12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соловьева Елена Владимировна19
4

«Лэпбук как дидактическое средство визуализации учебной информации»



Мастер-класс

«Лэпбук как дидактическое средство визуализации учебной информации»

Автор: Соловьева Елена Владимировна,

учитель английского языка

МАОУ «Гимназия № 41», г. Новоуральск

Пояснительная записка Целевая аудитория: учителя.
Планируемые результаты:

1. В ходе работы участники актуализировали теоретический материал по теме «Визуализация учебной информации»

2. Участники имеют представление о дидактическом средстве «лэпбук» и его роли в обучении

3. Участники семинара узнали последовательность создания лэпбука в процессе выполнения практического задания.

Оборудование: презентационное оборудование, раздаточный материал, листы А4, фломастеры, шаблоны, демонстрационная доска, презентация.

Форма проведения семинара: интерактивное занятие


Одним из требований ФГОС является развитие способности учащихся самостоятельно планировать, выстраивать, контролировать и оценивать свою деятельность. Используемые в обучении визуальные средства способствуют развитию у детей навыков управления своей познавательной деятельностью. Одним из эффективных визуальных дидактических средств является интерактивное учебное пособие, лэпбук, которое создается или самим ребенком, или совместно с учителем, или с помощью родителей.

Лэпбук – это не просто поделка, это наглядно-практический метод обучения, завершающий этап изучения какой-то темы или учебного проекта. Впервые создавать лэпбуки начали американские мамы для домашних занятий с детьми, но постепенно лэпбуки «пришли» в школы и университеты, и не только американские. Под наш менталитет переработала этот метод Татьяна Пироженко, человек с высшим математическим образованием и большим творческим энтузиазмом.

Лэпбук может использоваться как для индивидуальной работы, так и для групповой, применим к любому учебному предмету, для урочной и внеурочной деятельности. Его тематическое содержание и оформление будет зависеть от возраста детей, учебных условий и учебных целей.


План мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас на моем мастер-классе. Посмотрите, пожалуйста, на изображения, расположенные на слайде. Есть ли у вас какие-либо идеи по поводу темы нашего мастер-класса? Есть ли в этих изображениях некая единая мысль? (Участники высказываются)

- Вы совершенно правы. И ментальные карты, и инфографика, и кластер, и фишбон и таймлайн – это методические приемы визуализации учебной информации. Коллеги, какие из этих приемов вы используете в своей практике? (Участники высказываются) Эти понятия стали использоваться в нашей российской методической терминологии сравнительно недавно, и все они имеют англоязычное происхождение (mind-map, inforgraphics, claster, fish bone, time-line). В 70е годы прошлого столетия появились в методике опорные схемы В.Ф. Шаталова, учителя математики, они также применимы к любому учебному предмету. Если мы еще раз обратимся к названным техникам (этот список не является исчерпывающим), то можем сказать, что каждая из них в той или иной степени подходит и визуалам, и аудиалам, и кинестикам. Сегодня я хочу обратиться к еще одному методу визуализации, который подходит учащимся с любимым из видов восприятия. Итак, тема нашего мастер-класса «Лэпбук как дидактическое средство визуализации учебной информации». Коллеги, применяет ли кто-либо в своей работе метод лэпбукинга? Поднимите, пожалуйста, руку.






- Спасибо. Итак, слово «лэпбук» происходит от английского lap (колено) и book (книга). Лэпбук - это интерактивная папка, в которой собраны, определенным образом систематизированы материалы по какой-либо теме. Её нельзя начать и закончить в один день, она создается в течение изучения темы и представляет собой итоговый результат совместной работы с детьми по учебному разделу или по какой-то внеурочной теме.

-t1680369715aa.jpg Коллеги, для нашей дальнейшей работы я предлагаю разделиться на 2 группы. Группу 1 в процессе нашего дальнейшего общения я попрошу делать отметки в таблице «Учебные характеристики» (приложение 1), группу 2 - в таблице «Воспитательные характеристики» (приложение 2). Прочитав тезис в первой колонке, прошу каждого индивидуально, в соответствии с вашим мнением поставить отметку во второй или третьей колонке.

- Итак, давайте рассмотрим, изготовленный моими учениками лэпбук (фото 1). Это наш «парадный» лэпбук по теме «Охрана растений», выполненный на региональный конкурс лэпбуков «Международный год охраны растений», где занял 1 место. Коллеги, какое содержание вы видите в этом лэпбуке и как с ним можно работать?

Фото 1

(Участники высказываются: названы материалы, засоряющие окружающую среду, описаны и иллюстрированы 10 глобальных

экологических проблем, приложены продукты переработки; наборы ребусов, кроссвордов, экологических знаков с описанием могут быть использованы в парной и групповой работе и т.д.)

