Рабочая адаптированная программа по предмету «Мир природы и человека» (3 класс)

20
1
Материал опубликован 12 August 2018 в группе

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

 

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

____________________

Согласовано на методсовете

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

зам. дир. по УР

Ветохина И.В.

Утверждена педсоветом школы-интерната № 1

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

Утверждена директором школы-интерната № 1

«___» ___________ 2018г.

Приказ № _____

Маликова Н.А.

 

 


 


 


 


 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

3 КЛАСС

на 2018 – 2019 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 3 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи курса « Мир природы и человека»:

уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

сформировать знания учащихся о природе своего края;

сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

культуре других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

    владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.

Минимальный уровень:

относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

его выполнения;

знать основные правила личной гигиены;

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

знать правила гигиены органов чувств;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017

Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание курса

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

Зима.

Весна.

Лето.

12

3

3

3

3

2

Неживая природа.

6

3

Живая природа.

Растения.

Животные.

Человек.

17

5

7

5

 

Всего

35

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.

4. Ноутбук.

 5. Наглядное пособия.

 

Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 3 класс

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

       

1

Сезонные изменения в природе

 

12

       

1

Осень. Растения осенью.

 

1

Называть признаки осени.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Наблюдения в природе.

 

2

Животные осенью.

 

1

Знать названия осенних месяцев.

ценностное отношение к природе;

Работа с учебником.

 

3

Занятия людей осенью.

 

1

Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.

 

4

Зима. Растения зимой.

 

1

знать названия зимних месяцев, признаки зимы.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником.

 

5

Животные зимой.

 

1

Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

составление предложений о опорным картинкам

 

6

Занятия людей зимой.

 

1

знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с сюжетными картинками.

 

7

Весна. Растения весной.

 

1

Знать названия весенних месяцев.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа

8

Животные весной.

 

1

знать названия диких животных

умение организовать своё рабочее место;

Работа с учебником.

 

9

Занятия людей весной.

 

1

знать какие работы проводятся в огороде весной.

 

Работа с раздаточным материалом

 
 

2 четверть

 

7

       

1

Лето. Растения летом.

 

1

Назвать признаки лета.

ценностное отношение к природе;

Работа в рабочих тетрадях.

 

2

Животные летом.

 

1

Знать названия летних месяцев.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с раздаточным материалом

 

3

Занятия людей летом.

 

1

Знать какие работы проводятся летом в огороде.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с сюжетными картинками.

Зачет

2

Неживая природа

 

6

       

4

Солнце в разные времена года.

 

1

Знать различия солнца в разные времена года.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Беседа о солнце как планете солнечной системы

 

5

Восход и закат солнца.

 

1

Знать сторону восхода и заката солнца

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Наблюдение в природе.

 

6

Календарь.

 

1

Уметь пользоваться календарем.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

 

Зачет

7

Воздух. Значение воздуха.

 

1

Знать значения воздуха для человека.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Составление рассказа о значении воздуха в жизни человека.

 
 

3 четверть

 

10

       

1

Термометр.

 

1

Уметь пользоваться термометром.

ценностное отношение к природе;

   

2

Ветер. Направления ветра.

 

1

Уметь определять направления ветра.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

 

3

Живая природа

           

3

Растения. Сравнение растений. Части растений.

 

1

Уметь сравнивать растения. Знать части растений.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа

4

Растения сада.

 

1

Знать названия растений сада.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

   

5

Плоды и семена.

 

1

Различать плоды и семена растений.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

 

6

Грибы.

 

1

Знать названия съедобных и несъедобных грибов.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Зачет

7

Травы.

 

1

Знать названия трав.

     

8

Животные. Дикие животные.

 

1

Знать названия диких животных.

     

9

Домашние животные.

 

1

Знать названия домашних животных.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Самостоятельная работа

10

Птицы.

 

1

Знать названия птиц.

умение организовать своё рабочее место;

   
 

4 четверть.

 

9

       

1

Перелётные птицы.

 

1

Знать названия перелетных птиц.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

 

2

Зимующие птицы.

 

1

Знать названия зимующих птиц.

ценностное отношение к природе;

   

3

Хищные птицы.

 

1

Знать названия хищных птиц.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

   

4

Певчие птицы.

 

1

Знать названия певчих птиц.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Зачет

5

Человек. Дыхание человека.

 

1

Знать названия органов человека.

Называть части тела организма человека.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

 

6

Профилактика простудных заболеваний.

 

1

Знать причины простудных заболеваний.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

   

7

Кровь. Сердце. Пульс.

 

1

Называть расположение органов на теле человека.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

 

8

Окружающая среда и здоровье человека.

 

1

 

умение организовать своё рабочее место;

Работа с сюжетными картинками.

 

9

Питание человека.

 

1

Знать полезные свойства продуктов

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за рабочие программы для 3 класса 8 вида. Если можно сбросьте пояснительную записку к РП по математике kaluzhskaya1962@mail.ru Спасибо ещё раз! Удачи!!!

18 September 2018

Похожие публикации