12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Артеменко Елена Николаевна93178 Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов. Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Рабочая адаптированная программа по чтению, 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения с учетом дифференцированного подхода к различным группам обучающихся.
Задачи: 1.- научить детей читать доступный их пониманию текст и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; - активизировать и обогащать словарный запас; - совершенствовать технику чтения. 2. Развивать: - связную устную речь; - все психические процессы; - познавательные интересы детей. 3. Воспитывать: - интерес к чтению; - нравственные качества; - читательскую культуру. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания для детей с нарушением интеллекта, программы для коррекционных образовательных учреждений VIII вида по чтению и развитию речи В.Воронковой и требований к уровню подготовки обучающихся в 3 классе, с учетом регионального компонента и особенностей класса.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА: 1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости (приложение к письму от 18.02.2000г. №3885/04 ОСНОВНЫЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Коррекция и развитие зрительного и слухового внимания; устойчивости внимания.
2. Коррекция и развитие слухоречевой, зрительной памяти.
3. Коррекция и развитие пространственной ориентации.
4. Коррекция и развитие связной речи.
5. Коррекция и развитие мышления: логического, аналитико-синтетического, наглядно-образного; самостоятельности мышления; гибкости ума.
КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева. Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение 2007г.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. В.Свынтарный. Санкт - Петербург. 1999 г.
2. Развиваем речь. И.А. Девина, В.А.Девина. Москва 2003 г.
3. Развиваем память. И.А.Девина, Т.А. Никитина. Москва 2001 г.
4. Развиваем внимание. А.В.Петраков, И.А. Девина. Москва 2003 г.
№ | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно - развивающие задачи | Проблемы, возникающие при изучении темы | Пед.мониторинг |
1 | Здравствуй школа! | 12 | Развитие слухоречевой памяти | Обобщающие уроки по темам. | |
2 | Люби все живое. | 12 | Развитие логического мышления посредством упражнений анализа и синтеза | Проверка техники чтения: диагностическая | |
3 | Учимся трудиться. | 13 | Формирование творческих речевых умений | Проверка техники чтения, обобщающий урок по теме | |
4 | Славная осень. | 21 | Совершенствование интонационной стороны речи | Обобщающий урок по теме, проверка техники чтения. | |
5 | Что такое хорошо. | 26 | Развитие зрительно - пространственной ориентации. | Проверка техники чтения | |
6 | Народные сказки | 9 | Развитие образного строя речи | Проверка техники чтения | |
7 | Вот пришли морозы и зима настала | 22 | Развитие зрительного и речевого гнезиса | Проверка техники чтения | |
8 | Смешные истории | 8 | Развитие наглядно-образного мышления; воображения. | Проверка техники чтения | |
9 | Весна в окно стучится | 30 | Формирование самостоятельности мышления | Проверка техники чтения | |
10 | Лето красное идет | 18 | Развитие произвольного внимания | Проверка техники чтения |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС.
№ | тема | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум Знать/уметь | Речевая деятельность | Возможность углубления |
1 четверть | 45 | |||||
| Здравствуй, школа! | 12 | ||||
1 | Важный день. С.Михалков. | 1 | Чем день 1 сентября отличается от других дней. | Учить высказывать свое отношение к происходящему, делать вывод. | Выучить наизусть отрывок | |
2 | Учись читать! Р.Сеф | 1 | Выразительно читать, отвечать на вопросы. | Работа над интонацией. | ||
3 | Здравствуйте! Т.Чинарев. | 1 | Ориентироваться в пространстве на листе бумаги. | Чтение разученных отрывков перед классом. | ||
