Адаптированная образовательная программа воспитанника с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 125
Принято на заседании ППк
Протокол №___________________
От «___»_______________20____г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МДОУ д/с № 125
_____________ Потапова Н.А.
от «____» __________20__года
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
воспитанника с нарушениями опорно-двигательного аппарата
ФИО ребёнка
Дата рождения: ..2013
На 2018-2019 учебный год
Составители:
Воспитатели группы_________________________________________________________
Педагог-психолог____________________________________________________________
Инструктор по физической культуре____________________________________________
Инструктор по плаванию _____________________________________________________
Музыкальный руководитель___________________________________________________
Воспитатель по изодеятельности_______________________________________________
«Согласовано»
Ф.И.О. родителя _______________________________подпись____________дата_________
Содержание
Целевой раздел………………………………………………………………………..…….3
-
Пояснительная записка…………………………………………………………………3
Цели и задачи программы…………………………………………………….………..4
Принципы и подходы к формированию программы…………………………………5
Планируемые результаты………………………………………………………………6
2. Содержательный раздел……………………………………………………………………...9
-
Общие сведения о ребенке………………………………………………………...……9
Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения…….………….………10
Программа коррекционной работы с воспитанником с ОДА……………………….11
Задачи по образовательным областям………………………………………....……..23
3. Организационный раздел…………………………………………………………….……..28
-
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка….….….28
Организация развивающей предметно-пространственной среды…………...……..30
Кадровые условия реализации Программы………………………………………….32
Индивидуальный учебный план……………………………………………...………34
Целевой раздел
-
Пояснительная записка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» реализует адаптированную основную образовательную программу (далее АООП) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) в группах комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которым в установленном порядке по заключению ПМПК рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе для детей с НОДА.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в психофизическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Опорно-двигательный аппарат — функциональная совокупность структур (кости, суставы, скелетные мышцы, сухожилия), которая осуществляет регуляцию ориентации тела в пространстве, поддержание позы, мимики и других двигательных действий посредством нервной деятельности. Наряду с другими системами органов опорно-двигательный аппарат образует человеческое тело.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – это дети с различными отклонениями в состоянии соматического, психологического, психического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающей образовательной среде, отвечающей их особым образовательным потребностям. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» НОДА носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства органического или периферического типа. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительным разнообразием и различной степенью выраженности нарушений.
В соответствии с АООП коллективом ДОУ на каждого ребенка с ОВЗ составляется адаптированная образовательная программа (далее АОП), которая учитывает индивидуальные особенности конкретного ребенка.
АОП - образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) с учетом особенностей психофизического развития ребенка, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная образовательная программа рассчитана на 1 год.
Программа составлена в соответствии требованиями основных нормативных документов:
Закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
«Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Основной базой программы являются:
- Примерной АООП дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17)
- Образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
Актуальность АОП для детей с НОДА обусловлена необходимостью построения системы коррекционно-развивающей работы в дошкольных группах детского сада № 125 в условиях инклюзивного образования. АОП предполагает полное взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание и гармонизацию психофизического развития детей в соответствии с ФГОС.
1.2 Цели и задачи программы
Целью программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста с НОДА, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав детей дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задача АОП:
‑ реализация адаптированной основной образовательной программы;
‑ коррекция недостатков психофизического развития детей с НОДА;
‑ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с НОДА, в том числе их эмоционального благополучия;
‑ обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с НОДА в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
‑ создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с НОДА как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
‑ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
‑ формирование общей культуры личности детей с НОДА, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
‑ формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей с НОДА;
‑ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с НОДА;
‑ обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
В соответствии с АООП МДОУ д/с выделены общие дидактические принципы и особенности их применения при реализации АОП: (более подробно принципы расписаны в АООП).
Общие принципы и подходы к формированию программ:
поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства;
позитивная социализация ребенка;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
сотрудничество Организации с семьей;
возрастная адекватность образования.
Специфические принципы и подходы к формированию программ:
сетевое взаимодействие с организациями;
индивидуализация дошкольного образования детей с НОДА;
развивающее вариативное образование.
полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
-
Планируемые результаты
Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с НОДА (5-6 лет):
проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами, применяет слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;
составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
владеет простыми формами фонематического анализа;
использует различные виды интонационных конструкций;
выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль;
использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;
передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;
стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;
занимается доступным продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут);
устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;
имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков, осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;
владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);
изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;
положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;
знает основные цвета и их оттенки;
сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
выполняет общеразвивающие упражнения с учетом особенностей двигательного развития;
- элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и т. п
2. Содержательный раздел
2.1. Общие сведения о ребенке
Ф.И.О.:
Дата рождения:
Возраст ребенка: 5 лет
Диагноз: Вальгусная установка стоп
Заключение ПМПК: Выявлены ограниченные возможности здоровья, обусловленные нарушениями опорно-двигательного аппарата. Нуждается в создании специальных условий для получения образования.
Характеристика
посещает МДОУ «Детский сад » 2 года. Период адаптации проходил без осложнений; ребенок быстро адаптировалась к условиям и режиму детского сада, нашла себе друзей.
