Рабочая адаптированная программа по чтению, 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения с учетом дифференцированного подхода к различным группам обучающихся.
Задачи: 1.- научить детей читать доступный их пониманию текст и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; - активизировать и обогащать словарный запас; - совершенствовать технику чтения. 2. Развивать: - связную устную речь; - все психические процессы; - познавательные интересы детей. 3. Воспитывать: - интерес к чтению; - нравственные качества; - читательскую культуру. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания для детей с нарушением интеллекта, программы для коррекционных образовательных учреждений VIII вида по чтению и развитию речи В.Воронковой и требований к уровню подготовки обучающихся в 3 классе, с учетом регионального компонента и особенностей класса.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА: 1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости (приложение к письму от 18.02.2000г. №3885/04 ОСНОВНЫЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Коррекция и развитие зрительного и слухового внимания; устойчивости внимания.
2. Коррекция и развитие слухоречевой, зрительной памяти.
3. Коррекция и развитие пространственной ориентации.
4. Коррекция и развитие связной речи.
5. Коррекция и развитие мышления: логического, аналитико-синтетического, наглядно-образного; самостоятельности мышления; гибкости ума.
КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева. Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение 2007г.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. В.Свынтарный. Санкт - Петербург. 1999 г.
2. Развиваем речь. И.А. Девина, В.А.Девина. Москва 2003 г.
3. Развиваем память. И.А.Девина, Т.А. Никитина. Москва 2001 г.
4. Развиваем внимание. А.В.Петраков, И.А. Девина. Москва 2003 г.
№ |
Содержательные линии |
Кол-во часов |
Коррекционно - развивающие задачи |
Проблемы, возникающие при изучении темы |
Пед.мониторинг |
1 |
Здравствуй школа! |
12 |
Развитие слухоречевой памяти |
Обобщающие уроки по темам. |
|
2 |
Люби все живое. |
12 |
Развитие логического мышления посредством упражнений анализа и синтеза |
Проверка техники чтения: диагностическая |
|
3 |
Учимся трудиться. |
13 |
Формирование творческих речевых умений |
Проверка техники чтения, обобщающий урок по теме |
|
4 |
Славная осень. |
21 |
Совершенствование интонационной стороны речи |
Обобщающий урок по теме, проверка техники чтения. |
|
5 |
Что такое хорошо. |
26 |
Развитие зрительно - пространственной ориентации. |
Проверка техники чтения |
|
6 |
Народные сказки |
9 |
Развитие образного строя речи |
Проверка техники чтения |
|
7 |
Вот пришли морозы и зима настала |
22 |
Развитие зрительного и речевого гнезиса |
Проверка техники чтения |
|
8 |
Смешные истории |
8 |
Развитие наглядно-образного мышления; воображения. |
Проверка техники чтения |
|
9 |
Весна в окно стучится |
30 |
Формирование самостоятельности мышления |
Проверка техники чтения |
|
10 |
Лето красное идет |
18 |
Развитие произвольного внимания |
Проверка техники чтения |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС.
№ |
тема |
Кол-во часов |
Дата |
Обязательный минимум Знать/уметь |
Речевая деятельность |
Возможность углубления |
1 четверть |
45 |
|||||
|
Здравствуй, школа! |
12 |
||||
1 |
Важный день. С.Михалков. |
1 |
Чем день 1 сентября отличается от других дней. |
Учить высказывать свое отношение к происходящему, делать вывод. |
Выучить наизусть отрывок |
|
2 |
Учись читать! Р.Сеф |
1 |
Выразительно читать, отвечать на вопросы. |
Работа над интонацией. |
||
3 |
Здравствуйте! Т.Чинарев. |
1 |
Ориентироваться в пространстве на листе бумаги. |
Чтение разученных отрывков перед классом. |
||
4 |
Где право, где лево. В.Берестов. |
1 |
Соблюдать при чтении знаки препинания. |
Словарная работа. |
||
5 |
Что любит Мишка. В.Драгунский. |
2 |
