Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи

1
0
Материал опубликован 2 July 2018

РАССМОТРЕНА

на заседании

педагогического совета

от г. протокол №

УТВЕРЖДЕНА

Заведующий РМБДОУ «Знаменский детский сад

__________/ 

Приказ № от . . 201 года

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования для детей

с тяжёлыми нарушениями речи

Районного муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Знаменский детский сад «Ромашка»

на 2017 – 2018 учебный год
 

Содержание.

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи программы

1.3 Принципы формирования программы

1.4 Значимые характеристики для реализации программы

1.5 Характеристика воспитанников с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН)

1.5.1 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи с 1 уровнем развития речи

1.5.2 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи со 2 уровнем речевого развития

1.5.3 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи с 3 уровнем речевого развития

1.5.4 Характеристика воспитанников с заиканием

1.5.5. Характеристика воспитанников с фонетико –фонематическим недоразвитием речи.

1.6 Планируемые результаты и показатели результативности и эффективности коррекционной работы

II. Cодержательный раздел

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

2. 2 Содержания коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет.

2.2.1 Основные формы реализации программы для детей с (ОНР ) 5 – 6 лет.

2.2.2Основные формы реализации программы для детей с (ОНР) 6 - 7 лет

2.2.3 Основные формы реализации программы для детей с (заикание ) 5 – 6 лет

2.2.4 Основные формы реализации программы для детей (заикание) 6 - 7 лет

2.2.5 Основные формы реализации программы для детей (ФФН) 5 - 7 лет

2.3.Этапы коррекционно – образовательного процесса

2.4 Задачи и формы образовательной деятельности учителя - логопеда с родителями

2.5 Совместная коррекционная деятельность учителя - логопеда и воспитателя

2.6 Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ

III. Краткая презентация адаптированной программы

Библиография

Программно-методическое обеспечение коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Целевой раздел.

  1.1 Пояснительная записка.

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи Районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» в соответствии со следующими нормативными документами:

- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

- Устав ДОУ.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей в возрасте от 3-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

-физическое развитие.

  Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН), принятых в дошкольное учреждение на два года.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом пред­ставляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и зву­ковой, и смысловой сторон речи.

Речевая недоста­точ­ность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется тремя уровнями речевого раз­вития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выражен­ны­ми проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недораз­ви­тия

Заикание — нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Существуют две формы заикания: тоническая, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническая, характеризующаяся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Коррекционно - педагогический процесс для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных не сформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения, и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. В логопункте коррекционное направление рабо­ты (за организацию функционирования которого несет ответственность учитель-логопед),  является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным.


 

 1.2 Цели и задачи Программы:

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и  направлена на достижение следующих целей:

- создание условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего и подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание их речевого и психофизического развития, всестороннее гармоничное развитие;

– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;

– осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

- обеспечение разностороннего гармонического развития детей в возрасте от 5 до 7-8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, духовно-нравственному и художественно-эстетическому;

-  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности;

-  всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе и обеспечение готовности ребенка к школе.

Для реализации поставленных целей определены следующие задачи программы:

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).

Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).

Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).

Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).

Развитие связной речи старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).

Развитие коммуникативности, успешности в общении старших дошкольников с нарушением речи (ОНР, заикание, ФФН).

1.3.Принципы формирования Программы                                                       

      Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.

  Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:

-  Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

         Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);  

- профилактического;                                             

- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

-  Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

- Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

- Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

 - Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

     Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

- Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказкотерапии, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.   

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

  Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

            Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы:

-  Развитие динамичности восприятия.                                                                   

  В ходе  коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

-  Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся  полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

-  Развитие и коррекция высших психических функций.    

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

-  Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

-  Концентрический. 

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

        Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя.    

           Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу с детьми с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН), сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

1.4. Значимые характеристики для реализации программы.

Образовательный процесс в ДОУ осуществляют: заведующий, , воспитатели, учителя – логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Медицинское сопровождение образовательного процесса обеспечивает медицинская сестра.

Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса:

- ДОУ работает в условиях 10,5-часового пребывания;

- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) .

- группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.

 

1.5. Характеристика воспитанников с нарушениями речи (ОНР, Заикание, ФФН)

1.5.1 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи с 1 уровнем речевого развития.

Особенностью речи у детей с первым уровнем речевого развития является стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении новыми словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко- слоговую структуру. Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами.

1.5.2 Характеристика воспитанников с общим недоразвитием речи со 2 уровнем речевого развития.

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие 2-х, 3-х, а иногда даже четырехсловной фразы. Наблюдается недостаточность практического усвоения морфологической системы языка. Ребенок испытывает затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Так же используются многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении, при оценке фонетической стороны речи отмечается смазанность, неустойчивость в произношении звуков, которые изолированно произносятся правильно. Дети используют, как правило, одно – двусложные слова, тогда, как более сложные слова подвергаются сокращениям. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов.