Общая моторика развита в соответствии с возрастом. Движения по словесным инструкциям выполняет без затруднений. Мелкая моторика развита достаточно хорошо. Мальчик легко работает с ножницами, с пластилином и глиной, иногда прибегает к помощи взрослого. Навыки рисования, лепки и вырезания также сформированы на хорошем уровне. Ведущая рука - правая. Темп работы средний.
Навыки самообслуживания сформированы хорошо. Ест самостоятельно, аккуратно, ложку и вилку держит правильно.
Культурно-гигиенические навыки сформированы. Свои вещи и постель убирает самостоятельно.
Лев добрый, общительный мальчик. В группе со сверстниками общителен, доброжелателен, в процессе игры конфликтов нет, проявляет инициативу, предлагает замены сюжета игры. В играх с другими детьми в основном занимает второстепенную роль. Содержание игровой деятельности разнообразно. Отдает предпочтение сюжетно-ролевым, подвижным играм по правилам, самостоятельным играм с игрушками, играми с конструктором.
В играх с игрушками наблюдается устойчивый интерес. Действия с игрушками ориентируются на свойства и назначения этих игрушек. Целевой компонент игры сформирован, заметна широта использования предметов заместителей. Действия с игрушками сопровождаются вербальные инструкции или рассказом. Во время игр по правилам понимает и следует правилам игры, четко и правильно выполняет игровые действия. В сюжетно-ролевой игре отмечается доступность воображаемой ситуации, широта игровых сюжетов, устойчивость в принятии игровой роли. В процессе игры отражает собственный жизненный опыт.
Дисциплинирован, рассудителен, активно идет на контакт со взрослыми, адекватно воспринимает просьбы и замечания.
Познавательные процессы в целом развиты в пределах возрастной нормы. Содержание всех разделов программы усваивает в полном объеме.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием мальчика в полной мере занимаются оба родителя.
2.2 Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения.
Диагностическая работа начинается со сбора анамнестических данных, сведений о развитии ребенка до поступления его в детский сад. Изучение медицинской документации для определения стратегии и тактики психолого-педагогического воздействия, определения прогноза относительно дальнейшего развития ребенка.
В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения.
Инструктор по физической культуре проводит диагностику физического развития 2 раза в год: в сентябре и мае. В первой половине сентября медицинскими работниками проводится обследование, заполнение диагностических карт развития ребёнка. По результатам исследования инструктор по физической культуре планирует индивидуальную и групповую работу. Диагностика проводится с учетом заболеваний ребенка, выполняются плантограммы обеих ног и обследуется физические качества каждого ребенка.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2.3. Программа коррекционной работы с
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью воспитателя
- не выполняет
Социально-коммуникативное развитие
|
В начале года |
В конце года |
Умеет организовать сюжетно-ролевые игры; |
|
|
Самостоятельно разрешает конфликты, возникшие в ходе игры; |
|
|
Сформирована привычка аккуратно складывать игрушки в отведенное для этого места; |
|
|
Развито умение коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполняя задуманное; |
|
|
Участвует в играх с элементами соревнований; |
|
|
Проявляет честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками; |
|
|
Участвует в различных театрализованных представлениях, используя атрибуты, детали костюмов; |
|
|
Подчиняется правилам игры в групповых дидактических играх; |
|
|
Сформировано желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками; |
|
|
Использует в своей речи «вежливые» слова (здравствуйте, спасибо, пожалуйста и т.д.); |
|
|
Сформированы такие качества, как сочувствие и отзывчивость; |
|
|
Проявляет заботу об окружающих людях, заботиться о младших; |
|
|
Осознает себя в прошлом, настоящем и в будущем; |
|
|
Имеет сведения о профессии своих родителей; |
|
|
Активно участвует в мероприятиях, которые проводятся в детском саду, в том числе совместно с родителями; |
|
|
Имеет представление о флаге, гербе, столице России; |
|
|
Может рассказать о традициях родного края, достопримечательностях и о замечательных людях, прославивших наш край; |
|
|
Имеет представление о том, какие рода войск защищают мирных граждан. |
|
|
Имеет представление о таких понятиях, как: армия, солдат, мужество, отвага, победа , мир, богатыри и т.д. |
|
|
Уровень сформированности навыков самообслуживания, аккуратности, умение ребенка помогать взрослым поддерживать порядок в группе, на участке детского сада |
|
|
Умение работать с бумагой, создавать объемные фигуры |
|
|
Умение самостоятельно делать игрушки, сувениры из природного материала, для сюжетно ролевых игр |
|
|
Отношение ребенка к труду |
|
|
Уровень знаний ребенка о труде взрослых |
|
|
Соблюдает правила пребывания в детском саду, участия в играх, правила безопасного передвижения в помещении (не кидаться шишками, песком и другими твердыми материалами; спокойно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку). |
|
|
Знает специальные виды транспорта и их назначение: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). |
|
|
Знает телефоны: «01» (вызов пожарных), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»). |
|
|
Называет свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон. |
|
|
Знает 2-3 правила пожарной безопасности и поведения в случае пожара |
|
|
Знает 2-3 правила поведения с незнакомыми людьми (не разговаривать с незнакомцами, не брать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю). |
|
|
Знает и соблюдает правила дорожного движения и соблюдает правила поведения вблизи дороги: (переходит улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого). |
|
|
Знает: элементы дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта, «Зебра»); значение сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются); дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». |