Уметь слушать небольшой рассказ. |
Пересказ |
||
6 |
Урок внеклассного чтения |
1 |
Знать наизусть стих. о школе. |
Проверка техники чтения |
||
7 |
Кто прав. О.Григорьев. |
1 |
||||
8 |
Петя и его жизнь. М.Коршунов. |
2 |
||||
9 |
Обобщающий урок по теме |
1 |
Знать название произведений изученных по теме. |
|||
10 |
Урок развития речи. |
1 |
||||
Люби все живое. |
12 |
|||||
1 |
Котенок. Л.Толстой. |
2 |
Знать домашних и диких животных. |
Передача рассказа по плану. |
Пересказ |
|
2 |
Ученый кот. В.Орлов. |
1 |
Знать содержание произведений этого раздела. |
Составление описания героя. |
Выучить отрывок из стих-ния. |
|
3 |
Ребята и утята. М.Пришвин. |
2 |
Знать правила поведения в лесу. |
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам помещенным в учебнике. |
Пересказ |
|
4 |
Еж-спаситель. В.Бианки. |
1 |
Знать особенности природы Донского края. |
Составление плана и пересказ прочитанного. |
||
5 |
Мальчик в лесу. Р. Фраерман. |
1 |
Уметь плавно читать по слогам, отвечать на вопросы. |
|||
6 |
Пусть будет и соловей и жук. В. Сухомлинский. |
1 |
Уметь выбрать нужный ответ. |
|||
7 |
Урок внеклассного чтения |
1 |
Уметь выразить свое отношение к герою. |
Выбор книги о животных из школьной библиотеке |
||
8 |
Родное. В.Орлов. |
1 |
Уметь находить в тексте подписи к иллюстрациям. |
|||
9 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
Проверка техники чтения. |
|||
10 |
Урок развития речи. |
1 |
||||
Учимся трудиться. |
13 |
|||||
1 |
Важные дела. С.Михалков. |
1 |
Знать профессии людей. |
Грамматическая сноровка (подбор синонимов, объяснение выражений, слов) |
||
2 |
Мои работники. М.Пожаров. |
1 |
Знать о том, что профессия "шахтер"- основная в нашем городе. |
Пересказ |
||
3 |
Смородинка. Е. Пермяк. |
1 |
Уметь рассказывать о профессии своих родителей. |
|||
4 |
Теленок. О. Донченко. |
2 |
Уметь пользоваться сносками в учебнике для объяснения слов и выражений. |
Деление текста на части и пересказ по плану. |
Пересказ |
|
5 |
Какого цвета ремесла? Дж. Родари. |
1 |
Ответы на вопросы. |
Выучить наизусть. |
||
6 |
Чем пахнуть ремесла? Дж. Родари. |
1 |
||||
7 |
Урок внеклассного чтения. |
1 |
Подготовить рассказ о профессии родителей. |
|||
8 |
Колосок. Украинская сказка. |
4 |
Проверка техники чтения. |
|||
9 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
||||
Славная осень |
21 |
|||||
1 |
Осень. Е.Трутнева |
1 |
Знать признаки осени, названия осенних месяцев. |
Правильное оформление грамматического строя предложения. |
||
2 |
Улетают журавли. И.Соколов-Микитов. |
1 |
Объяснение трудных слов. |
|||
3 |
Грибы. В.Катаев |
2 |
Знать названия грибов. |
Словесное рисование, составление короткого рассказа на тему. |
||
4 |
В лес по грибы. Опенок. Боровик. А.Прокофьев |
2 |
Знать наизусть стихотворение о осени. |
Выучить наизусть |
||
5 |
Эхо. Н.Сладков. |
1 |
Знать о жизни животных осенью. |
Чтение диалогов |
||
6 |
Урок внеклассного чтения. |
1 |
Знать признаки осени в нашей местности. |
|||
2 четверть |
36 |
Уметь составлять рассказ по картинке. |
Подготовить рассказ по рисунку. |
|||
7 |
Загадки. Рябиновая скороговорка. Е. Григорьев. |
1 |
Уметь выразить голосом настроение стихотворения. |
|||
8 |
Сентябрьская скороговорка. М. Бородицкая. |
1 |
Уметь четко произносить звуки в скороговорках. |
|||
9 |
Рыжие листья. (сказка) Н. Грибачев. |
5 |
Уметь пересказывать содержание. |
|||
10 |
Осень. К.Бальмонт. |
1 |
Коллективное придумывание заголовков к частям текста. |
|||
11 |
Ласточки пропали. А.Фет |
1 |
Работа над выразительностью речи. |
Выучить наизусть |
||
12 |
Осень наступила. А.Плещеев. |
1 |
Чтение перед классом. |
|||
13 |
Железная дорога. Н.Некрасов. |
1 |
||||
14 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
Составлять рассказ на тему "Осень" |
|||
15 |
Урок внеклассного чтения. |
1 |
||||
Что такое хорошо... |
26 |
|||||
1 |
Удивительная веревка. М. Басина. |
2 |
