Статья «Из опыта работы в школе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями»

6
0
Материал опубликован 15 February 2023

Т.А.Курбатова,

воспитатель ГБОУ Республики Марий Эл

«Косолаповская школа-интернат».

Из опыта работы в школе по гражданско – патриотическому воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями.

«Воспитание гражданина невозможно ,если не прививать малому человеку патриотические чувства»
В.А.Сухомлинский

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которое обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности.

Гражданско-патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина и патриота. Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо патриотическое воспитание как целостный процесс, заложенный в основу учебной и воспитательной работы в школе.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), основным принципом нашей работы я считаю создание ситуации успешности ребенка, которое необходимо для обретения уверенности в своих силах и преодоления трудностей.

В моей системе работа по патриотическому воспитанию направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Даже малый опыт работы доказывает нам, что нашим детям с ОВЗ доступно чувство любви к родному селу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В своей работе я использую творческие работы, как конкурс рисунков, инсценировка песен на военную тематику, конкурс чтецов, экскурсии к памятникам, танцы патриотического характера «Вперёд, Россия!», «Катюша», «Синий платочек», изготовление поздравительных открыток на 23 февраля,9 мая, письма «Неизвестному солдату», украшение окон «Победы», смотры строя и песен, встречи с интересными людьми.

Процесс патриотического воспитания в школе-интернате для детей с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями) является трудным, и его результат не так ощутим, как в обычной школе. Он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. При развитии у ребёнка с (нарушением интеллекта) гражданского воспитания необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение центральной нервной системы не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создаёт преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Нарушение развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом.[1]

У детей с ограниченными возможностями здоровья гражданская позиция не воспитается сама по себе. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, дети, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения обычаев и традиций России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что он станет патриотом. Воспитанникам школы для детей с ОВЗ необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время.

Проблемы патриотического воспитания решаются в том числе и посредством личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и ее ценностям.

Тематика бесед, которые я применяю в своей практике: Блокадный Ленинград(27 января) или «Есть памятная дата в январе…», Юные герои- антифашисты, часы патриотизма «Смелость, мужество, отвага, День памяти воинов-интернационалистов 15февраля 1989г вывод войск из Афганистана» , «Есть такая профессия – Родину защищать»

Ежегодно в школе проходит месячник «Мы- патриоты России», где включены и спортивные мероприятия, в которых необходимо показать силу и отвагу, выносливость и сообразительность. Это такие мероприятия, как «Зарница», «Весёлые старты»

Предполагаемые результаты:

- отвлечь подростков  от противоправной деятельности;

- сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;

- привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

- заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами.

И я  твердо уверена в следующем:

- чтобы ребенок уважал старших, мы должны объяснить ему, что такое любовь и забота;

- чтобы ребенок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать как жили и что делали его предки;

- чтобы ребенок гордился своей Родиной, своим городом, он должен знать его героев;

- чтобы ребенок ценил все, то прекрасное, что создано еще до его появления на свет, мы должны научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать и сопереживать

Список литературы

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т.- М.,1989, - Т2

Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание подростков / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М. : Сфера, 2011. – 224 с.

Черноусова, Ф. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании / Ф. Черноусова, Е. Яковлева. – М. : Центр педагогического образования, 2011. – 124 с


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.