Мастер класс «Лэпбук как дидактическое средство визуализации учебной информации»
Мастер-класс
«Лэпбук как дидактическое средство визуализации учебной информации»
Автор: Соловьева Елена Владимировна,
учитель английского языка
МАОУ «Гимназия № 41», г. Новоуральск
Пояснительная записка Целевая аудитория: учителя.Планируемые результаты:
1. В ходе работы участники актуализировали теоретический материал по теме «Визуализация учебной информации»
2. Участники имеют представление о дидактическом средстве «лэпбук» и его роли в обучении
3. Участники семинара узнали последовательность создания лэпбука в процессе выполнения практического задания.
Оборудование: презентационное оборудование, раздаточный материал, листы А4, фломастеры, шаблоны, демонстрационная доска, презентация.
Форма проведения семинара: интерактивное занятие
Одним из требований ФГОС является развитие способности учащихся самостоятельно планировать, выстраивать, контролировать и оценивать свою деятельность. Используемые в обучении визуальные средства способствуют развитию у детей навыков управления своей познавательной деятельностью. Одним из эффективных визуальных дидактических средств является интерактивное учебное пособие, лэпбук, которое создается или самим ребенком, или совместно с учителем, или с помощью родителей.
Лэпбук – это не просто поделка, это наглядно-практический метод обучения, завершающий этап изучения какой-то темы или учебного проекта. Впервые создавать лэпбуки начали американские мамы для домашних занятий с детьми, но постепенно лэпбуки «пришли» в школы и университеты, и не только американские. Под наш менталитет переработала этот метод Татьяна Пироженко, человек с высшим математическим образованием и большим творческим энтузиазмом.
Лэпбук может использоваться как для индивидуальной работы, так и для групповой, применим к любому учебному предмету, для урочной и внеурочной деятельности. Его тематическое содержание и оформление будет зависеть от возраста детей, учебных условий и учебных целей.
План мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас на моем мастер-классе. Посмотрите, пожалуйста, на изображения, расположенные на слайде. Есть ли у вас какие-либо идеи по поводу темы нашего мастер-класса? Есть ли в этих изображениях некая единая мысль? (Участники высказываются)
- Вы совершенно правы. И ментальные карты, и инфографика, и кластер, и фишбон и таймлайн – это методические приемы визуализации учебной информации. Коллеги, какие из этих приемов вы используете в своей практике? (Участники высказываются) Эти понятия стали использоваться в нашей российской методической терминологии сравнительно недавно, и все они имеют англоязычное происхождение (mind-map, inforgraphics, claster, fish bone, time-line). В 70е годы прошлого столетия появились в методике опорные схемы В.Ф. Шаталова, учителя математики, они также применимы к любому учебному предмету. Если мы еще раз обратимся к названным техникам (этот список не является исчерпывающим), то можем сказать, что каждая из них в той или иной степени подходит и визуалам, и аудиалам, и кинестикам. Сегодня я хочу обратиться к еще одному методу визуализации, который подходит учащимся с любимым из видов восприятия. Итак, тема нашего мастер-класса «Лэпбук как дидактическое средство визуализации учебной информации». Коллеги, применяет ли кто-либо в своей работе метод лэпбукинга? Поднимите, пожалуйста, руку.
- Спасибо. Итак, слово «лэпбук» происходит от английского lap (колено) и book (книга). Лэпбук - это интерактивная папка, в которой собраны, определенным образом систематизированы материалы по какой-либо теме. Её нельзя начать и закончить в один день, она создается в течение изучения темы и представляет собой итоговый результат совместной работы с детьми по учебному разделу или по какой-то внеурочной теме.
- Коллеги, для нашей дальнейшей работы я предлагаю разделиться на 2 группы. Группу 1 в процессе нашего дальнейшего общения я попрошу делать отметки в таблице «Учебные характеристики» (приложение 1), группу 2 - в таблице «Воспитательные характеристики» (приложение 2). Прочитав тезис в первой колонке, прошу каждого индивидуально, в соответствии с вашим мнением поставить отметку во второй или третьей колонке.
- Итак, давайте рассмотрим, изготовленный моими учениками лэпбук (фото 1). Это наш «парадный» лэпбук по теме «Охрана растений», выполненный на региональный конкурс лэпбуков «Международный год охраны растений», где занял 1 место. Коллеги, какое содержание вы видите в этом лэпбуке и как с ним можно работать?
Фото 1
(Участники высказываются: названы материалы, засоряющие окружающую среду, описаны и иллюстрированы 10 глобальныхэкологических проблем, приложены продукты переработки; наборы ребусов, кроссвордов, экологических знаков с описанием могут быть использованы в парной и групповой работе и т.д.)
