Статья «Игра как способ развития креативного мышления учащихся в качестве составляющей функциональной грамотности»

2
0
Материал опубликован 26 February 2022

Игра как способ развития креативного мышления учащихся в качестве составляющей функциональной грамотности.

Забродина Елена Викторовна,

учитель английского языка

МБОУ гимназия №65

г. Ульяновска

Современная школа, призванная обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей; расширить активность социализации личности, обязана пересмотреть методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль. Они расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А. Леонтьев.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность обобщенное понятие, которое включает в себя грамотность читательскую, математическую, естественно-научную. Поэтому нужны такие универсальные компетенции, которые способствовали бы развитию функциональной грамотности в целом. Развитие критического мышления, креативности и коммуникационной кооперации или как их еще называют 4К компетенции и обладают этой универсальностью. Именно эти компетенции лежат в основе функциональной грамотности. Формирование этих 4К компетенций может происходить на любом уроке или внеурочном занятии.

Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Можно выделить несколько особенностей заданий для формирования функциональной грамотности:

задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;

в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;

контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

вопросы изложены простым и ясным языком;

используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

математическая грамотность;

финансовая грамотность;

естественнонаучная грамотность;

глобальные компетенции;

креативное мышление;

читательская грамотность.

Креативное мышление – одно из направлений формирования функциональной грамотности. Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или эффектного выражения воображения.

Одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами, а также создавать атмосферу творческого поиска, помогающую учащемуся как можно более полно раскрыть свои способности.

Как сделать процесс обучения живым и увлекательным?

Несомненно, использование игровых технологий на уроке имеет огромное значение в процессе обучения английскому языку и развитии креативного мышления ребёнка.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и потому неинтересную для них деятельность на уроке в конкретную и интересную.

Одним из вариантов игры на уроке является кроссворд. Решение красочных, иллюстрированных кроссвордов или ребусов не оставит безразличным ребенка и сможет заинтересовать его. Кроссворды помогут разнообразить урок, сделать более эффективным и привлекательным для ребенка. Кроме того, в случае успешного разгадывания, у ребенка повышается самооценка, появляется желание продолжать.

В современной методике обучение лексике организовано путем овладения словом в контексте, а не только заучиванием списка слов. Для начала необходимо ознакомить учащихся с грамматикой, применяя уже известную лексику, а затем расширить лексический запас с опорой на эти грамматические модели. Эту задачу так же можно решить используя на уроке кроссворды и ребусы.

Разгадывая кроссворды и ребусы, учащиеся укрепляют свою память, идет активизация мыслительной деятельности. Систематическое использование кроссвордов и ребусов способствует обогащению лексического запаса учащихся. Если же кроссворд разгадан, у учащегося повышается самооценка. Применение технологии кроссворда помогает в развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе:

стимулирует познавательную активность (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе)

расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами

развивает логическое мышление и память, творческие способности

повышает грамотность

способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить)

Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную/воспитательную задачи. Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.

Кроссворд на уроке

1. Этап проверки домашнего задания: может быть предложено несколько вариантов:

- к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;

-можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его;

- кроссворд может заменить терминологический/словарный диктант. В этом случае класс работает на подготовленных бланках, а учитель может читать вопросы.

t1645959281aa.pngt1645959281ab.png

2. Этап изучения новой темы.

При подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. К концу этапа кроссворд будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

3. Завершающий этап урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала. Итоговый кроссворд, как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.

Таким образом, кроссворд может быть:

Познавательным (или обучающим) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Обобщающим – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.

Итоговым – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.

Первые два типа кроссвордов рекомендуется делать короткими, с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (своего рода «тренировочная пятиминутка).

На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять из 20—30 слов, а итоговые — из 30—50 слов.

Возможно использование кроссвордов как дополнение к контрольным и проверочным  работам.

Составление кроссвордов учащимися.

Сначала на уроке практикуется использование преимущественно готовых кроссвордов (составленных учителем). Как только дети почувствуют прелесть такой деятельности, можно предложить им самим составлять кроссворды. Этим можно заниматься как дома, так и на уроках.

На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие критерии: количество слов и время (например, 10-15 слов на 20 минут).

Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть оригинальность и правильное построение вопросов, художественное оформление.

Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения качества знаний.

Итак, решение кроссвордов тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями.

Список литературы:

1. Жучкова, И.В. Дидактические игры на уроках английского языка/ И.В. Жучкова // English. - 2006. - № 7. – С. 40-43

2. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. – Спб.: КАРО, Мн.: «Четыре четверти», 2006. – 192с.

3. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова и др. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.

4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

5. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с.

6. Беляев Н.В., Большой словарь-справочник для решения и составления кроссвордов 1998

7. Федин С.Н. Лучшие игры со словами. М., 1999.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.