Знать, что бывают хорошие и плохие поступки, хорошие и плохие качества человека. |
Высказывание суждений. |
Пересказ |
|
2 |
Уехали. А.Барто. |
1 |
Уметь оценивать поступки героев, отличать хорошее от плохого. |
Сравнение прочитанного с опытом детей. |
||
3 |
Вот какая история. К. Киршина. |
2 |
Знать вежливые слова. |
Высказывание суждений. |
||
4 |
Что сказала бы мама? Л. Воронкова. |
2 |
Уметь осознавать и правильно читать текст целыми словами после работы над ним под руководством учителя. |
Сравнение прочитанного с опытом детей. |
Пересказ. |
|
5 |
Урок внеклассного чтения |
1 |
||||
Кем быть и кем не быть? Я. Пинясов. |
1 |
Уметь осознавать и правильно читать текст целыми словами после работы над ними под руководством учителя. |
||||
6 |
Огурцы. Н. Носов. |
2 |
Уметь пересказывать содержание отдельных отрывков. |
Чтение по ролям. |
||
7 |
Волшебное слово. В. Осеева. |
3 |
Составление продолжения рассказа с опорой на последовательно поставленные вопросы. |
|||
8 |
Бумажный змей. Е.Пермяк. |
1 |
Высказывание отношения к происходящему. |
|||
9 |
Как же так получилось? А. Котовщикова. |
2 |
Деление на части, озаглавливание. |
|||
10 |
Урок внеклассного чтения. |
1 |
Проверка техники чтения. |
|||
11 |
Трус. Л. Пантелеев. |
1 |
Подробный пересказ одной части. |
|||
12 |
Честное слово. Л. Пантелеев. |
3 |
||||
13 |
Мальчики и девочки. Р.Сеф. |
1 |
Выучить наизусть |
|||
3 четверть |
49 |
|||||
14 |
Мойдодыр. К. Чуковский. |
2 |
||||
15 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
||||
Вот пришли морозы - и зима настала. |
22 |
|||||
1 |
Зима. И. Суриков. |
1 |
Знать признаки зимы, название зимних месяцев. |
Словесное рисование. |
Выучить наизусть |
|
2 |
Первый снег. А. Чехов. |
1 |
Знать два стихотворения наизусть. |
Объяснение выражений. |
||
3 |
Гололедица В.Берестов. |
1 |
Знать об изменениях в жизни зверей и птиц зимой. |
Работа над интонацией. |
||
4 |
Никто не обижается. В. Орлов. |
1 |
Озаглавливание данных частей. |
|||
5 |
Воробьиный термометр. Н. Сладков. |
1 |
Знать о труде людей зимой. |
Пересказ |
||
6 |
На горке. Н.Носов. |
2 |
Знать о зимних забавах детей и праздниках. |
Пересказ по плану. |
||
7 |
Урок внеклассного чтения. |
1 |
Знать пословицы о зиме. |
Тренировка устных высказываний. |
Проверка техники чтения. |
|
8 |
Река стала. Д.Мамин-Сибиряк. |
2 |
Знать о жизни животных зимой в нашем крае. |
Работа над интонационной стороной речи. |
||
9 |
Зимнее утро. А.Пушкин |
1 |
Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре читать по слогам. |
Выучить наизусть |
||
10 |
Урок развития речи |
1 |
Работа над фразовой речью. |
|||
11 |
Проказы старухи зимы. К. Ушинский. |
1 |
Уметь пользоваться условными обозначениями в учебнике. |
Составление описания. |
||
12 |
Здравствуй, елка! В. Лебедев-Кумач |
1 |
Уметь ориентироваться в книге. |
Словарная работа |
||
13 |
Знакомые следы. Е.Пермяк. |
1 |
Уметь слушать рассказ, сказку стихотворение. |
Выборочный пересказ. |
||
14 |
Из "Лесной газеты". В. Бианки. |
1 |
Уметь отвечать на вопросы по тексту. |
Составление рассказа по картинке |
Пересказ |
|
15 |
В гостях у дедушки мороза. (сказка) В. Одоевский. |
1 |
Уметь рассказывать о первом снеге, о новогоднем празднике. |
Высказывание отношения к прочитанному. |
||
16 |
Дружба. Г. Скребицкий. |
1 |
Уметь разделить текст на части. |
|||
17 |
Кот в сапогах. А.Барков. |
1 |
Пересказ |
|||
18 |
Наши друзья. Г. Ладонщиков. |
1 |
||||
19 |
Четыре желания. К. Ушинский. |
1 |
||||
20 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
||||
Народные сказки |
9 |
|||||
1 |
Лиса и журавль.(русская сказка) |
1 |
Знать героев прочитанных сказок. |
Драматизация, объяснение выражений. |
||
2 |
Заяц-хвастун.(русская сказка) |
1 |
Знать 1-2 сказки нашего края. |
|||
3 |
Как мужик волка спас. (мордовская сказка) |
1 |
Подведение обучающихся к выводам из прочитанного. |
Краткий пересказ |
||
4 |
Кукушка. (немецкая сказка) |
