Урок на тему «А.С. Пушкин "Капитанская дочка": особенности содержания и структуры» (8 класс)
Шалынина Лариса Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ средняя общеобразовательная школа № 80
Название предмета литература
Класс 8
УМК Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.6-е издание. М. «Просвещение» 2021.
Уровень обучения базовый
Тема урока А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Различие авторской позиции. Форма семейных записок как способ выражения частного взгляда на отечественную историю.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
Место урока в системе уроков по теме № 9 из 11
Цель урока: познакомить учащихся с «Историей Пугачева», которая стала основой исторического романа «Капитанская дочка».
Задачи урока 1.Выявить особенности содержания, структуры и композиции произведения.
2. Развивать навыки исследовательской работы с текстом.
3. Определить особенности освещения Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде
4. Выяснить значение фольклорных мотивов в романе и причины обращения А. С. Пушкина к форме семейных записок.
Планируемые результаты 1.Формирование интереса и уважительного отношения к истории, осознание ценности литературного наследия.
2. Уметь формулировать цель деятельности, работать с разными источниками информации, анализировать ее, делать выводы, оценивать свою деятельность; уметь принимать позицию другого человека и высказывать свою.
3. Понимать особенности содержания, структуры и композиции произведения, значение фольклорных мотивов в романе и причины обращения А. С. Пушкина к форме семейных записок.
Техническое обеспечение урока
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
Содержание урока
I.Организационный момент.
II.Работа по теме урока.
III Работа в группах (выводы учащихся, обсуждение, заполнение итоговой таблицы).
IV.Беседа по теме урока
V.Домашнее задание
VI. Рефлексия.
I.- Мы заканчиваем с вами изучение «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Но на некоторые вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
- Сформулируйте основную тему произведения.
(В основу «Капитанской дочки» положена история восстания Пугачева. Это является основной темой произведения.)
II.- Определите основные сюжетные линии произведения.
(Их две, потому что водоворот исторических событий влияет на жизнь людей. В то же время через историю жизни одного человека ярче проявляется сущность того или иного общественного явления. Две сюжетные линии органически переплетаются: в условиях народного бунта продолжается борьба за счастье Петруши Гринева и Маши Мироновой.
- Можно ли согласиться с утверждением, что присутствием этих сюжетных линий обусловлена композиция романа. Вспомните определение понятия «композиция».
(Композиция – построение художественного произведения, структура соединения частей в одно целое. В композиции можно условно выделить две части: историческую повесть о пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе части органически объединены в одно целое, внутренне связанное и законченное.)
- Сколько глав в романе? (14)
Итог анализа композиции учащиеся представят в виде таблицы, которая заполняется по ходу беседы.
Глава I. «Сержант гвардии» |
Первые две главы являются своеобразным введением, экспозицией (вспоминаем значение этого термина), где знакомимся с детством, воспитанием, первыми самостоятельными шагами рассказчика. Уже в самом начале два главных героя противопоставлены друг другу и в то же время неразрывно слиты. Они еще сами не знают об этом, но читатель обратит внимание на метель и сон Гринева во второй главе. |
Глава II. «Вожатый» |
|
Глава III. «Крепость» |
Продолжение семейной истории Гринева. Здесь же зарождение любовного сюжета, который помогает Пушкину раскрыть личность Пугачева. |
Глава IV. «Поединок» |
|
Глава V. «Любовь» |
|
Глава VI. «Пугачевщина» |
Последующие главы, начиная с главы «Пугачевщина», посвящены теме Пугачевского восстания и его вдохновителю. «Пугачевщина» имела решающее влияние на жизнь героев. Она обусловила не только ход дальнейших событий, но и судьбы Гринева и Маши Мироновой. |
Глава VII. «Приступ» |
|
Глава VIII. «Незваный гость» |
|
Глава IX. «Разлука» |
|
Глава X. «Осада города» |
|
Глава XI. «Мятежная слобода» |
|
Глава XII. «Сирота» |
|
Глава XIII. «Арест» |
|
Глава XIV. «Суд» |
-Обратите внимание на то, как соединяются две части композиции. Одна часть заканчивается главой «Любовь», другая начинается главой «Пугачевщина». Вспомните, о каких событиях мы узнаем из главы «Любовь».
(Главное в ней - зарождение любви и крушение надежд влюбленных, так как отец Гринева отказывается благословить молодых людей, а Маша не может пойти против воли родителей. Но вторгается сила, которая определяет дальнейшее развитие романа.)
-Прочитайте, как об этом пишет Гринев.
(Не любовь станет направлять в дальнейших «странных обстоятельствах жизни»: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».)
