Конспект урока на тему «Фразеологизмы и их употребление в речи» (5 класс)
Тема «Фразеологизмы и их употребление в речи».
Цель урока: будут опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно употреблять в речи.
Задачи:
-обучающие: учить самостоятельно давать определение понятию, опознавать и употреблять его в речи;
-развивающие: способствовать формированию умения объяснять лексическое значение слова, выражения, развивая и обогащая словарный запас и речь учащихся на основе упражнений;
-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, а также самостоятельность при изучении нового материала и выполнении заданий творческого характера.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятие фразеологизма, находить устойчивые сочетания в тексте, умело использовать в речи.
Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.
Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология исследования.
Методы: деятельностный, словесно-иллюстративный.
Формы обучения: сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения; формы контроля и самоконтроля.
Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в группах.
I. Организационный момент.
Приветствие
Вот и прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа. Слайд 1-2
II. Актуализация знаний.
Разминка «Сорви ромашку».
(на доске прикреплена ромашка, учащиеся по желанию срывают лепестки цветка и отвечают на вопросы темы прошлого урока).
- Что такое лексика? (Словарный состав языка)
- В каком разделе науки о языке изучается словарный состав языка? (Лексикология)
- Что такое лексическое значение слова? (Главный смысл слова)
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
- В чём заключается один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка? (В нём очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и переносном значении).
- Какое значение называется переносным? (которое переносит наименование одного предмета на другой).
Сегодня мы продолжим знакомиться со словами, употреблёнными в переносном значении, и ещё раз убедимся, что слово – это чудо.
III. Постановка проблемного вопроса и формулирование темы урока.
1. Писатель К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал об интересных случаях:
С-3 Отец как-то сказал, что шоколадную плитку нужно отложить на чёрный день, когда не будет другого сладкого. Трехлетняя дочка решила, что день будет черного цвета, и очень долго и нетерпеливо ждала, когда же придёт этот день.
Однажды ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела на каких-то делах, он очень сильно испугался и спрятал от неё свою любимую собачку.
А у трёхлетней Тани как-то порвался чулок.
- Эх, - сказали ей, - пальчик-то каши просит!
Проходит неделя, а пожалуй, и больше. Вдруг все с удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко каши, а теперь тычет туда палец ноги.
- Почему дети не поняли взрослых? (не знали значения фразы, восприняли их в буквальном смысле).
- Что обозначают выделенные фразы?
С-4 «на чёрный день» - трудное время в жизни кого-либо, время нужды, безденежья; «собаку съела» - имеет большой опыт, знания в чём-либо; «каши просит» - износился, продырявился, требует починки, ремонта).
- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только всё выражение в целом, вся фраза, поэтому и называются они фразеологизмы.
- Где мы используем эти выражения? (в нашей речи).
- Сформулируйте тему урока.
С-5 Фразеологизмы и их употребление в речи.
IV. Целеполагание.
- Определите для себя задачи:
1. Познакомиться с фразеологизмами.
2. Научиться находить фразеологизмы в тексте, давать им толкование.
3.Научиться правильно употреблять в речи.
- Поэтому, гонять лодыря мы на уроке не будем, а начнём работать.
V. Исследование материала.
- Что значит выражение «гонять лодыря»? (лениться)
Выражение «гонять лодыря» - это фразеологизм.
Фразеологизмы мы не придумываем сами, а извлекаем их из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания. Поэтому нельзя произвольно менять по своему желанию любое слово в составе фразеологизма.
С-6 Как вы думаете, какой фразеологизм изображён на картинке? Что он обозначает? («медвежья услуга» - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред. Этот фразеологизм существует только в таком виде, поэтому нельзя сказать «заячья услуга». Почему? Маша вам сейчас расскажет (сообщение об истории происхождения фразеологизма «медвежья услуга».
Фразеологизм восходит к басне И.А.Крылова «Пустынник и медведь», рассказывающий о дружбе пустынника и медведя. Однажды пустынник лёг спать, а медведь отгонял мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга. Вот и получается: вместо помощи вред).
- Давайте попробуем дать толкование слову «фразеологизм»:
С-7 Фразеологизмы – устойчивые (неделимые) сочетания слов, обычно понимаемые не буквально, а употреблённые в переносном смысле. Такие сочетания можно заменить синонимом или близким по смыслу выражением.
Давайте отдохнём, а заодно посмотрим, что бы было, если бы фразеологизмы мы понимали в прямом смысле.
