Занятие «Знакомство детей с гончарным ремеслом»
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка
1.Название. «Знакомство детей с гончарным ремеслом ».
2.Тип материала. Сценарий занятия.
3. Для кого предназначен. Для детей дошкольного возраста.
4. Гипотеза исследования. Разработанное занятие будет способствовать
расширению интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края.
«Знакомство детей с гончарным ремеслом»
Программное содержание: Познакомить детей с гончарным ремеслом.
Расширять у детей познавательный интерес к истории родного края.
Воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям.
Ход занятия.
Воспитатель: Давным-давно в старинном русском селе, которое находилось около нашего города Скопина, жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали скот, сеяли хлеб, воспитывали детей. Однажды этим людям в руки попал небольшой кусочек глины. Глина была серой и некрасивой. Для чего она нужна, никто не знал. Но умелец Иван взял в руки глину, брызнул на нее водой, она согрелась, стала теплой и мягкой словно ожила.
(слайд 2)
Воспитатель: Несколько умелых движений и кусок глины в руках Ивана превратился в глиняный сосуд, чашку, бокал. (слайд 3, 4, 5)
Воспитатель: Изделия высушивались на солнце. Вот так ребята, кусок глины оказался волшебным, ведь из него получились такие нужные предметы. Глины было очень много и хватало, что бы изготовить посуду для всех жителей села. Людей, которые стали лепить изделия из глины назвали гончарами. В древности, для того чтобы изготовить самый простой горшок, нужно было потрать очень много времени и сил. Гончары сначала скатывали глину в валики, которые рядами накладывали друг на друга.
(слайд 6)
Воспитатель: После этого старательно сглаживали все неровности, но все равно изделия получались с неровностями.
Через некоторое время гончары придумали деревянный гончарный круг. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы. (слайд 7)
Воспитатель: При работе гончары пользовались мочалкой, тряпкой («мокруша»), а иногда и куском овчины. Все эти предметы смачивали водой, оборачивали ими руку и разглаживали стенки сосуда (слайд 8, 9).
Готовый сосуд срезался с круга ниткой, тонкой медной проволокой или деревянной лопаткой, а иногда просто снимали посуду с круга руками. (слайд 10)
Воспитатель: После того как сосуды снимали с круга, их обжигали на костре.
При обжиге на костре прокаливалась не вся поверхность горшка, как с внешней, так и с внутренней стороны. (слайд 11)
Тогда люди решили для обжига использовать обычные русские печи в избах. Но и в этих печах прокаливалась не вся поверхность, и середина могла остаться сырой. (слайд 12)
Воспитатель: Позднее изобрели гончарную печь, которая стала называться «горна». Только обжиг в этой печи «горне», давал полную прокаленность всего глиняного теста, потому, что она нагревалась до очень высокой температуры. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в домашней печи, звенят при постукивании, а в изломе можно увидеть сплошной цвет хорошо прокаленной глины (от беловатого до кирпично-красного).
(слайд 13)
Воспитатель: Древнейшая гончарная печь «горна» для обжига керамики.
Гончары делали керамическую посуду, различные сосуды, игрушки из глины, различные глиняные фигурки, детские свистульки. Все эти изделия продавались на сельских ярмарках и очень нравились людям, а дети с удовольствием играли в игрушки и свистульки. А вы ребята хотите поиграть? (слайд 14)
Игра «Петушок» с использованием керамической игрушки.
Дети ходят по кругу поют песню:
Трух - трух, трух- трух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит - на весь двор кричит.
Кто услышит – тот бежит.
Петух на свистульке имитирует крик «Ку – ка – ре - ку».
Воспитатель: Для того, что бы изделия стали более красивыми и прочными гончары стали применять «обварку». Это делали после обжига, когда горшок еще раскален, посуду окунали в холодный раствор из ячменной муки. А еще, обмазывали перед обжигом крепким раствором соли. (слайд 15, 16)
Воспитатель: С тех пор, как люди нашли первый кусочек глины, прошло очень много лет. Теперь мастера гончары работают на большой фабрике в городе Скопине. Они изготавливают изделия, которые покрывают глазурью. Все эти изделия называются керамикой.
(слайд 17)
Воспитатель: Теперь изделия из глины изготовляются на современном автоматическом, гончарном круге. Работает он от электричества и крутится сам. Теперь гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия и поэтому оно получается красившее и прочнее чем на старинном круге.
(слайд 18)
Воспитатель: Затем мастера в ручную обрабатывают изделия, Некоторые детали (ручки, носики, крылышки) лепятся от руки. Вылепленная форма подсушивается, затем их соединяют при помощи отдельно разведенной глины.
(слайд 19)
После чего поверхность изделия обильно украшается геометрическим орнаментом.
(слайд 20, 21, 22)
Воспитатель: Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует блестящий слой желтого, зеленого или коричневого цвета. (слайд 23)
После чего изделие отправляют в современную печь.
(слайд 24)
Воспитатель: Вот так волшебная глина пришла к нам сквозь года и продолжает радовать нас своей красотой и сегодня.
На фабрике изготавливаются разные изделия и некоторые из них вы можете увидеть в нашем музее. (дети при помощи загадок отгадывают изделие и находят его в музее).
Литература:
1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008г. – 238с.
2 Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – С.45 – 46
Генералова Светлана Геннадиевна