Визуализация учебного материала путем графического способа подачи информации как средство развития функциональной грамотности
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края
« Визуализация учебного материала путем графического способа подачи информации
как средство развития функциональной грамотности»
Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас .
«Визуализация учебного материала путем графического способа подачи информации как средство развития функциональной грамотности учащихся».
Цель :
Сегодня я познакомлю вас с инфографикой и покажу, как можно с помощью инфографики развивать функциональную грамотность учащихся.
СЛАЙД 2.
Одной из самых верных народных поговорок я считаю следующее высказывание: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В самом деле, о некоторых вещах можно говорить часами, но яснее от этого тому, кто плохо знаком с предметом разговора, не становится.
В последнее время очень популярным в онлайн среде стало такое направление в подаче информации как инфографика. Я заметила, что направление является очень перспективным и действительно полезным. Для тех же, кто впервые сталкивается с этим понятием, внесу некоторые пояснения.
Инфографика – есть графический способ подачи информации, материала. Иными словами, это объяснение чего-то не при помощи длинного текста, а при помощи картинок и кратких текстовых пояснений к ним. Инфографика один из наиболее мощных инструментов формирования универсальных учебных действий обучающегося.
Если подать статистические данные с визуальным представлением, информация быстрее привлечет пользователя и лучше усвоится.
Человеческий мозг воспринимает визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем текстовые абзацы.
Главным достоинством инфографики является её способность эффективно организовать большие объёмы информации и наглядно показать взаимосвязи. Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить.
Как бы Вы описали рецепт приготовления салата оливье к Новому году? Скорее всего, просто перечислили бы ингредиенты и последовательность необходимых действий. Но то же самое можно сделать гораздо более наглядно, остроумно и доходчиво.
Функциональная грамотность — способность работать с информацией для решения жизненных задач ( межпредметный навык)
Работа с учебными текстами занимает существенное, а часто и ведущее, место в процессе обучения. К каким результатам должно приводить ученика чтение того или иного текста? Каков коэффициент полезного действия от такого чтения? Насколько управляемо достижение такого безусловного результата со стороны преподающих и самих учащихся? Таким процессом управляет учитель в непосредственном сотрудничестве с учащимися.
Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у обучающихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
Из своих наблюдений я заметила, что на формирование функциональной грамотности младших школьников оказывает влияние применяемые в процессе обучения технологии и создание развивающей среды.
СЛАЙД 3.
Например, вот так (кликните на картинке для просмотра):
Важные факторы воздействия инфографики:
1. Более 45% пользователей кликнут на ссылку, если она ведет на инфографику
2. 30% пользователей поделятся этой инфографикой, даже если она не несет важной информации
СЛАЙД 4.
Инфографика - для чего?
Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. А с середины 20 века можно говорить о стремительном внедрении информационных технологий во все сферы жизнедеятельности, об увеличении числа людей, предоставляющих информационные услуги, а значит, о возрастающей роли информации и знаний.
Инфографика не только организовывает большие объёмы информации, но и более наглядно показывает соотношение предметов и фактов во времени и пространстве. При этом, частичное использование образующих позволяют нам рассмотреть разновидность инфографики: набросок, объяснение, диаграмма.
Создание инфографики с использованием интернет – ресурсов позволяет ученикам акцентировать свое внимание на образовательных ресурсах сети Интернет.
Использование при работе над проектом инфографики имеет свои преимущества: возрастает объём и глубина понимания учениками материала, возрастает познавательная активность; меняется характер мотивации; развивается самоконтроль; формы сотрудничества становятся более разнообразными.
Инфографика даёт возможность приобретения учащимся функционального навыка исследования, развитие критического мышления, познавательного интереса.
СЛАЙД 5.
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ИНФОГРАФИКИ:
Что же нужно для того, чтобы создать хорошую инфографику. Для этого нужно знать основные принципы ее создания:
Составьте план.
Соберите информацию.
Подберите аргументы.
Сделайте выводы.
Выберите методы для предоставления информации – графики, диаграммы, схемы и т.д.
Разместите водяные знаки, чтобы защитить работу.
Выстройте причинно-следственные связи.
Нарисуйте схематично на бумаги.
Выберите цвета – лучше использовать не более 4-х сочетаемых между собой оттенков.
СЛАЙД 6.
При создании инфографики поставьте перед собой задачу – быстро и кратко передать основные тезисы статьи. В одной картинке старайтесь размещать минимум информации.
Хорошая инфографика должна быть большой, четкой и кликабельной, чтобы ее можно было развернуть на весь экран. Текст нужно размещать просторно и в тоже время неограниченно. Стоит уделять особое внимание дизайну. Для этого используйте указатели, графические эффекты, геометрические фигуры.
Следует отметить, что «инфографика объединяет в себе интеллектуальное развитие и техническое творчество. Начиная с древности и до наших дней важнейшим условием успешного понимания, применения, интерпретации информации является ее компактное, доступное, яркое, красочное, организованное, целостное представление, получившее название инфографики» .
Таким образом, инфографика является эффективным средством для работы над проектом, т.к. дает возможность всем обучающимся проявить свои интеллектуальные способности и творческий потенциал.
СЛАЙД 7.
Свой выбор мы остановили на Easel.ly ( изл) — приложение дает возможность создавать красивую инфографику онлайн без знаний основ графических редакторов.
Что нас приятно удивило на сайте с инфографикой по-русски, так это полное отсутствие рекламы! При этом все сделано очень аккуратно, в минималистском стиле, и ничто не отвлекает от просмотра графики. Сразу видно, что ресурс действительно был сделан от души .
СЛАЙД 8.
Ссылка: https://easel.ly
Основные преимущества: Дешевый ежемесячный план, интуитивно понятный интерфейс
Бесплатная версия: Да
Платная версия: 4 $ в месяц
Easel.ly предлагает ограниченные бесплатные инструменты. Но платный план — самый доступный среди других онлайн-конструкторов.
На бесплатной подписке вы получите 10 диаграмм, 25 фотографий и 10 шрифтов для инфографики.
Пользователи отмечают высокую степень удобства работы в конструкторе. Вы можете перетаскивать все элементы в произвольные места. Так вы сможете придать конечному продукту профессиональный вид.
СЛАЙД 24.
Заключение
Самостоятельно создать впечатляющую инфографику — задача непростая. Нужно подобрать форму отображения информации, найти графические элементы и создать текстовый контент для проекта.
Чтобы сэкономить время и усилия, к вашему доступу множество инструментов для инфографики. С их помощью вы донесете до аудитории свое сообщение легко и доступно. Искусная инфографика может принести гораздо больше пользы, чем вы ожидаете. Освоив инструменты, вы научитесь создавать первоклассные проекты за один день. Сегодня сервисами для создания инфографики онлайн пользуются дизайнеры, маркетологи, аналитики, преподаватели и представители других профессий.
Каждый из описанных сервисов имеет свои преимущества и недостатки. Подберите себе самые удобные инструменты и создавайте эффектную инфографику.
Ирина Владимировна Казарцева
Довбня Светлана Александровна