1.5.3 Характеристика детей общим недоразвития речи с 3 уровнем речевого развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов , выходящих за рамки повседневного бытового общения. Наряду с лексическим ошибками у детей с3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно - следственных связей в тексте. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичным является трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

1.5.4 Характеристика воспитанников с заиканием.

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия. При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха. Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями. Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией речи. Часто дети начинают затруднятся в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.

1.5.5 Характеристика воспитанников с фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

• заменой звуков более простыми по артикуляции;

• трудностями различения звуков;

• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие .На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в

большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в

формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей

могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении

сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных

существительными и т.п.

Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями:

искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность

звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает.

Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это

фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание

артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики. Такая форма нарушения, как

отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения

соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у

ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.

Характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая познавательная активность.

Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания

выполняют с ошибками. Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с

нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции.

Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению

письма и чтения.

1.6 Планируемые результаты освоения программы

     Целевые ориентиры логопедической работы  для детей с нарушением речи (ОНР) 3,5-6 лет

     Дети должны уметь:

в соответствии с нормами языка, падежные, родо- видовые окончания слов должны понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

владеть элементарными навыками пересказа;

владеть навыками диалогической речи;

владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

грамматически правильно оформлять самостоятельную речь проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы, элементарными математическими представлениями.

 

Целевые ориентиры логопедической работы  для детей с нарушениями речи (ОНР) 6-7 лет

Дети должны уметь:

свободно составлять рассказы, пересказы;

владеть навыками творческого рассказывания;

адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.;

понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные   предлоги;

понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

фонетическое восприятие;

первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

графо-моторные навыки;

элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений);

Целевые ориентиры логопедической работы  для детей  с нарушением речи (заикание) 5-6 лет

Дети должны:

усвоить содержание программы старшей группы общеобразовательного детского сада;

пользоваться самостоятельной речью без заикания при переходе к контекстной речи;

уметь формулировать простое предложение, распространять его;

формулировать без заикания вариативные высказывания для выражения одной и той же мысли, события, эмоционального состояния.

Целевые ориентиры логопедической работы  для детей  с нарушением речи (заикание) 6-7 лет

Дети должны:

усвоить содержание программы подготовительной группы общеобразовательного детского сада;

овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи – рассказом по представлению, пересказом;

свободно пользоваться плавной речью, различной сложности в разных ситуациях общения;

уметь адаптироваться к различным условиям общения;

преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения.

Целевые ориентиры логопедической работы  для детей  с нарушением речи (ФФН ) 5-7 лет.

Дети должны:

- правильно артикулировать все звуки речи в различ­ных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- владеют интонационными средствами выразитель­ности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чте­нии стихов.

II Содержательный раздел

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

           Содержание Программы  обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

      Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

Развитие связной речи.

Формирование коммуникативных навыков.

Обучение элементам грамоты.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Сенсорное развитие.

Развитие психических функций.

Формирование целостной картины мира.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Развитие математических представлений.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Восприятие художественной литературы.

Конструктивно-модельная деятельность.

Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )

Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» .

Формирование общепринятых норм поведения.

Формирование гендерных и гражданских чувств.

Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

Совместная трудовая деятельность.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Образовательная область «Физическое развитие» .

Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ

Педагоги МБДОУ

С воспитанниками

С родителями воспитанников

С педагогами

Воспита

тели

Индивидуальная, подгрупповая совместная деятельность по образовательным областям «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие»

Проведение досугов и развлечений

Взаимодействие с социумом

Проведение мониторинга

Проведение консультаций по образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие»

Проведение совместных праздников

Совместное посещение музеев, выставок, спортивных мероприятий.

Совместные мероприятия конкурсного типа.

Обобщение и распространение педагогического опыта.

Учитель-логопед

Индивидуальные, подгрупповые, по образовательной области «Речевое развитие»

Проведение мониторинга

Индивидуальные консультации

Тематические родительские собрания

Индивидуальные консультации

Педагог-психолог

Проведение мониторинга.

Организация подгрупповой деятельности на эмоционально-волевое и психомоторное развитие

Индивидуальные занятия с детьми, включёнными ПМПК в «группу риска» с учётом особенностей психоречевого развития.

Индивидуальные консультации

Индивидуальные совместные занятия по запросу.

Индивидуальные консультации

Проведение семинаров-практикумов по актуальным вопросам.

Музы-кальный

руководи

тель

Индивидуальная, фронтальная совместная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проведение развлечений и праздников.

Индивидуальные консультации

Участие в праздниках

Помощь в подготовке атрибутов.

Индивидуальные консультации, практикумы.

Инструк

тор по физической культуре

Индивидуальная, фронтальная совместная деятельность по образовательной области «Физическое развитие»

Проведение мониторинга

Подготовка и проведение соревнований, спортивных праздников.