- Спасибо. Практически, это завершенный проект с очень богатым содержанием. С разрешения авторов может быть использован на занятиях по экологии, классных часах, экологических конкурсах, викторинах, акциях, играх. Мы видим, что рисунки, карточки размещены в кармашках разной формы, использованы флип листы, мини блокноты, есть выдвигающиеся предметы, все это является обязательным элементом в лэпбуке.
Фото 2
- Всем нам доводилось покупать детям шоколадные яйца «Киндер-сюрприз». Мне, кажется, я не ошибусь, если скажу, что детей больше интересует сюрприз внутри, чем собственно шоколад. Дети обожают куда-нибудь залезать, заглядывать, находить для себя сюрпризы. Вот в этом лэпбуке (фото 2) по теме «Зоопарк» животные спрятаны за ставнями. Автор лэпбука просит отгадать животного по его описанию на английском языке. А проверить правильность ответа можно, открыв ставенки. Интрига! Лэпбук по форме – это папка, т.е. предмет, который закрывается. Его внешние стороны тоже могут быть использованы. Вот, например, так внешне выглядит лэпбук, где помещен материал о Великой Отечественной Войне.- Повторю, что наличие различных конвертов, обычных и фигурных
(
Фото 3
фото 4,5,6), «гармошек» (фото 7) , многослойных блокнотов, куда складывается информация, является обязательным элементом. Это порождает любопытство. А хорошо запоминается именно то, что вызвало интерес. К обязательным элементам относятся также выдвигающиеся предметы (фото 8), а также предметы «в свободном полете» (на веревочках) (фото 9). Это не значит, что форма должна перевешивать содержание и что все-все элементы должны быть использованы в одном лэпбуке.
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Согласитесь, что фраза: «Давайте найдем, где прячутся морские обитатели, и повторим, как они называются по-английски» звучит более мотивирующе, чем: «Прочитайте слова на странице 25». Если сделано несколько лэпбуков по одной теме, ими можно обменяться и рассказать, о чем можно узнать из лэпбука одноклассника. Лэпбук служит прекрасным средством для повторения материала.
- Коллеги, полагаю, что каждый из вас уже сделал пометки в ваших листах. Давайте посмотрим, какой у вас получился «групповой портрет». По каждой позиции подведите, пожалуйста, баланс и сообщите свои результаты. (Группы подводят итог и докладывают по каждой позиции)
- Спасибо. Т.к. все в целом согласились, что в использовании данного метода имеется много положительных моментов, почему бы нам не попробовать сделать некий тренировочный вариант лэпбука. С чего начинается работа? С выбора темы. Давайте остановимся на том, с чего мы начали. Пусть наша тема будет «Методические приемы визуализации учебной информации». Согласны? Следующий наш шаг – составление плана. Что мы хотим поместить в нашу интерактивную папку? Каково будет ее наполнение? Давайте обсудим это в группах. Чтобы дело двигалось быстрее, я вам приготовила небольшую подсказку (приложение 3). Вы не обязаны придерживаться только этой информации. Ваши личные знания, опыт, инициатива приветствуются. Время обсуждения – 3 минуты. (Участники обсуждают, а затем озвучивают свои мысли. Например: надо перечислить и графически изобразить приемы визуализации, дать описание их характеристик, указать типы уроков, на которых целесообразно их применение, и т.д.)
- Спасибо. Идем дальше. Для группы 1 я уже подготовила папку, в которой вы найдете разноуровневые многослойные блокноты, конверты, кармашки, пустые карточки, диаграмму «Вена». Все укреплено и приготовлено к работе. Ваша задача сейчас – заполнить папку информацией, т.е. сделать ее рабочей по теме «Методические приемы визуализации учебной информации». Приступайте, пожалуйста.
- Коллеги группы 2, мы с вами составляем макет. Возьмите, пожалуйста, лист А3, слегка согните его посередине, распрямите. Нагните левую и правую стороны листа к обозначившейся серединной линии. У вас получилась папочка с двумя створками. Сейчас давайте подумаем, какая информация и где будет располагаться, где будет заголовок, возможно, какие-то зарисовки, цитаты, соединительные линии, знаки пунктуации и т.д. Не забудьте использовать и внешнюю сторону папки. Выберите из предложенного набора шаблонов (карточки, разделительные блокноты, конверты, кармашки, бумажные гармошки) то, что подходит вам для вашего замысла. И сделайте на листе наброски карандашом, чтобы обозначить, что и где будет находиться. Пожалуйста, продолжайте. Время работы 3 минуты. (Участники обсуждают и наносят разметку)
- Группа 1 работает. Коллеги, можете прокомментировать, как вы решили расположить информацию? (Участники комментируют). Спасибо.