С-8 Физкультминутка. Просмотр мультфильма «Фразеологизмы в картинках».
- А зачем фразеологизмы нужны в нашей речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушаем разговор двух рассерженных мам.
(Подготовленные учащиеся читают тексты)
1 мама. У нас вчера лампочки в коридоре перегорели. Сын пришёл домой, ни зги не видно. Он, как слон в посудной лавке, всё снёс, камня на камне не оставил. Потом не разгибая спины убирался.
2 мама. А мой сын бил баклуши, целыми днями работал спустя рукава, одноклассникам на переменах палки в колёса вставлял. Да и нас с мужем за нос водил со своими оценками, лапшу на уши вешал.
Как-то пришёл повесив нос с двойкой. Я, как узнала, метала громы и молнии. Так он у меня летал по квартире, оглянуться не успела, вмиг все уроки назубок выучил. А на следующий день пятёрку принёс и почивал на лаврах.
- Что использовали рассерженные мамы в разговоре? (фразеологизмы).
- Какие фразеологизмы услышали?
- Какой была речь мам? (Яркой, эмоциональной, образной и выразительной).
- Проверьте наши открытия по учебнику на с. 94.
- Как вы думаете, где мы можем найти значение неизвестного нам фразеологизма? (во фразеологическом словаре; словарь под ред. А.И.Молоткова; В.П.Жукова).
VI. Первичное закрепление.
Работа в группах.
1 гр. Найдите в тексте фразеологизм. Объясните его значение. Когда можно употребить этот фразеологизм?
Нередко обсуждают люди
Богатство и достатки.
Мол, денег куры не клюют,
И значит, всё в порядке.
Поехал к бабушке на днях.
Вот захожу в курятник.
Быть может, также я богат,
А сам – и без понятий?
Рассыпал мелочи вокруг
И созерцаю чинно…
Но куры деньги не клюют,
А пробегают мимо!
И тут обрадовался я:
Пускай штаны в заплатах,
Но всё в порядке у меня,
И я живу богато!
2 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Изобразите фразеологизм «денег куры не клюют» с помощью картинки.
3 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите синонимы к этому фразеологизму:
Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.
4 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите антонимы к фразеологизму «денег куры не клюют»:
Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.
5 гр. Составьте и запишите 2 предложения с фразеологизмом «денег куры не клюют»:
1) А я ему говорил, что у Тимофея денег куры не клюют. 2) Славно ты поживаешь, Василий Антипыч: всего у тебя вдоволь, всем бог тебя благословил; а денег-то у тебя, наверное, и куры не клюют.
VII. Итог.
С-9 Говорят: «Конец – делу венец». Это значит что-то делал, делал, старался, трудился – дело закончилось, и получился результат. Это и есть венец. Венец нашей работы на уроке – это знания о фразеологизме. Давайте вспомним, что мы узнали о фразеологизме. (Фразеологизмы – это не любые словосочетания, а устойчивые. Их нельзя расчленить на отдельные слова, потому что утратится весь смысл выражения. Фразеологизмы делают нашу речь яркой, эмоциональной, образной и выразительной. Значение незнакомых фразеологизмов можно узнать во фразеологическом словаре).
VIII. Домашнее задание на выбор: С-10
1) подготовить сообщение «История одного фразеологизма»;
2) нарисовать фразеологизм на альбомном листе, составить с ним 3 предложения и записать в тетрадь;
3) упражнение 271.
IX. Контроль.
Решите тест.
1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?
1) сварить кашу;
2) заварить кашу;
3) посолить кашу.
2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:
1) попасть впросак;
2) хоть пруд пруди;
3) слово в слово.
3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:
1) сесть в калошу;
2) кот наплакал;
3) вешать нос.
4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?
1) зазнаваться;
2) задаваться;
3) бездельничать.
5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?
1) во весь дух;
2) изо дня в день;
3) ни свет ни заря.
X. Взаимопроверка. С-11
1. 2 0 – «5»
2. 3 1 – «4»
3. 2 2 – «3»
4. 4 3 и более – «2»
5. 3
XI. Рефлексия.
С-12 Подберите фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке.
Работал спустя рукава Через пень-колоду
Не покладая рук Грызть гранит науки
Из рук вон Бить баклуши
Засучив рукава
XII. Спасибо за урок.
1 мама. У нас вчера лампочки в коридоре перегорели. Сын пришёл домой, ни зги не видно. Он, как слон в посудной лавке, всё снёс, камня на камне не оставил. Потом не разгибая спины убирался.
