Адаптированная рабочая программа по географии для 7 класса с ОВЗ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Марининская средняя общеобразовательная школа № 16
Согласовано: Утверждаю:
Ф.И.О. родителя Директор
Громенко Е. И. МБОУ Марининской СОШ № 16:
Троицина Т.А. А.А. Вострецова
_________________________
Адаптированная рабочая программа
по географии
для Громенко Никиты, Троицина Никиты,
обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам
для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.
7 класс
2016 – 2017 учебный год
Васильева Марина Николаевна
(учитель коррекционных классов)
Разработчик:
Васильева Марина Николаевна,
учитель коррекционных классов.
Рассмотрена:
на ПМПк
Протокол № _____ от
«___» _______________
2016 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
-Устава МБОУ Марининской СОШ № 16;
-положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ Марининской СОШ № 16;
-положения о внутренней системе оценки качества образования;
-положения о формах обучения;
-учебного плана МБОУ Марининской СОШ № 16;
Общие сведения об учащихся
Классный руководитель: Васильева Марина Николаевна.
Ф.И.О. ребёнка, дата рождения |
Контактные данные родителей |
Рекомендации ПМПк |
Режим пребывания в школе |
Узкие специалисты, работающие с ребёнком |
1.Громенко Никита Денисович 11.07.2003 |
Мать: Громенко Евгения Ивановна Отец: Громенко Денис Викторович |
Составление адаптированной программы на основе примерной программы общеобразовательной школы. |
С 8-30 до 14-00. |
Учитель-логопед: Соммер Елена Николаевна Учитель-дефектолог: Токманцева Лидия Ивановна Педагог-психолог: Яковлева Светлана Геннадьевна |
3.Троицин Никита Сергеевич 20.10.2003 |
Мать: Троицина Татьяна Александровна Отец: Троицин Сергей Владимирович |
Составление адаптированной программы на основе примерной программы общеобразовательной школы. |
Режим пребывания в школе: с 8:30 до 14:00
Классный руководитель: Васильева Марина Николаевна.
II. Создание условий, необходимых для осуществления образовательного процесса:
Условия |
Наличие |
Доступная среда |
Имеется |
Специальное оборудование |
Нет необходимости |
Специальные учебники и учебные пособия |
Нет необходимости |
Развивающая среда |
Имеется |
Уровень сформированности знаний и умений по предмету.
Громенко Никита
З У Н сформированы |
З У Н сформированы частично |
З У Н не сформированы |
- знает правила гигиены; основы здорового образа жизни; - знает правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; потребности людей; товары и услуги; - знает что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы; |
- с помощью учителя может назвать: основные группы живого; группы растений; группы животных; съедобные и несъедобные грибы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); - знает о взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); - знает некоторые города России; - знает внешнее строение тела человека, основные системы органов. |
-не умеет устанавливать последовательность действия в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий; - не умеет составлять план к прочитанному тексту; - не умеет находить ответ на вопрос в прочитанном тексте; |
Троицын Никита
З У Н сформированы |
З У Н сформированы частично |
З У Н не сформированы |
- знает правила гигиены; основы здорового образа жизни; - знает правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; потребности людей; товары и услуги; - знает что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы; |
- с помощью учителя может назвать: основные группы живого; группы растений; группы животных; съедобные и несъедобные грибы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); - знает о взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); - знает некоторые города России; - знает внешнее строение тела человека, основные системы органов. |
-не умеет устанавливать последовательность действия в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий; - не умеет составлять план к прочитанному тексту; - не умеет находить ответ на вопрос в прочитанном тексте; |
Статус документа
Рабочая программа по географии составлена на основе примерной программы по географии среднего общего образования.
Структура документа
Адаптированная программа по географии включает пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по географии учебного плана для детей с легкой умственной отсталостью в соответствии с которым на изучение курса географии на ступени среднего общего образования выделено 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Цели:
Сформировать представление учащихся о развитии главных особенностей природы Земли.
Задачи:
Образовательные:
создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
раскрыть закономерности землеведческого характера;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов
научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
Воспитательные:
воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Коррекционно-развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Программа построена с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы и учебным планом для детей с ОВЗ.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами.
География как учебный предмет для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Изменения в программе.
Количество часов на которое рассчитана адаптированная рабочая программа.
Программа рассчитана на 68 часов. Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по географии и авторской программой учебного курса.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся:
Ученик научится:
Определять основные географические понятия и термины;
различать географические карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
Определять важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
Определять основные тектонические структуры, сейсмически опасные территории;
Определять факторы формирования климата;
Ученик получит возможность:
I. Оценивать:
по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов;
оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
основные взаимосвязи природы и человека;
II. Объяснять:
различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
особенности расового и этнического состава населения;
III. Описывать:
основные источники географической информации;
географическое положение объектов (по карте);
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Виды деятельности на уроке |
Географическая оболочка планеты (10 часов) |
|||||
1 |
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения ГО. |
1 |
С направляющей помощью: Обобщают материал из учебника. Работают с ключевыми понятиями С направляющей и обучающей помощью: Работают со схемой; Заполняют таблицу в тетради. С направляющей и обучающей помощью: Выборочно читают текст на карточке. |
||
2 |
Природные комплексы суши и океана – составные части географической оболочки. |
1 |
С направляющей помощью: Обобщают материал из учебника. Работают с ключевыми понятиями. Работают в группах |
||
3 |
Географическая зональность. Широтная зональность и высотная поясность |
1 |
С направляющей помощью: Обобщают материал из учебника и карт. Работают с ключевыми понятиями С направляющей и обучающей помощью: Работают с картой; с рисунками; |
||
4 |
Закономерности ГО |
1 |
Обобщают материал из учебника и карт. Работают с ключевыми понятиями Заполняют таблицу в тетради |
||
5 |
Компоненты природы |
1 |
Работают с ключевыми понятиями С направляющей и обучающей помощью: Работают со схемой; |
||
6 |
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. |
1 |
С направляющей помощью: Обобщают материал из учебника и карт. Работают с картой; с рисунками; |
||
7 |
Урок – практикум: Практическая работа № 1: «Описание по карте природных зон» |
1 |
С направляющей помощью: Выполняют практическую работу с картой; |
||
8 |
Роль живых организмов в формировании природы |
1 |
С направляющей помощью: Работают в группах Обобщают материал из учебника и карт. Работают со словарем Работают с ключевыми понятиями |
||
9 |
Взаимодействие природы и общества. |
1 |
С направляющей помощью: Работают в группах Обобщают материал из учебника и карт. Работают с ключевыми понятиями. |
||
10 |
Обобщающий ур |