1 |
Уметь слушать и рассказывать сказку. |
|||
5 |
Урок внеклассного чтения |
1 |
||||
6 |
Про бурого мишку и мышку-вертушку.(русская сказка) |
1 |
Уметь передать особенности речи героев сказок. |
|||
7 |
Хаврошечка. (русская сказка) |
1 |
Устное рисование. |
Пересказ |
||
8 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
||||
9 |
Путаница. К.Чуковский. |
1 |
||||
Смешные истории |
8 |
|||||
10 |
Пых. (русская сказка) |
1 |
Знать наизусть отрывок из стихотворения. |
|||
11 |
Живая шляпа. Н.Носов. |
2 |
Уметь рассказывать смешную историю о себе. |
Установление связей отдельных мест текста с иллюстрацией. |
||
12 |
Хрюк на елке. Б. Заходер. |
2 |
Сравнение прочитанного с опытом детей. |
|||
13 |
Как Незнайка катался на газированном автомобиле. Н.Носов. |
2 |
Уметь нарисовать словесную картинку к тексту. |
Расширение словарного запаса. |
Прочитать другие истории о Незнайке. |
|
14 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
Высказывание своего отношения. |
|||
Весна в окно стучиться. |
30 |
|||||
1 |
Зима недаром злится. Ф.Тютчев |
1 |
Знать признаки весны, названия весенних месяцев. |
Уметь выразительно читать (передавать голосом настроение) |
Выучить наизусть |
|
2 |
Стальное колечко. К. Паустовский. |
1 |
Знать наизусть стихотворения. |
Озаглавливание частей текста. |
||
3 |
Весна. А. Плещеев. |
1 |
Словарная работа |
|||
4 |
Камень, ручей, сосулька и солнце. Э. Шим. |
1 |
Знать сезонные изменения в жизни животных (в том числе и животных донского края) |
Чтение в лицах. |
||
5 |
А что у вас? С.Михалков. |
1 |
||||
6 |
Мамины руки. Б. Емельянов. |
1 |
Знать женские профессии. |
Оценка героев. |
||
7 |
Урок внеклассного чтения. |
1 |
||||
4 четверть |
42 |
|||||
8 |
Большая береза. Н. Артюхов. |
3 |
Знать весенние праздники. |
|||
9 |
Песня о весне. Я. Колас. |
1 |
Уметь составлять рассказ по своим наблюдениям о своей маме. |
Работа по заданиям в учебнике. |
||
10 |
Последняя льдина. В.Бианки. |
1 |
Уметь читать текст целыми словами, отвечать на вопросы по прочитанному. |
Пересказ |
||
11 |
Что случилось? В. Орлов. |
1 |
Знать наизусть стихотворения. |
|||
12 |
Скворцы прилетели. М.Матусовский. |
1 |
||||
13 |
Голубой апрель. А.Барков. |
1 |
Уметь придумывать заглавия отдельным частям текста |
|||
14 |
Березкины слезы. А. Барков. |
1 |
Составление рассказа о рисунку. |
|||
15 |
Солнечный огонек. А.Барков. |
1 |
||||
16 |
Комариный бал. А.Барков. |
1 |
||||
17 |
Дождик, лей веселей! Г. Ладонщиков. |
1 |
||||
18 |
И мы. В. Драгунский. |
4 |
||||
19 |
Май. Н. Михайлова. |
1 |
Соблюдать при чтении знаки препинания |
|||
20 |
Когда на планете хозяева. В. Орлов. |
1 |
||||
21 |
Полюшко-поле. Е. Олейник. |
1 |
Словарная работа. |
Пересказ |
||
22 |
Спать легли однажды дети. С.Михалков. |
1 |
||||
23 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
||||
24 |
Урок внеклассного чтения |
1 |
||||
25 |
Урок развития речи |
1 |
||||
Лето красное идет. |
18 |
|||||
1 |
Что такое лето. В. Фетисов. |
1 |
Знать признаки лета. |
|||
2 |
Колокольчики мои. А.Толстой. |
1 |
Знать летние месяцы. |
Выучить наизусть |
||
3 |
Лето в лесу. И. Соколов-Микитов. |
1 |
Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам. |
|||
4 |
Гроза в лесу. Л.Толстой. |
1 |
Ответы на вопросы по тексту. |
|||
5 |
Купание медвежат. В. Бианки. |
1 |
||||
6 |
Акула. Л. Толстой. |
2 |
Краткий пересказ |
|||
7 |
Урок развития речи |
1 |
||||
8 |
Урок внеклассного чтения |
1 |
Проверка техники чтения. |
|||
9 |
Секретное слово. С. Полетаев. |
4 |
Уметь выбрать нужный ответ. Уметь выразить свое отношение к герою. |
Оценка героев. озаглавливание частей текста. |
||
10 |
Вот и лето подоспело... М. Ивенсен. |
1 |
||||
11 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
||||
12 |
Урок внеклассного чтения |
2 |
Подобрать народные приметы |
|||
13 |
Урок развития речи |
1 |
Составление рассказа по картинке |
Дементьева Ирина Михайловна