« Петроглифы Сикачи-Алян- природный памятник России»
Краевое государственное казенное образовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 10»
Доклад
Тема: « Петроглифы Сикачи-Алян- природный памятник России»
Выполнил обучающийся 8 класса
Сизоненко Владислав
Руководитель учитель-дефектолог
Бабий Светлана Ивановна
План:
Введение
Основная часть
Появление петроглифов
Этапы изучения петроглифов
Истории древних людей в наскальных изображениях:
Лось
Личины
Каменная шаманка и ее семь дочерей
Заключение
Дальний Восток России- восточная окраина России, это край в котором можно увидеть не только краснокнижных животных и птиц, но и памятники древнего наскального искусства. Известно ли вам, что на базальтовых валунах на берегу Амура, возле национального нанайского села Сикачи-Алян Хабаровского края, высечены уникальные изображения? Это знаменитые петроглифы Сикачи-Аляна.
Наскальные рисунки представляют собой, как известно, в высшей степени интересный, хотя и столь загадочный материал. Не будет преувеличением сказать, что это- окно в исчезнувший мир, через которое можно увидеть древнюю культуру человечества в самых сокровенных ее проявлениях. Неудивительно поэтому, к петроглифам постоянно обращались и обращаются все, кто хочет заглянуть в самую душу древнего человека, понять его мировоззрение, его искусство- эстетические представления и этические нормы, его взгляды на самого себя и на окружающий мир. Обо всем этом петроглифы могут рассказать вдумчивому и внимательному исследователю полнее и ярче, чем какой-либо другой археологический источник.
Слово петроглиф – греческого происхождения (петрос – камень и глиф – резьба) и означает высеченные изображения на камне. Каменные изображения высечены на уступе береговой террасы и огромных базальтовых валунах во множестве рассыпанных на правом берегу р. Уссури в месте слияния с р. Амур. Их приравнивают к признанным мировым сокровищам древности – Стоунхенджу в Англии или гигантским каменным изваяниям острова Пасхи.
Всего найдено примерно 300 наскальных изображений, однако только 200 из них находятся в свободном доступе. Часть наскальной живописи подверглась неблагоприятным природным явлениям: весенний ледоход снес высеченные петроглифы в воду, и в настоящее время они находятся на дне реки. Есть также предположение, что некоторые древние изображения не видны, поскольку камни, на которых они были высечены, находятся в перевернутом состоянии.
Как появились петроглифы
Когда вся территория Европы еще лежала под многокилометровой толщей ледников, здесь, на берегах Амура, уже проживали люди, праотцы современных нанайцев, ульчей, удыгейцев и других народов Приморья и Приамурья. Река и тайга давали пищу, в скалах было множество пещер, где можно было укрыться от непогоды. А если наступали трудные времена, всегда можно было попросить у духов помощи и поддержки.
Древние люди оставляли свои мысли и просьбы на огромных валунах в рисунках, которым впоследствии дали название - петроглифы. Ранние петроглифы относятся к неолитической осиповской культуре (XII—IX тысячелетия до н. э.) и были выдолблены каменными орудиями. На протяжении тысячелетий наскальная живопись покрывала базальтовые скалы. Поздние петроглифы датированы III тысячелетием до н. э. и выдолблены железными инструментами. А в наши дни каждый желающий может взглянуть на образцы древнейшего искусства и попробовать интерпретировать переживания и эмоции предков, «запечатанные» в камне.
Этапы изучения петроглифов
Первый этап относится ко второй половине XIX в. и связан с открытиями петроглифов, начальными попытками их систематизации и интерпретации. Огромный вклад внесли востоковеды П.Кафаров, Б. Лауфер, исследователи В.Арсеньев и Л.Штернберг.
Второй этап изучения и исследования сикачи-алянских петроглифов связан с именем А. П.Окладникова. Группа ученых под его руководством описали и попытались интерпретировать изображение петроглифов, определить возраст рисунков. Исследование А.П.Окладникова получили мировую известность.