- Спасибо. Практически, это завершенный проект с очень богатым содержанием. С разрешения авторов может быть использован на занятиях по экологии, классных часах, экологических конкурсах, викторинах, акциях, играх. Мы видим, что рисунки, карточки размещены в кармашках разной формы, использованы флип листы, мини блокноты, есть выдвигающиеся предметы, все это является обязательным элементом в лэпбуке.

t1680369715ab.jpg

Фото 2

- Всем нам доводилось покупать детям шоколадные яйца «Киндер-сюрприз». Мне, кажется, я не ошибусь, если скажу, что детей больше интересует сюрприз внутри, чем собственно шоколад. Дети обожают куда-нибудь залезать, заглядывать, находить для себя сюрпризы. Вот в этом лэпбуке (фото 2) по теме «Зоопарк» животные спрятаны за ставнями. Автор лэпбука просит отгадать животного по его описанию на английском языке. А проверить правильность ответа можно, открыв ставенки. Интрига! Лэпбук по форме – это папка, т.е. предмет, который закрывается. Его внешние стороны тоже могут быть использованы. Вот, например, так внешне выглядит лэпбук, где помещен материал о Великой Отечественной Войне.

-t1680369715ac.jpg Повторю, что наличие различных конвертов, обычных и фигурных

(

Фото 3

фото 4,5,6), «гармошек» (фото 7) , многослойных блокнотов, куда складывается информация, является обязательным элементом. Это порождает любопытство. А хорошо запоминается именно то, что вызвало интерес. К обязательным элементам относятся также выдвигающиеся предметы (фото 8), а также предметы «в свободном полете» (на веревочках) (фото 9). Это не значит, что форма должна перевешивать содержание и что все-все элементы должны быть использованы в одном лэпбуке.

t1680369715ad.jpgt1680369715ae.jpgt1680369715af.jpgt1680369715ag.jpgt1680369715ah.jpgt1680369715ai.jpg

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Фото 8

Фото 9



Согласитесь, что фраза: «Давайте найдем, где прячутся морские обитатели, и повторим, как они называются по-английски» звучит более мотивирующе, чем: «Прочитайте слова на странице 25». Если сделано несколько лэпбуков по одной теме, ими можно обменяться и рассказать, о чем можно узнать из лэпбука одноклассника. Лэпбук служит прекрасным средством для повторения материала.

- Коллеги, полагаю, что каждый из вас уже сделал пометки в ваших листах. Давайте посмотрим, какой у вас получился «групповой портрет». По каждой позиции подведите, пожалуйста, баланс и сообщите свои результаты. (Группы подводят итог и докладывают по каждой позиции)

- Спасибо. Т.к. все в целом согласились, что в использовании данного метода имеется много положительных моментов, почему бы нам не попробовать сделать некий тренировочный вариант лэпбука. С чего начинается работа? С выбора темы. Давайте остановимся на том, с чего мы начали. Пусть наша тема будет «Методические приемы визуализации учебной информации». Согласны? Следующий наш шаг – составление плана. Что мы хотим поместить в нашу интерактивную папку? Каково будет ее наполнение? Давайте обсудим это в группах. Чтобы дело двигалось быстрее, я вам приготовила небольшую подсказку (приложение 3). Вы не обязаны придерживаться только этой информации. Ваши личные знания, опыт, инициатива приветствуются. Время обсуждения – 3 минуты. (Участники обсуждают, а затем озвучивают свои мысли. Например: надо перечислить и графически изобразить приемы визуализации, дать описание их характеристик, указать типы уроков, на которых целесообразно их применение, и т.д.)

- Спасибо. Идем дальше. Для группы 1 я уже подготовила папку, в которой вы найдете разноуровневые многослойные блокноты, конверты, кармашки, пустые карточки, диаграмму «Вена». Все укреплено и приготовлено к работе. Ваша задача сейчас – заполнить папку информацией, т.е. сделать ее рабочей по теме «Методические приемы визуализации учебной информации». Приступайте, пожалуйста.

- Коллеги группы 2, мы с вами составляем макет. Возьмите, пожалуйста, лист А3, слегка согните его посередине, распрямите. Нагните левую и правую стороны листа к обозначившейся серединной линии. У вас получилась папочка с двумя створками. Сейчас давайте подумаем, какая информация и где будет располагаться, где будет заголовок, возможно, какие-то зарисовки, цитаты, соединительные линии, знаки пунктуации и т.д. Не забудьте использовать и внешнюю сторону папки. Выберите из предложенного набора шаблонов (карточки, разделительные блокноты, конверты, кармашки, бумажные гармошки) то, что подходит вам для вашего замысла. И сделайте на листе наброски карандашом, чтобы обозначить, что и где будет находиться. Пожалуйста, продолжайте. Время работы 3 минуты. (Участники обсуждают и наносят разметку)

- Группа 1 работает. Коллеги, можете прокомментировать, как вы решили расположить информацию? (Участники комментируют). Спасибо.

