Адаптированная рабочая программа по чтению в 11 классе
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями, от 23.12.2021 №766).
5.Постановление от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.36.48-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 01.01.2021г.)
6. Устав МКОУ «Школа-интернат»
7.Адаптированная образовательная программа МКОУ «Школа-интернат»
8.Учебный план МКОУ «Школа-интернат» на 2022/2023 учебный год
9.Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Москва «Просвещение» 2015г. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение 9 класс. З.Ф.Малышева. Москва «Просвещение» 2019 г (10 издание).
Чтение в 10 – 12 классах школы VIII вида имеет целью подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов.
Раздел «Чтение» и направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. В процессе работы на программным материалом школьников развивается устная речь, формируются практически значимые качества чтения, как правильность, беглость, выразительность, воспитывается интерес к родному языку. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
В программе используется тематический принцип подбора литературного материала. Рекомендуемые к чтению тексты более объемны, жанрово обогащены, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально –бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей. Данная программа составлена на основе программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублѐнной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006. Также использован материал программы «Литературное чтение» для 10 – 11 классов, автор –составитель: С.Ю. Ильина.
Место предмета в Учебном плане
Программой предусмотрено 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Цели и задачи программы
Цели:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:
- Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.
- Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
- Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Задачи:
- Учить детей владеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, умение слушать, грамотно говорить)
- Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и
создание высказываний в устной и письменной форме;
- Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарём;
- Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие,
самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
- Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.
Программа 11 класса (Чтение) специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. Первичной является задачи развития речи: как средства общения и как способа коррекции мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно – развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового развития с помощью этих единиц.
Программа по чтению и развитию речи построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению. Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации.
Формы занятий, используемые при обучении
Общеклассные формы: урок, собеседование.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другим и людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты
•понимание ключевых проблем изученных произведений
•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
•умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно нравственными ценностями других народов;
•формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
•собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
•восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
•понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
•понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
1.5 Требования к уровню подготовки обучающихся
- читать вслух правильно, выразительно, бегло;
- читать про себя, доступные по содержанию тексты;
- выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
-определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);
- самостоятельно делить текст на части по данному алану или составлять план к выделенным частям текста;
- отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
-пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова.
- выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять;
- соотносить читаемые произведения с определенным жанром;
- выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу в том числе из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
При работе должен соблюдаться охранительный режим: проведение физкультурных минуток, соответствие мебели возрасту, соответствие дидактического материала по размеру и цвету, соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Создание благоприятного климата, коррекционно-развивающую направленность, учет периодов работоспособности обучающихся на уроках.
Содержание программы
Устное народное творчество.
Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической памяти народа. Былины, исторические песни, предания, сказки. Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло, захочешь счастья – учись уму -разуму, не нарушай данного слова; Народная точка зрения на добро и зло. Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века.
Биография и творчество А.Н.Островского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И.С.Тургенев, К.Прутков, И.С.Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века.
Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского. С. А. Есенина, Н. А. Островского, И.А. Бунина, А.Н.Толстого, А. А. Платонова, К- Г. Паустовского, А. А. Н.М.Рубцова, Ф.А.Абрамова, В.М. Шукшина, Ю. М. Нагибина,
Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина,
В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, К. Булычева, Ф.А.Искандера.