Индивидуальные консультации

Участие в соревнованиях и праздниках.

Индивидуальные консультации, практикумы.

2. 2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми 3,5-7 лет.

Диагностическая работа включает:

своевременное выявление детей с  ОВЗ (нарушением речи);

комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН), выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации воспитанника ;

системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития воспитанников;

анализ успешности коррекционно - развивающей работы.

Коррекционно - развивающая работа включает:

выбор оптимальной для развития воспитанника с нарушением речи коррекционной программы, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер воспитанника, психокоррекцию его поведения;

социальную защиту воспитанника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

  • организацию и проведение специалистами индивидуальной, подгрупповой, коррекционно–развивающей образовательной деятельности, необходимой для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН)  единых  для всех участников образовательного процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН);

 консультативную помощь  семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН)  

Информационно – просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - воспитанников с нарушениями речи (ОНР, заикание) их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. 

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность воспитанников

Совместная деятельность с семьёй

Индивидуальные, подгрупповые

подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

3 -7 лет

Поддержание социального контакта (беседа, эвристическая беседа)

Образцы коммуникативных кодов взрослого

Упражнения, психологические игры на развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы

Тематические досуги

Гимнастики (мимическая, логоритмическая)

Образовательные ситуации.

Речевые дидактические игры

Чтение, разучивание речевого материала

Беседы.

Имитативные упражнения, пластические этюды

Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа)

Совместная деятельность с педагогом-психологом в условиях психологическо-го кабинета на развитие эмоционально-личностной сферы

Совместная продуктивная деятельность

Работа в книжном уголке

Экскурсии

Проектная деятельность.

Самостоятельная художественная – речевая деятельность воспитанников

Сюжетно-ролевая игра

Игра – импровизация по мотивам сказок

Театрализованные игры

Игры с правилами.

Чтение, рассматривание иллюстраций

Беседы

Игры драматизации

Досуги, праздники

Экскурсии

Индивидуальные консультации по вопросам развития воспитанников.

2.2.1. Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (ОНР) 5 – 6 лет.

Первый год обучения: проводятся логопедические занятия по подгруппам и индивидуально, на которые дети делятся с учетом уровня речевого развития (по итогам речевого обследования).

Проводятся занятия двух видов:

по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;

по формированию звукопроизношения.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения (2-3 в неделю), продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.

Основные задачи логопедической работы с детьми с нарушением речи (ОНР) 5-6 лет.

Развитие понимания речи.

Уточнение и расширение словарного запаса.

Формирования понятий, начиная с достаточно простых, обещающих и закрепленных ранее.

Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. Овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в самостоятельной речи простых, а затем и сложных предлогов.

Формирование обобщенного значения слов.

Употребление притяжательных местоимений в сочетании с существительными мужского и женского рода.

Практическое овладение навыками изменения числа и падежа существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени.

Овладение навыками составление простых предложений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно- графической модели.

Подготовка к овладению диалогической формой речи.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры.

Контроль за внятностью и выразительностью речи.

Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение детей построению самостоятельных высказываний.

Закрепление навыков построения различных типов предложений.

Обучение детей умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.

Обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов.

2.2.2.Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (ОНР) 6 - 7 лет.

На втором году обучения проводятся занятия четырех видов:

формирование лексико-грамматических средств языка;

связная речь;

формирование звукопроизношения.

Основные задачи логопедической работы с детьми с нарушением речи (ОНР) 6-7 лет.

Уточнение и расширение словарного запаса; закрепление знаний детей о различных свойствах предметов; образование сложных и родственных слов, существительных от глаголов; образование сравнительной степени прилагательных.

Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Практическое усвоение и употребление в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами.

Составление рассказа о любой игрушке с использование описательных приемов в самостоятельной речи.

Практическое усвоение согласования числительных с существительными; прилагательных и числительных с существительными.

Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними.

Продолжать учить употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления.

Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста.

Закрепление навыков деления слов на слоги с помощью наглядно – графических схем.

Изучение букв, соответствующих гласным и согласным звукам.

Проведение анализа и синтеза: слогов, односложных слов со стечением согласных, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, в начале; трехсложных слов.

Закрепление понятий слог, слово, звук, предложение.

Упражнять в умение дифференцировать звуки по признакам твердости, звонкости, мягкости, глухости.

Учить детей преобразовывать слоги в слова.

Обучать чтению слогов, составлению из слогов слов и слитному чтению с объяснением смысла прочитанного.

2.2.3.Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (заикание) 5 -6 лет.

Занятия проводятся ежедневно в утренние часы:

по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;

по формированию звукопроизношения.

Основные задачи логопедической работы с детьми с нарушением речи (заикание)5-6 лет.

Расширять и уточнять знания воспитанников по лексическим темам, учить группировать предметы, картинки в категории по родовому признаку и называть их обобщающим словом.