Третий этап изучения и исследования петроглифов Сикачи-Аляна относится к концу XX – началу XXI столетия. Он связан с осмыслением и ролью сикачи-алянских петроглифов в культурно-историческом процессе Нижнего Приамурья и Северо-Восточной Азии, анализом материалов археологических раскопок, поиску и открытию новых изображений, а также проблемой сохранности древних наскальных рисунков.
Истории древних людей в петроглифах
На наскальных рисунках можно увидеть огромных лосей и диких лошадей, что бродили по тайге, ползающих змей, множество птиц. Также встречаются и человеческие лица – возможно это портреты или изображения близких, а возможно, что так наши праотцы представляли духов и богов. А увидев высеченные на камне изображения мамонта и волосатого носорога, невольно обращаешься к археологическим документам с вопросами.
Петроглифы встречаются и в других регионах России, однако только возле нанайского села Сикачи-Алян наскальные изображения отличаются многообразием, объёмностью изображений и сильными орнаментальными элементами. Рассмотрим основные из них:
Широко известным, отлично сохранившимся петроглифом является изображение лося.
Акад. А.П. Окладников описывает данный петроглиф "Лось"так: "Животное обрисовано реалистически, с точным знанием натуры. У него типично оленья морда с характерно выпуклой верхней губой и раскрытой пастью. На голове пышные, развилистые рога, развернутые в фас, прямо на зрителя. Короткие отростки на рогах торчат вертикально. Под рогами видно узкое, тщательно обрисованное ухо треугольной формы. Туловище животного относительно короткое, близкое к реальным пропорциям. На нем выступает отчетливо выраженный горб, спина слегка вогнутая, круп широкий, округлый; брюхо слегка выпуклое. Ног показано четыре, они изогнуты - зверь изображен в движении, он «шагает»".
По манере рисования и другим особенностям А.П.Окладников сделал предположение, что петроглиф «Лось», равно как и рядом находившиеся изображения, создан не предками нанайцев и гольдов, а мигрантами- народом, имевшим более высокий уровень развития. Астрономы определили, что в тысячи лет назад, созвездие Ковша имело контуры лося. Широчайшее распространение его в Дальневосточных петроглифах подтверждает сей факт. Это наводит нас на мысль о том, что древние люди –мигрирующие на запад, умели не только создавать наскальные изображения, но и хорошо ориентироваться по звездам, знали основные созвездия полушария, в котором они проживали.
Наиболее яркий и часто встречающийся мотив петроглифов Амура и Уссури – антропоморфные личины.
Личины – это стилизованные изображения человеческого лица или маски. Глаза чаще обозначены в виде простых или концентрических кругов, в центре которых расположены ямочки зрачков. Изображение носа тоже имеет несколько вариантов. Самый простой, когда нос показан одной точкой-лункой или упрощенный вариант изображения носа в виде вертикального или горизонтального овала. На личинах со сложной внутренней орнаментацией часто нос показан в виде треугольника или трапеции. Рот предается в виде овала, дуги, что придает личине, в целом, эмоциональный характер (это заметно даже при беглом взгляде на изображение). Рот в виде небольшого круга или овала придает личине безэмоциональное состояние, иными словами это именно «каменное лицо». Контуры рта, опущенные к низу, создают впечатление грусти и задумчивости. У ряда личин Сикачи-Аляна и Шереметьево внутри широко раскрытого рта короткими вертикальными желобками обозначен ряд зубов, что ассоциируется с выражением агрессии или с чертами кошачьего хищника.