|
|
Знает правила культуры поведения в природе и 5-6 способов безопасного взаимодействия с растениями и животными (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным; рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред; кормить животных только вместе со взрослым; чужих животных не гладить; без разрешения взрослого не приносить в дом животных; не брать на руки бездомных животных.) |
|
|
Умеет одеваться по погоде, знает, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть. |
|
|
Может участвовать в беседе. Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. |
|
|
Может решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. |
|
|
Заполнил:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Физическое развитие
|
В начале года |
В конце года |
Выполняет самостоятельные перестроения, умеет перестраиваться в 2 и 3 звена |
|
|
Сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный), дистанцию во время ходьбы |
|
|
Выполняет упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме, выразительно, с большой амплитудой, в соответствии с характером и динамикой музыки |
|
|
Ходит энергично, сохраняя правильную осанку |
|
|
Сохраняет равновесие при передвижении по ограниченной площади опоры |
|
|
Энергично отталкивается и выносит маховую ногу вверх при скоростном беге |
|
|
Точно выполняет сложные подскоки на месте, сохраняет равновесие в прыжках в глубину, прыгает в длину и высоту с разбега, со скакалкой |
|
|
Выполняет разнообразные движения с мячами |
|
|
Свободно, ритмично, быстро поднимается и спускается по гимнастической рейке |
|
|
Обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве (координация) |
|
|
Реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним |
|
|
Ползает на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке, с перелезанием через предметы, под дугой |
|
|
Подтягивается на скамейки с помощью рук |
|
|
Правильно выполняет упражнения для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, для увеличения подвижности суставов конечностей |
|
|
Правильно выполняет упражнения для формирования свода стопы |
|
|
Умеет самостоятельно проводить подвижные игры |
|
|
Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта |
|
|
Стремится принимать активное участие в подвижных играх |
|
|
Заполнил:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Физическое здоровье |
||
Имеет представления о безопасном поведении на улице. |
|
|
Имеет представления о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур (уход за телом, волосами, приемы поддержания опрятности одежды, обуви). |
|
|
Имеет представление о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур, закаливания, утренней гимнастики, занятий спортом. |
|
|
Знаком с правилами безопасного поведения, имеет сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств. Знает и осваивает некоторые приемы оказания первой помощи в случае травмы (смазать царапину йодом). |
|
|
Выполняет утреннюю гимнастику, закаливающие мероприятия, участвует в спортивных развлечениях. Знает пословицы, поговорки, стихи о здоровье, гигиене, культуре еды. Знает правила поведения за столом, в общественных местах. |
|
|
Заполнил:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плавание |
||
Не боится в ходить в воду, плескаться в ней |
|
|
Умеет передвигаться в воду по дну бассейна разными способами на различной глубине |
|
|
Умеет погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой |
|
|
Умеет выдыхать в воду |
|
|
Умеет лежать в воде на груди и спине |
|
|
Умеет скользить в воде на груди и спине |
|
|
Умеет двигать ногами по типу кроля |
|
|
Умеет двигать руками в плавании на груди и спине |
|
|
Сочетает движение руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду |
|
|
Владеет облегченными способами плавания |
|
|
Заполнил:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Познавательное развитие
|
В начале года |
В конце года |
Умеет анализировать образец постройки. Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения. |
|
|
Создает постройки по рисунку. Умеет работать коллективно. |
|
|
Считает (отсчитывает) в пределах 10. |
|
|
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?» |
|
|
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). |
|
|
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения. Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. |
|
|
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам. |
|
|
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). |
|
|
Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели. |
|
|
Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. |
|
|
Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу. |
|
|
Называет времена года, отмечает их особенности. |
|
|
Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года. |
|
|
Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. |
|
|
Бережно относится к природе |
|
|
Заполнил:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие
|
В начале года |
В конце года |
Использует в речи: - существительные, обозначающие предметы бытового окружения; - прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов; |
|
|
Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных. |
|
|
Умеет заменять слово другим словом со сходным значением |
|
|
Различает на слух и отчетливо произносит сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с - ц, ш -ж, ч - ц, с - ш, ж - з, л - р |
|
|
Определяет место звука в слове (начало, середина, конец) |
|
|
Умеет согласовывать слова в предложениях: - существительные с числительными; - прилагательные с существительными; |
|
|
Умеет образовывать слова разными способами. |
|
|
Умеет образовывать - однокоренные слова, - глаголы с приставками. |
|
|
Составляет по образцу простые и сложные предложения. |
|
|
Составляет по образцу: - рассказы по сюжетной картине; - рассказы по набору картинок; |
|
|
Без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. |
|
|
Составляет рассказы о событиях из личного опыта, придумывает свои концовки к сказкам. |
|
|
Знает 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки |
|
|
Называет жанр произведения. |
|
|
Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. |
|
|
Называет любимого детского писателя, поэта любимые сказки любимые рассказы. |
|
|
Заполнил:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)
|
В начале года |
В конце года |
В рисовании: |
|
|
Различает виды и жанры изобразительного искусств, видит их особенности. |
|
|
Знает характерные особенности разных народных промыслов, их названия. |
|
|
Умеет определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, создавать выразительный образ и передавать свое отношение. |
|
|
Проявляет инициативу в художественно-игровой деятельности, высказывает собственные суждения и оценку. |
|
|
Умеет планировать деятельность, доводит работу до результата, оценивает его. |
|
|
Экономично использует изобразительные материалы |
|
|
Умеет создавать наброски, рисовать контур предмета простым карандашом |
|
|
Освоены новые, более сложные способы создания изображения. |
|
|
Умеет создавать изображения по представлению, памяти, с натуры; анализируя объект и его свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе. |
|
|
Умеет выделять главное, используя адекватные средства выразительности (цвет, форму, размер, расположение на листе, в композиции) |
|
|
Использует цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине |
|
|
Использует в деятельности свойства цвета (теплая, холодная гамма), яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умеет тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). |
|
|
Умеет подбирать фон бумаги и сочетание красок. |
|
|
Умеет передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства с реальными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать признаки необычности, в сюжетном изображении передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, создавать линию горизонта согласно создаваемому образу |
|
|
В декоративном изображении создает нарядные, обобщенные образы; украшает предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшает плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы. |
|
|
Владеет техникой работы разнообразными изобразительными материалами и инструментами (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры). |
|
|
Умеет создавать новые цветовые тона и оттенки путем разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон используя палитру |
|
|
Владеет правилами построения композиции на листе. Изображения ориентированы с учетом пространства листа, пропорций между элементами рисунка. |
|
|
Регулирует силу нажима и направление движения кисти для передачи изображения. Умеет проводить горизонтальные и вертикальные прямые, рисовать круг, овал, многоугольники, закрашивать в пределах контура без просветов. |
|
|
Умеет передавать оттенки цвета, регулируя силу нажима на карандаш и плотность штриховки |
|
|
Освоены разные изобразительные живописные и графические техники: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью. |
|
|
Владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы, точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д. |
|
|
В аппликации: |
|
|
Самостоятельно использует разнообразные материалы: бумагу разного качества и свойств, ткани, природные материалы и вещества (засушенные цветы, листья, семена, пух, песок), бросовый материал.(опилки, скорлупа, фантики). |
|
|
Умеет работать ножницами как изобразительным инструментом. Освоил технику симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания; владеет техникой обрывной аппликации. |
|
|
Умеет применять разнообразные способы прикрепления деталей на фон, создавать объемные аппликации |
|
|
Освоена последовательность работы над сюжетной аппликацией |
|
|
Умеет создавать разнообразные коллажи. |
|
|
Умеет создавать разнообразные формы: резать на короткие и длинные полоски, вырезать круги и овалы, преобразовывать одни фигуры в другие. |
|
|
В лепке: |
|
|
Самостоятельно использует разнообразные пластические материалы (пластилин, масса, тесто, песок, глина) и дополнительные материалы для декорирования |
|
|
Самостоятельно умеет создавать объемные и рельефные изображения (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой, штампы) |
|
|
Умеет лепить смешанным и конструктивным способом. |
|
|
Умеет создавать многофигурные композиции. передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали. |
|
|
Самостоятельное использует разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы. |
|
|
В конструировании: |
|
|
Проявляет интерес к конструированию из бумаги, природного и бросового материалов: созданию интересных игрушек, предметов по замыслу, по схеме, по фотографии, готовым моделям. |
|
|
Самостоятельно применяет разные способы и приемы конструирования (сгибание, резание, прокалывание, склеивание, вклеивание, нанизывание, плетение, надрезание по сгибам, путем закручивания полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр), способы крепления деталей. |
|
|
Умеет создавать игрушки и объекты из готовых разверток, по схемам. |
|
|
Создает самостоятельно интересные образы в технике оригами. |
|
|
Умеет работать с шилом, иглой, ножницами, линейкой. |
|
|
Умеет работать с тканью (разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение контура мелком); подбирать фактуру, цвет ткани к создаваемому образу. |
|
|
Заполнил:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)
|
В начале года |
В конце года |
Умеет петь в коллективе, развито дыхание, дикция. |
|
|
С интересом слушает музыку, сосредотачивается в ответ на ее звучание, активизирует эмоции, узнает и запоминает знакомые мелодии. |
|
|
Согласовывает движения с заданным ритмом, умеет ориентироваться в пространстве |
|
|
В процессе игры на музыкальном инструментах сформировано чувство партнерства, развит тембровый и мелодичный слух, чувство музыкального ритма. |
|
|
Проявляет свои индивидуальные способности в театральной деятельности. Память, речь, воображение, слуховое внимание развиты. |
|
|
Заполнил:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психическое развитие
|
В начале года |
В конце года |
Восприятие: Узнает, называет, соотносит: Эмоциональное состояние: Радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Звука: Узнает, описывает (громкий — тихий, низкий— высокий, звонкий—глухой), подражает: Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка. Запаха: Узнает, описывает (слабый — резкий, приятный — неприятный, сладкий) Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный. Вкуса: Узнает, соотносит: Сладкий, горький, кислый, соленый. Свойства предметов: Узнает по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называет, описывает: Тяжелый— легкий, жесткий— мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый— темный, сухой— мокрый. По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.). Пространства: Определяет местонахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте: Высоко— низко, слева— справа, впереди — сзади. Времени: Соотносит события со временем его происшествия: Утро, вечер, день, ночь. Вчера, сегодня, завтра. |
|
|
Память: Зрительная образная: объем— 5 предметов. Слуховая образная: объем—4—5 звуков. Слуховая вербальная: объем— 5 слов. Тактильная: объем—4—5 предметов. |
|
|
Внимание: Объем— 5 предметов. Устойчивость—15—20 минут. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично. |
|
|
Воображение: Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке. |
|
|
Интеллектуальная сфера: Анализ: Описывает предмет по известным признакам. Выполняет задания: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам. Исключает на основе всех изученных обобщений. Зрительный синтез: Из 4 частей без образца и из6 частей— со зрительной опорой на образец. Сравнение предметов: По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий. Обобщение: — на основе изученных свойств; — по материалу; — по эмоциональному состоянию; — времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений. Сериация: — по цвету— 4 оттенка; — по величине— 5 предметов; — по эмоциональному состоянию— 4 карточки; — по свойствам— 3 предмета Классификация: На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого. |
|
|
Эмоциональная сфера: Называет, узнает по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении. Знает способы выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умеет определить эмоциональное состояние у героев сказки. |
|
|
Коммуникативная сфера: Умеет работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умеет выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым. |
|
|
Волевая сфера: Принимает и удерживает 3 правила в игровой ситуации и 2 правила—в учебной ситуации. |
|
|
Темп работы и работоспособность |
|
|
Особенности латерации (ведущая рука) |
|
|
Заполнил:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Задачи по образовательным областям
В соответствии с результатами диагностики определены задачи коррекционной работы с Исмагиловым Львом по образовательным областям:
По направлению «Социально-коммуникативное развитие»:
учить организовать сюжетно-ролевые игры;
формировать умение самостоятельно разрешает конфликты, возникшие в ходе игры;
расширять представления о разнообразии социальных и профессиональных ролей людей;
развивать осознанное отношение к семье;
расширять представления о жизни людей в других странах, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды, игрушек, типичных занятиях, воспитывать взаимопонимание, помощь, доброту, отзывчивость, терпение, толерантность;
обсудить значение пословиц;
подвести к пониманию значимости различных профессий, уточнить представление о разных видах труда;
привлекать к активному участию в народных играх, праздниках;
расширять представление о жизни города;
обогащать и уточнять словарь;
упражнять в уточнении значения слов;
упражнять в самостоятельном пользовании необходимыми для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называть их;
расширять в активном словаре запас антонимов.
По направлению «Физическое развитие (физическое здоровье)»:
формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений;
развивать координацию движений, равновесие, крупную и мелкую моторику.
учить подвижным играм с правилами со сменой видов движений.
корректировать неправильные положения опорно-двигательного аппарата (отдельные конечности, отделы позвоночника, стопы);
нормализовать тонус мышц, а также расслаблять отдельные спастические мышечные группы;
улучшать подвижность в суставах (профилактика возникновения контрактур и их разработка);
укреплять мышечно - связочного аппарат нижних конечностей;
формировать мышечный корсет;
воспитывать навык правильной осанки.
«Плавание»:
продолжать учить скользить на груди, спине с различным положением рук;
учить согласовывать движения ног с дыханием;
изучать движения рук способами кроль на груди, спине, брасс, дельфин;
учить плавать кролем на груди, спине в полной координации;
изучать движения ног способом дельфин;
способствовать закаливанию организма.
По направлению «Познавательное развитие»:
закреплять использование в речи слов: форма, размер, вес, геометрическая фигура - для определения и характеристики свойств предметов, их наличия и отсутствия;
упражнять в установлении связей и зависимостей между предметами по размеру, форме, расположению в пространстве, количеству, используя знаки-символы;
учить называть геометрические фигуры на основе подсчета количества углов, вершин и сторон;
учить классифицировать предметы и объединять их в множества по 3-4 признакам;
закрепить понятия “поровну”, ”больше”, ”меньше”, ”шире”, ”уже” и т.д.
ежедневно закреплять дни недели, части суток, число, месяц, год, учить пользоваться календарем;
учить ориентироваться на листе бумаги, выполнять зрительные диктанты, упражнения под диктовку;
дать понятие о цифре как о знаке числа;
учить называть предыдущее и последующее число;
учить использовать систему обследовательских действий (погладить, понюхать, надавить и т.д.).
развивать представления о многообразии веществ и материалов окружающего мира, развивать ориентировку в их свойствах;
расширять представление о геометрических объемных фигурах (шар, куб, цилиндр, призма) и плоских (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, учить устанавливать взаимосвязи между ними.
По направлению «Речевое развитие»:
расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире;
обогащать экспрессивную речь словами-антонимами;
совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в И.п. и косвенных падежах;
закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с сущ. в роде, числе и падеже;
сформировать навыки анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами;
активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата;
совершенствовать навыки словообразования (учить образовывать притяжательные и относительные прилагательные);
развивать фонематические процессы (способствовать запоминанию цепочки слогов, учить определять последовательность звуков в слове);
автоматизировать звуки [c], [з], [ш], [ж];
развивать связную речь (учить пересказывать знакомые сказки, составлять описательные рассказы и рассказы по сюжетным картинкам).
По направлению «Художественно-эстетическое развитие»:
«Изобразительная деятельность»:
формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).
развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах.
формировать знания о характерных особенностях разных народных промыслов (дымковской игрушке, гжели, хохломской росписи, городецкой росписи, семеновской матрешке, палехе и др).
развивать представления о жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности.
формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
совершенствовать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ.
развивать технические и изобразительно-выразительные умения с применением разнообразных изобразительных материалов и инструментов (пастель, мелки, акварель, гуашь, тушь, уголь, перо, витражные краски, кисти разных размеров, гелиевые ручки, фломастеры.
развивать умения регулировать силу нажима и направление движения кисти для передачи изображения, умения проводить горизонтальные и вертикальные прямые, рисовать круг, овал, многоугольники, закрашивать в пределах контура без просветов.
совершенствовать навыки кистевой росписи, без труда выполнять декоративные элементы, точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д.
формировать знания правил построения композиции на листе. ориентировать изображения с учетом пространства листа, пропорций между элементами рисунка.
учить создавать новые цветовые тона и оттенки путем разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон используя палитру.
формировать знания о последовательности работы над сюжетной аппликацией, созданием коллажей.
развивать умения создавать самостоятельно интересные образы в технике оригами.
совершенствовать техники симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания; владения обрывной аппликацией.
учить работать с шилом, иглой, ножницами, линейкой.
развивать умения использовать разнообразные пластические материалы (пластилин, масса, тесто, песок, глина) и дополнительные материалы для декорирования.
совершенствовать навыки создания многофигурных композиций, передачи фактуры, сглаживания поверхности предмета; умений вылепливать мелкие детали.
учить самостоятельно использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы.
развивать умения конструировать из бумаги, природного и бросового материалов: созданию интересных игрушек, предметов по замыслу, по схеме, по фотографии, готовым моделям.
совершенствовать моторные характеристику умений – свободу движения, точность, ритмичность, плавность, силу нажима и другое.
поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.
«Музыкальное развитие»:
воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
развивать у детей музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формировать песенный музыкальный вкус;
побуждать детей к самостоятельной творческой музыкально-художественной деятельности.
По направлению: «Психическое развитие»:
развивать обоняние, осязание, вкус и классифицировать объекты («Узнай вкус и запах», «Фрукт или овощ», «Поможем обезьянке», «Коробочки с запахами», «Каков он вкус» и т.д.);
создавать благоприятные условия развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
развивать способности и творческий потенциал как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
оказывать помощь (содействие) в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
3.Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.
Режим дня на холодный период
Время |
Режимные моменты |
Содержание |
07.00-8.10 |
«Здравствуй, детский сад!» «Мы играем, мы играем…» Индивидуальная работа |
Приём детей, осмотр. Игровая деятельность детей. Беседы с детьми. |
8.10-8.35 |
«Бодрость на весь день…» |
Утренняя гимнастика. |
8.35-9.00 |
«Приятного аппетита!» |
Подготовка к завтраку. Закрепление культурно-гигиенических навыков. Организация дежурства. Завтрак. Закрепление детьми навыков культуры поведения за столом. |
9.00-10.10 |
Организация совместной деятельности
Совместная деятельность |
Подготовка к игровым минуткам.
Игровая деятельность детей: творческие (сюжетно-ролевые, театрально-игровая деятельность), дидактические игры. Общение. |
10.10-10.40 |
«Приятного аппетита!» |
Подготовка ко второму завтраку. Закрепление культурно-гигиенических навыков. Второй завтрак. Воспитание культуры еды. |
10.40-11.00 |
Самостоятельная деятельность |
Игры по интересам. |
11.00-12.20 |
Подготовка к прогулке
Прогулка |
Закрепление навыков самообслуживания и бережного отношения к вещам. Воздушные ванны. Наблюдения. Трудовая деятельность. Подвижные игры. |
12.20-12.35 |
Возвращение с прогулки «Моем с мылом чисто-чисто…» |
Закрепление навыков самообслуживания. Подготовка к обеду. Воспитание культурно-гигиенических навыков. |
12.35-13.00 |
«Приятного аппетита!» |
Обед. Обучение навыкам самообслуживания. |
13.00-15.00 |
«Тихо, тихо, сон идёт…» |
Подготовка ко сну. Воспитание в ребёнке аккуратности и вежливости. Сон. Создание благоприятной обстановки с использованием сказко- и музыкотерапии. |
15.00-15.15 |
«Будем здоровы!!!» |
Подъём. Закаливающие процедуры: воздушные ванны, гимнастика после сна, босо хождение. |
15.15-15.35 |
«Приятного аппетита!» |
Подготовка к полднику. Полдник. Воспитание культуры еды. |
15.35-16.10 |
Комплексная деятельность (совместная и самостоятельная деятельность) |
Основы безопасности жизнедеятельности. Ознакомление с художественной литературой. Игры по интересам. |
16.10-16.35 |
Самостоятельная деятельность |
Дидактические игры. |
16.35-17.00 |
«Да здравствует мыло душистое…» «Приятного аппетита!» |
Подготовка к ужину. Закрепление культурно-гигиенических навыков. Ужин. |
17.00-17.15 |
Подготовка к прогулке |
Закрепление навыков самообслуживания. |
17.15-19.00 |
Прогулка «До свидания, детский сад!» |
Свободные игры. Работа с родителями. |
|
ДОМА |
|
19.00-19.30 |
Прогулка |
Наблюдения, игровая деятельность. |
19.30-20.00 |
«Приятного аппетита!» |
Подготовка к ужину. Ужин. |
20.00-20.30 |
Комплексная деятельность |
Спокойные игры. Гигиенические процедуры. |
20.30-6.30 |
«Доброй ночи!» |
Подготовка ко сну. Сон. |
Режим дня на летний период
Режимные моменты |
Старшая |
«Здравствуй, детский сад!» Прием детей (на воздухе). Самостоятельная игровая деятельность детей. Утренняя гимнастика. |
7.00-8.40 |
«Умывайся, не ленись – чистым завтракать садись!» Подготовка к завтраку. Завтрак. |
8.40-9.10 |
Игры, подготовка ко второму завтраку. |
9.10-9.40 |
«Приятного аппетита!» - Второй завтрак. Воспитание культуры еды. - Подготовка к прогулке. |
9.40-9.55 |
Прогулка: - организованная деятельность на участке; - солнечные и воздушные ванны; - наблюдения в природе; - игры с песком и водой; - подвижные игры; - труд -самостоятельная игровая деятельность. |
9.55-11.55 |
«Моем с мылом чисто-чисто…» Возвращение с прогулки. Водные процедуры. |
11.55-12.10 |
«Это время - для обеда, значит, нам за стол пора» Обед. |
12.10-12.30 |
«Это - время тишины, все мы крепко спать должны» Подготовка ко сну. Дневной сон (при открытых окнах). |
12.30-15.00 |
«Это время – для здоровья. Закаляйся, детвора!» Постепенный подъём. Водные и воздушные закаливающие процедуры. |
15.00-15.15
|
«Приятного аппетита!» Подготовка к полднику. Полдник. |
15.15-15.30 |
«Час свежего воздуха» Подготовка к прогулке. Прогулка. |
15.30-16.40 |
Подготовка к ужину. Ужин. |
16.40-17.10 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. «До свидания, детский сад!» |
17.10-19.00 |
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к нему для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует основным требованиям, определенным в ФГОС: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Оборудование в группе №8 располагается таким образом, чтобы оставалось пространство для самостоятельной двигательной активности ребенка. Используется тематическое зонирование. Предусмотрены зоны для разных видов активности: рабочая, активная, свободная.
В группе представлены следующие центры развития:
центр природы – календарь природы, фигурки диких и домашних животных, семена, шишки, косточки различных плодов и растений;
центр математического развития - наборы кубиков с цифрами, танграмм, игры на развитие математических способностей;
центр речевого развития – наборы кубиков с буквами, игры на развитие фонематического анализа и синтеза, пособия по обучению грамоте, игры и пособия для автоматизации звуков.
книжный центр - содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;
центр безопасности – оснащен дидактическими играми по ознакомлению с ПДД, пособием с разметкой улиц и дорог;
центр патриотического воспитания – размещена государственная символика страны, родного города.
центр сюжетно-ролевых игр – наличие необходимой мебели и игрушек для игр, имеются зоны: «Магазин» (прилавок, наборы муляжей овощей и фруктов, продуктов, кассовый аппарат), «Парикмахерская», (фены, расчески, украшения, косметика), «Больница» (набор доктора, ростомер, необходимые атрибуты одежды врача), «Дом. Семья» (набор мебели, посуды, кукол и т.д).
центр конструктивной деятельности - представлен многообразием видов конструктора: большие кубики, строительные наборы с геометрическими фигурами разного размера, конструктор «ЛЕГО».
центр творчества - материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.);
центр двигательной активности - содержит в себе различный спортивный инвентарь (кегли, мячи, обруч, ленточки, кольцеброс, фитбол, массажные коврики и др.)
центр музыкально-театрализованной деятельности - здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, пальчиковый); в группе имеются музыкальные инструменты: бубны, погремушки, ксилофон и пр.