4 | Где право, где лево. В.Берестов. | 1 | Соблюдать при чтении знаки препинания. | Словарная работа. | ||
5 | Что любит Мишка. В.Драгунский. | 2 | Уметь слушать небольшой рассказ. | Пересказ | ||
6 | Урок внеклассного чтения | 1 | Знать наизусть стих. о школе. | Проверка техники чтения | ||
7 | Кто прав. О.Григорьев. | 1 | ||||
8 | Петя и его жизнь. М.Коршунов. | 2 | ||||
9 | Обобщающий урок по теме | 1 | Знать название произведений изученных по теме. | |||
10 | Урок развития речи. | 1 | ||||
Люби все живое. | 12 | |||||
1 | Котенок. Л.Толстой. | 2 | Знать домашних и диких животных. | Передача рассказа по плану. | Пересказ | |
2 | Ученый кот. В.Орлов. | 1 | Знать содержание произведений этого раздела. | Составление описания героя. | Выучить отрывок из стих-ния. | |
3 | Ребята и утята. М.Пришвин. | 2 | Знать правила поведения в лесу. | Самостоятельная работа по заданиям и вопросам помещенным в учебнике. | Пересказ | |
4 | Еж-спаситель. В.Бианки. | 1 | Знать особенности природы Донского края. | Составление плана и пересказ прочитанного. | ||
5 | Мальчик в лесу. Р. Фраерман. | 1 | Уметь плавно читать по слогам, отвечать на вопросы. | |||
6 | Пусть будет и соловей и жук. В. Сухомлинский. | 1 | Уметь выбрать нужный ответ. | |||
7 | Урок внеклассного чтения | 1 | Уметь выразить свое отношение к герою. | Выбор книги о животных из школьной библиотеке | ||
8 | Родное. В.Орлов. | 1 | Уметь находить в тексте подписи к иллюстрациям. | |||
9 | Обобщающий урок по теме. | 1 | Проверка техники чтения. | |||
10 | Урок развития речи. | 1 | ||||
Учимся трудиться. | 13 | |||||
1 | Важные дела. С.Михалков. | 1 | Знать профессии людей. | Грамматическая сноровка (подбор синонимов, объяснение выражений, слов) | ||
2 | Мои работники. М.Пожаров. | 1 | Знать о том, что профессия "шахтер"- основная в нашем городе. | Пересказ | ||
3 | Смородинка. Е. Пермяк. | 1 | Уметь рассказывать о профессии своих родителей. | |||
4 | Теленок. О. Донченко. | 2 | Уметь пользоваться сносками в учебнике для объяснения слов и выражений. | Деление текста на части и пересказ по плану. | Пересказ | |
5 | Какого цвета ремесла? Дж. Родари. | 1 | Ответы на вопросы. | Выучить наизусть. | ||
6 | Чем пахнуть ремесла? Дж. Родари. | 1 | ||||
7 | Урок внеклассного чтения. | 1 | Подготовить рассказ о профессии родителей. | |||
8 | Колосок. Украинская сказка. | 4 | Проверка техники чтения. | |||
9 | Обобщающий урок по теме. | 1 | ||||
Славная осень | 21 | |||||
1 | Осень. Е.Трутнева | 1 | Знать признаки осени, названия осенних месяцев. | Правильное оформление грамматического строя предложения. | ||
2 | Улетают журавли. И.Соколов-Микитов. | 1 | Объяснение трудных слов. | |||
3 | Грибы. В.Катаев | 2 | Знать названия грибов. | Словесное рисование, составление короткого рассказа на тему. | ||
4 | В лес по грибы. Опенок. Боровик. А.Прокофьев | 2 | Знать наизусть стихотворение о осени. | Выучить наизусть | ||
5 | Эхо. Н.Сладков. | 1 | Знать о жизни животных осенью. | Чтение диалогов | ||
6 | Урок внеклассного чтения. | 1 | Знать признаки осени в нашей местности. | |||
2 четверть | 36 | Уметь составлять рассказ по картинке. | Подготовить рассказ по рисунку. | |||
7 | Загадки. Рябиновая скороговорка. Е. Григорьев. | 1 | Уметь выразить голосом настроение стихотворения. | |||
8 | Сентябрьская скороговорка. М. Бородицкая. | 1 | Уметь четко произносить звуки в скороговорках. | |||
9 | Рыжие листья. (сказка) Н. Грибачев. | 5 | Уметь пересказывать содержание. | |||
10 | Осень. К.Бальмонт. | 1 | Коллективное придумывание заголовков к частям текста. | |||
11 | Ласточки пропали. А.Фет | 1 | Работа над выразительностью речи. | Выучить наизусть | ||
12 | Осень наступила. А.Плещеев. | 1 | Чтение перед классом. | |||
13 | Железная дорога. Н.Некрасов. | 1 | ||||
14 | Обобщающий урок по теме. | 1 | Составлять рассказ на тему "Осень" | |||
