" За гончарным кругом творим и отдыхаем"

1
0
Материал опубликован 26 June











« За гончарным кругом творим и отдыхаем »





Методическая разработка


Преподавателя изобразительных дисциплин

Шалашовой

Марии Николаевны

















Введение

Дети - это глина, которая остаётся податливой до определённого предела. (Джон Апдайк)

американский писатель, поэт, рассказчик, искусствовед

и литературный критик.



   А вы когда-нибудь лепили из глины? Если да, то вы представляете, как это увлекательно. Еще бы, из бесформенного куска глины вылепить что-нибудь этакое: игрушку, кружку, миску, тарелку или что-нибудь другое, на что хватит фантазии. А что дальше? А дальше – сушка, обжиг в печи, после которого изделие приобретет твердость, роспись акриловыми красками либо окраска ангобами или покрытие глазурью и повторный обжиг. И вот ваша поделка готова!  Обычный кусок глины превратился в игрушку или предмет быта, а в руках мастера – в произведение искусства. Интересно, не правда ли?

Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной.

Интересно, что работа с глиной сегодня находится на волне популярности. Для взрослых организуются мастер-классы по гончарному ремеслу, для детей в творческих студиях открываются кружки по лепке из глины. Психологи объясняют это тем, что людям хочется на время забыть о суете, снять стресс, погрузиться в атмосферу спокойствия и приблизиться к природе.

При работе на гончарном круге человек занимается умственной и физической деятельностью одновременно. Сначала ему нужно будет придумать, что он хочет сделать, предусмотреть детали, затем овладеть практическими навыками и понять, как он будет применять их, воплотить идею в жизнь.


Тема моего доклада: «За гончарным кругом творим и отдыхаем»

Хочется рассказать, как проходит обучение учащихся на отделении керамики. Как можно привлечь учащихся отделения керамики к увлекательному занятию работы на гончарном круге. Ведь занимаясь

керамикой, учащиеся не только развивают мелкую моторику и воображение, учатся терпению и усидчивости, но и изучают народное искусство и культуру.

Каковы перспективы гончарного ремесла? Давайте рассмотрим перспективы и преимущества этого занятия.

Занимаясь гончарным ремеслом, ребёнок получает:

1.Умственное и физическое развитие

2. Расширение кругозора и развитие воображения

3. Базовые знания целого ремесла

4. Возможность развивать себя как творческую личность

5. Приобрести полезные навыки


Поскольку глина является доступным материалом, а работа с ней вызывает интерес у школьников, кружки по ее художественной обработке действуют во многих детских учреждениях. И в нашей школе тоже проходят уроки по керамике.

Посещают такие уроки дети, которые хотят создать красоту собственными руками, украсить глиняными изделиями свой дом или сделать подарок близким людям.

На уроках учащиеся по программе выполняют разнообразные глиняные изделия: расписные блюда, фигурки, различные подсвечники, волшебные кружки-зверушки, тарелочки, вазочки, украшения, народные игрушки, работы в технике пластовой керамики и многое-многое другое.

К сожалению, уроки по керамике ограничивается только ручной лепкой изделий. Занятия будут значительно интереснее, если учащиеся будут работать и на гончарном круге. Мне как преподавателю хотелось дать своим ученикам больше знаний. Не только выполнять работы в ручную, но и научить выполнять работать на настоящем гончарном круге. Общими усилиями такой современный гончарный круг у нас появился.

За гончарный круг в мастерской садятся ребята от 7 лет. Для них процесс вытягивания формы и лепки изделия - это волшебство, которое вызывает бурю самых разных эмоций. С самого начала невозможно совершено выполнять эту непростую работу. Процесс требует внимательности и вовлеченности. Учащиеся должны чувствовать свой кусочек глины, быть ей лучшим другом, воздействовать на ее мягкие изгибы и понимать, какая форма будет у будущей работы.

С появлением гончарного круга наши уроки стали интересней, а изделия обрели правильную, изящную форму. Начинать освоение гончарного круга лучше всего с изготовления небольших вещей. К таким относятся, например, тарелки, стаканчики. После этого можно приступать к более сложным формам: вазочки, горшочки и т.д

Перед тем как начать работать на гончарном круге, провожу с детьми обязательно инструктаж по технике безопасности, проговариваем все моменты. Кроме этого беседуем с детьми о глине, работе гончара, просматриваем презентации по теме и видео материалы. Рассматриваем иллюстрации с изображением изделий из глины, керамических статуэток и фигурок. Обязательно проводим выставки детских работ.

На гончарном круге можно делать самые разнообразные работы: вазочки, горшочки, тарелочки-подсвечники. В зависимости от возраста учащиеся выполняют по сложности такие изделия. Дети с удовольствием садятся за круг, пробуют свои силы, получают навыки. Обязательно при работе на гончарном круге используем мягкую глину. Уже позднее можно использовать более твёрдые сорта.

Основные инструменты.

Стол: высота стола приблизительно должна быть на 5 см ниже нашей

поясницы - это очень важный фактор в работе. Оно связано с необходимостью часто перемешивать на нём глину. Если не будет возможности использовать вес своего корпуса, то увеличится нагрузка на мышцы рук, и можно быстро устать.

Бельтинг (плотная ткань): на нём гончары, как правило, проминают глину, чтобы она не прилипала к столу. Важно иметь ткань

плотную, тогда она не будет тянуться за глиной. Её иногда слегка смачивают водой, так как влага из глины при отмене частично испаряется.

Ёмкость с водой: вода нужна для постоянного смачивания рук и глины при работе на гончарном круге.

Леска или тонкая струна (скрипичная или гитарная) важно, чтобы она не подвергалась ржавчине. Струна может быть длиной от 17 до 26 см. Использовать капроновую леску желательно диаметром 0,35, а инструментальную струну 0,28 - 0,3. К каждому концу прикрепляется небольшой деревянный брусок или пуговица, это помогает удобно взяться за него при работе, а так же не потерять леску. Применяется для резки глины и перемещения изделия с шлифовального круга.

Губка (паралон) применяется для увлажнения поверхности изделия во время его выкручивания, для сглаживания и выбирания излишка воды. Для того чтобы было удобно убирать воду и образовавшуюся жидкую глину внутри сосуда, губку укрепляют на один конец палки, а другой держат рукой. Можно применить беличью кисть № 6-8, как показано на рисунке.

Стеки: деревянные разных форм. Для осуществления многих функций, чаще используется один стек, например, показанный на Стеки.

Кронциркуль (толщиномер) применяется для измерения частей изделия: диаметра горловины, тулова, крышки и т.д. Например, чтобы крышка подходила для чайника и плотно его закрывала. Кронциркули бывают различных форм и размеров, в зависимости от выполняемых ими функций: циркули с прямыми ножками – для измерения высоты с изогнутыми ножками – для измерения ширины.

Шаблон (лекало) или деревянные шнарики различного профиля

Используются для зачистки и шлифовки изделий, создания нескольких одинаковых, ровных форм. Они изготовляются из дерева, пластмассы и других материалов размером не больше ладони. Могут иметь разнообразные конфигурации . Другие названия шаблонов: гончарные гребешки, скребки. Деревянные н различного профиля

Гончарные иглы или шило с наконечником, используются для проделывания отверстий, разметки, насечек или надрезов, состоят из деревянной ручки с длинным металлически.

Петля предназначена для снятия с поверхности изделия лишней глины, отачивания ножки, выполнения углубления в основании изделия после того, как оно немного подвялится. Петельные приспособления могут быть разными.

Методика работы на гончарном круге.

Сначала нам нужно размять глину. Разминаем ее хорошо, для того, чтобы глина стала мягче и, легко было с ней работать. Если кусочек глины небольшой, то мы его разминаем в руках, как пластилин. Если кусочек глины будет большой, то его замешиваем как тесто.

Затем круговыми движениями рук сформировали шар. Кладем глиняный шар на основу гончарного круга и хорошо его руками закрепляем. Это делается для того, чтобы глина во время работы на гончарном круге не двигалась.

Включаем гончарный круг. Скорость гончарного круга регулируем специальной педалью.

При помощи рук и воды вытягиваем глиняный шар вверх, делая конус или столбик. Делается это для того, чтобы глина пропиталась водой и стала мягче и эластичней. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем его, поднимаем вверх и сужаем. Получается конус – морковка. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому старайтесь держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот — глина шла вслед за ними. Медленно проведите палец снизу вверх, если палец нигде не подпрыгивает, то можно приступать к следующему этапу.

Опускаем столбик вниз, делая толстый пенек. Нажимаем ладошкой на конус и постепенно нажимаем вниз. Если изделие наклоняется, то при помощи рук выравниваем.

В центре пенька указательным пальцем намечаем отверстие. (Его можно сделать при включенном гончарном круге, но детям трудно наметить отверстие при включенном гончарном круге). Поэтому мы выключаем гончарный круг, намечаем отверстие и продолжаем работу.

Углубляем отверстие практически до основания — получается конусообразная воронка. У нас получился полый цилиндр — стаканчик с толстыми стенками.

На следующем этапе происходит лепка задуманного изделия (например, чашка, кувшин, горшочек, стаканчик).

Сложность заключается в том, что надо отцентровать ком глины, положенный на круг. Это требует больших усилий. Дети младшего возраста пока не могут самостоятельно отцентровать глину, поэтому приходиться им помогать и показывать. Центрованием занимаюсь я, а дети продолжают крутить изделия сами. Им интересно наблюдать, как в зависимости от нажима на изделие меняется форма сосудов, учатся правильно сидеть, работать руками и инструментами. На круге с удовольствием работают и девочки, хотя при кручении изделия требуются усилия. После нескольких подходов к станку у некоторых детей старшего возраста уже получается и центровка и в, последствии готовая работа.

Ребята, конечно, расстраиваются, когда у них ничего не получается с первого раза глиняная субстанция разлетается во все стороны, если с самого начала неправильно воздействовать на нее. Приходится всегда объяснять такие моменты, показывать на примере, чтобы было визуальное представление.

Главным при работе на гончарном круге является приобретение навыков плавной, размеренной и ритмичной работы с глиной. Резкие движения здесь неуместны, так как могут привести к деформации деталей изделия.

В конце концов, дети смотрят на свою работу: не идеальная, немного небрежная, не ровная, но выполненная собственными руками.

После снятия изделия с круга мы занимаемся его декорированием: наносим стеком простейший орнамент или после обжига украшаем росписью.



Заключение

Иногда нам просто очень нужно отдохнуть. Причем не выспаться, не посидеть на уютном диване с хорошей книжкой, и даже не попить кофе в любимой кофейне. Нет, срочно нужны новые, и желательно позитивные, впечатления и ощущения. Что-то, что позволит расслабиться, переключиться.

Решить эту проблему можно по-разному. Можно взять и полепить из глины.

Вообще глина, скажу я вам, это прекрасно. Даже просто полепить из нее что-то, покатать ее в пальцах - для меня это уже отдых. Но гончарный круг... это волшебно. У меня иного слова просто нет. На нем глина буквально оживает. Расступается под пальцами, плавится от прикосновений, меняется... Живет.

Танцует странный и завораживающий танец, полностью послушная движениям ваших рук.

В заключении хотелось бы сказать , через пальцы, через кисти рук в мозг ребенка более прочное входит постижение красоты мира и богатейшего наследия своей культуры, которому хочется подражать, быть достойным наследником и внести свой вклад. Через занятия на гончарном круге у детей меняется мировоззрение. Мир искусства увлекает детей и посильная доля в этом заложена и моими занятиями по керамике.

Многие дети, возможно, не будут в дальнейшем скульпторами, керамистами, художниками, не поступят в творческие вузы, но они, духовно окрепнув, сумеют достойно преодолеть многие трудности, с которыми встретятся в своей жизни.

Освоить гончарное дело с первых дней невозможно. Оно требует желания, усидчивости, терпения, стремления. Но он доступен всем, даже человеку другой профессии. При определённых условиях и своих усилий можно добиться положительных результатов. Поэтому пожелание особенно тем, кто хочет научиться, это - поверить в себя, в свои силы и в свои возможности.

Главное правило работы за гончарным кругом – никаких резких движений. Все должно делаться плавно, без суеты, привычной нервозности

Это не значит, что глину надо боязливо гладить, необходимо быть одновременно расслабленным и сконцентрированным. «Гончарный круг — инструмент, как скрипка, виолончель или саксофон, на котором ты исполняешь художественное произведение, – рассказывают уже опытные керамисты. Ты так же играешь с формами. Для того чтобы научиться на нем работать, требуются время и терпение». Малейшее неправильное движение — и все падает, превращается в бесформенную массу. Поэтому усилия должны быть минимальны. Это обычно дается труднее всего. Мы привыкли прилагать усилия, создавая нечто. А в керамике новая форма рождается благодаря легким движениям рук. Но, когда наконец получится, работа за гончарным кругом окажется отличным способом сбросить отрицательные эмоции и расслабиться».


Список использованной литературы

 

Федотов Г. Я. « Послушная глина: основы художественного ремесла», М., «АСТ- пресс, 1997г.

Федотов Г.Я. « Глина и керамика», М., « ЭКСМО- ПРЕСС, 2002г.

Поверин А. В. « Гончарное дело », М., 2001г.

Акунова Л. Ф., Приблуда С. З.» Материаловедение и технология производства художественно- керамических изделий», М., « Высшая школа, 1979г.

Долорс Рос. « Керамика», М., « АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2003г.






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.