Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание сложных слов и употребление их в речи»
Конспект урока русского языка в 3 классе
Программа: «Школа 2100»
Учитель: Котельникова Светлана Викторовна
МБОУ гимназия № 121 Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан
Тема: «Правописание сложных слов и употребление их в речи»
Цель: Систематизировать знания учащихся об образовании и правописании сложных слов.
Задачи:
Предметные – обобщить знания и умения записывать сложные слова, использую соединительные гласные о и е;
- применять правила правописания орфограмм в корнях сложных слов;
- применение орфографических правил;
Метапредметные – способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять её;
- развивать творческую активность, прививать интерес к русскому языку;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, умения работать в парах и самостоятельно.
Планируемые достижения учащихся – осмысление значения сложных слов в речи и их правописание.
Оборудование – мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки.
Ход урока:
Этапы урока |
Предметные действия |
Формируемые УУД |
Орг. момент |
Слайд 2. Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом! Автор этих замечательных слов узбекский народный поэт Сабир Абдулла даёт мудрый совет. Как вы понимаете его призыв «Учите русский»? (ответы детей) |
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
«Минутка» чистописания |
Ежедневно мы отправляемся в путешествие по стране Знаний. Дорога эта тернистая. Какими качествами должен обладать каждый путник на этом пути? (ответы детей). Тогда вперёд за знаниями! Пусть эти слова станут девизом урока. Запишем их в тетради, но очень аккуратно, соблюдая все правила орфографии. Отправляясь в путешествие необходимо выбрать вид транспорта. Какие известны вам? (ответы детей) Помните, как Емеля из сказки «По щучьему велению» въехал на печи прямо в царские покои? Слайд 3. |
Строить речевое высказывание и выражать свои мысли. Формирование каллиграфических навыков |
Актуализация знаний Словарная работа Орфографическая минутка |
Так вот, сказка – ложь, да в ней намёк. Люди давно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самолёте, сапогах скороходах, на худой конец и о самодвижущейся печке. Чего только не придумывали первые изобретатели: приделывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места. Но такое изобретение появилось. Прочитав текст, вы узнаете о нём. (перед каждым учеником текст: Приложение 1.) - О каком изобретении вы узнали? Кто является её изобретателем? Как выглядел первый автомобиль? Слайд 4. Какие профессии людей упоминаются в рассказе? Выпишите их в тетрадь. Можно ли проверить их правописание? Подчеркните орфограммы в словарных словах. Вы, наверное, заметили, что в тексте встретились слова с ошибками. Найдите их. (Паровая – пар, тяжёлый – тяжесть, водитель – водит, Франция, самодвижущийся – сама движется) |
Развитие кругозора учащихся, история возникновения слов, заимствованные слова История изобретения первого автомобиля. Знакомство с профессиями людей. Развитие орфографической зоркости Знакомство с новыми словарными словами -Как проверить безударную гласную в корне слова? |
Формулировка темы урока |
Изобретение, которое ходит на пару, следовало бы назвать иначе. Предположите, как? (пароход) Но пароход к тому времени уже существовал. Что общего в словах «самодвижущийся, пароход»? Что вы уже узнали из предыдущих уроков о сложных словах. Сегодня тема нашего урока: употребление в речи и правописание сложных слов. Изучение данной темы приближается к концу, впереди проверочная работа, хотя на этом встречи со сложными словами не заканчиваются. Слайд 5. На предыдущих уроках вы узнали, какие слова называются сложными, с помощью чего соединяются в них корни, какую гласную нужно выбрать при их соединении. Перед вами тест. Правила работы с ним вам известны. Обведите правильный ответ к каждому из вопросов. Тест - См. Приложение 2. Итак, какие слова называются сложными? С помощью чего соединяются корни в сложных словах? В каком случае выбираем гласную е? В каком о? Из какой страны пришло слово «автомобиль»? А знаете ли вы, как называется столица Франции? А в какой стране мы живём? Как называется её столица? А знаете ли вы кто является основателем Москвы? Откройте учебник на стр. 95 и найдите упр. 138. Прочитайте задание. Найдите сложные слова, выпишите их, выделите корни и соединительную гласную. Работа у доски «по цепочке». |
Умение систематизировать знания о сложных словах. Систематизация и приобретение новых знаний о Родине, географических названиях, известных личностях России Развитие умения находить информацию из учебного пособия |
Физминутка |
- А как вы думаете, кто в жизни загадочнее, сложнее – мальчики или девочки? Почему? Игра на внимание: услышав простое слово, встают мальчики, сложное – девочки. Пустомеля, перезвон, пустозвон, помело, сладкоежка, премудрый, добродушный, великолепный, замечательный. |
|
А я предлагаю следующее задание на внимательность. Перед вами слова. Прочитаем их хором. Ваша задача выписать только сложные слова. Слайд 6. прохожий пешеход грузовик самосвал погрузка переезд путешествие вертолёт повозка тепловоз - Обменяйтесь работами, проверьте и поставьте на полях карандашом заслуженную оценку. - Все ли справились с заданием? У кого возникли трудности? Образуйте из словосочетаний сложные слова и запишите их на листочках рядом со словосочетанием. Слайд 7. На партах листочки для работы в парах. Приложение 3. Проверка. Оцените свою работу и поставьте оценку. - Какие великие полководцы известны вам? (ответы детей) Слайд 8. (портреты Кутузова, Суворова, Жукова) |
Развитие умения самостоятельно находить сложные слова Взаимопроверка Умение работать в парах. Развитие творческой активности. Формирование новых знаний об исторических личностях России |
|
Итог урока Рефлексия. |
На следующих уроках мы продолжим встречу со сложными словами, знания наши будут преумножаться. Но сегодня наш урок подошёл к концу. Что вам больше всего понравилось на уроке? (ответы детей) |
Обобщение знаний о правописании сложных слов |
Домашнее задание |
На этом уроке мы узнали об истории изобретения автомобиля. В упр. 142 на с. 96 дан текст о том, как появился самолёт. Подготовьтесь дома к свободному диктанту. |
Развитие познавательной деятельности. |
Приложение 1.
Печка на колёсах.
Впервые успеха добился инженер из франции Кюньо. Он «запряг» в телегу пороаую машыну, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя – автомобиль, что значит «самадвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди медный котёл, сзади тижолый ящик с углём, на скамейке вадитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился – ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колёса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колёсах.
Тест
Какие слова называются сложными?
А. непонятные слова;
Б. слова, в которых два корня;
В. длинные слова;
2. В сложных словах корни соединяются с помощью
А. безотрывного письма;
Б. союза и;
В. гласных о и е;
3. После твёрдых согласных пишется соединительная гласная
А. о;
Б. е;
В. и;
4. После шипящих, ц, мягких согласных пишется соединительная гласная
А. ё;
Б. е;
В. о.
Приложение 3.
Любитель книг - ______________________
Падают звёзды - ______________________
Люди, имеющие одинаковую фамилию - _________________________________
Корабль, который ходит по Луне - __________________________
Машина для перевозки леса - __________________________
Цирковой артист, который ходит по канату - ________________________________
Человек, который водит за собой армейские полки - ___________________________