Специальная индивидуальная программа развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями

6
1
Материал опубликован 17 February 2017 в группе
Специальная индивидуальная программа развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями
 

Специалист: Воробьева Татьяна Владимировна,

 

Ребенок: Александр

 

 Дата рождения: 06.03.2012

ИПР от 12.08.2015
Срок действия ИПР: до 01.09.2017
Акт освидетельствования …….
Категория: ребенок – инвалид детства
Диагноз: несформированность ВПФ, ЗРР
Прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведением
Форма организации: индивидуальные коррекционно – развивающие занятия, 3 р/н
 

Характеристика трудностей

 

Качественные нарушения в социальном взаимодействии:

 

- неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия;

 

- неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями;

 

- редко ищет или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса;

 

- отсутствие спонтанного поиска обмена радостью интересами или достижениями с другими людьми;

 

- отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которое проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей.

 

Качественные нарушения в коммуникации:

 

- полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики как альтернативной модели коммуникации;

 

- отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой социальной игры-имитации;

 

Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные типы поведения, интересов или деятельности:

 

- выраженное поддерживание специфического нефункционального распорядка и ритуалов;

 

- стереотипные и повторяющиеся механические движения, действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала.

 

Приоритетные направления:

 

формирование эмоциональной сферы

формирование адаптивного поведения

социально-бытовая адаптация

формирование речевых умений

Тематическое планирование

Дата

Коррекционная задача

Познавательная сфера

Эмоциональная сфера

Коммуникативная сфера

Предполагаемый результат

 

Стимулировать эмоционально-личностный контакт ребенка с педагогом в процессе взаимодействия.

Пальчиковая игра «Здравствуй носик» (ребенок, взрослый, игрушки).

Мелкая моторика «Су - джок»,

Проговаривание стиха «Ладушки»

Тактильная дорожка

1.Пальчиковая игра «Здравствуй носик» (ребенок, взрослый, игрушки).

2. Проговаривание стиха «Ладушки»

1.Пальчиковая игра «Здравствуй носик» (ребенок, взрослый, игрушки).

2.Рассматривание окружающих предметов, называние взрослым

3.Зондовый массаж

Эмоциональный отклик (взгляд, протягивание руки)

 

Формировать эмоционально-личностный контакт ребенка с педагогом в процессе совместных действия социального характера

Пальчиковая игра «Здравствуй ротик» (ребенок, взрослый, игрушки)

Мелкая моторика «Су - джок», проговаривание стиха «Ладушки»

Тактильная дорожка

«Моем ручки» - игры с водой

1.Пальчиковая игра «Здравствуй ротик» (ребенок, взрослый, игрушки)

2.Проговаривание стиха «Ладушки»

3.Фиксирование взгляда на картинке (щенок)

4.Игры с песком

1.Пальчиковая игра «Здравствуй ротик» (ребенок, взрослый, игрушки)

2.Рассматривание окружающих предметов, называние взрослым

3.Зондовый массаж

4.Дыхательные упражнения

Проявляет эмоциональный отклик при виде знакомого взрослого, совместные действия (моем руки, садимся за стол, смотрим книгу…)

 

Развивать эмоционально-личностный контакт ребенка с педагогом в процессе совместных действия с предметами

Пальчиковая игра «Здравствуй лобик» (ребенок, взрослый, игрушки)

Мелкая моторика «Су - джок», проговаривание стиха «Ладушки»

Набор «ПЕРТРА» - нанизывание бусин на штырь

1.Пальчиковая игра «Здравствуй лобик» (ребенок, взрослый, игрушки)

2.Проговаривание стиха «Ладушки»

3.Фиксирование взгляда на картинке (котенок)

4.Игры с песком

1.Пальчиковая игра «Здравствуй лобик» (ребенок, взрослый, игрушки)

2.Рассматривание окружающих предметов, называние взрослым

3.Зондовый массаж

4.Дыхательные упражнения

Проявляет эмоциональный отклик при виде знакомого взрослого, совместные действия (крутит руль машины, дает знакомую игрушку, нанизывание бусин на штырь)

 

Стимулировать реакцию сосредоточения у ребенка на речевое общение и предметное взаимодействие

Пальчиковая игра «Здравствуйте щечки» (ребенок, взрослый, игрушки)

Речь с движением (А – руки в стороны), показ синхронный у зеркала

Набор «ПЕРТРА» - постановка предмета на плоскость

1.Пальчиковая игра «Здравствуйте щечки» (ребенок, взрослый, игрушки)

2.Речь с движением (А – руки в стороны), показ синхронный у зеркала

3.Фиксирование взгляда на картинке (щенок, котенок)

4.Игры с песком

1.Пальчиковая игра «Здравствуйте щечки» (ребенок, взрослый, игрушки)

2.Речь с движением (А – руки в стороны), показ синхронный у зеркала

3.Рассматривание окружающих предметов, называние взрослым

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Проявляет эмоциональный отклик при виде знакомого взрослого (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). Ребенок проявляет ответные действия на звук – сосредоточение внимания, улыбку, движения рук, ног, голосовые реакции. Показывает по словесной инструкции действия на себе.

 

Формировать реакцию сосредоточения у ребенка на речевое общение и предметное взаимодействие

Пальчиковая игра «Здравствуйте ушки» (ребенок, взрослый, игрушки)

Речь с движением (А – руки в стороны), показ синхронный у зеркала

Набор «ПЕРТРА» - постановка предмета на плоскость

Набор «ПЕРТРА» - нанизывание бусин на штырь

1. Пальчиковая игра «Здравствуйте ушки» (ребенок, взрослый, игрушки)

2. Речь с движением (А – руки в стороны), показ синхронный у зеркала

3.Фиксирование взгляда на картинке (щенок, котенок). 4.Звукоподражания

1. Пальчиковая игра «Здравствуйте ушки» (ребенок, взрослый, игрушки)

2. Речь с движением (А – руки в стороны), показ синхронный у зеркала

3.Рассматривание окружающих предметов, называние взрослым

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Ребенок проявляет ответные действия на звук – сосредоточение внимания, улыбку, движения рук, ног, голосовые реакции.

Неосознанное произношение звука А (по подражание)

 

Стимулировать на понимание отдельных простых просьб и обращений взрослого

Ритуал приветствия

Речь с движением (У –), показ синхронный у зеркала

Тактильная дорожка

1. Ритуал приветствия

2.Речь с движением (У –), показ синхронный у зеркала

3.Элементы изо – терапии (рисование тычком «Снег идет»)

4.Фиксирование взгляда на картинке (щенок, котенок, овечка). 5.Звукоподражания

1. Ритуал приветствия

2. Речь с движением (У –), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Ладушки»

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Ребенок показывает по просьбе взрослого простые движения (например: встать, сесть, подойти).

Неосознанное произношение звука А, У (по подражанию)

 

Стимулировать на понимание отдельных простых просьб и обращений взрослого

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (А – руки в стороны, У – плавное движение обеих рук в стороны - вверх), показ синхронный у зеркала

3.Тактильная дорожка: «Иди ко мне»

1..Ритуал приветствия

2.Речь с движением (А – руки в стороны, У – плавное движение обеих рук в стороны - вверх), показ синхронный у зеркала

3.Элементы изо – терапии (рисование тычком «кружатся снежинки»)

4.Фиксирование взгляда на картинке (щенок, котенок,овечка, лошадка). 5.Звукоподражания

1..Ритуал приветствия

2.Речь с движением (А – руки в стороны, У – плавное движение обеих рук в стороны - вверх), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Ладушки»

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Ребенок по просьбе взрослого показывает простые движения (встать, сесть, подойти, попрыгать, бежать).

Неосознанное произношение звука А, У (по подражанию)

 

Формировать понимание элементарных вопросов, обусловленных ситуацией

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (А – руки в стороны, У – плавное движение обеих рук в стороны – вверх, АУ), показ синхронный у зеркала

3.Тактильная дорожка: «Иди ко мне»

4.Набор ПЕРТРА- игра с бусинами

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (А – руки в стороны, У – плавное движение обеих рук в стороны – вверх, АУ), показ синхронный у зеркала

3.Элементы изо – терапии (рисование тычком «кружатся снежинки», снег идет)

4.Фиксирование взгляда на картинке (щенок, котенок, овечка, лошадка, поросенок). 5.Звукоподражания

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (А – руки в стороны, У – плавное движение обеих рук в стороны – вверх, АУ), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Баю куколку мою» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Выполняет элементарных инструкции, обусловленных ситуацией «На», «Дай», «Возьми».

Показывает «Кто говорит» с наводящей двигательной помощью взрослого

Качает куколку

 

Формировать понимание элементарных вопросов, обусловленных ситуацией

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (А – руки в стороны, У – плавное движение обеих рук в стороны – вверх, АУА), показ синхронный у зеркала

3. Картинки с домашними животными (кошка, собака)

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (А – руки в стороны, У – плавное движение обеих рук в стороны – вверх, УА), показ синхронный у зеркала

3.Элементы изо – терапии (закрашивание «сугроб», произвольные движения кисточкой)

4.Фиксирование взгляда на картинке (щенок, котенок, овечка, лошадка, поросенок). 5.Звукоподражания

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (А – руки в стороны, У – плавное движение обеих рук в стороны – вверх, УА), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Баю куколку мою» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Выполняет элементарные инструкции, обусловленные ситуацией «На, кошку (собаку)», «Дай кошку (собаку)», «Возьми кошку (собаку)». Показывает по словесной инструкции носик, глазки, ротик, ушки на живот. Показывает «Кто говорит» с наводящей двигательной помощью взрослого

Качает куколку

 

Стимулировать на получение операционно-технические знаний
 

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (О – руки прижать к груди) показ синхронный у зеркала

3.Игры с сыпучим материалом (цветным песком

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (О – руки прижать к груди) показ синхронный у зеркала

3.Показывание на картинке (щенок, котенок, овечка, лошадка, поросенок). 4.Звукоподражания

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (О – руки прижать к груди) показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «У собачки боли…» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Пробует захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета. 

Показывает по словесной инструкции носик, глазки, ротик, ушки на живот. Показывает «Кто говорит» с наводящей двигательной помощью взрослого

Осознанное произношение звуков и звукоподражаний

 

Стимулировать на получение операционно-технические знаний интереса к предметной деятельности
 

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (Ы – руки вверх) показ синхронный у зеркала

3.Мелкая моторика с набором су-джок

4. Игры с сыпучим материалом (цветным песком)

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (Ы – руки вверх) показ синхронный у зеркала

3.Занятие 1.1 (ИКТ): Положи в корзинку красный мяч

4.Звукоподражания

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (Ы – руки вверх) показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Пароход идет, гудит…» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Умеет выполнять простые инструкции «На», «Дай», «Возьми».

(захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета) 

Осознанное произношение звуков и звукоподражаний

 

Формировать операционно-технические умения и интерес к предметной деятельности

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (ма, ма, ма – руки в стороны ), показ синхронный у зеркала

3.Мелкая моторика с набором су-джок

4. Рисование кисточкой методом тычка.

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (ма, ма, ма – руки в стороны ), показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 1.2.(ИКТ) – положи в корзину все красные предметы

4.Арт – терапия: пластилин – катаем красный мяч

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (ма, ма, ма – руки в стороны ), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «наша Таня громко плачет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Осознанно держит кисточку, макает в краску, делать тычкообразные движения, катает мяч из пластилина, повторяет за взрослым двигательные упражнения.

Лепетная речь

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словестной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (ма, ма, ма – руки в стороны ) показ синхронный у зеркала

3. Рисование на песке пальчиком

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (ма, ма, ма – руки в стороны ), показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 1.3.(ИКТ) – положи в корзину желтый мяч

4.Арт – терапия: пластилин – катаем желтый мяч

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (ма, ма, ма – руки в стороны ), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «наша Таня громко плачет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Выполняет предметно-игровые действия на песке, обыгрывая (прыгает зайчик «прыг-прыг», мишка идет «топ-топ»; ляля-матрешка идет)

Повторяет за взрослым двигательные упражнения.

Лепетная речь

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словестной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением па – па – па - руки к груди), показ синхронный у зеркала

3. Рисование на песке пальчиком

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (па, па, па – руки к груди ), показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 1.3.(ИКТ) – положи в корзину желтый мяч

4.Арт – терапия: пластилин – катаем желтый мяч

1.Ритуал приветствия

2. Речь с движением (па, па, па – руки к груди ), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «наша Таня громко плачет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Выполняет предметно-игровые действия на песке, обыгрывая (прыгает зайчик «прыг-прыг», мишка идет «топ-топ»; ляля-матрешка идет)

Повторяет за взрослым двигательные упражнения.

Лепетная речь

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словестной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (сочетания, ма, ма, ма, па, па, па) показ синхронный у зеркала

3. Рисование на песке пальчиком

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (сочетания, ма, ма, ма, па, па, па) показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 1.4.(ИКТ) – положи в корзину все мячи

4.Арт – терапия: пластилин – катаем мячи

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (сочетания, ма, ма, ма, па, па, па) показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «наша Таня громко плачет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Выполняет предметно-игровые действия на песке, прослеживая путь по построенной дороге сначала взглядом, а затем сопровождая их движение:

Повторяет за взрослым двигательные упражнения.

Лепетная речь

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словестной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (да, да, да – ладошки у груди «просим») показ синхронный у зеркала

3. Игры с песком: «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался».

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (да, да, да – ладошки у груди «просим») показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 1.1. – 1.4..(ИКТ) – положи в корзину все мячи

4.Арт – терапия: живопись, раскрасим мячи

5.Предметные картинки: покажи где….

