Урок окружающего мира в 4 классе «Чудо-волны»

0
0
Материал опубликован 15 March 2017

Пояснительная записка к презентации

 

МКОУ ООШ №2 г. Пудожа

Урок по окружающему миру.

4 класс.

А.А.Вахрушев. Программа 2100.

Тема:

«Чудо-волны»

Подготовила:

Соловьёва Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов,

МКОУ СОШ №2 г. Пудожа

 

Цель:

сформировать представления о свойствах света и звука;

формировать умения работать с дополнительной литературой, проводить эксперименты.

Задачи:

дать представление о звуке и свете, что является их источником;

показать практическое значение изученного материала;

научить обрабатывать и обобщать полученную в результате опытов информацию.

Планируемые результаты:

Предметные:

Освоение доступных способов изучения природы (опыты, сравнение, классификация)

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

Осознание целостности окружающего мира.

Метапредметные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и природных явлений действительности в соответствии с предметом «Окружающиё мир»

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества.

Умение находить выходы из спорных ситуаций.

Мотивация к творческому труду, работа на результат.

Оборудование: иллюстрации к темам «Свет» и «Звук», стакан с водой, карандаш, камертон, толковый словарь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Организационный момент.

Психологический настрой:

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

 

Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.

Беседа.

- Ребята, перед вами лежит кроссворд (кроссворд корректно работает только в РР2007. Его так же можно показать целиком для проверки после разгадывания детьми). Ваша задача разгадать зашифрованное слово. Именно это слово будет ключевым на нашем уроке. Сегодня мы будем работать в парах. Чем дружнее и сплочённее ваша команда, тем лучше вы справитесь с работой.

И так, я читаю вопрос. А вы вписываете ответ.

Вопросы:

Как называется движение воздуха?

Межзвёздное пространство – это….

Как называются мельчайшие носители отрицательного электронного заряда?

Что предшествует грому?

Из чего состоят все тела?

Слайд с кроссвордом идёт параллельно с заполнением.

- Какое слово у вас получилось? (ВОЛНЫ)

- Кто знает, что такое волны? Ответы детей.

А сейчас давайте посмотрим значение слова «волна» в толковом словаре, который лежит у вас на парте.

Ответ: 1 значение: водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности. 2 значение: колебательные движения в физической среде, распространение этого движения.

- Что же получается? У слова волна есть два значения! А кто догадался. Как называется тема нашего урока? (Волны) Слайд и темой.

- Правильно. Молодцы. Сегодня нам предстоит исследовать и понять, что же такое волны и для чего они нам нужны.

Проблемная ситуация.

Слайд 2. Море. Шум моря (запись)

- Где ещё встречаются волны?

- Давайте проведём опыт. Слайд с камертоном. А что это такое вам расскажет Дёмина Юля. (В руках у учителя камертон для наглядного показа). Это – камертон, источник звука, представляющий собой изогнутый и закрепленный посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по стержню камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном.

- Что мы слышим? (звук)

- Как мы его слышим? (Мы слышим звук при помощи уха).

- Что мы видим? (Ничего)

- А если зажать металлический стержень пальцами, что произойдёт? (Звук перестанет распространяться).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на поставленные вопросы.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Давайте попробуем выяснить, что же такое звук и где мы его встречаем Объединитесь в две группы. Каждой группе необходимо ответить на два вопроса, ответы на эти вопросы вы найдёте в учебнике.

Работа в группах:

- возьмите из конверта №1 вопросы.

1 группа.

Страница 112, 1 абзац, рис.1

Вопрос:1 что такое звук, звуковые волны?

Страница 112, 2 и 3 абзацы, рис. 2,3,4,5.

Вопрос 2: как распространяются звуковые волны?

2 группа. Страница 113, Рис. 6,7.

Вопрос 1: Что влияет на прохождение звука?

- Страница 113, последний абзац.

Вопрос 2: как люди применяют звук?

( дети по одному из каждой группы дают ответ на свой вопрос)

- Очень хорошо! Вы доказали, что человек очень часто использует свойства звука в жизни. Эта тема очень важна.

- А сейчас мы немного отдохнём.

Физминутка для глаз.

Часть 2.

- Есть ли другие колебания в природе? Слайд. «Свет».

- Что такое свет? Давайте посмотрим в словарях значения слова СВЕТ.

(работа со словарём).

Давайте обратимся к учебнику.

Работа в группах:

- возьмите вопросы в конверте №2 .

1 группа отвечает на вопрос «Что излучает свет?»

2 группа – «Как распространяется свет? Слайд « Фары».

- Молодцы. Хорошо. Давайте сравним звуковые и световые волны.

