12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колбасина Елена Сергеевна39
Россия, Кемеровская обл., мыски
0

Адаптированная рабочая программа по географии для 9 и класса

Адаптированная образовательная

рабочая программа основного общего образования

«География»

9 и класс

 

 

 

 

Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования

«География», 9 и класс разработана Колбасиной Еленой Сергеевной, учителем-дефектологом, высшая квалификационная категория

Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «География», 9 и класс разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013 г.


 

Структура рабочей программы

1) Пояснительная записка.

2) Общая характеристика учебного предмета.

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4) Личностные и предметные результаты освоения предмета.

5)  Содержание учебного предмета.

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета

Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «География», 9 и класс составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией Бгажноковой И.М. (автор курса «География материков и океанов»: Т.М. Лифанова). – М.: Гуманитар. изд. центр «Просвещение», 2013 г.;

Нормативно-правовую базу разработки адаптированной образовательной рабочей программы составляют:

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 14.09.2016 г. N1579 «О направлении методических рекомендаций по составлению учебного плана в образовательных организациях, реализующих основную адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МКОУ СКШ № 9 (вариант 2)Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Гуманитар. изд. центр «Просвещение», 2013 г.

Устав МКОУ СКШ № 9.

Положение о рабочей программе МКОУ СКШ № 9.

 Изучение географии нашей страны в специальной (коррекционной) школе расширяет представления обучающихся с умственной отсталостью об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Характеризую обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью можно сказать, что они имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

У данной категории детей запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.

Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий (бег, прыжки и др.). Часть детей с умеренной умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.

Обучающиеся с глубокой умственной от сталостью имеют еще более выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных наруш ениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.

В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

При изучении географии детям с умеренной умственной отсталостью даются элементарные представления об окружающем мире, но они конкретизируются при изучении географических особенностей той социальной среды, в которой проживают дети.

Географический материал дает возможность развивать и корректировать познавательную деятельность обучающихся: сравнение объектов по различным параметрам, выделение существенных признаков, понимание причинно-следственных зависимостей, позволяют значительно расширить пассивный и активный словарь учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии развивает память, помогает правильно употреблять слова в связной речи, отвечать на вопросы. Уроки географии предоставляют учителю благодатный материал для эстетического и экологического воспитания.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

2. Общая характеристика учебного предмета

Географичес­кий материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятель­ности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель обучения данного курса является формирование географических знаний через познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства.

Основные задачи — дать элементарные сведения о при­роде России, помочь усвоить пра­вила поведения в природе.

Решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

основных мыслительных операций;

наглядно-образного и словесно-логического мышления;

зрительного восприятия и узнавания;

пространственных представлений и ориентации;

речи и обогащение словаря;

коррекцию нарушений эмоционально-личностной сферы;

коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 В 9 классе в пред­лагаемой программе изучению регионального компонента - Кемеровской области отводится все 4 четверти. На уроках обучающиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и познакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе, родном городе. Выпускник специальной коррекционной школы должен уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримеча­тельности своего края. Занижение требований к знаниям обучающихся при изучении этой темы не предусматривается.

Важно, чтобы в процессе краеведческой работы обучающиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.      В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по географии, который доступен большинству обучающихся в специальной (коррекционной) школе.

В основе методического аппарата курса лежит технология индивидуального и дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, позволяющие формировать у обучающихся познавательный интерес к предмету.

Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. При отборе географического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Отбор содержания программы произведен с учетом психологических, по­знавательных возможностей и социально-возрастных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Обучение на уроках «Географии» невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи обучающихся. На уроках ведется работа по развитию таких качеств речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как:  содержательность (по возможности правильное освещение темы); логичность (по возможности - последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов); богатство речи (по возможности); правильность (по возможности- чистота речи);   умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное) с помощью учителя.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по географии, который доступен большинству обучающихся в специальной (коррекционной) школе.

Для отстающих обучающихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

– практические действия с текстами, направленные на формирование способности мыслить;

– практические упражнения в решении практических ситуаций;

– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

– самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных знаний и умений;

– работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.       

Формы организации учебного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная.

 

3. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «География» выделяется 34 часа, (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

4. Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные:

активно включаться в общественно-полезную социальную деятельность;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

 

Предметные

Ми нима льный уро вень :

- особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях, медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

(с помощью учителя)

- Правила поведения в природе (с помощью учителя)

Достаточный уро вень :

- особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях, медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

- Умение применять практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации (с помощью учителя)

 - Умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды.