- Итак, группа 2 уже сделала разметку. И сейчас осталось только нанести собственно информацию, хотя бы схематично, и укрепить детали на листе с помощью клея. (Участники завершают работу).

- Для того чтобы изготовить информативный, яркий, аккуратный лэпбук требуется немалое количество времени. Сегодня мы можем в Интернете купить готовые шаблоны, но папки, изготовленные по своему замыслу, приносят больше радости.

- Заключительный этап – это презентация своего лэпбука. Предлагаю коллегам рассказать, что у них получилось, а также ответить на мои вопросы. Какие интеллектуальные усилия вы прилагали, работая с лэпбуком? Какое ваше эмоциональное состояние? Хотелось ли коллегам из группы 1 внести какие-то изменения в предложенный вариант? Как быстро коллеги из группы 2 договаривались о том, какой шаблон лучше подходит для того или иного куска информации? Хотите ли вы подумать о том, как вы можете использовать этот метод в учебной и внеучебной работе? (Участники рассказывают о своем продукте и высказывают свое мнение).

- Спасибо. Какой можно сделать вывод? Лэпбук – это дидактическое средство, которое, несомненно, имеет много положительных характеристик, и мы их сегодня уже назвали. Из недостатков – это большая временная затрата, и тот факт, что не все дети любят что-то делать своими руками. Но, во-первых, эта работа не может быть принудительной, и, во-вторых, если дети работают в группе, то собственно функцию изготовления может выполнять тот, кто это любит делать. Это то самое наглядное средство, которое уводит от излишнего использования компьютерного экрана. Согласны?

- Уважаемые коллеги, слово seminar в переводе с латинского означает «рассадник». Пару лет назад я была на семинаре Уральской ассоциации учителей иностранных языков, где научилась этой методике. Надеюсь, что сегодня я тоже «посеяла семена» в вашу методическую копилку. Благодарю за внимание.


Приложение 1

Учебные характеристики

Лэпбук

Больше согласен, чем не согласен

Больше не согласен, чем согласен

Учит самостоятельно собирать и организовывать информацию по определённой теме



Является хорошим способом закрепить определенную тему с учащимися, повторить пройденный материал



Развивает креативность и творческое мышление



Обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении



Подходит для группового обучения, что развивает коммуникативные способности, рождающиеся в диалоге



Может рассматриваться как разновидность метода проектов



Подходит для обучающихся всех возрастов



Способствует творческой самореализации педагога




Приложение 2


Воспитательные характеристики

Лэпбук

Больше согласен, чем не согласен

Больше не согласен, чем согласен

Способствует развитию интереса к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта



Развивает личностные качества: ответственность, организованность, аккуратность.



Воспитывает эстетическую культуру



Способствует развитию волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон



Способствует развитию навыков сотрудничества



Учит правилам информационной безопасности



Является эффективной формой привлечения родителей к сотрудничеству



Способствует творческой самореализации педагога










Приложение 3


Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Фишбоун

Направлен на развитие критического мышления. Используется для установления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами.

Таймлайн 

Временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.

Кластер

Позволяют в систематизированном виде представить большие объемы информации, ключевые слова, идеи. 

Лэпбук

Дидактичекое средство визуализации учебной информации в виде тематической папки, обеспечивающее познавательную, исследовательскую, творческую активность детей.

Ментальная карта

Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.

Скрайбинг

Сопровождение произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Иллюстрирует ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними.

Инфографика

Графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность.

Облако слов

Список категорий или тегов. Облако слов на сайтах устроено по принципу гиперссылок, где слово имеет тем больший размер в облаке, чем чаще оно встречается на сайте.

Фотоколлаж

Создание живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.


Источники:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования https://fgos.ru/

«Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС», Е. Дудко, https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-sredstvo-obuchenija-v-uslovijah-fgos-856386.html

«Лэпбук как инновационная технология и практическое применение в педагогической деятельности» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/lepbuk_kak_innovatcionnaya_tehnologiya_i_praktichesko_092032.html

«Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности», Калашникова Н.И., Трухачева Л.В. http://yapk87.ru/wp-content/uploads/2019/10/Лэпбук.pdf

«Лэпбук: закрепляем пройденный материал», Белова Е.А., https://www.eduneo.ru/lepbuk-zakreplyaem-projdennyj-material/

Визуализация учебной информации как неотъемлимая часть процесса обучения. Методика использования инфографики», https://znanio.ru/medianar/53

«What is a lapbook?» https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/

«What are lapbooks?» https://elementalscience.com/blogs/news/what-are-lapbooks

Видео сюжет «Создание лэпбука для учебной работы», https://www.youtube.com/watch?v=bZszTalFi1E



























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.