Таблица.

Свет Звук

видим не нуждается в среде слышим нуждается в среде

- Молодцы.

- Давайте с вами проведём опыт. ( каждой группе выдаётся стакан с водой и цветной карандаш)

- Что вы видите у себя на столе? (стакан с водой)

- Поставьте в него карандаш.

- Что видите? (карандаш кажется сломанным).

Слайд с карандашом.

- Правильно. Лучи света, попадая в прозрачную среду, слегка изменяют своё направление, преломляются. Прочитайте 2 абзац на странице 115 учебника.

Слайд с призмой. ( дать детям призму)

- Что произошло с белым солнечным лучом? (он преломился и стал разноцветным).

- Какое явление в природе вам это напоминает? (радугу)

- Когда мы наблюдаем радугу? (после дождя) Слайд с радугой.

- Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами. Это разложение света. В результате образуется яркая цветная дуга.

Динамическая пауза.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Работа в рабочей тетради.

1,2,3 задания на выбор в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙV. Домашнее задание.

Чтение учебника: стр. 116-117 «Что чувствуют приборы» Ответить на вопрос 3 стр.117. Р.Т. 2 любых задание 4-7 .

Посоветуйся с родителями.

 

V. Итог урока.

Подведение итога.

- Как называлась наша тема? (Чудо-волны)

- А мы с вами говорили о волнах. Так почему же они ЧУДО? (Предполагаемые ответы детей: потому что мы слышим звуки, видим цвета …)

- Молодцы. Хорошо.

Рефлексия.

А сейчас возьмите из конверта разноцветные кружочки. У каждого их три: жёлтый, красный и зелёный. На эту чудесную ёлочку вы прикрепите тот кружочек, который посчитаете нужным.

Зелёный– всё понял на уроке.

Красный – частично понял.

Жёлтый – ничего не понял.

Посмотрите ребята. У нас получилась замечательная, нарядная новогодняя ёлочка. Я очень рада, что вы все поняли тему нашего урока.

 

Список использованной литературы:

А.А.Вахрушев. «Мир и человек». Учебник. 2 ч.

А.А.Вахрушев. «Мир и человек». Рабочая тетрадь 2 ч.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

«Свет» http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D1%8B+%D1%81%D0%BE+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BC+&stype=image

 
 


видео
AVI / 71.2 Мб

видео2
MP4 / 9.65 Мб

задание
DOCX / 10.6 Кб

физминутка
MP4 / 2.07 Мб

презентация
PPT / 2.65 Мб

Предварительный просмотр презентации

Чудо - волны Подготовила Соловьёва Ольга Анатольевна учитель начальных классов МКОУ СОШ № 2 г. Пудожа

С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Раз, два, три, четыре, пять – Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь. И тихонечко садитесь.

ЧУДО - ВОЛНЫ: лучи ВОЛНООБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЧАСТИЦ В ПРИРОДЕ ОЧЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНЫ. ИЗУЧАЯ ИХ, ЧЕЛОВЕК СУМЕЛ СОЗДАТЬ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ…

Камертон - (нем. Kammerton), источник звука, представляющий собой изогнутый и закрепленный посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по стержню камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном. Камертон – изобретен в 18 веке для настройки музыкальных инструментов.

Работа в группах: Работа в группах: 1 группа. Страница 112, 1 абзац, рис.1 Вопрос:1 что такое звук, звуковые волны? Страница 112, 2 и 3 абзацы, рис. 2,3,4,5. Вопрос 2: как распространяются звуковые волны? 2 группа. Страница 113, Рис. 6,7. Вопрос 1: Что влияет на прохождение звука? Страница 113, последний абзац. Вопрос 2: как люди применяют звук?

свет

Работа в группах: группа вопрос «Что излучает свет?» 2 группа вопрос «Как распространяется свет?

Свет тоже представляет собой колебания, но не частиц окружающей среды, а специальных частиц, несущих свет – фотонов. Поэтому свет проходит через пустоту, причем именно в пустоте он достигает самой большой скорости 300 000 км/ч.

Нуждается в среде Не нуждается в среде Нуждается в среде Не нуждается в среде Слышим Видим

Преломление света

Когда мы наблюдаем радугу?

Чем выше точка зрения, тем радуга полнее — с горы или самолёта можно увидеть и целую окружность. радуга с самолета

Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь 1,2,3 задания на выбор

всё понял на уроке. частично понял. ничего не понял.

Чтение учебника: стр. 116-117 «Что чувствуют приборы» Ответить на вопрос 3 стр.117. Р.Т. 2 любых задание 4-7 .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.