« Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью в условиях школы –интерната»
«Гражданско-патриотическое
воспитание детей с умственной отсталостью
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать, происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
СЛАЙД
Гражданско-патриотическое воспитание- постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. А так же это процесс усвоения обучающимися позитивного социального опыта, комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, и , прежде всего это правовое, политическое, и нравственное образование и воспитание.
СЛАЙД
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой. Термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.
СЛАЙД
Главная цель гражданско – патриотического воспитания- это создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывая все его структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
В настоящее время гражданско – патриотическое воспитание – это одно из направлений примерной воспитательной программы для образовательных организаций.
СЛАЙД Которая ставит перед образовательным учреждением следующие воспитательные и образовательные задачи:
- дать элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- сформировать ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символик, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- расширить представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- обогатить опыт реализации гражданской, патриотической позиции, социальной коммуникации;
- формирование здорового образа жизни молодого поколения.
Формирование гражданских и патриотических качеств личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), воспитание у них активной жизненной позиции – одна из основных целей, стоящая перед всем педагогическим коллективом нашего образовательного учреждения. Ведя работу по гражданскому воспитанию с обучающимися, необходимо помнить об особенностях их биологического развития. Нарушение ЦНС не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, и создает преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка с овз.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Чтобы воспитать гражданские качества у умственно отсталых учащихся, необходимо развить у них любовь к природе, сформировать положительные отношения к культурным и материальным ценностям России. Много усилий необходимо приложить, чтобы сформировать у учащихся волевые качества. Формирование гражданственности идет через воспитание нравственности, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе, воспитание чувства чести и благородства.
В нашей школе-интернате работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Процесс гражданско-патриотического воспитания носит всесторонний характер и начинается с первого года обучения ребенка, с начальной школы. Основа из основ патриотического воспитания – это воспитание у обучающихся любви к самому близкому – к семье, к родному дому, к школе. Воспитанник должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой его частью. Чтобы воспитать гражданские качества необходимо развить в детях любовь к истории родного края, его природе, сформировать положительное отношение к культурным и моральным ценностям, которые веками накапливались и оберегались нашим народом, раскрывая значение понятия «малая Родина».
СЛАЙД
Для этого у нас в школе создан музей «История нашей школы», который посещают все обучающиеся.
СЛАЙД
Классными руководителями и воспитателями проводятся тематические беседы, мероприятия по традициям нашего края.
СЛАЙД .
оформление стендов, праздничные концерты,
СЛАЙД
конкурсы и викторины, занятия в кружках.
СЛАЙД
Просмотр тематических документальных и художественных фильмов, занятия с показом презентаций. Разучивание игр, стихов, песен, танцев.
Задача школы состоит в том,
СЛАЙД
чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства.
СЛАЙД
Все основные виды деятельности обучающихся: учение, труд, общественная работа,
СЛАЙД
спорт,
СЛАЙД
туризм, игра – помогают решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности воспитанник совершенствует патриотические поступки и дела, у него формируются устойчивые мотивы патриотического поведения. Воспитывать это качество помогают уроки «Я – гражданин», «Я патриот».
СЛАЙД С ГЕРБОМ.
Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы страны», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. Ежегодно 4 ноября- проходит цикл мероприятий, посвященных дню Единства России, дню Конституции.
СЛАЙД ХОР
Также в нашей школе проходит праздничный концерт, посвященный «Дню защитника Отечества». Каждый год он проходит по-разному. Материалы и сценарий к концерту готовят сами воспитанники при поддержке воспитателей и классных руководителей. Формы проведения всегда разные
- это может быть концерт с творческими номерами, где дети исполняют военные песни, танцуют, читают стихи и в виде конкурса.
Например «Русь великая – Русь непобедимая» участники конкурса представляли перед жюри известных полководцев.
СЛАЙД
На сцене оживают герои Отечества, Александр Невский,
СЛАЙД
Минин и Пожарский,
СЛАЙД
Суворов, Кутузов.
СЛАЙД общий
Перед конкурсом обучающиеся провели огромную поисковую работу в разных источниках информации о полководцах, готовили костюмы и сценки. Зачастую членами жюри подобных конкурсов становились приглашенные ветераны ВОВ И труда.
СЛАЙД
Областной конкурс патриотической песни «Дом родной-моя Россия!».
областные и городские конкурсы чтецов «Славлю Родину свою».
Обучающиеся начальной школы
СЛАЙД
принимают активное участие
СЛАЙД
во внутришкольном смотре строя и песни .
СЛАЙД
Воспитанники среднего и старшего звена
СЛАЙД
при поддержке военнослужащих Россгвардии участвуют в ежегодном четырехборьи.
СЛАЙД
К празднику 23 февраля приурочен ежегодный патриотический конкурс «Боевой листок», обучающиеся каждого класса представляют свой вариант.
СЛАЙД
«Боевые листки» вывешиваются на стенде школы, где ребята могут ознакомиться с работами других классов.
События Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и беспримерный подвиг российского народа являются яркими примерами для воспитания патриотических чувств у воспитанников нашей школы-интерната. На примере документальных фильмов, плакатов,
СЛАЙД
рисунков, документов обучающиеся знакомятся с важнейшими событиями второй мировой и Великой Отечественной войны,
СЛАЙД
познают мужество и героизм советских людей, проявленные в эти страшные годы. Традиционными стали проведение уроков Мужества
СЛАЙД
и встречи с ветеранами Вооруженных сил.
СЛАЙД
В 2021 году наша кола-интернат приняла частие во Всероссийикой акции «Урок Победы».
СЛАЙД
Огромное впечатление у детей остается от посещения музеев военной славы, где детскому вниманию представлены предметы и оружие времен войны,
от экскурсий по памятным местам.
СЛАЙД береты.
Мы знакомим ребят с боевыми и трудовыми подвигами народа, Российской и Советской армии, воспитываем у учащихся чувство гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.
СЛАЙД бабушки.
На празднование Великой Победы к нам приходят ветераны ВОВ и участники трудового фронта, дети войны.
СЛАЙД
С трепетом и любовью дети изготавливают подарки для гостей,
СЛАЙД
разучивают стихи,
СЛАЙД
песни, танцы.
СЛАЙД поделки.
Организуют выставку творческих работ на тему ВОВ.
Особое внимание в работе с обучающимися уделяется воспитанию толерантности
СЛАЙД
– умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, это особенно важно в современных условиях, отличающихся участившимися актами насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов.
СЛАЙД
В день толерантности 16 ноября в нашей школе организуется проведение классных часов и воспитательских занятий «Мы очень разные, но мы вместе», на которых обучающиеся пытаются самостоятельно формулировать ответ на вопрос: как жить, когда столько разных людей? выводят правила толерантного общения.
СЛАЙД
В заключении хочу отметить, что уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Мы все росли и учились любить свою страну, уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
СЛАЙд
Поэтому гражданско - патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих граждан - патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
СЛАЙД
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашего образовательного учреждения. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России, которые умеют ориентироваться в обществе, общаться с окружающими людьми, уважают себя, людей, любят свой народ, свою Родину, чувствуют и оберегают природу, видят ее красоту, у них сформировано желание оберегать все, что окружает человека в жизни.
10
Потамошнева Наталья Алексеевна