12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шалынина Лариса Геннадьевна34

Шалынина Лариса Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ средняя общеобразовательная школа № 80

Название предмета литература

Класс 8

УМК Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.6-е издание. М. «Просвещение» 2021.

Уровень обучения базовый

Тема урока А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Различие авторской позиции. Форма семейных записок как способ выражения частного взгляда на отечественную историю.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1

Место урока в системе уроков по теме № 9 из 11

Цель урока: познакомить учащихся с «Историей Пугачева», которая стала основой исторического романа «Капитанская дочка».

Задачи урока 1.Выявить особенности содержания, структуры и композиции произведения.

2. Развивать навыки исследовательской работы с текстом.

3. Определить особенности освещения Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде

4. Выяснить значение фольклорных мотивов в романе и причины обращения А. С. Пушкина к форме семейных записок.

Планируемые результаты 1.Формирование интереса и уважительного отношения к истории, осознание ценности литературного наследия.

2. Уметь формулировать цель деятельности, работать с разными источниками информации, анализировать ее, делать выводы, оценивать свою деятельность; уметь принимать позицию другого человека и высказывать свою.

3. Понимать особенности содержания, структуры и композиции произведения, значение фольклорных мотивов в романе и причины обращения А. С. Пушкина к форме семейных записок.

Техническое обеспечение урока

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

Содержание урока

I.Организационный момент.

II.Работа по теме урока.

III Работа в группах (выводы учащихся, обсуждение, заполнение итоговой таблицы).

IV.Беседа по теме урока

V.Домашнее задание

VI. Рефлексия.

 

I.- Мы заканчиваем с вами изучение «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Но на некоторые вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

- Сформулируйте основную тему произведения.

(В основу «Капитанской дочки» положена история восстания Пугачева. Это является основной темой произведения.)

II.- Определите основные сюжетные линии произведения.

(Их две, потому что водоворот исторических событий влияет на жизнь людей. В то же время через историю жизни одного человека ярче проявляется сущность того или иного общественного явления. Две сюжетные линии органически переплетаются: в условиях народного бунта продолжается борьба за счастье Петруши Гринева и Маши Мироновой.

- Можно ли согласиться с утверждением, что присутствием этих сюжетных линий обусловлена композиция романа. Вспомните определение понятия «композиция».

(Композиция – построение художественного произведения, структура соединения частей в одно целое. В композиции можно условно выделить две части: историческую повесть о пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе части органически объединены в одно целое, внутренне связанное и законченное.)

- Сколько глав в романе? (14)

Итог анализа композиции учащиеся представят в виде таблицы, которая заполняется по ходу беседы.

Глава I. «Сержант гвардии»

Первые две главы являются своеобразным введением, экспозицией (вспоминаем значение этого термина), где знакомимся с детством, воспитанием, первыми самостоятельными шагами рассказчика.

Уже в самом начале два главных героя противопоставлены друг другу и в то же время неразрывно слиты. Они еще сами не знают об этом, но читатель обратит внимание на метель и сон Гринева во второй главе.

Глава II. «Вожатый»

Глава III. «Крепость»

Продолжение семейной истории Гринева. Здесь же зарождение любовного сюжета, который помогает Пушкину раскрыть личность Пугачева.

Глава IV. «Поединок»

Глава V. «Любовь»

Глава VI. «Пугачевщина»

Последующие главы, начиная с главы «Пугачевщина», посвящены теме Пугачевского восстания и его вдохновителю.

«Пугачевщина» имела решающее влияние на жизнь героев. Она обусловила не только ход дальнейших событий, но и судьбы Гринева и Маши Мироновой.

Глава VII. «Приступ»

Глава VIII. «Незваный гость»

Глава IX. «Разлука»

Глава X. «Осада города»

Глава XI. «Мятежная слобода»

Глава XII. «Сирота»

Глава XIII. «Арест»

Глава XIV. «Суд»

-Обратите внимание на то, как соединяются две части композиции. Одна часть заканчивается главой «Любовь», другая начинается главой «Пугачевщина». Вспомните, о каких событиях мы узнаем из главы «Любовь».

(Главное в ней - зарождение любви и крушение надежд влюбленных, так как отец Гринева отказывается благословить молодых людей, а Маша не может пойти против воли родителей. Но вторгается сила, которая определяет дальнейшее развитие романа.)

-Прочитайте, как об этом пишет Гринев.

(Не любовь станет направлять в дальнейших «странных обстоятельствах жизни»: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».)

-Неожиданным происшествием» явилась «пугачевщина». Именно так и называется следующая глава. Так задача Пушкина показать грандиозные исторические события через судьбы обычных людей отражена в композиции романа.

III.-  Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Какие элементы композиции привлекли наше внимание?

(Эпиграфы.)

-Что такое эпиграф? 

(Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед своим сочинением или его частью. Он выражает суть произведения, темы или настроения произведения, определяя во многом характер восприятия.)

- Мы знаем, что эпиграф относится к числу необязательных элементов литературного произведения. Именно поэтому в случае применения он несет важную смысловую нагрузку.

Работа в парах. Оформление выводов в виде таблицы.

Фольклорные

Литературные

Народные песни

Пословицы

Княжнин

Фонвизин

Сумароков

Херасков

Гл. II, III, V, V,VI, VII, XI

Ко всему роману, гл. VIII, XIV

Гл. I, IV, XIII

Гл. III

Гл. XI

 

Гл. IX,X

Вывод: 1. В эпиграфе «Береги честь смолоду» (ко всему роману) заключена основная идея произведения.2. Эпиграфы предваряют действие, о котором будет рассказываться в главе, и задают определенную тональность повествованию.3 Каждый эпиграф несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, но и разобраться в характерах героев, лучше понять замысел Пушкина.

- Характер эпиграфов в «Капитанской дочке» интересен, необычен: из 17 эпиграфов 10 заимствованы из фольклора. Почему?

(Мудрость русского народа, закрепленная в пословице, выступает качестве жизненного ориентира, нравственной основы общества.

Эпиграфы, взятые из фольклорных источников, подчеркивают атмосферу народной стихии, указывают на близость нравственных и эстетических идеалов А.С. Пушкина к народным представлениям.)

- Приведите примеры использования в романе фольклорных изобразительных средств.

(Например, речь Пугачева насыщена народными поговорками и остроумными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее». Или сказка старой калмычки об орле и вороне, рассказанная Пугачевым Гриневу по дороге в Белогорскую крепость, объясняет жизненную позицию Пугачева и др. примеры)

IV.- На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что в романе историческая правда тесно переплетается с художественным вымыслом. Изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о Пугачёвском бунте. В центре внимания Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России XVIII века. Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина II, Пётр III. Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

У Пушкина еще во время работы над «Дубровским» возникло желание написать о дворянине, перешедшем на сторону Пугачева. Прототипом (Вспомнить: прототип (прообраз, первообраз, источник) – историческая или современная личность, послужившая основой для образа в искусстве (литературе) его стал офицер Шванвич (в романе – Швабрин). Прототип Гринева – офицер Башарин, взятый в плен и потом оправданный. Историческая основа произведения – реальные события крестьянской войны. Картины исторических событий переплетаются с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Автор прослеживает, как время и события могут изменить ход жизни и человеческих судеб, поэтому ключевыми понятиями становятся любовь и верность, честь и достоинство, долг и совесть.

В художественном мире романа переплелись исторические личности и вымышленные персонажи, воплотился труд историка и поэта, что позволило впоследствии ученому – историку Ключевскому констатировать: «В «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта».

- Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем? Почему автор выбирает мемуарную форму повествования?

(Пушкинский роман создан в форме семейных записок.Повествование ведется от лица пятидесятилетнего отца семейства Петра Андреевича Гринева. Свои мемуары он пишет во времена «царствования императора Александра». Мемуарист рассказывает о своей молодости, которая совпала с эпохой царствования Екатерины II, с событиями Пугачевского бунта.

Гринева не переходит на сторону народа. Для героя неприятие и осуждение восстания и всех мятежников было естественным. Но именно поэтому так важно автору выбрать свидетеля дворянина, ведь осуждая, не принимая восстания, Гринев принужден был свидетельствовать не только о кровавых расправах Пугачева, но и о его человечности, гуманности и великодушии.

Пушкину важно было показать события Пугачевского бунта с позиции очевидца. Писателю требовался свидетель, который мог правдиво рассказать об участниках восстания, о Пугачеве и его сподвижниках. Форма семейных записок являлась способом выражения честного взгляда на отечественную историю

Кроме того, мемуарная форма придавала произведению Пушкина особый колорит эпохи.

Наконец, немаловажным было и желание Пушкина избежать цензурных затруднений. Мемуары должен был писать убежденный противник восстания, но вместе с тем и объективный, беспристрастный свидетель его событий.)

V.Домашнее задание: подготовка к письменной работе

VI. Рефлексия.



 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.