-Неожиданным происшествием» явилась «пугачевщина». Именно так и называется следующая глава. Так задача Пушкина показать грандиозные исторические события через судьбы обычных людей отражена в композиции романа.
III.- Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Какие элементы композиции привлекли наше внимание?
(Эпиграфы.)
-Что такое эпиграф?
(Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед своим сочинением или его частью. Он выражает суть произведения, темы или настроения произведения, определяя во многом характер восприятия.)
- Мы знаем, что эпиграф относится к числу необязательных элементов литературного произведения. Именно поэтому в случае применения он несет важную смысловую нагрузку.
Работа в парах. Оформление выводов в виде таблицы.
Фольклорные |
Литературные |
||||
Народные песни |
Пословицы |
Княжнин |
Фонвизин |
Сумароков |
Херасков |
Гл. II, III, V, V,VI, VII, XI |
Ко всему роману, гл. VIII, XIV |
Гл. I, IV, XIII |
Гл. III |
Гл. XI
|
Гл. IX,X |
Вывод: 1. В эпиграфе «Береги честь смолоду» (ко всему роману) заключена основная идея произведения.2. Эпиграфы предваряют действие, о котором будет рассказываться в главе, и задают определенную тональность повествованию.3 Каждый эпиграф несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, но и разобраться в характерах героев, лучше понять замысел Пушкина.
- Характер эпиграфов в «Капитанской дочке» интересен, необычен: из 17 эпиграфов 10 заимствованы из фольклора. Почему?
(Мудрость русского народа, закрепленная в пословице, выступает качестве жизненного ориентира, нравственной основы общества.
Эпиграфы, взятые из фольклорных источников, подчеркивают атмосферу народной стихии, указывают на близость нравственных и эстетических идеалов А.С. Пушкина к народным представлениям.)
- Приведите примеры использования в романе фольклорных изобразительных средств.
(Например, речь Пугачева насыщена народными поговорками и остроумными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее». Или сказка старой калмычки об орле и вороне, рассказанная Пугачевым Гриневу по дороге в Белогорскую крепость, объясняет жизненную позицию Пугачева и др. примеры)
IV.- На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что в романе историческая правда тесно переплетается с художественным вымыслом. Изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о Пугачёвском бунте. В центре внимания Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России XVIII века. Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина II, Пётр III. Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.
У Пушкина еще во время работы над «Дубровским» возникло желание написать о дворянине, перешедшем на сторону Пугачева. Прототипом (Вспомнить: прототип (прообраз, первообраз, источник) – историческая или современная личность, послужившая основой для образа в искусстве (литературе) его стал офицер Шванвич (в романе – Швабрин). Прототип Гринева – офицер Башарин, взятый в плен и потом оправданный. Историческая основа произведения – реальные события крестьянской войны. Картины исторических событий переплетаются с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Автор прослеживает, как время и события могут изменить ход жизни и человеческих судеб, поэтому ключевыми понятиями становятся любовь и верность, честь и достоинство, долг и совесть.
В художественном мире романа переплелись исторические личности и вымышленные персонажи, воплотился труд историка и поэта, что позволило впоследствии ученому – историку Ключевскому констатировать: «В «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта».
- Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем? Почему автор выбирает мемуарную форму повествования?
(Пушкинский роман создан в форме семейных записок.Повествование ведется от лица пятидесятилетнего отца семейства Петра Андреевича Гринева. Свои мемуары он пишет во времена «царствования императора Александра». Мемуарист рассказывает о своей молодости, которая совпала с эпохой царствования Екатерины II, с событиями Пугачевского бунта.
Гринева не переходит на сторону народа. Для героя неприятие и осуждение восстания и всех мятежников было естественным. Но именно поэтому так важно автору выбрать свидетеля дворянина, ведь осуждая, не принимая восстания, Гринев принужден был свидетельствовать не только о кровавых расправах Пугачева, но и о его человечности, гуманности и великодушии.
Пушкину важно было показать события Пугачевского бунта с позиции очевидца. Писателю требовался свидетель, который мог правдиво рассказать об участниках восстания, о Пугачеве и его сподвижниках. Форма семейных записок являлась способом выражения честного взгляда на отечественную историю
Кроме того, мемуарная форма придавала произведению Пушкина особый колорит эпохи.
Наконец, немаловажным было и желание Пушкина избежать цензурных затруднений. Мемуары должен был писать убежденный противник восстания, но вместе с тем и объективный, беспристрастный свидетель его событий.)
V.Домашнее задание: подготовка к письменной работе
VI. Рефлексия.