План-конспект исследования «Влияние внешних условий на рост и развитие горшечного растения пеларгонии»
План – конспект исследования
Тема: «Влияние внешних условий на рост и развитие горшечного растения пеларгонии»
Учитель: Карасова Елена Евгеньевна
Место работы: МБОУ «СОШ» с. Айкино Усть-Вымского района Республики Коми
Предмет: биология
Класс: 6 класс
Базовый учебник: УМК Суховой Т.С.
Цель исследования: Создать условия для исследовательской деятельности детей; организовать процесс исследования для выяснения влияния условий окружающей среды на рост и развития растений.
Задачи:
-Обучающие: Познакомить с условиями окружающей среды, которые влияют на рост и развитие растений; исследовать результаты влияния факторов среды; обобщить знания и опыт, полученные в ходе исследования.
-Развивающие: Развивать творческое и логическое мышление, умение ставить перед собой задачи и решать их, видеть проблему, решать её и делать выводы. Самостоятельное добывание знаний. Применение знаний на практике.
-Воспитательные: Формировать интерес к предмету, научить работать в коллективе, контролировать участников процесса и сам процесс.
Форма обучения учащихся: Коллективная, групповая, индивидуальная.
Структура и ход исследования
№ | Этапы исследования | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1 | Мотивация к исследовательской деятельности. Цель: Включение учащихся в исследовательскую деятельность. | Демонстрирует среди горшечных растений школы разной (бледные хилые и мощные сочные) степени развитости, цвета, высоты, кустистости растений. Задаёт вопрос: Какие растения вам больше нравятся? Хотите, чтобы у вас дома ВСЕ растения были такими же здоровыми и красивыми? | Описывают и анализируют увиденное. Решили, что хотят иметь дома красивые и сильные растения. | Личностные: Формирование интереса к изучению предмета исследования. Регулятивные: Принимать учебную задачу. |
2 | Актуализация знаний. Цель: Готовность к мышлению и осознание потребности в новых знаниях. | Урок 1 в блоке «Покрытосеменные». Предлагает вспомнить условия окружающей среды, влияющие на рост и развитие домашних растений. | На основе своих знаний предлагают разные варианты ответов. | Познавательные: Осуществлять актуализацию ранее изученных знаний, умений, навыков. Коммуникативные: Умение слушать и слышать собеседника, проявление толерантности к мнению собеседника. |
3 | Выход на тему исследования. Цель: Постановка цели исследовательской деятельности, выбор способа действия. | Предлагает связать внешний вид растений и условия окружающей среды. На основе выводов детей предлагает выдвинуть тему исследования. Предлагает сформулировать пути достижения поставленной цели. | Делают предварительный вывод о зависимости тех условий, в которых произрастают растения. Дети выдвигают тему. Предлагают осуществить посадку одинаковых растений, но выращивать их в разных условиях. | Познавательные: Уметь структурировать знания, выстраивать логическую цепочку, уметь рассуждать. Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели исследования. Коммуникативные: Уметь с точностью выражать свои мысли. |
4 | Выявление места и причины затруднения. Цель: Выдвижение гипотез для постановки эксперимента. | Задаёт вопрос: Какие условия питания наиболее благоприятно повлияют на рост и развитие наших растений? (вода, раствор минеральных солей и органические вещества) | Выдвигают гипотезы, какое из растений выживет и будет более красивым и сильным: 1.поливаемое водой; 2.поливаемое минеральными солями; 3.поливаемое раствором сахара; 4.растение, в горшок которого закопана голова рыбы. | Познавательные: Уметь формулировать исследовательскую деятельность. Регулятивные: Принимать учебную задачу. |
5 | Реализация построенного исследования. Цель: Построение и фиксация новых знаний через систему повторений и действий. | Контроль за выполнением условий исследования. | 1.Групповая работа по посадке 4-х растений пеларгонии одного возраста с выполнением ранее установленных условий (см. гипотезы). 2.В течение 3-х весенних месяцев осуществляют полив согласно выдвинутым гипотезам. 3.Микровыводы: Визуальный контроль за ходом эксперимента заносят в таблицу результатов (см. приложение к данному плану-конспекту исследования). | Познавательные: Выполнять действия по алгоритму, осуществлять актуализацию ранее изученных знаний, умений, навыков. Регулятивные: Формировать умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результату, осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативные: Уметь согласованно работать в группе. |
6 | Рефлексия исследовательской деятельности. Цель: соотнесение цели исследования и его результатов, самооценка работы группы. | По прошествии 3-х месяцев перед выходом на летние каникулы на заключительном уроке объявляет об окончании исследования. | 1.Сравнивают гипотезы и внешний вид растений. 2.Анализируют данные таблицы результатов. 3.На основании таблицы результатов и визуального осмотра всех 4-х растений делают выводы о влиянии минеральных и органических веществ на рост и развитие горшечного растения пеларгонии. Самооценка: Удовлетворение от своих действий и результата исследования. Возможность использования опыта, приобретённого в ходе исследования, в дальнейшей практической жизни. | Личностные: Самооценка, оценка других, определение успешности своей работы и работы группы. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Приложение к исследованию
Таблица результатов исследования
Критерии | Дата посадки | Дата полива | Визуальные результаты |
Растение 1 (вода) | |||
Растение 2 ( вода и минеральные соли) | |||
Растение 3 (сахарный раствор) | |||
Растение 4 (голова рыбы) | |||
Итоговые выводы: |
Марина Александровна Акопян
Надежда Алексеевна Паршукова