Имеется зал для физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарем: гимнастическими скамейками, гимнастическими стенками, наклонными досками, резиновыми ковриками, массажными ковриками для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Спортивная площадка имеет специальное покрытие, оборудована баскетбольным кольцом, бревном, шагайкой, мишенью, вертикальной и горизонтальной лестницей.
В ДОУ имеется бассейн с разделением на две зоны глубины для занятий детей младшего и старшего дошкольного возраста в соответствии с возрастными и анатомическими возможностями воспитанников, который оснащен разнообразными водными игрушками и плавательными средствами.
Для восстановления и сохранения психоэмоционального равновесия детей, стимулирования их психического развития в ДОУ оборудована сенсорная комната с необходимым инвентарем (столы для занятий песочной терапией, сухой бассейн с подцветкой, мягкие пуфы, аквариум с рыбками, многочисленные лампы для сенсорного восприятия, проекция звездного неба на потолке комнаты, музыкальное сопровождение и многое другое). Кабинет психолога оборудован необходимыми пособиями, дидактическими играми, методической литературой.
В музыкальном зале имеются технические средства: музыкальный центр, CD дисков; есть музыкальные инструменты и музыкальные дидактические пособия для эстетического развития, разнообразные виды костюмов.
В специально оборудованной изостудии имеются разнообразные материалы для художественно-творческой деятельности детей.
В методическом кабинете ДОУ имеются дидактические пособия, игрушки для занятий, литература, диагностический инструментарий.
В детском саду созданы условия для укрепления здоровья детей. Для занятий с детьми, и для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата есть специальные массажеры, «сухой» бассейн, гимнастические мячи, детские беговые дорожки, детские велотренажеры, спортивные модули, другое оборудование.
На базе оборудованного физиотерапевтического кабинета медицинскими работниками планомерно проводится профилактическая работа по оздоровлению детей.
В группах отсутствуют предметы и растения, угрожающие жизни и здоровью детей. Детская мебель соответствует росту и возрасту детей, изготовлена из материалов, безвредных для здоровья. Установлены системы пожарной сигнализации.
Наполнение среды динамически меняется в соответствии с развитием образовательного процесса и задачами Программы.
3.3. Кадровые условия реализации Программы
Организация укомплектована квалифицированными числе руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих:
– к педагогическим работникам относятся такие специалисты, как воспитатель
(включая старшего), педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре;
– к учебно-вспомогательному персоналу относятся такие специалисты, как
младший воспитатель.
Организация самостоятельно определяет потребность в педагогических работниках и формирует штатное расписание по своему усмотрению, исходя из особенностей реализуемых образовательных программ дошкольного образования, контекста их реализации и потребностей.
ДОУ полностью укомплектовано высококвалифицированными кадрами: воспитателями, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре.
В рамках реализации требований ФГОС ДО администрация ДОУ обеспечивает следующие кадровые условия:
Соответствие квалификации педагогических работников квалификационным характеристикам;
Соответствие должностного состава и количества работников целям и задачам образовательного процесса, а также особенностям развития детей;
Непрерывное сопровождение образовательного процесса в течение всего времени реализации педагогическими и учебно-вспомогательными работниками;
Владение педагогическими работниками основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей: обеспечивают эмоциональное благополучие, поддерживают индивидуальности и инициативы детей, устанавливают правила взаимодействия в разных ситуациях, обеспечивают построение зоны ближайшего развития каждого ребёнка, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка и непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
-
Индивидуальный учебный план (на неделю)
День недели |
Вид деятельности |
Время |
Понедельник |
Индивидуальное занятие с педагогом-психологом Оздоровительные процедуры (посещение бассейна) Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Групповые занятия по профилактики плоскостопия Аппликация/мир художественной литературы Лепка Индивидуальное занятие с музыкальным руководителем |
9:30-9:55 10:30-10:55
11:20-11:45
11:55-12:20
15:10-15:35 15:45-16:10 16:15-16:40 |
Вторник |
Художественно-эстетическое развитие (приобщение к музыкальному искусству) Физическое развитие Конструирование Ритмика Индивидуальное занятие с воспитателем по изодеятельности |
9:00-9:25
11:30-11:55 15:10-15:35 15:40-16:05 16:10-16:35 |
Среда |
Художественно-эстетическое развитие: рисование/Познавательное развитие (развитие математических представлений) Физическое развитие (на открытом воздухе) Групповые занятия по профилактики плоскостопия Индивидуальное занятие инструктора по физической культуре Социально-коммуникативное развитие (развитие речи и коммуникативных навыков) |
9:00-9:25 9:35-10:00
10:40-11:05
11:35-12:00 15:10-15:30
15:30-15:55 |
Четверг |
Развитие речи с элементами обучения грамоте
Физическое развитие Индивидуальное занятие инструктора по физической культуре Конструирование Ритмика |
9:00-9:25 9:35-10:00
11:30-11:55 12:00-12:20
15:10-15:35 15:40-16:05 |
Пятница |
Индивидуальное занятие с инструктором по плаванию Оздоровительные процедуры (посещение бассейна) Художественно-эстетическое развитие (приобщение к музыкальному искусству) Речевое развитие |
9:25-9:50
10:30-10:55
11:30-11:55
15:30-15:55 |