Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41 ИМЕНИ АКСАКОВОЙ О.Г. с. АКСАКОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИИ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса
« Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого»
Подготовила
учитель начальных классов
Митрохина Елена Петровна
с. Аксаково
2020
Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, развивать речь, мышление, привить любовь к близким и окружающим людям.
Оборудование: презентация, выставка книг.
Ход урока
1.Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Послушайте строки и скажите, о ком ведется речь.
«Родился я и провел детство в деревне Ясная Поляна. Матери своей я совершенно не помню…..» (о Л.Н.Толстом)
-Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по творчеству Л.Н.Толстого. Мы поедем на необычном поезде и будем останавливаться на чудесных станциях. Итак, отправляемся в путь. Я буду машинистом поезд, а вы пассажирами. За верный ответ будет выдаваться жетон.
3. Обобщение и систематизация знаний
Станция « Библиографическая»
- В каком году родился Л.Н.Толстой (1828)
-Где родился писатель ( В усадьбе Ясная Поляна Тульской области)
- По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России»... Какой? (Он был граф.)
- Где и для кого Лев Николаевич устроил школу? (В своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей.)
- По каким учебникам он учил детей? (Так как учебников не было, Толстой написал их сам. Так появились «Азбука» и «Четыре русские книги для чтения». По ним училось несколько поколений русских детей.)
Станция «Узнай героя»
1)«Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: Помогите, волк! Волк!» («Лгун».)
2) «Он никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел». (Ваня.)
3)«Школа была за селом у церкви. Когда он шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но, когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака волчок. Он бросился бежать, собаки за ним. Он стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:Куда ты, постреленок, один бежишь»? («Филлипок».)
4) Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. (Лев и собачка)
5) А один мужик сказал:
«А я уберу камень и возьму за это сто рублей!» (Как мужик убрал камень)
Станция «Угадать жанр произведения»
Лев Николаевич Толстой был очень талантливым человеком.
Сейчас я буду назвать произведение Л.Н.Толстого, а вы называете жанр.
«Два брата»- сказка
« Ученый сын» -басня
«Вольга- богатырь» -былина
«Акула»-рассказ
«Детство»-повесть
Станция «Пословицы и поговорки»
Это будут модернизированные пословицы и поговорки. Изменив всего лишь одно или два слова, верните осовремененным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.
И еще задание: к каким произведениям J1.H. Толстого их можно отнести?
Назвался грузом — полезай в кузов. (Назвался груздем — полезай в кузов.)
После драки много хромых. (После драки много храбрых.)
Чтение — лучшее мучение. (Чтение — лучшее учение.) («Филлипок».)
Землю красит солнце, а человека парикмахер. (Землю красит солнце, а человека труд.)
Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день до вечера, коли делать нечего.) («Филлипок».)
Кто мало говорит, тот много съедает. (Кто мало говорит, тот много делает.) (Как мужик убрал камень)
Станция «Угадать название произведений и героев по картинкам»
(в презентации)
«Лев и собачка»
«Филлипок»
«Котенок»
«Косточка»
«Прыжок»
4 Рефлексия.
Ребята, вам предлагается небольшая анкета, где вы напишите свои впечатления об уроке.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже 5. Подведение итогов. |
-Подведение итогов (подсчет жетонов, определение победителя)
-Ребята, скажите, чему учат нас произведения Л.Н. Толстого? (доброте, отзывчивости, честности)
Выставление оценок.