Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся с умственной отсталостью (6–9 классы)
1.Пояснительная записка.
Настоящая программа по географии составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.1. Нормативно-правовая база.
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015»;
- Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26;
- Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I –VIII видов»;
- Федеральным базисным планом специальных (коррекционных) школ VIII вида, составленным на основе Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 года №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Региональным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений I –VIII вида Ивановской области, утвержденным приказом Департамента образования Ивановской области от 10.05.2012 №785-о;
- Уставом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»;
- Учебным планом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Положением о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировки рабочих программ учебных предметов, курсов педагогов ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа», утвержденным приказом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» от 30.08.2016 № 58/2 О/Д.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
Цели обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.2
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 -9 классов.
Программа по географии определяет содержание предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся с особыми образовательными возможностями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный материал расположен по годам обучения:
6 класс - «Начальный курс физической географии» (68 ч),
7 класс - «География России» (68 ч),
8 класс - «География материков и океанов» (68 ч),
9 класс - «География материков и океанов. Государства Евразии» (68 ч).
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 классы). Подбор материала по теме «Россия» предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, географическим положением, границами России, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Программа 7 класса («География России») полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.
При изучении географии нашей страны на уроках используются современные географические карты (физическая, политическая, зоографическая и карта природных зон России).
Изучение курса «География материков и океанов» (8 и 9 классы) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В данной программе по географии зарубежные государства изучаются два года: 8 и 9 классы.
Изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания.
В предлагаемой программе отведено время на изучение своей местности. Эта тема стала центром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более подробно изучается своя природная зона. В 8 классе уделяется больше внимания той части света, в которой расположена своя местность. Тема «Свой край» (9 класс) завершает весь географический цикл.
В программе предусмотрены практические работы по некоторым разделам:
в 6 классе:
- зарисовка линии, сторон горизонта;
- определение сторон горизонта по солнцу и компасу, по местным признакам;
- упражнения в определении направлений на местности, плане и карте;
- упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе;
- вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты);
- чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности);
- обозначение на контурной карте материков и океанов, границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.
в 7 классе:
- нанесение на контурные карты изученных географических объектов;
- нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.
в 8 классе:
- обозначение на контурной карте изученных материков, океанов, морей, рек, островов, полуостровов, гор, пустынь и других географических объектов, государств и их столиц;
- нанесение названий изученных объектов на контурную карту.
в 9 классе:
- обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский);
- островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский);
- гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ);
- рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья);
- озера Балхаш;
- пустынь (Гоби, Каракумы, Кызылкум);
- изученных государств Евразии и их столиц.
Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас обучающихся со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории обучающихся.
1.3. Цели и задачи.
Цели:
- получение необходимого общеобразовательного географического минимума знаний;
- всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию;
- расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
- дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных странах, своего края;
- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов;
- помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
- содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
- содействовать профессиональной ориентации путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Коррекционно-развивающие:
- учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;
- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
- расширять лексический запас, развивать связную речь.
1.4. Сведения о программе.
Программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
1.5. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Данная рабочая программа рассчитана для обучающихся 6 - 9 классов и обеспечивает необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в кабинете географии, экскурсии проводятся в природных местах.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 6 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). В 7 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). В 8 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). В 9 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Некоторые обучающиеся испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Таким обучающимся на разных этапах урока предлагаются дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Обучающимся при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для таких обучающихся сокращается количество и объём заданий и упражнений.
Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, рисованием, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках предмета «Природоведение».
1.6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов расширяет представления обучающихся с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.
На уроках усилено изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
Поскольку миграция выпускников нашей школы мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии уделяется на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности, и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе такой работы обучающиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий и катаклизмов природных явлений.
Личностными результатами изучения курса географии являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание ответственного отношения к природе;
- осознание необходимости защиты окружающей среды;
- развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания, Интернет), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
- формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
1.7. Формы организации образовательного процесса.
Для реализации основных целей и задач курса «География» применяются разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок;
- нестандартный урок.
На уроках могут использоваться следующие методы:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
- наглядные (наблюдение, демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций);
- практические (упражнения, карточки, тесты, дидактические игры).
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Обучающимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:
- таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы;
- модели строений растений, природных объектов;
- гербарии;
- коллекции насекомых,
- коллекции полезных ископаемых.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- индивидуальные,
- групповые,
- коллективные (фронтальные).
На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены тесты, проверочные работы).
Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Содержание учебного предмета
Содержание учебной программы по географии в 6 классе.
Всего на изучение курса географии в 6 классе отводится 68 часов – по 2 часа в неделю.
Название раздела |
Содержание |
Кол-во часов |
Введение |
Что изучает география? Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды. Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки умений и навыков, полученных в 1 - 5 классах. |
5 |
Ориентирование на местности |
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. Определение основных направлений по солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. |
5 |
Формы поверхности Земли |
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. |
5 |
Вода на Земле |
Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Части реки. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. |
12 |
План и карта |
Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. |
10 |
Земной шар |
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель Земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. |
15 |
Карта России |
Географическое положении России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой, Дон, Днепр, Урал Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур. ГЭС. Озера России: Ладожское и Онежское, Байкал. Наш край на карте России. |
13 |
Повторение |
3 |
|
Итого: |
68 |
Содержание учебной программы по географии в 7 классе.
Всего на изучение курса географии в 7 классе отводится 68 часов – по 2 часа в неделю.
Название раздела |
Содержание |
Кол-во часов |
Введение |
Что изучают в курсе «География России». |
1 |
Особенности природы и хозяйства России |
Географическое положение России на карте мира. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России. |
11 |
Природные зоны России |
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России. |
2 |
Зона арктических пустынь |
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь. |
5 |
Зона тундры |
Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города тундры: Мурманск, Архангельск. Города тундры: Нарьян – Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундр. |
9 |
Лесная зона |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо – Западной России. Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны, охрана леса. |
17 |
Зона степей |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей. |
6 |
Зона полупустынь и пустынь |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь. |
6 |
Зона субтропиков |
Положение на карте, поверхность, климат, особенности природы. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города – курорты. |
2 |
Высотная поясность в горах |
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Города Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. |
6 |
Повторение |
3 |
|
Итого: |
68 |
Содержание учебной программы по географии в 8 классе.
Всего на изучение курса географии в 8 классе отводится 68 часов – по 2 часа в неделю.
Название раздела |
Содержание |
Кол-во часов |
Введение |
Что изучают в курсе «География материков и океанов». Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. |
1 |
Мировой океан |
Мировой океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана. |
7 |
Африка |
Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки. Реки и озера. Природные зоны. Растительность и животные тропических лесов. Растительность и животные саванн. Растительность и животные пустынь. Население и государства. Египет. Эфиопия. Танзания. Демократическая республика Конго. Нигерия. Южно – Африканская республика. |
13 |
Австралия |
Географическое положение и очертание берегов. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский союз. Океания. Остров Новая Гвинея. |
8 |
Антарктида |
Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды. |
5 |
Северная Америка |
Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба. |
10 |
Южная Америка |
Географическое положение, очертания берегов Южной Америки. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера Южной Америки. Растительность тропических лесов. Животные тропического леса. Растительность саванн, степей, полупустынь, гор. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства. Бразилия. Аргентина. Перу. |
12 |
Евразия |
Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы и Азии. Климат Евразии. Реки и озера Евразии. Растительный и животный мир Евразии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. |
9 |
Повторение |
3 |
|
Итого: |
68 |
Содержание учебной программы по географии в 9 классе.
Всего на изучение курса географии в 9 классе отводится 68 часов – по 2 часа в неделю.
Название раздела |
Содержание |
Кол-во часов |
Политическая карта |
Политическая карта |
1 |
Западная Европа |
Великобритания: географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. Франция: географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. Германия. Австрия. Швейцария. |
8 |
Южная Европа |
Испания. Португалия. Италия. Греция. |
6 |
Северная Европа |
Норвегия. Швеция. Финляндия. |
3 |
Восточная Европа |
Польша. Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария. Сербия и Черногория. Эстония. Латвия. Литва. Республика Белоруссия. Украина. Молдавия. |
14 |
Центральная Азия |
Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Киргизия. Таджикистан. |
6 |
Юго-Западная Азия |
Грузия. Азербайджан. Армения. Турция. Ирак. Иран. Афганистан. |
8 |
Южная Азия |
Индия: географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. |
2 |
Восточная Азия |
Китай, Монголия, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Япония. |
8 |
Юго-Восточная Азия |
Таиланд, Вьетнам, Индонезия |
3 |
Россия |
Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица и крупные города России. |
4 |
Свой край |
2 |
|
Повторение |
3 |
|
Итого: |
68 |
-
Контрольно-оценочная деятельность.
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам их письменных повседневных работ, выполненных открытых и закрытых тестов, заданий на установленные соответствия, ответов на вопросы, текущих и итоговых проверочных работ по пятибалльной системе в соответствии с усвоением программного материала и с учетом индивидуальных особенностей.
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся: проверочная работа, индивидуальный и фронтальный опросы.
Тексты контрольно – измерительных материалов составляет учитель в соответствии с психофизическими способностями обучающихся. Время, отводимое на уроке для контроля – от 5 – 15 минут до 40 минут.
3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебники: Лифанова Т.М.Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии. 6 класс, М. – Просвещение, 2011г.;
Лифанова Т.М.Соломина Е.Н. География России. 7 класс, М. – Просвещение, 2004 г.;
Лифанова Т.М., География материков и океанов, 8 кл., М.,- Просвещение, 2010 г.
Лифанова Т.М., Соломина Е.М., География материков и океанов (Евразия), 9 кл., М., - Просвещение, 2008 г.
География. Энциклопедия для детей. М. – Махаон, 2000
Петрова Н.Н. География начальный курс. 6 кл. М. – Дрофа, 1997
Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 8 кл. М. – Просвещение, 1997г.
Даринский А.В., География России, М., Просвещение, 1994г.
«Социальная и экономическая география Ивановской области», Верне-Волжское книжное издательство, 2003 г.
Карты: «Политическая карта мира», «Физическая карта мира», «Физическая карта. Евразия»,» Физическая карта России», «Зоографическая карта», «Климатическая карта мира», «Климатическая карта России», «Природные зоны России».
Плакат «Виды земной поверхности».
Глобус.
Ресурсы Интернет.
4.Приложения:
Приложение 1 «Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе».
Приложение 2 «Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе».
Приложение 3 «Календарно-тематическое планирование по географии в 8 классе».
Приложение 4 «Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе».