Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приёмов

0
0
Материал опубликован 15 December 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД №8»











Опыт работы

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приёмов























Автор составитель:

Учитель-логопед МБДОУ №8

Ионова А.В.



Миасс, 2021 г



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое описание нейропсихологических методов…………5

1.1. Основные направления нейропсихологических методов………………...5

Методика оценки нейропсихологических приёмов при помощи развивающих блоков……………………………………………………………..7

Выводы по I главе………………………………………………………………...9

Глава 2. Нейропсихологические приёмы в работе логопеда………………….10

2.1 Коррекционно – развивающие упражнения………………………………..10

2.2. Результаты развития речи детей дошкольного возраста с ОНР………….15

Выводы по II главе……………………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………19
























Введение

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но вторичными.

Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.

Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста.

Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению эффективности, оптимизации всех видов коррекционных занятий. Наблюдая за детьми во время работы по речевому развитию, я сделала вывод, что детям более интересны нетрадиционные методы развития, и решила использовать в своей работе нейропсихологические приемы, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Предмет исследования: использование нейропсихологических приёмов для детей с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования: влияние нейропсихологических приёмов на коррекцию речевых нарушений у дошкольников с ОНР.

Цель: способствовать развитию речи дошкольников посредством нейропсихологических приёмов.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме и отобрать нужную информацию.

2. Уточнить понятие речевой функции с точки зрения нейропсихологии;

3.Создать картотеку нейропсихологических игр для индивидуальных и подгрупповых занятий.

4. Привлечь родителей к работе по развитию речи посредством нейропсихологических приёмов и познакомить их с методикой.

Гипотеза исследования: предположить, что использование нейропсихологических приёмов в коррекционно-логопедической работе, проводимой с детьми с ОНР, повышает ее эффективность.

Методы исследования:

Изучение теоретических источников;

Изучение медицинской и педагогической документации;

Педагогическое исследование;

Качественный анализ и количественная обработка результатов исследования;

Практическая значимость: изложенный в работе опыт нейропсихологических приёмов может быть использован воспитателями комбинированных групп, родителями и логопедами ДОУ. 



Глава 1. Теоретическое описание нейропсихологических методов


Основные направления нейропсихологических методов


Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционную работу.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.  

Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния».

На современном этапе в нейропсихологии возникло новое направлении, которое называется нейропсихология (Хомская, 1998, Ахутина, 1998). По современным научным данным динамика развития высшей нервной деятельности, показывает, что возраст 5-7 и 9-10 – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже. В том случае, когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает испытывать трудности в обучении, в частности, ошибки на письме зачастую происходят из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей.

Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может допускать ошибки из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, не внимательности. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных детей с ярким воображением, но абсолютно неграмотных.

 

Методика оценки нейропсихологических приёмов при помощи развивающих блоков


Проведенный А. Р. Лурия (1973) анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил выявить, что осуществление любой ВПФ, например чтения или письма, требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга. При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок, по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование, и контроль – передними (лобными) отделами коры (III блок).

Первый блок мозга – Энергетический блок.

Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ.

1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а также поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- аллергии у ребенка;

- часто болеющие дети;

- гипо/гипертонус;

- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

- движение языком во время письма (другие синкинезии);

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения и др.

Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!

Признаки несформированности 2 блока:

-несформированность пространственных представлений (напр. у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);

-несформированность сенсомоторных координаций (например, согласованные глаз и действия рук и т.п.);

- трудности запоминания букв и их искажение;

-неловкость, однотипность движений.

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз: Я ДОЛЖЕН!

Признаки недостаточной сформированности у детей:

-  отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

-  упрощение любой программы;

-  пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

-  бедная речь;

-  не могут решить смысловую задачу.

Так как все вышеуказанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – развивающую работу.

Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение, недоразвитие мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Признаки нарушения взаимодействия полушарий:

Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно, у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Выводы по 1 главе:

 На современном этапе в России идет активный процесс развития системы коррекционно – развивающего обучения детей с проблемами в речевом развитии, представляющего собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий рано выявлять и своевременно оказывать детям логопедическую помощь.

В основе системы коррекционной работы лежит индивидуально- дифференцированный личностный подход, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т. к. они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.


Глава 2. Нейропсихологические приёмы в работе логопеда

2.1 Коррекционно – развивающие упражнения

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве
динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях в структуру занятия включаю кинезиологические упражнения. Они направлены на синхронизацию правого и левого полушария головного мозга. Выполняя их, мы одновременно тренируем логику, аналитические и математические способности, воображение. Хочется отметить, что эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

Суть упражнений в выполнении правой и левой рукой разных движений. Сначала с детьми отрабатывается выполнение на ведущей руке, затем на второй, затем одновременное выполнение. Когда движения отработаны, чередуем позы на правой и левой руке, затем смена поз осуществляется через хлопок.

1.Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Мы, конечно, любим лето:

Летом все теплом согрето,

 Но за ним приходит осень,

 Хоть ее мы и не просим,

А потом идет зима –

И бела, и холодна.

За зимой идет весна –

 Вновь тепло несет она»


t1639553278aa.jpg


 

2.Кулак-ребо-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь).

 

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).


t1639553278ab.jpg


3.Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

t1639553278ac.jpg

4. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.


t1639553278ad.jpg


5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. Кулак-ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.


t1639553278ae.jpg


7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.

8. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

t1639553278af.jpg

9. Горизонтальная восьмерка. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами, взглядом, направленным на промежуток между кончиками пальцев, не поворачивая головы.

2. Дыхательные упражнения.

Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.

Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки).

Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть– открыть нос и сделать выдох.

3. Глазодвигательные упражнения.

Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают
делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный взрослым.

3. Карточки – помощники

На индивидуальных занятиях использую карточки - помощники для автоматизации и дифференциации звуков, которые помогают более интересно отрабатывать поставленные звуки (Приложение 1). Они направлены на синхронизацию правого и левого полушария головного мозга. Выполняя их, мы одновременно тренируем логику, аналитические и математические способности, воображение. Хочется отметить, что эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, повышают способность концентрироваться на выполняемой работе. Суть упражнений в выполнении правой и левой рукой разных движений. Сначала с детьми отрабатывается выполнение на ведущей руке, затем на второй, затем одновременное выполнение. Когда движения отработаны, чередуем позы на правой и левой руке, затем смена поз осуществляется через хлопок.

Представленные игры и упражнения направленны на развитие психических процессов внимание, память, мышление и сформирует важный аспект межполушарного воздействия. Улучшат моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность. Другими словами, хорошее взаимодействие левого и правого полушария. Эти упражнения помогут ребенку в дальнейшем обучении в школе.


2.2. Результаты развития речи детей дошкольного возраста с ОНР.


Исследование проводилось в группе «Буратино» МБДОУ № 2 города Миасса Челябинской области. Группа комбинированная. В соответствии с нормативно - правовой базой в указанной группе работает учитель-логопед, два воспитателя, а также помощник воспитателя.

Группу для исследования составили 9 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Наполняемость группы 25 человека, 9 детей с нарушением речи и 16 детей с нормальным развитием. Дети с нарушениями речи до начала посещения группы были обследованы специалистами медико-психолого-педагогической комиссией (ПМПК) города Миасса и получили направление в комбинированную группу детского сада. Согласно общему заключению ГПМПК, группу составили 9 человек с общим недоразвитием III уровня.

Цель исследования: развитие речи и психических процессов с помощью нейропсихологических игр у дошкольников с ОНР.

В качестве объекта исследования выступали дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Предмет исследования: влияние нейропсихологических приёмов на развитие речи и психические процессы у дошкольников с ОНР.

Задачи исследования:

- провести исследование в комбинированной группе детского сада с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включая формирующий эксперимент и выявить эффективность использование нейропсихологических игр как средство развития психических процессов и речи у детей ОНР.

В соответствии с задачами исследования в начале учебного года 2020г. проведена нейропсихологическая диагностика по Абрамовой А.Ю «Нейропсихологическая диагностика высших психических функций у детей», а также в конце года (май 2021 г) была проведена итоговая диагностика.

Нейропсихологическая диагностика была проведена по функциональным блокам мозга. В ходе диагностики были получены результаты: у детей в основном преобладает низкий и средний уровень психоречевых процессов. (таблица 1)

Второй этап исследования подразумевает коррекционно - развивающую работу с исследовательской группой детей с ОНР при помощи нейропсихологических приёмов. Вся логопедическая работа осуществляется на логопедических занятиях, которые являются основной формой коррекционного обучения и предназначены для развития всех компонентов речи.

Цель данного этапа — подобрать нейропсихологические игры на первый год обучения для формирования и повышения уровня психоречевых процессов у детей с ОНР.

Данные игры использовались систематически на подгрупповых индивидуальных занятиях, видоизменялись и усложнялись, в зависимости от темы занятия.

Последний контрольный этап исследования. Чтобы сопоставить результаты обследования, на этом этапе были использованы те же диагностические методики, что и в начале учебного года. По окончании коррекционной работы, была проведена итоговая диагностика детей исследовательской группы.

Диагностика проводилась в апреле 2021г. по тем же параметрам. (Таблица 2).

Затем был проведён сравнительный анализ результатов начала года учебного и конец года, что позволило определить динамику речевого развития и эффективность использования нейропсихологических приёмов.

Из повторного обследования детей исследовательской группы видно, что большинство детей улучшили свои показатели по блокам. (Таблица 3).



Выводы по второй главе

Таким образом, использование нейропсихологических приёмов повышает уровень развития детей

У детей повысился интерес к логопедическим занятиям, общение и взаимодействие детей с помощью речи стало более разнообразным эмоционально выразительным, личностно окрашенным.

Таким образом, нашла подтверждение гипотеза о том, что использование нейропсихологических игр положительно влияет и повышает интерес к коррекционно-логопедической работе, проводимой с детьми с ОНР.


Заключение


Подводя итог своей работы, можно сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты диагностики, представленные в приложении, где прослеживается динамика роста качественных показателей.

В заключении хочется отметить еще то, что использование нетрадиционных методов и приемов в педагогической деятельности считаю важным и обоснованным, т.к. время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас в дошкольном возрасте. Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что вопрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство — это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков.

В результате использования нейропсихологических методов в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений, у детей отмечается повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков, повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения.











Список литературы

1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.

5. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: МПСИ, 2017.

6. Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.

7.Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика

// М., 2001.

8. Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2018.

9. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2018.

10. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.//М.,2015.

11. Екжанова Е.А., Фроликова О.А., Эффективная коррекция для первоклассников//С-П., 2019.

12. Сафонов В. Как дышать, чтобы лучше жить //М. 2018

13. Абрамова А.Ю. Нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей

 










Приложение 1





t1639553278ag.pngt1639553278ah.pngt1639553278ai.pngt1639553278aj.pngt1639553278ak.pngt1639553278al.png











Приложение 2



Результаты исследования психоречевых процессов

в начале учебного года 2020

Таблица 1



Уровень выполнения заданий

I блок

II блок

III блок

итого

Высокий

2

33,3 %

1

16,7%

2

33,3%

25%

Средний

3

50,0%

2

33,3%

3

50,0%

33%

низкий

1

16,7%

3

50,0%

1

16,7%

42%



Таблица 2

Результаты исследования психоречевых процессов

в конце учебного года 2021

Уровень выполнения заданий

I блок

II блок

III блок

итого

Высокий

4

67%

4

66%

3

50%

58%

Средний

2

33%

1

17%

2

33%

29%

низкий

0

0

1

17%

1

17%

13%







Сравнительный анализ результатов начала года учебного и конец года



Таблица 3

Начало учебного года (октябрь 2020 г)

Конец учебного года (май 2021 г)

Высокий

25%

Высокий

58%

Средний

33%

Средний

29%

Низкий

42%

Низкий

13%




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации