Адаптированная рабочая программа по чтению в 11 классе

0
0
Материал опубликован 17 October 2022

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4.Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями, от 23.12.2021 №766).

5.Постановление от  28.09.2020г. № 28  «Об  утверждении  СП  2.4.36.48-20».  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»  (с  изменениями  на  01.01.2021г.)  

6. Устав МКОУ «Школа-интернат»

7.Адаптированная образовательная программа МКОУ «Школа-интернат»

8.Учебный план МКОУ «Школа-интернат» на 2022/2023 учебный год

9.Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Москва «Просвещение» 2015г. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение 9 класс. З.Ф.Малышева. Москва «Просвещение» 2019 г (10 издание).

Чтение в 10 – 12 классах школы VIII вида имеет целью подготовку детей  с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов.

Раздел «Чтение» и направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. В процессе работы на программным материалом школьников развивается устная речь, формируются практически значимые качества чтения, как правильность, беглость, выразительность, воспитывается интерес к родному языку. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

В программе используется тематический принцип подбора литературного материала. Рекомендуемые к чтению тексты более объемны, жанрово обогащены, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.


       Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально –бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.  Данная  программа составлена на основе программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублѐнной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006. Также использован материал программы «Литературное чтение» для 10 – 11 классов, автор –составитель: С.Ю. Ильина.


Место предмета в Учебном плане


Программой предусмотрено 102 часа в год, 3 часа в неделю.


Цели и задачи программы

Цели:

- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:

- Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.

- Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

- Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Задачи:

- Учить детей владеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, умение слушать, грамотно говорить)

- Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и

создание высказываний в устной и письменной форме;

- Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарём;

- Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие,

самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

- Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при

формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.


Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.


Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.


Программа 11 класса (Чтение) специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. Первичной является задачи развития речи: как средства общения и как способа коррекции мыслительной деятельности.

Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.

Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно – развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового развития с помощью этих единиц.

Программа по чтению и развитию речи построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению. Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации.

Формы занятий, используемые при обучении

Общеклассные формы: урок, собеседование.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.

Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.



1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другим и людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты

•понимание ключевых проблем изученных произведений

•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно нравственными ценностями других народов;

•формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

•собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

•восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


1.5 Требования к уровню подготовки обучающихся

- читать вслух правильно, выразительно, бегло;

- читать про себя, доступные по содержанию тексты;

- выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

-определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);

- самостоятельно делить текст на части по данному алану или составлять план к выделенным частям текста;

- отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;

-пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова.

- выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять;

- соотносить читаемые произведения с определенным жанром;

- выучить наизусть не менее 10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу в том числе из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.


При работе должен соблюдаться охранительный режим: проведение физкультурных минуток, соответствие мебели возрасту, соответствие дидактического материала по размеру и цвету, соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Создание благоприятного климата, коррекционно-развивающую направленность, учет периодов работоспособности обучающихся на уроках.







Содержание программы


Устное народное творчество.



Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической памяти народа. Былины, исторические песни, предания, сказки. Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло, захочешь счастья – учись уму -разуму, не нарушай данного слова; Народная точка зрения на добро и зло. Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.



Русская литература XIX века.



Биография и творчество А.Н.Островского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И.С.Тургенев, К.Прутков, И.С.Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.

Русская литература XX века.

Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского. С. А. Есенина, Н. А. Островского, И.А. Бунина, А.Н.Толстого, А. А. Платонова, К- Г. Пау­стовского, А. А. Н.М.Рубцова, Ф.А.Абрамова, В.М. Шукшина, Ю. М. Нагибина,

Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина,

В. П. Астафьева, В. Г. Распути­на, К. Булычева, Ф.А.Искандера.














Календарно – тематическое планирование на I четверть



Тема урока


Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Устное народное творчество.

1 ч




2

Русские народные сказки

1 ч




3

Былина «Илья Муромец»

1 ч




4

Русские народные песни

1 ч




5

Пословицы, поговорки

1 ч




6

Былины

1 ч




7

А.Н. Островский. Биографические сведения

1 ч




8

А.Н. Островский. «Гроза»

1 ч




9

А.Н. Островский. «Гроза»

1 ч




10

А.Н. Островский. «Гроза»

1 ч




11

Внеклассное чтение. П. П. Баженов

1 ч




12

А.Н. Островский.«Бесприданница»

1 ч




13

А.Н. Островский «Бесприданница»

1 ч




14

А.С. Пушкин. Биографические сведения

1 ч




15

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» 1 часть

1 ч




16

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» 2 часть

1 ч




17

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» 3 часть

1 ч




18

И.А. Крылов Биографические сведения

1 ч




19

И.А. Крылов «Волк и ягненок»

1 ч




20

Внеклассное чтение. Статьи из периодической печати

1 ч




21

М.Ю.Лермонтов Биографические сведения

1 ч




22

М.Ю.Лермонтов. герой нашего времени

1 ч




23

М.Ю.Лермонтов. герой нашего времени

1 ч




24

М.Ю.Лермонтов. герой нашего времени

1 ч




25


1 ч




26


1 ч

































Календарно – тематическое планирование

II четверть


Тема урока


Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Ф.И. Тютчев. Биографические сведения

1 ч

8.11



2

Ф.И. Тютчев «Я помню время золотое»

1 ч

9.11



3

Ф.И. Тютчев «Фонтан»

1 ч

12.11



4

Ф.,И. Достоевский. Биографические сведения

1 ч

15.11



5

Ф.,И. Достоевский «Великий инквизитор»

1 ч

16.11



6

Ф.,И. Достоевский «Великий инквизитор»

1 ч

19.11



7

Ф.,И. Достоевский «Великий инквизитор»

1 ч

22.11



8

Ф.,И. Достоевский «Великий инквизитор»

1 ч

23.11



9

Вн.чт. Ф.И.Тютчев.

1 ч

26.11



10

Н.А. Некрасов Биографические сведения

1 ч

29.11



11

Н.А. Некрасов «Песня Еремушки

1 ч

30.11



12

Н.А. Некрасов «Песня Еремушки

1 ч

3.12



13

Пейзаж и живопись И.И. Левитана

1 ч

6.12



14

Внеклассное чтение. Туве Янссон. Невидимое дитя

1 ч

7.12



15

Л. Н. Толстой. Ьиографические сведения

1 ч

10.12



16

Л. Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича»

1 ч

13.12



17

Л. Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича»

1 ч

14.12



18

Л. Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича»

1 ч

17.12



19

Я.П. Полонский. «Дорога»

1 ч

20.12



20

Я.П. Полонский. «Дорога»

1 ч

21.12



21

Я.П. Полонский. «Колокольчик»

1 ч

24.12



22

Я.П. Полонский. «Колокольчик»

1 ч

27.12



23

Я.П. Полонский. «Колокольчик»

1 ч

28.12






Календарно – тематическое планирование

III четверть


Тема урока


Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Я.П. Полонский. «Дорога»

1 ч

10.01



2

Я.П. Полонский. «Дорога»

1 ч

11.01



3

Вн.чт.Я.П. Полонский. «Затворница»

1 ч

14.01



4

Я.П. Полонский. «Колокольчик»

1 ч

17.01



5

Я.П. Полонский. «Колокольчик»

1 ч

18.01



6

Пьеса как вид драматического искусства.

1 ч

21.01



7

Отличительные признаки пьес.

1 ч

24.01



8

А . П. Чехов. Биографические сведения

1 ч

25.01



9

А . П. Чехов. «Чайка»

1 ч

28.01



10

А . П. Чехов. «Чайка»

1 ч

31.01



11

А . П. Чехов. «Чайка»

1 ч

1.02



12

А . П. Чехов. «Чайка»

1 ч

4.02



13

Романсы русских композиторов и на стихи русских поэтов

1 ч

7.02



14

А.И. Куприн Биографические сведения

1 ч

8.02



15

А.И. Куприн. «Гамбринус»

1 ч

11.02



16

А.И. Куприн. «Гамбринус»

1 ч

14.02



17

А.И. Куприн. «Гамбринус»

1 ч

15.02



18

А.И. Куприн. «Гамбринус»

1 ч

18.02



19

А.И. Куприн. «Гамбринус»

1 ч

21.02



20

Пейзажная живопись русского художника И. И. Шишкина

1 ч

22.02



21

Вн.чт. Творчество И.И.Шишкина.

1 ч

25.02



22

Литературные традиции в 20 веке

1 ч

28.02



23

Максим Горький. Биографические сведения

1 ч

1.03



24

Максим Горький. «Мать»

1 ч

4.03









Максим Горький. «Мать»

7.03


5.03

25

Максим Горький. «Мать»

1 ч

11.03



26

С.А. Есенин Биографические сведения

1 ч

14.03



27

С.А. Есенин «Собаке Качалова»

1 ч

15.03



28

Вн.чт.В.В. Маяковский

1 ч

18.03






























Календарно – тематическое планирование на IV четверть



Тема урока


Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

В.В. Маяковский. «Необычайное путешествие, бывшее с Вл. Маяковским на даче»

1 ч

28.03



2

В.В. Маяковский. «Необычайное путешествие, бывшее с Вл. Маяковским на даче»

1 ч

29.03



3

В.В. Маяковский. «Необычайное путешествие, бывшее с Вл. Маяковским на даче»

1 ч

1.04



4

Н.С. Гумилев. Биографические сведения

1 ч

4.04



5

Н.С. Гумилев. «Золотой рыцарь»

1 ч

5.04



6

Н.С. Гумилев. «Золотой рыцарь»

1 ч

8.04



7

Н.С. Гумилев. «Золотой рыцарь»

1 ч

11.04



8

К.М.Симонов. Краткие биографические сведения

1 ч

12.04



9

К.М.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»

1 ч

15.04



10

Внеклассное чтение. «Жди меня и я вернусь»

1 ч

18.04



11

А.Т. Твардовский. Биографические сведения

1 ч

19.04



12

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»

1 ч

22.04



13

А.А. Ахматова. Краткие биографические сведения

1 ч

25.04



14

А.А. Ахматова. «Смятение»

1 ч

26.04



15

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

1 ч

29.04



16

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

1 ч

6.05



17

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

1 ч

13.05



18

М.М. Зощенко. Краткие биографические сведения

1 ч

16.05



19

Творчество М.Зощенко.

1 ч

17.05



20

М. И. Цветаева. Краткие биографические сведения

1 ч

20.05



21

Творчество М.И.Цветаевой.

1 ч

23.05



22

Творчество М.И.Цветаевой.

1 ч

24.05



23

Е. Л. Шварц. Краткие биографические сведения

1 ч

27.05



24

Произведения Е. Л. Шварца.

1 ч

30.05



25

Внеклассное чтение. Творчество Марины Цветаевой.

1 ч

31.05





















\



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.