Контроль за усвоением знаний.

Проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости обучающихся. Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического планирования.

При устном опросе учитель выявляет степень понимания обучающимися изученного материала. При фронтальном опросе вопросы ставятся целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференцированно подходит к обучающимся класса, учитывая возможности каждого обучающегося тем самым, вовлекая всех в активную работу.

Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает обучающегося к доске, привлекая к ответам внимание всего класса. Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания обучающихся.

Письменная проверка знаний проводится путем организации самостоятельных, контрольных работ, тестовых заданий по уровням сложности в классе. Содержание текущих контрольных работ определяется учителем.

 

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Оценка знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. При оценке знаний, умений и навыков обучающихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучающемуся с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким нарушением моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков и т.д.. При проведении проверки ЗУН осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (уровня подготовки каждого обучающегося).

При оценке знаний предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

Самостоятельность ответа.

Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, учебник, приложение к учебнику применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Самостоятельно, уверенно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;

Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося учителем даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного-двух недочетов.

Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более двух негрубых ошибок и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более трех грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-четырех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее 80% работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения обучающийся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Оценка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими обучающимися.

Оценка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая таблицы из приложения к учебни­ку. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты. Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Оценка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу на самоподготовке). Обучающиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, приложением к учебнику, рабочими тетрадями.

Оценка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающийся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя неэффективны из-за плохой подго­товки.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

 

Тестовые задания оцениваются по 5- бальной системе:

100 %-65 % правильно выполненных заданий - 5 баллов

65%-50 % правильно выполненных заданий - 4 балла

50%-35 % правильно выполненных заданий - 3 балла

Менее 35 % - 2 балла
 

5. Содержание учебного предмета

Наш край

      Положение на карте. Границы области, края.
      Поверхность.
      Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
      Полезные ископаемые нашего края.
      Почвы нашей местности.

      Реки нашей местности.
      Пруды, озера, каналы.
      Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
      Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
      Экскурсия для расширения представлений о растительном мире и закрепления правил поведения в природе.

      Животный мир нашей местности (хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.      Население нашего края (области). Его состав.
      Общая характеристика хозяйства.
      Промышленность нашей местности. Тяжелая и легкая промышленность.
      Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.
      Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.).
            Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
      Перспективы развития хозяйства области. Большие и малые города нашей области.
      Из истории нашего края. История возникновения. Первые поселенцы. Откуда произошло название. Основные этапы развития.
      Экскурсия к архитектурно-историческим памятникам.
      Улицы и площади областного (краевого, районного) центра.
      Церкви, монастыри, мечети.
      Парки и скверы.
      Экскурсия к культурным и историческим памятникам (виртуальная).
      Известные люди нашего края (ученые, писатели, поэты, художники, архитекторы, композиторы, артисты, режиссеры).
      Театры, кинотеатры, клубы.
      Музеи.
      Экскурсия в музей (краеведческий, художественный, литературный).

      Библиотеки. Спортивные сооружения (стадионы, спортзалы, спортивные площадки, катки).
      Местные издания: газеты и журналы.
      Больницы, поликлиники, аптеки, отделы социальной защиты.
      Магазины, продуктовые рынки.
      Сфера бытового обслуживания (обувная мастерская, прачечная, химчистка, парикмахерская, ателье, мастерская по ремонту одежды, почта и пр.).
      Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
      Наш город (поселок, деревня).
      Обобщающий урок «Моя малая родина» («Моя земля»).
      Контрольная работа.

Практические работы

      Обозначить на контурной карте России свою область.
      К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.
      Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.

      Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.
      Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.
      Составить альбомы о промышленности и сельском хозяйстве своей местности.
      Учиться фотографировать пейзажи, памятники архитектуры.
      Регулярно читать местную периодическую печать.
      Совершать «путешествия» по карте (до ближайшего моря, гор, столицы и т. д.).
      Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Деятельность обучающихся

1.

Наш край.

29

 

Знакомство с учебником. Слушание объяснений учителя. Уметь делать сообщения, используя межпредметные связи; доказывать свою точку зрения. Работа с раздаточным материалом.

