Материал для уроков русского языка во 2 классе «Части речи в русском языке. Закрепление»
ТЕМА: Части речи в русском языке. Закрепление.
ЦЕЛИ:
1. углубить представления учащихся о частях речи; повторить алгоритм распознавания частей речи (значение, вопрос);
2. способствовать развитию умения различать изученные части речи и сравнивать их; узнавать их в словосочетаниях, предложениях, текстах; содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса учащихся;
3. создать на уроке атмосферу сотрудничества, содействовать формированию элементарных умений строить свои межличностные отношения; воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование широкой мотивации к учебной деятельности, включающей учебно — познавательные и внешние мотивы, формирование учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; умение планировать учебную деятельность на уроке и использовать необходимые средства: учебник, тетрадь;
Познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям; умение использовать знаково - символические средства; умение работать в группах;
-Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение выражать собственное мнение, умение обосновывать свой выбор, умение работать в группе, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
-Предметные:
-развивать орфографическую зоркость, переключаемость внимания, оперативную память;
- уточнить представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
- воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.
..
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Проверим готовность к уроку. На парте лежит учебник, дневник, тетрадь, пенал.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2. Мотивация.
Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие по Стране Русского языка. Во время путешествия побываем на станциях, где повторим правила и основные орфограммы, которые изучили. Наш состав потянет паровозик.
Учитель: Отправляемся от станции под названием “Я+Ты=Мы” ( Слайд)
Учитель: Первая станция “Чистописанкино”.
Записываем в тетрадь три таких соединения. (Даем характеристику букве и звуку ). Лента букв нам поможет.( лист самоконтроля)
Учитель: следующая станция “Словариково”.
Отгадываем загадки, отгадки записываем в тетрадь, выделяя орфограммы, пишем через запятую.
а) Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
б) Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
в) На сучке-арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась -
Все раскатилось. (Горох)
г)Вьется речка - мы лежим,
Лед на речке - мы бежим. (Коньки)
д) Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в .... (Молоко)
Учитель: Взаимопроверка .работа в парах.
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой.
Встали те ребята, кто написал слова правильно. Молодцы, погладили себя по головке, остальные ребята увидели свои ошибки, необходимо будет выучить слова, в которых ошиблись. ( оцените себя в листе самоконтроля)
Учитель : Следующая станция “Учебкино”.
-Разгадайте, какие слова я зашифровала, и определите тему сегодняшнего урока.
СЧИТА ЧИЕР
-Части речи. Правильно.
-Какие части речи мы уже с вами знаем?(Ответы детей)
-Но, если мы их уже знаем, зачем снова проводим урок про части речи, как вы думаете?
Учащиеся: Мы вспомним всё, что узнали на уроках. Проверим, хорошо ли мы усвоили эти знания, что знаем хорошо, а что упустили. Умеем ли применять эти знания в работе.
Вот мы сами и сформулировали тему нашего урока.
«Части речи в русском языке. Закрепление».
Повторение изученного по вопросам учителя ( игра « Крестики –нолики»)
- Ребята, я предлагаю вам закрепить свои знания на практике. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас на листочке .
- А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х,
если не согласны 0.
Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.
Итак, начинаем
1 Существительное, прилагательное, глагол - это части речи Х
2. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 0
3. Часть речи, которая обозначает действие предмета- глагол Х
4 Имя прилагательное обозначает предмет 0
5. Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что?0
6 Чтобы узнать, какой частью речи является слово, нужно поставить вопрос к слову.Х
Х | 0 | Х |
0 | 0 | Х |
Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь листочками. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит все ответы верны. ( работаем с листом самоконтроля)
Работа в группах.
Учитель: Сейчас мы разделимся на 3 группы. Ребята 1 ряда - первая группа, 2 ряда -вторая, 3 ряда - третья.
Вспомним правила работы в группе. ( Слайд)
1) работать дружно;
2) уметь слушать чужое мнение;
3) уважать мнение другого;
4) вместе решать проблему и приходить к общему решению.
- В классе развешаны листы со словами: ветер (С), бежит (Г), метель (С), холодный (П), рисует (Г), красный (П), зима (С), вкусный (П), падает (Г). Каждой группе надо собрать соответствующие слова по признаку части речи. 1 группа “Имя существительное”, 2 - “Имя прилагательное” 3 - “Глагол”.
Дети начинают работу.
Учитель : проверим, что у вас получилось .
Учитель: Двигаемся дальше. Следующая станция “Умнейкино”.
Систематизация и обобщение.
- Давайте послушаем отрывок из песни. Кто знает как называется эта песня? Из какого она мультфильма?
(Слайд мамонтёнок обращается к ребятам) давайте поможем мамонтенку найти маму. Для этого нужно выполнить следующее задание «Распредели слова по колонкам»:
- Что нужно знать для того, чтобы правильно определить части речи? (алгоритм)
1.Задаём к слову вопрос.
2. Определим, что обозначает слово.
3. Назовём часть речи, запишем в нужную колонку.
Перед вами текст песни « Песенка мамонтёнка» вам нужно найти и выписать в нужную колонку 3 существительных, 3 прилагательных , 3 глагола
( раздать ребятам таблицу)
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
| | |
Проверим вашу работу. Оцените свою работу в листе самоконтроля.
Итог урока
- Вот и подходит к концу наш с вами урок.
- Давайте расскажем то, что мы знаем о частях речи (обозначают предметы, отвечают на вопросы)
-Какие задачи мы ставили в начале урока, и удалось ли их решить? (Мы повторяли, закрепляли части речи ,тренировались в определении слов –предметов, признаков и действий предметов, учились применять правила . Мы решили все задачи!)
-Какие части речи мы вспомнили?
-Достигли цели?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Какое задание вызвало затруднение?
-С каким настроением уйдёте с урока?
Рефлексия :
« Корзина идей».