Профилактика речевых нарушений

2
0
Материал опубликован 26 August 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска


Консультация (доклад)

«Профилактика речевых нарушений»


Составитель: учитель-логопед

Прохоренкова М.Ю.


Смоленск, 2021

​​​​​​​Профилактика речевых нарушений

Известно, что в настоящее время одной из самых распространённых форм речевой недостаточности среди детей дошкольного и младшего школьного возраста является ОНР.  Среди учащихся начальных классов нарушения письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. В исследованиях разных авторов приводятся довольно высокие показатели распространённости дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста. При обследовании письма и чтения у 186 учащихся 1 классов дислексия была обнаружена у 11%, а дисграфия – у 10% (А.Н.Корнев, 1997). По данным  Л.А.Евдокимовой, обследование более 1000 учащихся 1-3-х классов выявило дислексию у 4,8% детей.

На Царскосельских чтениях Л.Г.Парамонова привела результаты обследования речи детей дошкольного возраста Петроградского района Санкт-Петербурга, проведенные Психолого-педагогическим центром «Здоровье», в результате которых было выявлено, что в обследованных младших группах более чем у половины детей (52, 6 %) отмечались нарушения речи, не укладывающиеся в рамки нормального онтогенеза.

Отметим, что доля рождения здоровых новорожденных в течение последних нескольких лет снизилась с 43% до 37%. Сегодня около 70% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (Волосовец Т.В.), что является одним из основополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи.

К факторам риска речевых нарушений, как известно, относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом, а также мозговая недостаточность, вызванная действием биологических и социально-психологических вредностей. По данным, приводимым профессором Б.Р.Яременко, около 90 % рождающихся в Петербурге детей попадают в группу риска.

Дети группы риска должны находиться под наблюдением неонатолога или детского невролога с первых дней жизни. С этими детьми должна проводиться ранняя коррекционно-педагогическая работа, так как нарушение одних функций приводит к вторичной задержке формирования других.

Профилактика. Виды

Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.  

Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

Третичная профилактика. Социально - трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Первичная профилактика начинается еще до рождения, создание благоприятных условий матери (питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и ее близком окружении), здоровье детей зависит от экологии и экологических факторов. На ребенка в период внутриутробного развития оказывают влияние травмы, инфекции, перенесенные матерью во время родов (асфиксии, кесарево сечение).        Качество здоровья родителей падает, а при отягощении дети в два раза чаще страдают речевыми нарушениями.                                                                        

Важно психолого - педагогическое просвещение родителей.

В целях профилактики  необходимо начинать формирование характера и личности ребенка с самого раннего возраста. Сон, крик, слух, зрение, движения и другие физиологические реакции организма отражают сохранность и уровень зрелости нервной системы ребенка. Следовательно, родители и специалисты должны внимательно следить за становлением этих реакций.                         

Существует понятие «фактор риска»: различные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.                                    

Биологические факторы риска - патологические факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы после родов, наследственная отягощенность.              Дети с первичной патологией (нарушение слуха, зрения). В процессе работы с ребенком, относящихся к группе риска происходит компенсация дефектов сенсорных функций, что способствует нормализации его дальнейшего речевого развития.

Социально - психологические факторы. К социально - психологиеским факторам риска относят психологическую депривацию детей (недостаточное удовлетворение основных потребностей детей (эмоциональное и сенсорное восприятие)), отделение от матери (больница, детский дом). Нервно - психическое здоровье зависит от отношения в семье (педагогическая запущенность, наказания).

Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка.

Впервые годы жизни, ребенок должен слышать один язык. Необходимо оградить ребенка от различных стрессовых, конфликтных ситуаций. Разговаривать с ним с нормальной скоростью, спокойно, четко, договаривая окончания.                                                   

Вторичная профилактика. Нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формирует его личностные и поведенческие реакции (вторичные расстройства). В коррекционной работе должны обязательно участвовать родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос, малая двигательная активность, недостаточный сосательный рефлекс, говорит о поражении головного мозга. Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) оказывают влияние на умственное развитие в целом (это происходит в силу функционального единства речи и мышления). В этом случае, нельзя ограничивать общение с ребенком, страдающим речевыми расстройствами или разговаривать с ним жестами, с целью облегчить взаимное понимание. Этим наносится вред речевому и психологическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то окружающие его люди должны как можно больше с ним разговаривать для накопления словарного запаса, необходимого для развития речи.                                                    

Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная работа должна направляться на преодоление как неречевых, так и речевых нарушений.                                          

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, а также звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового запаса слов. Это может стать причиной трудностей в овладении детьми грамотой. Отставая в обучении, дети с речевыми расстройствами, как правило, теряют интерес к обучению.                                                                                       

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики - профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.                                     

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. 

Профилактика нарушений письменной речи у детей 5-7 лет

При переходе детей в старшую группу мы можем обнаружить следующие речевые нарушения: ОНР, ФФНР, НПОЗ, некоторые из которых могут привести к нарушениям письменной речи в младшем школьном возрасте.

В настоящее время в массовых общеобразовательных школах возникла проблема буквально катастрофической неуспеваемости многих учащихся по русскому языку. Это явление совсем не случайное. Его причины уходят в дошкольный или более ранний возраст ребенка.

Как известно, еще до изучения грамматических правил ребенок должен хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и уметь вслушиваться в устную речь взрослых, правильно переносить ее на бумагу в том случае, когда «пишется так, как слышится». Однако, не всем детям это доступно, и у многих из них уже в первые дни обучения в школе возникают проблемы с письменной речью, которые констатируют факт возникновения у ребенка так называемой дисграфии.

Первые проявления дисграфии могут наблюдаться задолго до начала школьного обучения и вполне могут быть выявлены специалистами. Если уже в дошкольном возрасте какая-то из функций, имеющих прямое отношение к процессу письма несовершенна, то это обязательно проявится на письме в виде специфических ошибок.

Таким образом, если существуют нарушения в дошкольном возрасте, способствующие возникновению дисграфии, то эти отклонения должны быть вовремя выявлены и устранены. Это дает нам полное право говорить о существовании предпосылок дисграфии, которые заранее предупреждают специалистов о ее будущем непременном появлении. Необходимо уже в ДОУ бороться с возникновением предпосылок дисграфии. Если это будет сделано в дошкольном возрасте, то не придется говорить о преодолении самой дисграфии уже у школьника, так как для ее возникновения не будет благоприятной почвы.

Необходимо выделить основные направления работы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет:

  1. устранение нарушений звукопроизношения;
  2. развитие фонематического восприятия;
  3. развитие лексико-грамматического строя речи;
  4. совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
  5. развитие зрительно-пространственных функций, внимания, восприятия и памяти, мелкой моторики;
  6. обучение элементам грамоты (в подготовительной группе).

Список использованной литературы:

  1. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов  / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – С. 167-186.
  2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – С. 6-46.
  3. Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: Конспекты занятий. – М.: Прометей, Книголюб, 2003. – 72с.
  4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – С. 15-23.
  5.  Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 458-471.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации