12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ерофеева Ирина Алексеевна31

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности


Ерофеева Ирина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля»


Аннотация: в статье анализируется читательская грамотность как компонент функциональной грамотности.

Abstract: the article analyzes reading literacy as a component of functional literacy.


Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, понимание текста, концепция образования.

Key words: functional literacy, reading literacy, text comprehension, education concept



В рамках Концепции преподавания различных школьных предметов произошли серьезные изменения в цели образования. Стремительно осуществляется переход от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать её для создания новых знаний и технологий. Эти новые технологии изменили и сам характер чтения, и способы передачи той или иной информации. Огромное внимание сегодня уделеноразвитию способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных жизненных ситуациях. Кроме того, сделаны акценты на чтении составных текстов: это позволяет оценить умение интерпретировать и обобщать информацию, полученную из нескольких отличающихся источников.

Главная задача современной школы – это формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность – это один из важнейших показателей качества школьного образования, который может быть достигнут учащимися за время обучения и предполагает способность человека решать стандартные жизненные ситуации в различных сферах жизнедеятельности. А одной из ее главныхсоставляющих является читательская грамотность [1; с. 46].

Читательская же грамотность – это способность личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленная на формирование умения извлекать необходимую информацию изпрочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой. Обладание такими умениями позволяет каждому обучающемуся достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни общества[1; с. 58].

На любом уроке мы работаем с различной информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. И для того, чтобысформировать данную грамотность учитель должен построить свое занятие таким образом, чтобы работа с текстом представляла собой не просто группу вопросов, но и заданий разного уровня сложности, применяя при этом дифференцированный подход к отбору материала. Такой способ работы с информацией способствует развитию таких умений, как:

1.     нахождение и извлечениеглавной информации из текста, работа с ключевыми понятиями;

2.     осмысление прочитанного текста, оценивание и всесторонний анализ содержащей в нем информации;

3.     использование полученной информации для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

4.    делать соответствующие выводы с опорой на информацию из текста[3; с. 38].

Понимание текста — это один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник. В 21 веке – веке цифровых технологий – проблема понимания текстов особенно актуальна, так как все мы находимся в мире переизбытка информации, которую важно не только выбрать, но и переработать, сделать простой и доступной для понимания. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, содержащиеся в том или ином информационном тексте, важно обращаться к разным источникам информации. А художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, аудиосообщения — словом, любой источник, который можнои нужно правильно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность в образовательном учреждении.

Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

Эффективными приемами, способствующими формированию читательской грамотности, являются:

Выразительное чтение с соблюдением норм и правил, интонации и темпа, а также с последующим пересказом прочитанного;

Выделение главной мысли всего текста или его частей;

Понимание информации, содержащейся в тексте;

Преобразование текстовой информации с учетом цели дальнейшего использования;

Применение извлеченной из текста информации в изменённой ситуации;

Критическое оценивание степени достоверности содержащейся в тексте информации[5; с. 29].

При выборе текста для работы на уроке важно, чтобы информационный блок выбранного отрывка соответствовал возрастным особенностям ученика. Задания следует распределять таким образом, чтобы они затрагивали эмоциональную сферу ребенка, могли вызвать интерес, любопытство и желание узнать по этой теме, вопросу что-то больше. Желательно, чтобы выбранный для анализа и работы текст соответствовал читательским и жизненным интересам школьников.

Применяя на всех уроках технологию продуктивного чтения, можно способствовать повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Не стоит забывать, что для успешного будущего каждый учащийся сегодня должен полностью овладеть всеми компонентами функциональной грамотности, основа которой заложена в развитии читательской грамотности и компетенции.


Список используемой литературы.


1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6

2. Сметанникова Н. Н.Через чтение в мировое образовательное пространство. - М., 2001

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

5. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.