Статья «Кейс-технология как средство формирования функциональной грамотности»
Использование кейс технологии для развития функциональной грамотности обучающихся
Функциональная грамотность — вопрос, который остается актуальным для педагогов, учеников и родителей уже не первый год. Причем белых пятен в этой теме становится все меньше. Так учителя уже знают, что функциональная грамотность представлена финансовой, читательской, естественнонаучной и математической грамотностью, что функциональная грамотность предполагает использование обучающимися школьных знаний в практической деятельности, что развитие этих навыков должно происходить систематично и т.д. В тоже время, не смотря на большое внимание общества к данному направлению, остается открытым вопрос как создать условия для развития функциональной грамотности на уроке и гармонично включить материал в образовательный процесс.
Мошнина Р.Ш. указывает на необходимость увеличения доли контекстных заданий с недостающим и избыточным данными и увеличения доли структурированных заданий (кейсов) для развития функциональной грамотности учащихся. Кейс-технология соответствует указанным характеристикам.
Кейс технология — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.
Кейс представляет собой проблемный вопрос, который имел место быть в реальной жизни или специально смоделирован. К кейсу обязательно прилагаются документы – учебный материал, текст который помогает найти верный ответ.
В качестве кейса можно использовать:
- Реальную ситуацию, которая имела место быть в истории. Например, при изучении темы «Витамины» в 8 классе, кейс может основываться на истории открытия причины болезни Бери-Бери врачом Х. Эйкманом. В1897 году он работал на острове Ява и заметил, что у кур, которых стали кормить шлифованным рисом, появились признаки исследуемой болезни. Врач заключил, что в оболочке зерен риса содержится вещество необходимое для нормальной жизнедеятельности организма.
- Ситуация, которая может произойти в реальной жизни. Например, при изучении пищеварения, учащимся предлагается посмотреть рекламу лекарства «Мезим», в которой два мужчины жалуются на боли в животе после сытного приема пищи. После просмотра видеоролика перед учащимися ставится вопрос: почему именно «Мезим»?
- Сгенерированная учебная задача. Например, при изучении заболеваний связанных с полом. Кейс описывает случай в семье Т, где у здоровых родителей родился ребенок с гемофилией.
Документы к кейсу могут быть самыми разнообразными:
- текстовая информация, например инструкция к лекарству «Мезим».
- схема генетической задачи, например, родословная семьи, в которой родился больной ребенок.
- табличные данные, например, таблица «Содержание витаминов в продуктах питания».
- опыт, например, изучение влияния «Мезима» на расщепление органических веществ.
- графика, например содержание различных химических элементов в батарейке.
Работа с документами кейса развивает умения смыслового чтения, подведения под понятие, выведения следствий и нахождения причинно – следственных связей, творческие способности обучающихся, коммуникативные, социальные, практические и аналитические навыки.
Кейс технология гармонично вписывается в образовательный процесс, ее можно использовать на любом этапе урока. Например, при изучении темы «Железы внутренней секреции. Гормоны» на этапе мотивации к изучению нового материала ученикам предлагается решить кейс: Гражданка Сладкоежкина пришла на прием к врачу, где врач сообщил ей неприятную новость, что она больна сахарным диабетом. По пути домой Сладкоежкина зашла в магазин. Как обычно она положила в продуктовую корзину пару шоколадок, но на кассе она вспомнила о своем недуге и выложила шоколадки. Почему Сладкоежкина отказалась от любимых шоколадок?
К кейсу прилагаются текстовые документы «Сахарный диабет», «Причины появления кариеса», «Инсулин» и упаковка от шоколадки для изучения состава изделия.
На этапе изучения нового материала ученики смотрят уже упомянутый рекламный ролик лекарства «Мезим» и знакомятся с документами «Состав «Мезима»» (выдержка из инструкции к препарату), «Панкреатин», «Ферменты» и проводят опыт. В опыте учащиеся измельчают три таблетки препарата и готовят растворы яичного белка, растительного масла и сахара. В растворы добавляют по измельченной таблетке и наблюдают протекание химической реакции.
На примере следующего кейса рассмотрим структуру кейса и возможности применения кейс-технологии на этапе первичного закрепления изученного материала на уроке биологии в пятом классе по теме «Бактерии».
Кейс. Известно, что одна бактерия за 10 суток может воспроизвести количество клеток, по объему равное объему планеты Земля. Почему на самом деле этого не происходит?
Документ 1. Смочите один палец в воде. Провидите мокрым пальцем по предметному стеклу, накройте его покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
Обработайте руки и предметное стекло антисептиком. Смочите один палец в воде. Провидите мокрым пальцем по предметному стеклу, накройте его покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
Документ 2. Рост бактерий зависит от воды, кислорода, питательных веществ, температуры и кислотности среды. Бактерии являются одноклеточными организмами, находящимися в воде, воздухе и на твердых поверхностях. Одним из факторов, влияющих на этот рост, является температура. Бактерии могут расти во многих разных температурах, но разные типы имеют собственные температурные предпочтения. Например, термофильные бактерии будут лучше расти, если температура превышает 104 градуса Фаренгейта. Другим фактором является наличие кислорода. Аэробные бактерии нуждаются в кислороде для роста, тогда как кислород является ядовитым для анаэробных бактерий.
Документ 3. Антибиотики – это группа высокоэффективных биологически активных веществ, которые синтезируются микроорганизмами и способны убивать или подавлять рост живых клеток. Первый антибиотик - пенициллин - был выделен из плесневого гриба пенициллиум нотатум, чему и обязан своим названием. Плесневелый гриб использовал антибиотик для защиты своей территории.
На примере кейса «Батарейка» для 5 класса к уроку «Факторы среды» рассмотрим возможности использования кейс технологии на этапе домашнего задания.
К ейс. На корпусе батарейке всегда присутствует знак в виде перечеркнутого мусорного контейнера, сообщающий о том, что ее нельзя выбрасывать вместе с остальными бытовыми отходами. Что означает этот знак?
Документ 1. Состав батарейки
Документ 2. Под воздействием факторов неживой природы батарейка разлагается 110 лет.
Документ 3. Генеральный директор Duracell в России Юрий Коротаев сообщил, что ежегодно каждый россиянин использует в среднем семь батареек. В хуторе Шуруповский проживает 1300 человек. Какая площадь земли и сколько литров воды может быть заражены жителями хутора?
Таким образом заключаем, что кейс-метод позволяет ученикам проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, обучающиеся учатся социальному взаимодействию. Кейс технология создает условия для развития функциональной грамотности учащихся.
Список литературы:
1.Крюкова Г.В. Лаборатория функциональной грамотности [Электрронный ресурс] URL: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/ (Дата обращения 01.11.2022)
2.Мошнина Р.Ш. Опыт подготовки педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся [Электрронный ресурс] URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1668048815&tld=ru&lang=ru&name=1.2.moshnina.pdf&text=Мошнина%20Р.Ш.%20функциональная%20грамотность&url=https%3A%2F%2Fcppm.asou-mo.ru Дата обращения (09.05.2022).
3.Степовая Е.С., Фетисова Н.Н. Кейс технология как средство формирования УУД на уроках биологии. / Актуальные вопросы теории и практики биологического образования: мастер. XI-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции посвященной году экологии в России – М.: Планета, 2017. – 544 с.