15 | Урок внеклассного чтения. | 1 | ||||
Что такое хорошо... | 26 | |||||
1 | Удивительная веревка. М. Басина. | 2 | Знать, что бывают хорошие и плохие поступки, хорошие и плохие качества человека. | Высказывание суждений. | Пересказ | |
2 | Уехали. А.Барто. | 1 | Уметь оценивать поступки героев, отличать хорошее от плохого. | Сравнение прочитанного с опытом детей. | ||
3 | Вот какая история. К. Киршина. | 2 | Знать вежливые слова. | Высказывание суждений. | ||
4 | Что сказала бы мама? Л. Воронкова. | 2 | Уметь осознавать и правильно читать текст целыми словами после работы над ним под руководством учителя. | Сравнение прочитанного с опытом детей. | Пересказ. | |
5 | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||
Кем быть и кем не быть? Я. Пинясов. | 1 | Уметь осознавать и правильно читать текст целыми словами после работы над ними под руководством учителя. | ||||
6 | Огурцы. Н. Носов. | 2 | Уметь пересказывать содержание отдельных отрывков. | Чтение по ролям. | ||
7 | Волшебное слово. В. Осеева. | 3 | Составление продолжения рассказа с опорой на последовательно поставленные вопросы. | |||
8 | Бумажный змей. Е.Пермяк. | 1 | Высказывание отношения к происходящему. | |||
9 | Как же так получилось? А. Котовщикова. | 2 | Деление на части, озаглавливание. | |||
10 | Урок внеклассного чтения. | 1 | Проверка техники чтения. | |||
11 | Трус. Л. Пантелеев. | 1 | Подробный пересказ одной части. | |||
12 | Честное слово. Л. Пантелеев. | 3 | ||||
13 | Мальчики и девочки. Р.Сеф. | 1 | Выучить наизусть | |||
3 четверть | 49 | |||||
14 | Мойдодыр. К. Чуковский. | 2 | ||||
15 | Обобщающий урок по теме. | 1 | ||||
Вот пришли морозы - и зима настала. | 22 | |||||
1 | Зима. И. Суриков. | 1 | Знать признаки зимы, название зимних месяцев. | Словесное рисование. | Выучить наизусть | |
2 | Первый снег. А. Чехов. | 1 | Знать два стихотворения наизусть. | Объяснение выражений. | ||
3 | Гололедица В.Берестов. | 1 | Знать об изменениях в жизни зверей и птиц зимой. | Работа над интонацией. | ||
4 | Никто не обижается. В. Орлов. | 1 | Озаглавливание данных частей. | |||
5 | Воробьиный термометр. Н. Сладков. | 1 | Знать о труде людей зимой. | Пересказ | ||
6 | На горке. Н.Носов. | 2 | Знать о зимних забавах детей и праздниках. | Пересказ по плану. | ||
7 | Урок внеклассного чтения. | 1 | Знать пословицы о зиме. | Тренировка устных высказываний. | Проверка техники чтения. | |
8 | Река стала. Д.Мамин-Сибиряк. | 2 | Знать о жизни животных зимой в нашем крае. | Работа над интонационной стороной речи. | ||
9 | Зимнее утро. А.Пушкин | 1 | Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре читать по слогам. | Выучить наизусть | ||
10 | Урок развития речи | 1 | Работа над фразовой речью. | |||
11 | Проказы старухи зимы. К. Ушинский. | 1 | Уметь пользоваться условными обозначениями в учебнике. | Составление описания. | ||
12 | Здравствуй, елка! В. Лебедев-Кумач | 1 | Уметь ориентироваться в книге. | Словарная работа | ||
13 | Знакомые следы. Е.Пермяк. | 1 | Уметь слушать рассказ, сказку стихотворение. | Выборочный пересказ. | ||
14 | Из "Лесной газеты". В. Бианки. | 1 | Уметь отвечать на вопросы по тексту. | Составление рассказа по картинке | Пересказ | |
15 | В гостях у дедушки мороза. (сказка) В. Одоевский. | 1 | Уметь рассказывать о первом снеге, о новогоднем празднике. | Высказывание отношения к прочитанному. | ||
16 | Дружба. Г. Скребицкий. | 1 | Уметь разделить текст на части. | |||
17 | Кот в сапогах. А.Барков. | 1 | Пересказ | |||
18 | Наши друзья. Г. Ладонщиков. | 1 | ||||
19 | Четыре желания. К. Ушинский. | 1 | ||||
20 | Обобщающий урок по теме. | 1 | ||||
Народные сказки | 9 | |||||
1 | Лиса и журавль.(русская сказка) | 1 | Знать героев прочитанных сказок. | Драматизация, объяснение выражений. | ||
2 | Заяц-хвастун.(русская сказка) | 1 | Знать 1-2 сказки нашего края. | |||
3 | Как мужик волка спас. (мордовская сказка) | 1 | Подведение обучающихся к выводам из прочитанного. | Краткий пересказ | ||
4 | Кукушка. (немецкая сказка) | 1 | Уметь слушать и рассказывать сказку. | |||
5 | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||
6 | Про бурого мишку и мышку-вертушку.(русская сказка) | 1 | Уметь передать особенности речи героев сказок. | |||
7 | Хаврошечка. (русская сказка) | 1 | Устное рисование. | Пересказ | ||
8 | Обобщающий урок по теме. | 1 | ||||
9 | Путаница. К.Чуковский. | 1 | ||||
Смешные истории | 8 | |||||
10 | Пых. (русская сказка) | 1 | Знать наизусть отрывок из стихотворения. | |||
11 | Живая шляпа. Н.Носов. | 2 | Уметь рассказывать смешную историю о себе. | Установление связей отдельных мест текста с иллюстрацией. | ||
12 | Хрюк на елке. Б. Заходер. | 2 | Сравнение прочитанного с опытом детей. | |||
13 | Как Незнайка катался на газированном автомобиле. Н.Носов. | 2 | Уметь нарисовать словесную картинку к тексту. | Расширение словарного запаса. | Прочитать другие истории о Незнайке. | |
14 | Обобщающий урок по теме. | 1 | Высказывание своего отношения. | |||
Весна в окно стучиться. | 30 | |||||
1 | Зима недаром злится. Ф.Тютчев | 1 | Знать признаки весны, названия весенних месяцев. | Уметь выразительно читать (передавать голосом настроение) | Выучить наизусть | |
2 | Стальное колечко. К. Паустовский. | 1 | Знать наизусть стихотворения. | Озаглавливание частей текста. | ||
3 | Весна. А. Плещеев. | 1 | Словарная работа | |||
4 | Камень, ручей, сосулька и солнце. Э. Шим. | 1 | Знать сезонные изменения в жизни животных (в том числе и животных донского края) | Чтение в лицах. | ||
5 | А что у вас? С.Михалков. | 1 | ||||
6 | Мамины руки. Б. Емельянов. | 1 | Знать женские профессии. | Оценка героев. | ||
7 | Урок внеклассного чтения. | 1 | ||||
4 четверть | 42 | |||||
8 | Большая береза. Н. Артюхов. | 3 | Знать весенние праздники. | |||
9 | Песня о весне. Я. Колас. | 1 | Уметь составлять рассказ по своим наблюдениям о своей маме. | Работа по заданиям в учебнике. | ||
10 | Последняя льдина. В.Бианки. | 1 | Уметь читать текст целыми словами, отвечать на вопросы по прочитанному. | Пересказ | ||
11 | Что случилось? В. Орлов. | 1 | Знать наизусть стихотворения. | |||
12 | Скворцы прилетели. М.Матусовский. | 1 | ||||
13 | Голубой апрель. А.Барков. | 1 | Уметь придумывать заглавия отдельным частям текста | |||
14 | Березкины слезы. А. Барков. | 1 | Составление рассказа о рисунку. | |||
15 | Солнечный огонек. А.Барков. | 1 | ||||
16 | Комариный бал. А.Барков. | 1 | ||||
17 | Дождик, лей веселей! Г. Ладонщиков. | 1 | ||||
18 | И мы. В. Драгунский. | 4 | ||||
19 | Май. Н. Михайлова. | 1 | Соблюдать при чтении знаки препинания | |||
20 | Когда на планете хозяева. В. Орлов. | 1 | ||||
21 | Полюшко-поле. Е. Олейник. | 1 | Словарная работа. | Пересказ | ||
22 | Спать легли однажды дети. С.Михалков. | 1 | ||||
23 | Обобщающий урок по теме. | 1 | ||||
24 | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||
25 | Урок развития речи | 1 | ||||
Лето красное идет. | 18 | |||||
1 | Что такое лето. В. Фетисов. | 1 | Знать признаки лета. | |||
2 | Колокольчики мои. А.Толстой. | 1 | Знать летние месяцы. | Выучить наизусть | ||
3 | Лето в лесу. И. Соколов-Микитов. | 1 | Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам. | |||
4 | Гроза в лесу. Л.Толстой. | 1 | Ответы на вопросы по тексту. | |||
5 | Купание медвежат. В. Бианки. | 1 | ||||
6 | Акула. Л. Толстой. | 2 | Краткий пересказ | |||
7 | Урок развития речи | 1 | ||||
8 | Урок внеклассного чтения | 1 | Проверка техники чтения. | |||
9 | Секретное слово. С. Полетаев. | 4 | Уметь выбрать нужный ответ. Уметь выразить свое отношение к герою. | Оценка героев. озаглавливание частей текста. | ||
10 | Вот и лето подоспело... М. Ивенсен. | 1 | ||||
11 | Обобщающий урок по теме. | 1 | ||||
12 | Урок внеклассного чтения | 2 | Подобрать народные приметы | |||
13 | Урок развития речи | 1 | Составление рассказа по картинке |