Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета от г. протокол № |
УТВЕРЖДЕНА Заведующий РМБДОУ «Знаменский детский сад __________/ Приказ № от . . 201 года |
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для детей
с тяжёлыми нарушениями речи
Районного муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Знаменский детский сад «Ромашка»
на 2017 – 2018 учебный год
Содержание.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Принципы формирования программы
1.4 Значимые характеристики для реализации программы
1.5 Характеристика воспитанников с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН)
1.5.1 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи с 1 уровнем развития речи
1.5.2 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи со 2 уровнем речевого развития
1.5.3 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи с 3 уровнем речевого развития
1.5.4 Характеристика воспитанников с заиканием
1.5.5. Характеристика воспитанников с фонетико –фонематическим недоразвитием речи.
1.6 Планируемые результаты и показатели результативности и эффективности коррекционной работы
II. Cодержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
2. 2 Содержания коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет.
2.2.1 Основные формы реализации программы для детей с (ОНР ) 5 – 6 лет.
2.2.2Основные формы реализации программы для детей с (ОНР) 6 - 7 лет
2.2.3 Основные формы реализации программы для детей с (заикание ) 5 – 6 лет
2.2.4 Основные формы реализации программы для детей (заикание) 6 - 7 лет
2.2.5 Основные формы реализации программы для детей (ФФН) 5 - 7 лет
2.3.Этапы коррекционно – образовательного процесса
2.4 Задачи и формы образовательной деятельности учителя - логопеда с родителями
2.5 Совместная коррекционная деятельность учителя - логопеда и воспитателя
2.6 Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ
III. Краткая презентация адаптированной программы
Библиография
Программно-методическое обеспечение коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи Районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» в соответствии со следующими нормативными документами:
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Устав ДОУ.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей в возрасте от 3-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН), принятых в дошкольное учреждение на два года.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи.
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
Заикание — нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Существуют две формы заикания: тоническая, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническая, характеризующаяся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Коррекционно - педагогический процесс для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных не сформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения, и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. В логопункте коррекционное направление работы (за организацию функционирования которого несет ответственность учитель-логопед), является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным.
1.2 Цели и задачи Программы:
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на достижение следующих целей:
- создание условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего и подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание их речевого и психофизического развития, всестороннее гармоничное развитие;
– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;
– осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
- обеспечение разностороннего гармонического развития детей в возрасте от 5 до 7-8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, духовно-нравственному и художественно-эстетическому;
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе и обеспечение готовности ребенка к школе.
Для реализации поставленных целей определены следующие задачи программы:
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).
Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).
Развитие связной речи старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).
Развитие коммуникативности, успешности в общении старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).
1.3.Принципы формирования Программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
- профилактического;
- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
- Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
- Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
- Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
- Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
- Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказкотерапии, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы:
- Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
- Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
- Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
- Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
- Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу с детьми с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН), сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
1.4. Значимые характеристики для реализации программы.
Образовательный процесс в ДОУ осуществляют: заведующий, , воспитатели, учителя – логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Медицинское сопровождение образовательного процесса обеспечивает медицинская сестра.
Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса:
- ДОУ работает в условиях 10,5-часового пребывания;
- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) .
- группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
1.5. Характеристика воспитанников с нарушениями речи (ОНР, Заикание, ФФН)
1.5.1 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи с 1 уровнем речевого развития.
Особенностью речи у детей с первым уровнем речевого развития является стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении новыми словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко- слоговую структуру. Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами.
1.5.2 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи со 2 уровнем речевого развития.
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие 2-х, 3-х, а иногда даже четырехсловной фразы. Наблюдается недостаточность практического усвоения морфологической системы языка. Ребенок испытывает затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Так же используются многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении, при оценке фонетической стороны речи отмечается смазанность, неустойчивость в произношении звуков, которые изолированно произносятся правильно. Дети используют, как правило, одно – двусложные слова, тогда, как более сложные слова подвергаются сокращениям. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов.
1.5.3 Характеристика детей общим недоразвития речи с 3 уровнем речевого развития.
Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов , выходящих за рамки повседневного бытового общения. Наряду с лексическим ошибками у детей с3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно - следственных связей в тексте. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичным является трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
1.5.4 Характеристика воспитанников с заиканием.
К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия. При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха. Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями. Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией речи. Часто дети начинают затруднятся в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.
1.5.5 Характеристика воспитанников с фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие .На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в
большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в
формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей
могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении
сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных
существительными и т.п.
Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями:
искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность
звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает.
Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это
фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание
артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики. Такая форма нарушения, как
отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения
соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у
ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.
Характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая познавательная активность.
Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания
выполняют с ошибками. Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с
нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции.
Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению
письма и чтения.
1.6 Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры логопедической работы для детей с нарушением речи (ОНР) 3,5-6 лет
Дети должны уметь:
в соответствии с нормами языка, падежные, родо- видовые окончания слов должны понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы, элементарными математическими представлениями.
Целевые ориентиры логопедической работы для детей с нарушениями речи (ОНР) 6-7 лет
Дети должны уметь:
свободно составлять рассказы, пересказы;
владеть навыками творческого рассказывания;
адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.;
понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
фонетическое восприятие;
первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
графо-моторные навыки;
элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений);
Целевые ориентиры логопедической работы для детей с нарушением речи (заикание) 5-6 лет
Дети должны:
усвоить содержание программы старшей группы общеобразовательного детского сада;
пользоваться самостоятельной речью без заикания при переходе к контекстной речи;
уметь формулировать простое предложение, распространять его;
формулировать без заикания вариативные высказывания для выражения одной и той же мысли, события, эмоционального состояния.
Целевые ориентиры логопедической работы для детей с нарушением речи (заикание) 6-7 лет
Дети должны:
усвоить содержание программы подготовительной группы общеобразовательного детского сада;
овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи – рассказом по представлению, пересказом;
свободно пользоваться плавной речью, различной сложности в разных ситуациях общения;
уметь адаптироваться к различным условиям общения;
преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения.
Целевые ориентиры логопедической работы для детей с нарушением речи (ФФН ) 5-7 лет.
Дети должны:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
II Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие словаря.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
Развитие связной речи.
Формирование коммуникативных навыков.
Обучение элементам грамоты.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Сенсорное развитие.
Развитие психических функций.
Формирование целостной картины мира.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Развитие математических представлений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Восприятие художественной литературы.
Конструктивно-модельная деятельность.
Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» .
Формирование общепринятых норм поведения.
Формирование гендерных и гражданских чувств.
Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
Совместная трудовая деятельность.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Физическое развитие» .
Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ
Педагоги МБДОУ |
С воспитанниками |
С родителями воспитанников |
С педагогами |
Воспита тели |
Индивидуальная, подгрупповая совместная деятельность по образовательным областям «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие» Проведение досугов и развлечений Взаимодействие с социумом Проведение мониторинга |
Проведение консультаций по образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие» Проведение совместных праздников Совместное посещение музеев, выставок, спортивных мероприятий. |
Совместные мероприятия конкурсного типа. Обобщение и распространение педагогического опыта. |
Учитель-логопед |
Индивидуальные, подгрупповые, по образовательной области «Речевое развитие» Проведение мониторинга |
Индивидуальные консультации Тематические родительские собрания |
Индивидуальные консультации |
Педагог-психолог |
Проведение мониторинга. Организация подгрупповой деятельности на эмоционально-волевое и психомоторное развитие Индивидуальные занятия с детьми, включёнными ПМПК в «группу риска» с учётом особенностей психоречевого развития. |
Индивидуальные консультации Индивидуальные совместные занятия по запросу. |
Индивидуальные консультации Проведение семинаров-практикумов по актуальным вопросам. |
Музы-кальный руководи тель |
Индивидуальная, фронтальная совместная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Проведение развлечений и праздников. |
Индивидуальные консультации Участие в праздниках Помощь в подготовке атрибутов. |
Индивидуальные консультации, практикумы. |
Инструк тор по физической культуре |
Индивидуальная, фронтальная совместная деятельность по образовательной области «Физическое развитие» Проведение мониторинга Подготовка и проведение соревнований, спортивных праздников. |
Индивидуальные консультации Участие в соревнованиях и праздниках. |
Индивидуальные консультации, практикумы. |
2. 2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми 3,5-7 лет.
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей с ОВЗ (нарушением речи);
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН), выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации воспитанника ;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития воспитанников;
анализ успешности коррекционно - развивающей работы.
Коррекционно - развивающая работа включает:
выбор оптимальной для развития воспитанника с нарушением речи коррекционной программы, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер воспитанника, психокоррекцию его поведения;
социальную защиту воспитанника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
-
организацию и проведение специалистами индивидуальной, подгрупповой, коррекционно–развивающей образовательной деятельности, необходимой для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН) единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН);
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН)
Информационно – просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - воспитанников с нарушениями речи (ОНР, заикание) их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Режимные моменты |
Совместная деятельность с педагогом |
Самостоятельная деятельность воспитанников |
Совместная деятельность с семьёй |
Индивидуальные, подгрупповые |
подгрупповые, индивидуальные |
Индивидуальные |
Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
3 -7 лет |
|||
Поддержание социального контакта (беседа, эвристическая беседа) Образцы коммуникативных кодов взрослого Упражнения, психологические игры на развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы Тематические досуги Гимнастики (мимическая, логоритмическая) Образовательные ситуации. Речевые дидактические игры Чтение, разучивание речевого материала Беседы. |
Имитативные упражнения, пластические этюды Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа) Совместная деятельность с педагогом-психологом в условиях психологическо-го кабинета на развитие эмоционально-личностной сферы Совместная продуктивная деятельность Работа в книжном уголке Экскурсии Проектная деятельность. |
Самостоятельная художественная – речевая деятельность воспитанников Сюжетно-ролевая игра Игра – импровизация по мотивам сказок Театрализованные игры Игры с правилами. |
Чтение, рассматривание иллюстраций Беседы Игры драматизации Досуги, праздники Экскурсии Индивидуальные консультации по вопросам развития воспитанников. |
2.2.1. Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (ОНР) 5 – 6 лет.
Первый год обучения: проводятся логопедические занятия по подгруппам и индивидуально, на которые дети делятся с учетом уровня речевого развития (по итогам речевого обследования).
Проводятся занятия двух видов:
по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
по формированию звукопроизношения.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения (2-3 в неделю), продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.
Основные задачи логопедической работы с детьми с нарушением речи (ОНР) 5-6 лет.
Развитие понимания речи.
Уточнение и расширение словарного запаса.
Формирования понятий, начиная с достаточно простых, обещающих и закрепленных ранее.
Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. Овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в самостоятельной речи простых, а затем и сложных предлогов.
Формирование обобщенного значения слов.
Употребление притяжательных местоимений в сочетании с существительными мужского и женского рода.
Практическое овладение навыками изменения числа и падежа существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени.
Овладение навыками составление простых предложений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно- графической модели.
Подготовка к овладению диалогической формой речи.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры.
Контроль за внятностью и выразительностью речи.
Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Обучение детей построению самостоятельных высказываний.
Закрепление навыков построения различных типов предложений.
Обучение детей умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.
Обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов.
2.2.2.Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (ОНР) 6 - 7 лет.
На втором году обучения проводятся занятия четырех видов:
формирование лексико-грамматических средств языка;
связная речь;
формирование звукопроизношения.
Основные задачи логопедической работы с детьми с нарушением речи (ОНР) 6-7 лет.
Уточнение и расширение словарного запаса; закрепление знаний детей о различных свойствах предметов; образование сложных и родственных слов, существительных от глаголов; образование сравнительной степени прилагательных.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Практическое усвоение и употребление в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами.
Составление рассказа о любой игрушке с использование описательных приемов в самостоятельной речи.
Практическое усвоение согласования числительных с существительными; прилагательных и числительных с существительными.
Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними.
Продолжать учить употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления.
Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста.
Закрепление навыков деления слов на слоги с помощью наглядно – графических схем.
Изучение букв, соответствующих гласным и согласным звукам.
Проведение анализа и синтеза: слогов, односложных слов со стечением согласных, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, в начале; трехсложных слов.
Закрепление понятий слог, слово, звук, предложение.
Упражнять в умение дифференцировать звуки по признакам твердости, звонкости, мягкости, глухости.
Учить детей преобразовывать слоги в слова.
Обучать чтению слогов, составлению из слогов слов и слитному чтению с объяснением смысла прочитанного.
2.2.3.Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (заикание) 5 -6 лет.
Занятия проводятся ежедневно в утренние часы:
по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
по формированию звукопроизношения.
Основные задачи логопедической работы с детьми с нарушением речи (заикание)5-6 лет.
Расширять и уточнять знания воспитанников по лексическим темам, учить группировать предметы, картинки в категории по родовому признаку и называть их обобщающим словом.
Внимательно слушать образцы речи логопеда, воспитателей и ответы сверстников.
Учить воспитанников точно отвечать на вопросы без заикания словом, словосочетаниями, соблюдать смысловые паузы, интонации.
Распространять короткие фразы, строя их в различных вариантах.
Обучать детей составлять связные рассказы по картине, из личного опыта и т.д.
Учить детей формулировать вариативные высказывания без заикания.
2.2.4.Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (заикание) 6 - 7 лет.
На втором году обучения проводятся занятия четырех видов:
по формирование лексико-грамматических средств языка
связная речь;
формирование звукопроизношения.