Удивительное сходство личин юга Дальнего Востока России, Японии, Китая может быть как синхронным явлением в культуре, так и передачей данного образа в западном направлении через Амур, Байкал и Ангару. Именно эти разнообразные по форме и проработке деталей изображения стали своего рода визитной карточкой, символом дальневосточной наскальной изобразительной традиции. От других регионов наскального искусства, где обнаружены изображения личин, Сикачи-Алянские отличает то, что они не дублировали, не повторяли друг друга, а были индивидуальны и различались многообразием форм, размерами и деталями. Для А.П. Окладникова это и послужило основой их классификации. Сам исследователь в 1971 г. писал: «Личины настолько разнообразны, что трудно свести их в сколько-нибудь определенные, устойчивые группы или типы. В них причудливо, мозаичным образом, сочетаются различные признаки, которые древний мастер комбинировал легко и свободно, по своему выбору, в полном смысле виртуозно. Любая классификация личин будет поэтому условной»
Каменная шаманка и ее семь дочерей. Это большой камень, очень напоминающий фигуру человека, сидящего лицом к Амуру. Рядом глыба, на которой несколько масок – личин. Жители Сикачи-Алян говорят, что это священное место, и даже бытует в народе легенда о каменной шаманке – Дёло – мама.
«Жила когда-то одна старушка со своими семью дочерями Дочки были такими красивыми, что не было им равных. И замуж они не выходили, потому что не нашлось подходящих женихов, всех отвадили. Стала мать ругать дочерей, что обижают зря людей. Обиделись девушки, и ушли из дома. Увидела во сне старуха, что дочки превратились в камни и стоят на берегу Амура. Заплакала тогда мать и попросила забрать её к ним. Девушки подсказали ей, что надо прийти на берег Амура, найти в скале пещеру и войти в неё. Старуха так и сделала, и как только она вошла в пещеру, так сразу превратилась в камень и попала к своим дочкам в потусторонний мир. Стала каменной шаманкой». Недаром петроглифы- место религиозного поклонения, шаманизма, а также национальным символом нанайского народа.
«Мифы, легенды, сказки возвращают нас к началу начал. Создаваемые на протяжении многих столетий, они стали оберегом Дальнего Востока и неким посланием в будущее: ведь в них так просто и ясно говорится о том, как нашу землю любить и беречь» - написано на страницах «Словесницы искусств» статью Е. Глебовой.
Очень правильно сказано. Сказки, легенды, как и наскальные изображения, учат нас быть справедливыми, где добро должно побеждать зло, учат соблюдать общечеловеческие законы, быть честными и добрыми. Через познание культуры наших далеких предков мы узнаём о различного рода табу и о том, какие нас ждут последствия, если их нарушить. Они как бы примиряют человека и природу, учат мудрому подходу к жизни. Легенды передавались из уст в уста, часто дополнялись чем-то новым, лишь потом их стали записывать учёные – исследователи, появились книги с описанием мифов и легенд. Но наша «каменная книга» всегда останется открытой для всех, будет «белым пятном» в нашей истории, потому что никто точно не знает, что хотел рассказать нам, своим потомкам, в том далёком каменном веке наш прапрапра-пращ
Всё, что мы сейчас знаем - это предположения и догадки.
Настало время современникам внести и свой вклад в охрану, и пропаганду нашей Дальневосточной природы и археологии. Надеемся, что в ближайшее время Петроглифы будут внесены не только в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, но и получат всемирную известность. Для того, чтобы на территории Хабаровского края появился объект культурного наследия ЮНЕСКО, нашим современникам предстоит не только разработать охранные мероприятия, создать современную инфраструктуру, но и обобщить, систематизировать материал древнего наскального искусства, привлечь внимание мирового сообщества. Только так мы не только сохраним, но и раскроем ту суть, которую хотел донести до своих потомков древний художник.
Настанет время, и нам в свой черёд придётся рассказывать легенды и предания своим детям, опираясь на наскальные изображения, акцентируя внимание на что-то вновь открытое, чтобы указать на правильный путь и оградить от фатальных ошибок в жизни.
Пусть эти легенды будут добрые, т.к. мы к ним до сих пор соприкасаемся воочию.
петроглифPPTX / 10.57 Мб
Использованная литература:
1. Мифы народов мира. - Москва: Советская энциклопедия, 1998.
2. Окладников А.П. Лики древнего Амура. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1968.
3. Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. - Ленинград: Наука, 1971
4. ttps://nasledie27.ru/sikachi-alyan.html
5. https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/istor/2036602.html