Наблюдение за демонстрациями учителя. Усвоение нового материала, работа с текстом учебника, заполнение таблицы, просмотр презентации. Выполнение работ практикума.

Просмотр учебного видеоролика. Усвоение нового материала и просмотр презентации. Уметь выступать публично, актуализировать полученную информацию. Просмотр презентации и видеоролика. Самостоятельная работа с контурными картами, учебником и атласом Кемеровской области. Участие в беседе. Установление причинно-следственных связей. Уметь переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания.

2.

Экскурсии

5

 

Развитие наблюдательности, анализа полученных сведений. Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории. Уметь переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания.

Итого по разделу/ в том числе по региональному компоненту:

34 ч.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система. Кабинет соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам  СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (приказ № 26 от 10.07.2015)

Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости кабинета (согласно СанПиН 2.4.2.3286-15) .

Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка

Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики

При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния

Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению.

п.п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество

ИЛЛЮСТРАЦИИ//ПЛАКАТЫ

1

Тематические плакаты

  1. Живая природа. В мире растений.

    Живая природа. В мире животных.

    Пихтовый лес.

    Явления природы.

    Лиственный лес.

    Гигиена питания.

    Профилактика близорукости.

    Природа мира.

    Растение – живой организм.

    Закаливание организма.

    Государственные символы России.

    Государственные символы Кемеровской области.

    Как правильно собирать грибы.

    Растения культурные и дикорастущие.

    Грибы.

    Разнообразие растений.

17. Солнечная система

пособие для педагогов / дидактический материал

1. Земноводные.

2.Рыбы.

3.Птицы.

4.Пресмыкающиеся.

5.Смена времён года, дня и ночи на Земле.

6.Жизнь пресного водоёма.

Пособия для обучающихся

атлас Кемеровской области

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала

По 1 штуке

Комплект на 15 обучающихся

2

Дидактический раздаточный материал:

- тесты, контрольные срезы;

- образцы изделий, изготовленных из разных материалов;

- раздаточные коллекции видов и сортов разных материалов;

- раздаточные коллекции.

Служат для обеспечения наглядности и усвоения учебного материала, необходимых трудовых навыков

Комплекты на 15 обучающихся

СРЕДСТВА ИКТ

1

ПК

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

1 шт

2

Проектор

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

1 шт

3

Настенный экран

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

1 шт

4

Принтер

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

1 шт

Экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации: по темам.

Электронные образовательные ресурсы.

1

Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)

Интерактивная модель Солнечной системы

Планета Земля: аудиэндиклопедия.

Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)

Современные чудеса света («Новый диск»)

Хочу все знать: Земля и Вселенная

Хочу все знать: Растительный мир

Экология

Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.

Презентации к урокам по темам.

Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926 (данные ссылки помогу   подготовить доклад, реферат по географии, а также   просто   полистать страницы сайтов и узнать что-то новое, расширить свой кругозор)

География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)

Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps 

Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

История географии http://traditio.ru/wiki/География 

Географические карты http://www.planetolog.ru/ 

Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml 

Путешествия и открытия http://pyty.ru/ 

http://www.geo2000.nm.ru/ 

Электронные карты

Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/).

Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/).

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).;

Электронные библиотечные системы и ресурсы (http://www.tih.kubsu.ru/informatsionnie-resursi/elektronnie-resursi-nb.html).

Информационный ресурс библиотеки образовательной организации. 

Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/

.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ.http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ

Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/

Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok).http://geo.1september.ru/urok/

Презентации по географии (ppt4web.ru/geografija) http://ppt4web.ru/geografija

География http://geographyofrussia.com/

Интерактивные карты http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/

Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2

Презентации по географии http://900igr.net/prezentacii-po-geografii.html

Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/

Федеральная служба статистики http://www.gks.ru/

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

30

 

Наглядные средства: коллекции горных пород, коллекции полезных ископаемых, коллекции металлов, коллекции строительных материалов, коллекции насекомых, образцы почв, коллекции минеральных удобрений.

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

По комплекту

 

Список литературы

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Федеральный Государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.).

Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы. - М.: Просвещение, 2013.

Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 14.09.2016 г. N1579 «О направлении методических рекомендаций по составлению учебного плана в образовательных организациях, реализующих основную адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями

развития МКОУ СКШ № 9 (вариант 2).

Устав МКОУ СКШ № 9.

Положение о рабочей программе МКОУ СКШ № 9.

Атлас Кемеровской области.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.