Рабочая адаптированная программа по предмету «Мир природы и человека» (3 класс)
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ ____________________ |
Согласовано на методсовете «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ зам. дир. по УР Ветохина И.В. |
Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ |
Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2018г. Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
3 КЛАСС
на 2018 – 2019 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 3 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
-
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017
Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. |
12 3 3 3 3 |
2 |
Неживая природа. |
6 |
3 |
Живая природа. Растения. Животные. Человек. |
17 5 7 5 |
Всего |
35 |
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 3 класс
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
9 |
||||||
1 |
Сезонные изменения в природе |
12 |
|||||
1 |
Осень. Растения осенью. |
1 |
Называть признаки осени. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Наблюдения в природе. |
||
2 |
Животные осенью. |
1 |
Знать названия осенних месяцев. |
ценностное отношение к природе; |
Работа с учебником. |
||
3 |
Занятия людей осенью. |
1 |
Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями |
Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам. |
||
4 |
Зима. Растения зимой. |
1 |
знать названия зимних месяцев, признаки зимы. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Работа с учебником. |
||
5 |
Животные зимой. |
1 |
Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; |
составление предложений о опорным картинкам |
||
6 |
Занятия людей зимой. |
1 |
знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть. |
умение обращаться за помощью, принимать помощь |
Работа с сюжетными картинками. |
||
7 |
Весна. Растения весной. |
1 |
Знать названия весенних месяцев. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы. |
Самостоятельная работа |
|
8 |
Животные весной. |
1 |
знать названия диких животных |
умение организовать своё рабочее место; |
Работа с учебником. |
||
9 |
Занятия людей весной. |
1 |
знать какие работы проводятся в огороде весной. |
Работа с раздаточным материалом |
|||
2 четверть |
7 |
||||||
1 |
Лето. Растения летом. |
1 |
Назвать признаки лета. |
ценностное отношение к природе; |
Работа в рабочих тетрадях. |
||
2 |
Животные летом. |
1 |
Знать названия летних месяцев. |
умение обращаться за помощью, принимать помощь |
Работа с раздаточным материалом |
||
3 |
Занятия людей летом. |
1 |
Знать какие работы проводятся летом в огороде. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Работа с сюжетными картинками. |
Зачет |
|
2 |
Неживая природа |
6 |
|||||
4 |
Солнце в разные времена года. |
1 |
Знать различия солнца в разные времена года. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями |
Беседа о солнце как планете солнечной системы |
||
5 |
Восход и закат солнца. |
1 |
Знать сторону восхода и заката солнца |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Наблюдение в природе. |
||
6 |
Календарь. |
1 |
Уметь пользоваться календарем. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Зачет |
||
7 |
Воздух. Значение воздуха. |
1 |
Знать значения воздуха для человека. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; |
Составление рассказа о значении воздуха в жизни человека. |
||
3 четверть |
10 |
||||||
1 |
Термометр. |
1 |
Уметь пользоваться термометром. |
ценностное отношение к природе; |
|||
2 |
Ветер. Направления ветра. |
1 |
Уметь определять направления ветра. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы |
||
3 |
Живая природа |
||||||
3 |
Растения. Сравнение растений. Части растений. |
1 |
Уметь сравнивать растения. Знать части растений. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы. |
Самостоятельная работа |
|
4 |
Растения сада. |
1 |
Знать названия растений сада. |
умение обращаться за помощью, принимать помощь |
|||
5 |
Плоды и семена. |
1 |
Различать плоды и семена растений. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы |
||
6 |
Грибы. |
1 |
Знать названия съедобных и несъедобных грибов. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями |
Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником. |
Зачет |
|
7 |
Травы. |
1 |
Знать названия трав. |
||||
8 |
Животные. Дикие животные. |
1 |
Знать названия диких животных. |
||||
9 |
Домашние животные. |
1 |
Знать названия домашних животных. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; |
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы |
Самостоятельная работа |
|
10 |
Птицы. |
1 |
Знать названия птиц. |
умение организовать своё рабочее место; |
|||
4 четверть. |
9 |
||||||
1 |
Перелётные птицы. |
1 |
Знать названия перелетных птиц. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы. |
||
2 |
Зимующие птицы. |
1 |
Знать названия зимующих птиц. |
ценностное отношение к природе; |
|||
3 |
Хищные птицы. |
1 |
Знать названия хищных птиц. |
умение обращаться за помощью, принимать помощь |
|||
4 |
Певчие птицы. |
1 |
Знать названия певчих птиц. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы |
Зачет |
|
5 |
Человек. Дыхание человека. |
1 |
Знать названия органов человека. Называть части тела организма человека. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями |
Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником. |
||
6 |
Профилактика простудных заболеваний. |
1 |
Знать причины простудных заболеваний. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
|||
7 |
Кровь. Сердце. Пульс. |
1 |
Называть расположение органов на теле человека. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; |
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы |
||
8 |
Окружающая среда и здоровье человека. |
1 |
умение организовать своё рабочее место; |
Работа с сюжетными картинками. |
|||
9 |
Питание человека. |
1 |
Знать полезные свойства продуктов |
Калужская Тамара Васильевна