Календарно – тематическое планирование на I четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекция плана |
1 | Устное народное творчество. | 1 ч | | | |
2 | Русские народные сказки | 1 ч | | | |
3 | Былина «Илья Муромец» | 1 ч | | | |
4 | Русские народные песни | 1 ч | | | |
5 | Пословицы, поговорки | 1 ч | | | |
6 | Былины | 1 ч | | | |
7 | А.Н. Островский. Биографические сведения | 1 ч | | | |
8 | А.Н. Островский. «Гроза» | 1 ч | | | |
9 | А.Н. Островский. «Гроза» | 1 ч | | | |
10 | А.Н. Островский. «Гроза» | 1 ч | | | |
11 | Внеклассное чтение. П. П. Баженов | 1 ч | | | |
12 | А.Н. Островский.«Бесприданница» | 1 ч | | | |
13 | А.Н. Островский «Бесприданница» | 1 ч | | | |
14 | А.С. Пушкин. Биографические сведения | 1 ч | | | |
15 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» 1 часть | 1 ч | | | |
16 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» 2 часть | 1 ч | | | |
17 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» 3 часть | 1 ч | | | |
18 | И.А. Крылов Биографические сведения | 1 ч | | | |
19 | И.А. Крылов «Волк и ягненок» | 1 ч | | | |
20 | Внеклассное чтение. Статьи из периодической печати | 1 ч | | | |
21 | М.Ю.Лермонтов Биографические сведения | 1 ч | | | |
22 | М.Ю.Лермонтов. герой нашего времени | 1 ч | | | |
23 | М.Ю.Лермонтов. герой нашего времени | 1 ч | | | |
24 | М.Ю.Лермонтов. герой нашего времени | 1 ч | | | |
25 | | 1 ч | | | |
26 | | 1 ч | | | |
Календарно – тематическое планирование
II четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекция плана |
1 | Ф.И. Тютчев. Биографические сведения | 1 ч | 8.11 | | |
2 | Ф.И. Тютчев «Я помню время золотое» | 1 ч | 9.11 | | |
3 | Ф.И. Тютчев «Фонтан» | 1 ч | 12.11 | | |
4 | Ф.,И. Достоевский. Биографические сведения | 1 ч | 15.11 | | |
5 | Ф.,И. Достоевский «Великий инквизитор» | 1 ч | 16.11 | | |
6 | Ф.,И. Достоевский «Великий инквизитор» | 1 ч | 19.11 | | |
7 | Ф.,И. Достоевский «Великий инквизитор» | 1 ч | 22.11 | | |
8 | Ф.,И. Достоевский «Великий инквизитор» | 1 ч | 23.11 | | |
9 | Вн.чт. Ф.И.Тютчев. | 1 ч | 26.11 | | |
10 | Н.А. Некрасов Биографические сведения | 1 ч | 29.11 | | |
11 | Н.А. Некрасов «Песня Еремушки | 1 ч | 30.11 | | |
12 | Н.А. Некрасов «Песня Еремушки | 1 ч | 3.12 | | |
13 | Пейзаж и живопись И.И. Левитана | 1 ч | 6.12 | | |
14 | Внеклассное чтение. Туве Янссон. Невидимое дитя | 1 ч | 7.12 | | |
15 | Л. Н. Толстой. Ьиографические сведения | 1 ч | 10.12 | | |
16 | Л. Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича» | 1 ч | 13.12 | | |
17 | Л. Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича» | 1 ч | 14.12 | | |
18 | Л. Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича» | 1 ч | 17.12 | | |
19 | Я.П. Полонский. «Дорога» | 1 ч | 20.12 | | |
20 | Я.П. Полонский. «Дорога» | 1 ч | 21.12 | | |
21 | Я.П. Полонский. «Колокольчик» | 1 ч | 24.12 | | |
22 | Я.П. Полонский. «Колокольчик» | 1 ч | 27.12 | | |
23 | Я.П. Полонский. «Колокольчик» | 1 ч | 28.12 | | |
Календарно – тематическое планирование
III четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекция плана |
1 | Я.П. Полонский. «Дорога» | 1 ч | 10.01 | | |
2 | Я.П. Полонский. «Дорога» | 1 ч | 11.01 | | |
3 | Вн.чт.Я.П. Полонский. «Затворница» | 1 ч | 14.01 | | |
4 | Я.П. Полонский. «Колокольчик» | 1 ч | 17.01 | | |
