Урок по литературе «2 глава "Княжна Мери" из "Журнала Печорина"» (10–11 класс)
Урок по 2 главе «Княжна Мери» из «Журнала Печорина».
Тема: Грушницкий и Печорин
Орг. Момент.
Какое произведение мы читаем?
К какому жанру относится это произведение?
Как вы понимаете выражение «психологический роман»?
Чем он отличается от обычного романа? (здесь присутствуют психологические приемы: самоанализ и психологические портреты)
Актуализация знаний
«За что они меня все так ненавидят?»
Из какой повести эта фраза? (Княжна Мери)
Глава «Княжна Мери» является кульминацией всего романа.
Словарная работа
Кульминация – это наиболее напряженный момент в развитии событий.
В этой главе герой максимально раскрывает свой характер через поступки и отношение к людям.
Беседа по содержанию
Где происходят события этой главы?
Сколько по времени продолжаются эти события?
В каком обществе оказывается главный герой?
Как вы понимаете выражение «водяное общество»?
Привычно ли это общество для Печорина? (как Печорин чувствуют себя в таком обществе?)
Характеристика «водяного общества»
Пьют, но не воду…
Лечатся, но не от болезней…
Шутят, но не от радости…
Любят, но… (продолжите мысль)
Введение в тему (Работа с текстом)
Кого встречает Печорин возле Елизаветинского источника?
Найдите в тексте описание этого персонажа.
«Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно»
Как относится Грушницкий к Печорину?
Как Печорин отзывается о Грушницком?
Как вы понимаете фразу: «хотя наружно мы в самых дружеских отношениях»?
(отношения внешне хорошие, напоказ)
Как вы понимаете слова Печорина: «Мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» (когда-нибудь мы поссоримся, и один из нас пострадает)
Печорин дает нам портрет Грушницкого. Каков же он на самом деле. О чем говорят его привычки, внешность и поступки.
Характеристика Грушницкого
Внешность, поступки, привычки |
Черты характера |
Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. |
Гордиться собой |
В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии. |
Глуп |
Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою |
Эгоистичен, самолюбив |
Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях |
Лицемер |
Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза |
Труслив |
(Грушницкий – это отрицательная копия Печорина, которая состоит только из его пороков, Грушницкий эгоистичен, самолюбив, тщеславен, корыстен. Рядом с Печориным, Грушницкий выглядит жалким и смешным. Грушницкий – карикатура на Печорина)
Итог урока
Почему у Печорина возникает недоброе чувство по отношению к Грушницкому?
Чем же, по вашему мнению, может закончится эта история?
Домашнее задание: Выписать всех действующих лиц этой повести и описание к ним.