Урок литературы в 10–11 классах на тему «Дуэль Грушницкого и Печорина»
Дуэль Грушницкого и Печорина
Цель: проанализировать эпизод «Дуэль Печорина с Грушницким», выяснить, как раскрываются характеры героев в этом эпизоде.
Ход урока:
Введение в тему
Чтение эпиграфа
«Я его также не люблю: я чувствую,
что мы когда-нибудь с ним столкнемся
на узкой дороге, и одному из на несдобровать.»
Как вы смогли догадаться, сегодня речь пойдет о Дуэли Печорина с Грушницким.
Просмотр сцены дуэли
Беседа по вопросам (краткий пересказ)
За что Печорин презирает Грушницкого?
Кто разрушил «приятельские» отношения между Печориным и Грушницким?
Как была спровоцирована дуэль? Какова роль Грушницкого в этой истории?
Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину.
Какими были условия дуэли?
Какую новую хитрость совершили противники Печорина перед дуэлью? Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его. Но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел: "...я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами. Но теперь дело выходило из границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки..."
Как вел себя Печорин, когда узнал об этом? Наконец Печорин требует себе заряженный пистолет, и подлый замысел Грушницкого не удается. Противники стреляют на равных. Печорин ранит Грущницкого. От полученного ранения тот падает с обрыва и погибает
Как раскрываются противники в самой сцене дуэли?
Сравнительная характеристика героев
Эпизод |
Печорин |
Грушницкий |
Ночь перед дуэлью |
«Два часа ночи... не спится... А надо бы заснуть, чтоб завтра рука не дрожала. Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно.» «Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были «Шотландские пуритане» я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом...» «Наконец рассвело. Нервы мои успокоились.» «Я не помню утра более голубого и свежего!.. Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу.» |
|
Поведение на поединке |
"...Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда‑то друзьями..." |
"...Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из‑за угла. Нам на земле вдвоем нет места..." |
Работа с иллюстрацией
На иллюстрации М.А. Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким» мы видим Печорина, Вернера и драгунского капитана. Печорин стоит полуобернувшись, правая рука его, только что выронившая пистолет, устало вытянута вдоль тела, левой рукой он судорожно придерживает саблю. В позе его ощущаются усталость и расслабленность после только что пережитого напряжения, а в выражении лица — понимание непоправимости случившегося, какое-то недоумение и печальное сознание, что он опять оказался «орудием казни». Кажется, что он ничего не видит вокруг себя, а, погрузившись в свои думы, повторяет: « Окончена комедия!». И в то же время в нем чувствуются какие-то скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой; он не уйдет с дуэли сломленным, хотя ему и очень тяжело.
Самостоятельное задание для учеников:
Опишите образ Печорина, созданный художником.
План:
Внешний вид
Положение тела (поза)
Выражение лица
Подведение итогов
Каково состояние Печорина после дуэли? Найдите цитату в тексте («У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели…Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один.»)
Какие новые черты характера вы увидели в Печорине? (предоставляется на выбор)
Слова для справок: мстительный, гордый, эгоистичный, подлый, милосердный, корыстный, честный, самолюбивый, бессердечный, жестокий, мужественный, храбрый, трусливый, человек чести.
Домашнее задание:
Прочитать главу «Фаталист», знать действующих лиц и порядок событий.