5 | Я.П. Полонский. «Колокольчик» | 1 ч | 18.01 | | |
6 | Пьеса как вид драматического искусства. | 1 ч | 21.01 | | |
7 | Отличительные признаки пьес. | 1 ч | 24.01 | | |
8 | А . П. Чехов. Биографические сведения | 1 ч | 25.01 | | |
9 | А . П. Чехов. «Чайка» | 1 ч | 28.01 | | |
10 | А . П. Чехов. «Чайка» | 1 ч | 31.01 | | |
11 | А . П. Чехов. «Чайка» | 1 ч | 1.02 | | |
12 | А . П. Чехов. «Чайка» | 1 ч | 4.02 | | |
13 | Романсы русских композиторов и на стихи русских поэтов | 1 ч | 7.02 | | |
14 | А.И. Куприн Биографические сведения | 1 ч | 8.02 | | |
15 | А.И. Куприн. «Гамбринус» | 1 ч | 11.02 | | |
16 | А.И. Куприн. «Гамбринус» | 1 ч | 14.02 | | |
17 | А.И. Куприн. «Гамбринус» | 1 ч | 15.02 | | |
18 | А.И. Куприн. «Гамбринус» | 1 ч | 18.02 | | |
19 | А.И. Куприн. «Гамбринус» | 1 ч | 21.02 | | |
20 | Пейзажная живопись русского художника И. И. Шишкина | 1 ч | 22.02 | | |
21 | Вн.чт. Творчество И.И.Шишкина. | 1 ч | 25.02 | | |
22 | Литературные традиции в 20 веке | 1 ч | 28.02 | | |
23 | Максим Горький. Биографические сведения | 1 ч | 1.03 | | |
24 | Максим Горький. «Мать» | 1 ч | 4.03 | | |
| | | | | |
| Максим Горький. «Мать» | 1ч | 7.03 | | 5.03 |
25 | Максим Горький. «Мать» | 1 ч | 11.03 | | |
26 | С.А. Есенин Биографические сведения | 1 ч | 14.03 | | |
27 | С.А. Есенин «Собаке Качалова» | 1 ч | 15.03 | | |
28 | Вн.чт.В.В. Маяковский | 1 ч | 18.03 | | |
Календарно – тематическое планирование на IV четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекция плана |
1 | В.В. Маяковский. «Необычайное путешествие, бывшее с Вл. Маяковским на даче» | 1 ч | 28.03 | | |
2 | В.В. Маяковский. «Необычайное путешествие, бывшее с Вл. Маяковским на даче» | 1 ч | 29.03 | | |
3 | В.В. Маяковский. «Необычайное путешествие, бывшее с Вл. Маяковским на даче» | 1 ч | 1.04 | | |
4 | Н.С. Гумилев. Биографические сведения | 1 ч | 4.04 | | |
5 | Н.С. Гумилев. «Золотой рыцарь» | 1 ч | 5.04 | | |
6 | Н.С. Гумилев. «Золотой рыцарь» | 1 ч | 8.04 | | |
7 | Н.С. Гумилев. «Золотой рыцарь» | 1 ч | 11.04 | | |
8 | К.М.Симонов. Краткие биографические сведения | 1 ч | 12.04 | | |
9 | К.М.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…» | 1 ч | 15.04 | | |
10 | Внеклассное чтение. «Жди меня и я вернусь» | 1 ч | 18.04 | | |
11 | А.Т. Твардовский. Биографические сведения | 1 ч | 19.04 | | |
12 | А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» | 1 ч | 22.04 | | |
13 | А.А. Ахматова. Краткие биографические сведения | 1 ч | 25.04 | | |
14 | А.А. Ахматова. «Смятение» | 1 ч | 26.04 | | |
15 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце» | 1 ч | 29.04 | | |
16 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце» | 1 ч | 6.05 | | |
17 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце» | 1 ч | 13.05 | | |
18 | М.М. Зощенко. Краткие биографические сведения | 1 ч | 16.05 | | |
19 | Творчество М.Зощенко. | 1 ч | 17.05 | | |
20 | М. И. Цветаева. Краткие биографические сведения | 1 ч | 20.05 | | |
21 | Творчество М.И.Цветаевой. | 1 ч | 23.05 | | |
22 | Творчество М.И.Цветаевой. | 1 ч | 24.05 | | |
23 | Е. Л. Шварц. Краткие биографические сведения | 1 ч | 27.05 | | |
24 | Произведения Е. Л. Шварца. | 1 ч | 30.05 | | |
25 | Внеклассное чтение. Творчество Марины Цветаевой. | 1 ч | 31.05 | | |
\