Внимательно слушать образцы речи логопеда, воспитателей и ответы сверстников.

Учить воспитанников точно отвечать на вопросы без заикания словом, словосочетаниями, соблюдать смысловые паузы, интонации.

Распространять короткие фразы, строя их в различных вариантах.

Обучать детей составлять связные рассказы по картине, из личного опыта и т.д.

Учить детей формулировать вариативные высказывания без заикания.

2.2.4.Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (заикание) 6 - 7 лет.

На втором году обучения проводятся занятия четырех видов:

по формирование лексико-грамматических средств языка

связная речь;

формирование звукопроизношения.

Основные задачи логопедической работы с детьми нарушением речи (заикание) 6 - 7 лет.

1.Продолжать расширять и активизировать словарь воспитанников.

2. Учить детей анализировать предложения по количеству и порядку слов;

Слова по количеству слогов и звуков.

3.Воспитывать умение быстро отбирать речевые средства (слова, грамматические формы) для построения ответов, пользуясь речевыми моделями логопеда)

4. Учить понимать причинно-следственные связи.

5.Учить выразительно читать стихи и пересказывать художественные произведения, пользуясь смысловыми паузами, ударениями, интонациями.

6. Свободно пользоваться плавной речью в различных ситуациях, преодолевать индивидуальные коммуникативные затруднения.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения, к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;

окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, организовано в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиН №2.4.1.3049-13.

2.2.5.Основные формы реализации программы для детей с нарушением речи (ФФН) 6 - 7 лет.

Занятия проводятся два раза в неделю:

по формирование лексико-грамматических средств языка

связная речь;

формирование звукопроизношения..

 

Основные задачи логопедической работы с детьми с нарушением речи (ФФН) 5- 7 лет.

1. закрепление навыков произношения изученных звуков;

2. отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

3. звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

4. расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

5. закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.

   Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя: 

- выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.

2.3.Задачи и формы образовательной деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для эффективного решения данных задач педагогам ДОУ необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребёнка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку.

Родители предъявляют разные требования к ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестёр.  

Классификации форм взаимодействия педагогов с родителями: словесные, наглядные и практические.

К словесным формам относятся:

  • Беседы.

    Консультации (общие и индивидуальные)

    Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).

    Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

    Родительские собрания.

К наглядным формам работы относятся:

Речевой уголок,

Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки,

Экран звукопроизношения,

Выставки совместных творческих работ детей и их родителей,

Размещение информации на сайте ДОУ.

К практическим формам работы можно отнести:

  • Открытые занятия,

    Занятия-практикумы,

    Тетрадь для домашних заданий,

    Речевые праздники и развлечения,

    Проекты,

    Электронная почта.

  1. Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

  • Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Изучение результатов диагностики с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8.Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11.Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль  за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

  1. Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Педагог - психолог

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Работа над просодической стороной речи.

Использование упражнений на развитие основных движений.

Различение звуков по высоте, вокальные упражнения.

Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений.

Развитие правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Работа над развитием мелкой моторики.

Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.

III. Организационный раздел.

3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость специальной организации образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

В МБДОУ имеется 1 логопедический кабинет.

Оборудование логопедического кабинета:

1. Столы и стулья для подгруппы детей,

2. Шкафы и полки для наглядных пособий, методической литературы и учебного материала,

3. Настенное зеркало 35х120 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое расположено возле окна,

4. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула – для ребенка и для учителя-логопеда,

5. Технические средства обучения: компьютер

IV.Краткая презентация адаптированной программы

Адаптированная программа Районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Адаптированная программа направлена на обеспечение коррекции детей с нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФН) от 3 -х до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа направлена на создание условий развития и коррекции ребёнка с нарушениями речи, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий коррекции и индивидуализации детей.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, и показатели результативности и эффективновности коррекционной работы, а так же результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Содержательный раздел представляет: общее содержание адаптированной программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и коррекцию речевых нарушений. Программа отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях и разработана с учетом: Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3-х-7 лет)», обеспечение коррекции речевых нарушений «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой , Г. В. Чиркиной , Т. В. Тумановой., С.А. Мироновой «Программа логопедической работы с заикающимися детьми».

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Адаптированной программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:

поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;

учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;

нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;

сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;

практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).

Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:

ценностного отношения к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и взрослого;

деятельностный в отношениях «педагог-семья»;

интеграции внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи;

доверительных отношений в системе «семья - ДОУ», включающий готовность сторон доверять компетентности друг друга;

разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли;

комплексности: целостное видение воспитательной компетентности родителей;

системности: связан с упорядоченностью периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.

Библиография.

1.Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи. Москва «Просвещение» 2009

2.Филичева Т.Б. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации

3.Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

5.Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ   Сфера, 2007.

6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.

7.Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993

8. Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

9.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005

10.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации