Тематическое занятие для старшего дошкольного возраста, посвященное Дню Победы «Наш родной уральский город Миасс в годы войны»
Тематическое занятие для старшего дошкольного возраста, посвященное Дню Победы
«Наш родной уральский город Миасс в годы войны».
Цель: Формирование представления детей о роли жителей тыла в Великой Отечественной Войне.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны, о героическом прошлом народа;
- дать детям понятие о значимости вклада работников тыла в победе в ВОВ.
Развивающие:
- развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своего края;
- развивать у детей способность сопереживать другим людям.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к героическому труду работников тыла.
- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, ноутбук,
Фотографии и иллюстрации из истории Урала в годы войны,
Аудиозапись песен «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» А. Александрова, В. Лебедева-Кумача.
Георгиевские ленточки, изготовленные детьми.
Предварительная работа: изготовление Георгиевских ленточек, разучивание стихов.
Ход НОД.
Воспитатель собирает детей в центре группы. На груди каждого ребенка Георгиевская ленточка, сделанная ранее самостоятельно. Звучит песня «День Победы».
Воспитатель: Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать вместе со всей нашей страной? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, 9 мая наш народ будет отмечать День Победы.
Воспитатель: Что это за праздник, кто объяснит? (ответы детей)
Воспитатель: В День Победы мы всегда поздравляем наших ветеранов, тех, кто в страшных сражениях разбил врага на фронтах ВОВ. Мы гордимся этими людьми и никогда не забудем их подвиг.
Но этот подвиг был бы невозможен и без других граждан нашей страны – людей, которые не держали в руках оружия, не воевали на передовой, но все тяжелые, военные годы приближали победу своим трудом. Это – героические труженики тыла, которые строили на заводах танки, машины, создавали оружие, обеспечивали солдат едой и одеждой.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, как помогал фронту, жил и работал в годы войны наш родной город Миасс.
До войны наш город жил тихой и размеренной жизнью, это был очень маленький городок, и жителей было немного. 22 июня 1941 года было воскресенье, все отдыхали, но уже днем горожане узнали о том, что началась война (на экране появляется фотография «Жители Миасса слушают объявление о начале ВОВ). Звучит аудиозапись «Священная война».
На фронт из Миасса ушло более 14 тысяч человек, это почти половина всех его жителей. В городе в основном остались старики, женщины и дети.
Фронту были нужны моторы для самолетов и танков, машины, снаряды, мины, авиабомбы, а солдатам нужна была еда и одежда. На Урал враг не прошел и поэтому, сюда, в тыл, были эвакуированы заводы из Москвы, Донбасса. Мужчин в городе осталось мало, и тяжелый труд лег на плечи женщин и детей. В холодные уральские зимы, без отдыха, они сначала возводили цеха эвакуированным заводам, а впоследствии оставались работать в этих цехах (на экране появляются фотографии женщин и детей войны, работающих на заводах).
Ребенок читает отрывок из стихотворения Е.Евтушенко:
В страшном сорок первом на Урале
Из детей рабочих набирали.
Бросив деревянные наганы,
Делали снаряды мальчуганы.
Воспитатель: Мамы не могли встречать своих детей дома, они целыми днями, а то и ночами трудились, и поэтому детям приходилось очень рано становиться самостоятельными, они сами готовили еду, присматривали за младшими братьями и сестрами, а ребята постарше работали наравне с взрослыми на заводах. Даже спать чаще всего они ложились у своего станка, и немного отдохнув, вновь принимались за работу.
Долгих 4 года жители нашего города своим трудом приближали победу, отдавали всё для фронта. В Миассе строили грузовики, собирали моторы для самолетов и танков, изготавливали мины, снаряды. Недоедая сами, горожане отправляли бойцам продукты, выращенные на полях. Замерзая холодными зимами, вязали для солдат теплые носки и варежки.
И вот, наконец, война закончилась, враг был разбит (на экране фотографии с возвращающимися с фронта бойцами).
Не все вернулись с фронта, но каждый вернувшийся солдат благодарил тружеников тыла за их непосильный труд, за помощь в борьбе с врагом.
Воспитатель: Давайте и мы с вами прочтем стихи в знак уважения к женщинам и детям Миасса, приблизивших победу своим трудом.
Дети читают стихотворение Н.Севостьяновой (по одному четверостишью):
Труженики Тыла,
Вы не воевали,
Но до капли силы
Фронту отдавали!
Сутками с завода
Вы не выходили,
Фронту и народу
Вы оплотом были!
Женщины, подростки
У станков стояли,
Но мужскую, взрослую
Норму выполняли!
Токари-мальчишки
Воевать мечтали,
Трудовые книжки
Их не отпускали...
Всю войну бессменно
У станков ребята,
Ведь завод – военный,
И они – солдаты!
Труженики Тыла,
Вы не подкачали,
Как ни трудно было,
Станки не выключали,
Чтоб танки, самолёты,
Пушки и снаряды
В срок поставить фронту, –
Бить врагов заклятых!
И с оружьем вашим,
Политом слезами,
Там, на фронте, наши
Родину спасали!
И в Победе славной
Ваша – половина,
Фронт, конечно, главный,
Тыл... – его станина!
Воспитатель: Наше занятие я хочу закончить стихотворением М.Львова, поэта который прошел всю войну:
Пройдут года – над веком небывалым,
Потомки совершат свой поздний суд.
Железо назовут они Уралом,
Победу назовут они Уралом,
И мужество Уралом назовут!
Голдина Лилия Вильевна