2 мама. А мой сын бил баклуши, целыми днями работал спустя рукава, одноклассникам на переменах палки в колёса вставлял. Да и нас с мужем за нос водил со своими оценками, лапшу на уши вешал.
Как-то пришёл повесив нос с двойкой. Я, как узнала, метала громы и молнии. Так он у меня летал по квартире, оглянуться не успела, вмиг все уроки назубок выучил. А на следующий день пятёрку принёс и почивал на лаврах.
Истории происхождения фразеологизма «медвежья услуга».
Фразеологизм восходит к басне И.А.Крылова «Пустынник и медведь», рассказывающий о дружбе пустынника и медведя. Однажды пустынник лёг спать, а медведь отгонял мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга. Вот и получается: вместо помощи вред.
В доме роскошь и уют,
Денег – куры не клюют.
Чай в постель приносят мне.
Жаль, что это всё во сне.
1 гр. Найдите в тексте фразеологизм. Объясните его значение. Когда можно употребить этот фразеологизм?
Нередко обсуждают люди
Богатство и достатки.
Мол, денег куры не клюют,
И значит, всё в порядке.
Поехал к бабушке на днях.
Вот захожу в курятник.
Быть может, также я богат,
А сам – и без понятий?
Рассыпал мелочи вокруг
И созерцаю чинно…
Но куры деньги не клюют,
А пробегают мимо!
И тут обрадовался я:
Пускай штаны в заплатах,
Но всё в порядке у меня,
И я живу богато!
2 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Изобразите фразеологизм «денег куры не клюют» с помощью картинки.
____________________________________________________________
3 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите синонимы к этому фразеологизму:
Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.
___________________________________________________________
4 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите антонимы к фразеологизму «денег куры не клюют»:
Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.
______________________________________________________________
5 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Составьте и запишите 2 предложения с фразеологизмом «денег куры не клюют».
Решите тест.
1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?
1) сварить кашу;
2) заварить кашу;
3) посолить кашу.
2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:
1) попасть впросак;
2) хоть пруд пруди;
3) слово в слово.
3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:
1) сесть в калошу;
2) кот наплакал;
3) вешать нос.
4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?
1) зазнаваться;
2) задаваться;
3) бездельничать.
5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?
1) во весь дух;
2) изо дня в день;
3) ни свет ни заря.
_______________________________________________________________________
Решите тест
1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?
1) сварить кашу;
2) заварить кашу;
3) посолить кашу.
2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:
1) попасть впросак;
2) хоть пруд пруди;
3) слово в слово.
3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:
1) сесть в калошу;
2) кот наплакал;
3) вешать нос.
4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?
1) зазнаваться;
2) задаваться;
3) бездельничать.
5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?
1) во весь дух;
2) изо дня в день;
3) ни свет ни заря.
О происхождении поговорки « Денег куры не клюют » рассказывает в своем трактате «Кому на Руси жить хорошо» схимник Лазарь Боголюбский (1503-? гг.) . В селе «Большие Златы» жила семья потомственных и богатейших купцов Даположских-Вынь (фамилия предположительно имеет китайские корни) . Однажды любопытствующие соседи наблюдали, повисши на плетне, такую картину: дворня как раз сгружала с телеги вернувшегося хозяина мешки золота, когда на одном из мешков вдруг лопнула тесемка и золотые монеты раскатились по всему двору… Шум, гам, переполох – все, кто находился во дворе, бросились собирать деньги, напуганная девка-курятница оступилась и растянулась поперек двора, рассыпав целое ведро пшена… Пшено смешалось с монетами, куры набросились на пшено… В этот момент на крыльцо выскочила старая, уважаемая, хозяйственная, но, к сожалению, весьма недалекая хозяйка дома, взмахнула руками и заголосила: «Склюют! Деньги склюют! » Переполох набирал обороты… Когда через полчаса все улеглось, причитающая женщина потребовала зарезать всех кур и произвести экспертизу желудков на предмет поиска монет. Как ее ни убеждали, как ни упрашивали – хозяйка осталась непреклонна, хозяин плюнул и дал добро… Еще через час купец потрясал перед носом жены кучей куриных потрохов и кричал: «Ну что, убедилась? Денег куры не клюют !». В тот же день счастливое село отмечало праздник – каждой семье выдали по тушке курицы, а то и по две! С той поры выражение « Денег куры не клюют » прижилось в народе.