Урок окружающего мира в 4 классе «Чудо-волны»
Пояснительная записка к презентации
МКОУ ООШ №2 г. Пудожа
Урок по окружающему миру.
4 класс.
А.А.Вахрушев. Программа 2100.
Тема:
«Чудо-волны»
Подготовила:
Соловьёва Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов,
МКОУ СОШ №2 г. Пудожа
Цель:
сформировать представления о свойствах света и звука;
формировать умения работать с дополнительной литературой, проводить эксперименты.
Задачи:
дать представление о звуке и свете, что является их источником;
показать практическое значение изученного материала;
научить обрабатывать и обобщать полученную в результате опытов информацию.
Планируемые результаты:
Предметные:
Освоение доступных способов изучения природы (опыты, сравнение, классификация)
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
Осознание целостности окружающего мира.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и природных явлений действительности в соответствии с предметом «Окружающиё мир»
Личностные:
Развитие навыков сотрудничества.
Умение находить выходы из спорных ситуаций.
Мотивация к творческому труду, работа на результат.
Оборудование: иллюстрации к темам «Свет» и «Звук», стакан с водой, карандаш, камертон, толковый словарь.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. |
Организационный момент.
Психологический настрой: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать.
Раз, два, три, четыре, пять – Вы друг другу улыбнитесь. Беседа. - Ребята, перед вами лежит кроссворд (кроссворд корректно работает только в РР2007. Его так же можно показать целиком для проверки после разгадывания детьми). Ваша задача разгадать зашифрованное слово. Именно это слово будет ключевым на нашем уроке. Сегодня мы будем работать в парах. Чем дружнее и сплочённее ваша команда, тем лучше вы справитесь с работой. И так, я читаю вопрос. А вы вписываете ответ. Вопросы: Как называется движение воздуха? Межзвёздное пространство – это…. Как называются мельчайшие носители отрицательного электронного заряда? Что предшествует грому? Из чего состоят все тела? Слайд с кроссвордом идёт параллельно с заполнением. - Какое слово у вас получилось? (ВОЛНЫ) - Кто знает, что такое волны? Ответы детей. А сейчас давайте посмотрим значение слова «волна» в толковом словаре, который лежит у вас на парте. Ответ: 1 значение: водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности. 2 значение: колебательные движения в физической среде, распространение этого движения. - Что же получается? У слова волна есть два значения! А кто догадался. Как называется тема нашего урока? (Волны) Слайд и темой. - Правильно. Молодцы. Сегодня нам предстоит исследовать и понять, что же такое волны и для чего они нам нужны. Проблемная ситуация. Слайд 2. Море. Шум моря (запись) - Где ещё встречаются волны? - Давайте проведём опыт. Слайд с камертоном. А что это такое вам расскажет Дёмина Юля. (В руках у учителя камертон для наглядного показа). Это – камертон, источник звука, представляющий собой изогнутый и закрепленный посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по стержню камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном. - Что мы слышим? (звук) - Как мы его слышим? (Мы слышим звук при помощи уха). - Что мы видим? (Ничего) - А если зажать металлический стержень пальцами, что произойдёт? (Звук перестанет распространяться). |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Находить ответы на поставленные вопросы. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. |
- Давайте попробуем выяснить, что же такое звук и где мы его встречаем Объединитесь в две группы. Каждой группе необходимо ответить на два вопроса, ответы на эти вопросы вы найдёте в учебнике. Работа в группах: - возьмите из конверта №1 вопросы. 1 группа. Страница 112, 1 абзац, рис.1 Вопрос:1 что такое звук, звуковые волны? Страница 112, 2 и 3 абзацы, рис. 2,3,4,5. Вопрос 2: как распространяются звуковые волны? 2 группа. Страница 113, Рис. 6,7. Вопрос 1: Что влияет на прохождение звука? - Страница 113, последний абзац. Вопрос 2: как люди применяют звук? ( дети по одному из каждой группы дают ответ на свой вопрос) - Очень хорошо! Вы доказали, что человек очень часто использует свойства звука в жизни. Эта тема очень важна. - А сейчас мы немного отдохнём. Физминутка для глаз. Часть 2. - Есть ли другие колебания в природе? Слайд. «Свет». - Что такое свет? Давайте посмотрим в словарях значения слова СВЕТ. (работа со словарём). Давайте обратимся к учебнику. Работа в группах: - возьмите вопросы в конверте №2 . 1 группа отвечает на вопрос «Что излучает свет?» 2 группа – «Как распространяется свет? Слайд « Фары». - Молодцы. Хорошо. Давайте сравним звуковые и световые волны. Таблица. Свет Звук ↙ ↘ ↙ ↘ видим не нуждается в среде слышим нуждается в среде - Молодцы. - Давайте с вами проведём опыт. ( каждой группе выдаётся стакан с водой и цветной карандаш) - Что вы видите у себя на столе? (стакан с водой) - Поставьте в него карандаш. - Что видите? (карандаш кажется сломанным). Слайд с карандашом. - Правильно. Лучи света, попадая в прозрачную среду, слегка изменяют своё направление, преломляются. Прочитайте 2 абзац на странице 115 учебника. Слайд с призмой. ( дать детям призму) - Что произошло с белым солнечным лучом? (он преломился и стал разноцветным). - Какое явление в природе вам это напоминает? (радугу) - Когда мы наблюдаем радугу? (после дождя) Слайд с радугой. - Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами. Это разложение света. В результате образуется яркая цветная дуга. Динамическая пауза. |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
Работа в рабочей тетради. 1,2,3 задания на выбор в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙV. Домашнее задание. |
Чтение учебника: стр. 116-117 «Что чувствуют приборы» Ответить на вопрос 3 стр.117. Р.Т. 2 любых задание 4-7 . – Посоветуйся с родителями. |
|
V. Итог урока. |
Подведение итога. - Как называлась наша тема? (Чудо-волны) - А мы с вами говорили о волнах. Так почему же они ЧУДО? (Предполагаемые ответы детей: потому что мы слышим звуки, видим цвета …) - Молодцы. Хорошо. Рефлексия. А сейчас возьмите из конверта разноцветные кружочки. У каждого их три: жёлтый, красный и зелёный. На эту чудесную ёлочку вы прикрепите тот кружочек, который посчитаете нужным. Зелёный– всё понял на уроке. Красный – частично понял. Жёлтый – ничего не понял. Посмотрите ребята. У нас получилась замечательная, нарядная новогодняя ёлочка. Я очень рада, что вы все поняли тему нашего урока. |
Список использованной литературы:
А.А.Вахрушев. «Мир и человек». Учебник. 2 ч.
А.А.Вахрушев. «Мир и человек». Рабочая тетрадь 2 ч.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
«Свет» http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D1%8B+%D1%81%D0%BE+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BC+&stype=image
видео
AVI / 71.2 Мб
видео2
MP4 / 9.65 Мб
задание
DOCX / 10.6 Кб
физминутка
MP4 / 2.07 Мб
презентация
PPT / 2.65 Мб