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (да, да, да – ладошки у груди «просим») показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Наша Таня громко плачет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Шажки указательным пальцем правой руки;

Повторяет за взрослым двигательные упражнения.

Лепетная речь

Элементы самостоятельности при наводящей помощи взрослого

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словесной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (дай, дай, дай – ладошки у груди «просим») , показ синхронный у зеркала

3. Игры с песком: «Спрячь кошку, (собаку)», «Найди свою игрушку»

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (дай, дай, дай – ладошки у груди «просим») показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 1.1. – 1.4..(ИКТ) – положи в корзину все мячи

4.Арт – терапия: живопись, рисуем мячи

5.Предметные картинки: покажи где….

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (дай, дай, дай – ладошки у груди «просим») показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Наша Таня громко плачет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Шажки указательным пальцем левой руки;

Повторяет за взрослым двигательные упражнения.

Лепетная речь

Элементы самостоятельности при наводящей помощи взрослого

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словесной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (на, на, на – протягивание правой руки с каким – либо предметом), показ синхронный у зеркала

3. Набор ПЕРТРА – нанизывание бусин

4.Тактильная дорожка

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (на, на, на – протягивание правой руки с каким – либо предметом), показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 2 (ИКТ) – Одень мишку (маленькие предметы)

4.Арт – терапия: рисуем тучки, дождь и лужи

5.Предметные картинки: покажи где….

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (на, на, на – протягивание правой руки с каким – либо предметом), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Мишку косолапый по лесу идет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы сначала правой, а потом и левой руки (похоже на движение ног воображаемого человечка);

Лепетная речь

Элементы самостоятельности при наводящей помощи взрослого

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словесной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (дифференциация: на, дай), показ синхронный у зеркала

3. Набор ПЕРТРА – нанизывание бусин

4.Тактильная дорожка

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (дифференциация: на, дай), показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 2 (ИКТ) – Одень маму – медведицу (большие предметы)

4.Арт – терапия: рисуем тучки, дождь и лужи

5.Предметные картинки: покажи где….

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (дифференциация: на, дай), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Мишку косолапый по лесу идет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Оновременно двигаясь указательными пальцами обеих рук в одну сторону а) друг за другом «гуськом» с минимальным промежутком между пальцами и б) друг за другом «гуськом», но со значительным промежутком между пальцами);

Лепетная речь

Элементы самостоятельности при наводящей помощи взрослого

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словесной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (ди, ди, ди – зовем к себе кого - либо), показ синхронный у зеркала

3.Пальчиковая гимнастика

4. Набор кубиков


 

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (ди, ди, ди – зовем к себе кого - либо), показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 2 (ИКТ) – Одень маму – медведицу, медвежонка (большие и маленькие предметы)

4.Арт – терапия: рисуем травку

5.Предметные картинки: покажи где….

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (ди, ди, ди – зовем к себе кого - либо), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Мишку косолапый по лесу идет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Одновременно двигаясь указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги

Лепетная речь

Элементы самостоятельности при наводящей помощи взрослого

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словесной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (иди.иди – зовем к себе), показ синхронный у зеркала

3.Пальчиковая гимнастика

4. Набор кубиков

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (иди.иди – зовем к себе), показ синхронный у зеркала

3.Зантяие 2 (ИКТ) – Одень маму – медведицу, сына - медвежонка (большие и маленькие предметы)

4.Арт – терапия: рисуем весенний день

5.Предметные картинки: покажи где….

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (иди.иди – зовем к себе), показ синхронный у зеркала

3.Проговаривание стихотворения с движением «Мишку косолапый по лесу идет» с движением

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Выполняет предметно-игровые действия по просьбе взрослого Выполняет простые инструкции «На игрушку, мишку», «Дай игрушку, мишку».

Лепетная речь

Элементы самостоятельности при наводящей помощи взрослого

 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия словесной инструкции

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (….), показ синхронный у зеркала

3.Пальчиковая гимнастика

4. Игры с мячом: «Прокати мяч», «Поймай мяч».

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (иди.иди – зовем к себе), показ синхронный у зеркала

3.Чтение коротких сказок с разложением сюжета (Курочка Ряба)

4.Арт – терапия: рисуем лето

5.Предметные картинки: покажи где….

1.Ритуал приветствия

2.Речь с движением (иди.иди – зовем к себе), показ синхронный у зеркала

3. Чтение коротких сказок с разложением сюжета (Курочка Ряба)

4.Зондовый массаж

5.Дыхательные упражнения

Выполняет предметно-игровые действия по просьбе взрослого Выполняет простые инструкции «На игрушку, мишку», «Дай игрушку, мишку».

Лепетная речь

Элементы самостоятельности при наводящей помощи взрослого

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ!

19 May 2017