Основные задачи логопедической работы с детьми нарушением речи (заикание) 6 - 7 лет.
1.Продолжать расширять и активизировать словарь воспитанников.
2. Учить детей анализировать предложения по количеству и порядку слов;
Слова по количеству слогов и звуков.
3.Воспитывать умение быстро отбирать речевые средства (слова, грамматические формы) для построения ответов, пользуясь речевыми моделями логопеда)
4. Учить понимать причинно-следственные связи.
5.Учить выразительно читать стихи и пересказывать художественные произведения, пользуясь смысловыми паузами, ударениями, интонациями.
6. Свободно пользоваться плавной речью в различных ситуациях, преодолевать индивидуальные коммуникативные затруднения.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения, к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, организовано в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиН №2.4.1.3049-13.
2.2.5.Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (ФФН) 6 - 7 лет.
Занятия проводятся два раза в неделю:
по формирование лексико-грамматических средств языка
связная речь;
формирование звукопроизношения..
Основные задачи логопедической работы с детьми с нарушением речи (ФФН) 5- 7 лет.
1. закрепление навыков произношения изученных звуков;
2. отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
3. звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
4. расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
5. закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.
Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
- выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.
2.3.Задачи и формы образовательной деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для эффективного решения данных задач педагогам ДОУ необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребёнка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку.
Родители предъявляют разные требования к ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестёр.
Классификации форм взаимодействия педагогов с родителями: словесные, наглядные и практические.
К словесным формам относятся:
-
Беседы.
Консультации (общие и индивидуальные)
Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).
Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.
Родительские собрания.
К наглядным формам работы относятся:
Речевой уголок,
Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки,
Экран звукопроизношения,
Выставки совместных творческих работ детей и их родителей,
Размещение информации на сайте ДОУ.
К практическим формам работы можно отнести:
-
Открытые занятия,
Занятия-практикумы,
Тетрадь для домашних заданий,
Речевые праздники и развлечения,
Проекты,
Электронная почта.
-
Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом |
Задачи, стоящие перед воспитателем |
|
1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков |
2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка |
3. Изучение результатов диагностики с целью перспективного планирования коррекционной работы |
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом |
|
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи |
5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти |
6. Расширение кругозора детей |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий |
7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8.Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям |
8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения |
9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
10. Развитие фонематического восприятия детей |
10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
11.Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений |
11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова |
12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения |
13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации |
14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения |
15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы |
16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
-
Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ.
Музыкальный руководитель |
Инструктор по физической культуре |
Педагог - психолог |
Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Работа над просодической стороной речи. Использование упражнений на развитие основных движений. Различение звуков по высоте, вокальные упражнения. Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха. |
Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений. Развитие правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха. |
Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Работа над развитием мелкой моторики. Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения. |
III. Организационный раздел.
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость специальной организации образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.
В МБДОУ имеется 1 логопедический кабинет.
Оборудование логопедического кабинета:
1. Столы и стулья для подгруппы детей,
2. Шкафы и полки для наглядных пособий, методической литературы и учебного материала,
3. Настенное зеркало 35х120 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое расположено возле окна,
4. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула – для ребенка и для учителя-логопеда,
5. Технические средства обучения: компьютер
IV.Краткая презентация адаптированной программы
Адаптированная программа Районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Адаптированная программа направлена на обеспечение коррекции детей с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН) от 3 -х до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа направлена на создание условий развития и коррекции ребёнка с нарушениями речи, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий коррекции и индивидуализации детей.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, и показатели результативности и эффективновности коррекционной работы, а так же результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержательный раздел представляет: общее содержание адаптированной программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и коррекцию речевых нарушений. Программа отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях и разработана с учетом: Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3-х-7 лет)», обеспечение коррекции речевых нарушений «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой , Г. В. Чиркиной , Т. В. Тумановой., С.А. Мироновой «Программа логопедической работы с заикающимися детьми».
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Адаптированной программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:
поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;
учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;
сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:
ценностного отношения к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и взрослого;
деятельностный в отношениях «педагог-семья»;
интеграции внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи;
доверительных отношений в системе «семья - ДОУ», включающий готовность сторон доверять компетентности друг друга;
разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли;
комплексности: целостное видение воспитательной компетентности родителей;
системности: связан с упорядоченностью периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.
Библиография.
1.Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи. Москва «Просвещение» 2009
2.Филичева Т.Б. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации
3.Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
5.Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.
7.Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993
8. Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
9.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005
10.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.