, понимать тексты учебников; Р: осознавать цели и задачи изучения новой темы; - планировать свои действия при выполнении заданий;
|
5 |
Закрепление изученного. Самостоятельная работа - № 51. Записать слова в 3 столбика по склонениям. Проверка фронтальная. Какие слова отнесли к 1 склонению? 2? 3? |
Организует самостоятельную работу, проверку выполнения. оценвает работу учащихся. |
Самостоятельно выполняют задание: записывают существительные в три столбика по склонениям. |
П: уметь применять правило на практике, классифицировать слова по грамматическому признаку. Л: проявлять активность в решении познавательных задач. Р: умение проверять свою работу. К: высказывать свои мысли, слушать других. |
6 |
Подведение итогов. Что нового узнали сегодня на уроке? Для чего нам это нужно знать? Кому было трудно выполнить самостоятельную работу? |
Организует рефлексивное обсуждение результатов работы на уроке. |
Осмысливают и формулируют, в чём состоит личный результат на уроке. |
Р: способность к самооценке своей деятельности и результатов работы.
|
7 |
Домашнее задание. № 2, стр. 14 в рабочей тетради, выучить правило на странице 22 учебника. |
Записывает на доске домашнее задание, объясняет задачу. |
Записывают д/з в дневнике. |
Л: уметь принять задание |