- Итак, группа 2 уже сделала разметку. И сейчас осталось только нанести собственно информацию, хотя бы схематично, и укрепить детали на листе с помощью клея. (Участники завершают работу).
- Для того чтобы изготовить информативный, яркий, аккуратный лэпбук требуется немалое количество времени. Сегодня мы можем в Интернете купить готовые шаблоны, но папки, изготовленные по своему замыслу, приносят больше радости.
- Заключительный этап – это презентация своего лэпбука. Предлагаю коллегам рассказать, что у них получилось, а также ответить на мои вопросы. Какие интеллектуальные усилия вы прилагали, работая с лэпбуком? Какое ваше эмоциональное состояние? Хотелось ли коллегам из группы 1 внести какие-то изменения в предложенный вариант? Как быстро коллеги из группы 2 договаривались о том, какой шаблон лучше подходит для того или иного куска информации? Хотите ли вы подумать о том, как вы можете использовать этот метод в учебной и внеучебной работе? (Участники рассказывают о своем продукте и высказывают свое мнение).
- Спасибо. Какой можно сделать вывод? Лэпбук – это дидактическое средство, которое, несомненно, имеет много положительных характеристик, и мы их сегодня уже назвали. Из недостатков – это большая временная затрата, и тот факт, что не все дети любят что-то делать своими руками. Но, во-первых, эта работа не может быть принудительной, и, во-вторых, если дети работают в группе, то собственно функцию изготовления может выполнять тот, кто это любит делать. Это то самое наглядное средство, которое уводит от излишнего использования компьютерного экрана. Согласны?
- Уважаемые коллеги, слово seminar в переводе с латинского означает «рассадник». Пару лет назад я была на семинаре Уральской ассоциации учителей иностранных языков, где научилась этой методике. Надеюсь, что сегодня я тоже «посеяла семена» в вашу методическую копилку. Благодарю за внимание.
Приложение 1
Учебные характеристики Лэпбук | Больше согласен, чем не согласен | Больше не согласен, чем согласен |
Учит самостоятельно собирать и организовывать информацию по определённой теме | | |
Является хорошим способом закрепить определенную тему с учащимися, повторить пройденный материал | | |
Развивает креативность и творческое мышление | | |
Обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении | | |
Подходит для группового обучения, что развивает коммуникативные способности, рождающиеся в диалоге | | |
Может рассматриваться как разновидность метода проектов | | |
Подходит для обучающихся всех возрастов | | |
Способствует творческой самореализации педагога | | |
Приложение 2
Воспитательные характеристики Лэпбук | Больше согласен, чем не согласен | Больше не согласен, чем согласен |
Способствует развитию интереса к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта | | |
Развивает личностные качества: ответственность, организованность, аккуратность. | | |
Воспитывает эстетическую культуру | | |
Способствует развитию волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон | | |
Способствует развитию навыков сотрудничества | | |
Учит правилам информационной безопасности | | |
Является эффективной формой привлечения родителей к сотрудничеству | | |
Способствует творческой самореализации педагога | | |
Приложение 3
Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания. | |
Фишбоун | Направлен на развитие критического мышления. Используется для установления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами. |
Таймлайн | Временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. |
Кластер | Позволяют в систематизированном виде представить большие объемы информации, ключевые слова, идеи. |
Лэпбук | Дидактичекое средство визуализации учебной информации в виде тематической папки, обеспечивающее познавательную, исследовательскую, творческую активность детей. |
Ментальная карта | Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. |
Скрайбинг | Сопровождение произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Иллюстрирует ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. |
Инфографика | Графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. |
Облако слов | Список категорий или тегов. Облако слов на сайтах устроено по принципу гиперссылок, где слово имеет тем больший размер в облаке, чем чаще оно встречается на сайте. |
Фотоколлаж | Создание живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. |
Источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования https://fgos.ru/
«Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС», Е. Дудко, https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-sredstvo-obuchenija-v-uslovijah-fgos-856386.html
«Лэпбук как инновационная технология и практическое применение в педагогической деятельности» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/lepbuk_kak_innovatcionnaya_tehnologiya_i_praktichesko_092032.html
«Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности», Калашникова Н.И., Трухачева Л.В. http://yapk87.ru/wp-content/uploads/2019/10/Лэпбук.pdf
«Лэпбук: закрепляем пройденный материал», Белова Е.А., https://www.eduneo.ru/lepbuk-zakreplyaem-projdennyj-material/
Визуализация учебной информации как неотъемлимая часть процесса обучения. Методика использования инфографики», https://znanio.ru/medianar/53
«What is a lapbook?» https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/
«What are lapbooks?» https://elementalscience.com/blogs/news/what-are-lapbooks
Видео сюжет «Создание лэпбука для учебной работы», https://www.youtube.com/watch?v=bZszTalFi1E