Урок биологии в 6 классе «Рост и развитие растений»

3
0
Материал опубликован 19 August 2016 в группе

Цель: изучить особенности индивидуального развития цветкового растения.

Задачи:

Образовательные:

Изучить с учащимися  условия прорастания семян;

Изучить особенности прорастания семян;

Познакомить учащихся с основами роста и развития проростка и взрослого растения.

Развивающая: развивать творческую активность и интерес к предмету биологии у учащихся.

Воспитательная: показать необходимость бережного отношения к природе.

         

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Мы продолжим изучение темы «Рост и развитие растений», которую начали на прошлом уроке.

На предыдущих уроках вы уже познакомились с процессом размножения организмов. Вы изучили виды размножения (или способы). Какие? (Бесполое, половое).

Вы выяснили, как происходит половое размножение у растений, а на прошлом уроке вы узнали, что рост и развитие – это одни из основных признаков живых организмов, а так же вы познакомились с начальными этапами индивидуального развития растений. А сегодня на уроке мы продолжим выстраивать цепочку этапов индивидуального развития растений.

Цель нашего урока: изучить особенности индивидуального развития цветкового растения.

А, чтобы достичь этой цели; мы должны с вами вместе на уроке выяснить условия, необходимые для прорастания семян, изучить особенности прорастания семян, а так же познакомиться с основами роста и развития проростка и взрослого растения.

Итак, отправляемся в путь.

Вот, что вы выяснили на прошлом уроке:

Зигота   -----------. Зародыш----------т.е., что у цветковых растений начало развития – это оплодотворение яйцеклетки и образование зиготы. После ее многократных делений формируется зародыш. Что же дальше?

Скажите пожалуйста, где находится зародыш? (В семени)

Что такое семя? (Семя - это зародыш, приостановившийся в своем развитии, снабженный питательными веществами и окруженный защитными покровами).

Стихотворение «В каждом семени таится маленькая тайна»

В каждом семени таится маленькая тайна,

Посмотришь -  кажутся невзрачными совсем.

Но стоит уронить нечаянно,

Иль все же в землю опустить как в колыбель,

Прикрыть «пуховым одеялом»,

Я правду говорю, поверь,

Ты в сказку приоткроешь дверь.

В воде лишь надо растворить чуть-чуть тепла души,

Лучистую улыбку, добавить нежность рук

И сим раствором оросить, мой друг,

Все «сундучки» с секретом,

Замочки щёлкнут вдруг

Из них появятся при этом былинки малыши.

Такие нежные, такие разные,

Но без сомнения, прекрасные

На мать – Весну похожи - так же хороши!

Как же разбудить зародыш? Какие условия среды нужно создать для того, чтобы он продолжил своё развитие?

Работа в группах.

Я предлагаю  вам объединиться в группы по 4 чел, обсудить и высказать свои предположения по вопросу: как разбудить зародыш? Что ему нужно для этого?

Предположительные ответы: вода, почва, тепло, воздух и др. (записи на доске).

Задание каждой группе:                                                                                   

 

Карточка №1

Придумать опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужна вода?

Обратите внимание на лежащие  перед вами семена (горох, фасоль, морковь, редис, рис). Всем ли этим семенам нужно одинаковое количество воды.

Карточка №2

Придумать опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужно тепло?

Пользуясь таблицей в учебнике на стр. 141.установите, при какой температуре будут прорастать предложенные вам семена? (огурец, томат, капуста, морковь, горох, пшеница).

Карточка №3

Придумать опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для прорастания семян необходим воздух (кислород)?

Как вы думаете, всем ли семенам всех ли растений необходимо одинаковое количество кислорода?

По мере выступлений учащихся открывается сравнительная таблица на доске.

Итак, мы выяснили, какие оптимальные условия необходимы для прорастания семян.

Теперь перейдем непосредственно к самому прорастанию.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды – это мы с вами выяснили.

Работа в парах.

У вас на столах лежат семена: сухие и смоченные водой. Внимательно рассмотрите их, попробуйте на вкус и те, и другие, определите где - сухие, а где – смоченные водой семена и скажите, чем отличаются сухие семена от смоченных водой? (Размеры больше, сладкие).

Что обычно придает пище сладкий вкус? (сахар) В данном случае – глюкоза.

Вы сравнили на вкус сухие и смоченные семена, - разные на вкус. Откуда же взялся сахар (глюкоза) в семенах? Вы знакомились уже со строением семени.

 Таблица на доске «Строение семени».

Что помимо зародыша есть еще в семени? (Эндосперм). А что в эндосперме накапливается? (Питательные вещества). А какие? (Крахмал). Зародыш не может потреблять питательные вещества в сухом виде, только растворённые. Вода активизирует вещества, которые способствуют превращению нерастворимого крахмала в растворимую глюкозу, которая помещается в зону роста. Поэтому семена, смоченные водой, становятся больше (набухают), а затем становятся сладкими на вкус.

Как только глюкоза начнет поступать к зародышу, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. А что происходит дальше, вы попробуете сами выяснить, а затем составить об этом рассказ. Для этого вы будете использовать текст учебника, рисунки учебника на стр. 142 и 143. а так же  зрительный ряд, который вам предложен из пророщенных семян. (Рассказ составить в тетрадях по заданию 107).

Работа в парах или в группах (по обстоятельствам.)

Обратить внимание на подземное и  надземное прорастание? Чем эти два типа прорастания различаются между собой? Что такое проросток?

Итак, мы выстроили цепочку этапов индивидуального развития цветкового растения.

Теперь нам осталось выяснить, за счет  чего растет и развивается проросток  и взрослое растение.

Почему зародыш растет, проросток  развивается?  Что постоянно делится?  (Клетки).

Происходит деление и рост клеток.

А откуда зародыш получает питание? (Из эндосперма). Как  это можно доказать? (Ищем ответ в учебнике на стр. 142 и рис. на  стр. 143).

Работа с природным материалом.

Перед вами на столе лежат образцы проросших

 семян(проростков), определите, какие из них проросли из целых семян, а какие – с удаленным эндоспермом. (Учащиеся работают в парах.)

Рассказ учителя. Как только хорошо сформируется и закрепиться корешок в почве проросток начинает вести самостоятельную жизнь и превращается во взрослое растение. Снабжение питательными веществами из эндосперма прекращается, и проросток начинает питаться самостоятельно. У растений рост продолжается в течение всей жизни.

Как вы думаете, благодаря чему это происходит? (это происходит благодаря тому, что у них в определенных  местах, например, на кончиках корня, побега, находится образовательная ткань, клетки  которой обладают способностью к активному делению.

3. Закрепление материала.

а)  Тест.

б)  Какие  новые понятия для себя на сегодняшнем уроке вы узнали.

Запишите в словарик

Мы сегодня с вами  раскрыли еще одну из многочисленных тайн природы, ведь их у нее бесчисленное количество, а каждый урок биологии – это вновь и вновь сделанное вами открытие. Посмотрите, ребята, еще раз на эти нежные , тонкие проростки. Какие чувства у вас вызывают они? Каждое растения от небольшого полевого цветочка до высокого древесного развивается из такого маленького семени. А сколько трудностей нужно преодолеть , чтобы стать прекрасным цветком или стройным деревом. Я предлагаю вам послушать стихотворение «Рождение березы».

4.    Домашнее задание   п. 21.

5.    Итог  урока.

Комментарии
Комментариев пока нет.