Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» (4 класс)
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)». Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 4 класса "Мир природы и человека" в двух частях, авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;
формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;
развитие диалогической речи, связного высказывания;
формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- коллективный, индивидуальный;
- творческий метод;
- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;
Знать названия изучаемых объектов, их частей;
Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);
Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);
Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;
Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов изучения; относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога; знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться); владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.); ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк — дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;
применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия;
быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Нормативная база
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
· Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
· Основная образовательная программа начального общего образования;
· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017
· Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. |
12 3 3 3 3 |
2 |
Неживая природа. |
5 |
3 |
Живая природа. Растения. Животные. Человек. Безопасное поведение. |
17 5 5 4 3 |
|
Всего |
34 |
Содержание программы:
Сезонные изменения
Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.
Неживая природа
Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.
Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.).
Живая природа
Растения
Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.
Насекомые-вредители.
При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека
Человек
Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник «Мир природы и человека» 4 класс, авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" , 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 4.Компьютер 5. Наглядное пособия.
6.Дидактические игры.
Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 4 класс
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
|
1 четверть |
|
8 |
|
|
|
|
1 |
Сезонные изменения в природе. Осень. Растения осенью. |
|
1 |
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях |
умение организовать своё рабочее место |
Экскурсия, наблюдения за природой, беседа, работа с текстом учебника |
Устный опрос |
2 |
Животные осенью. |
|
1 |
иметь представления о назначении объектов изучения |
Осознание себя как ученика. |
Работа а рабочей тетради |
Самостоятельная работа |
3 |
Труд людей осенью. |
|
1 |
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире |
умение обращаться за помощью, принимать помощь |
Самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником |
Работа по карточкам |
4 |
Зима. Растения зимой. |
|
1 |
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Составление рассказа. Проверочная работа по изученной теме |
Проверочная работа |
5 |
Животные зимой. |
|
1 |
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Чтение информационных сообщений |
Фронтальный опрос |
6 |
Труд людей зимой. |
|
1 |
Учиться работать по предложенному учителем плану. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников |
Дополнение рассказов-описаний |
Контрольная работа |
7 |
Весна. Растения весной. |
|
1 |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Составление загадок по схеме, опорным словам, вопросам. Интерактивная викторина по изучаемой теме |
Интерактивная викторина по данной теме |
8 |
Животные весной. |
|
1 |
Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство); |
формирование готовности к самостоятельной жизни |
Решение кроссворда, работа в рабочей тетради |
Решение кроссворда |
|
2 четверть |
|
7 |
|
|
|
|
1 |
Труд людей весной. |
|
1 |
Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Работа с учебником |
Устный опрос |
2 |
Лето. Растения летом. |
|
1 |
Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников |
Игровое задание "Филворд" |
Работа по карточкам "Филворд" |
3 |
Животные летом. |
|
1 |
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей |
Выполнение проверочной работы, работа с учебником |
Проверочная работа |
4 |
Труд людей летом. |
|
1 |
быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Работа с учебником, составление рассказа |
Самостоятельная работа |
5-6 |
Неживая природа. Почва. |
|
2 |
проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; |
умение обращаться за помощью, принимать помощь |
Беседа, работа по карточкам |
Работа по карточкам |
7 |
Рельеф. |
|
1 |
адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира |
формирование готовности к самостоятельной жизни |
Контрольная работа |
Контрольная работа |
|
3 четверть |
|
11 |
|
|
|
|
1 |
Растения. Огород. |
|
1 |
Знать названия растений огорода |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Работа с учебником, решение интерактивного кроссворда |
Решение интерактивного кроссворда |
2 |
Лес. |
|
1 |
Знать названия растений леса |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников |
Работа с учебником |
Устный опрос |
3 |
Сад. |
|
1 |
Знать названия растений сад |
умение организовать своё рабочее место; |
Игровое задание "Филворд" |
Работа по карточкам "Филворд" |
4 |
Растения культурные и дикорастущие. |
|
1 |
Отличать культурные растения от дикорастущих |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Выполнение самостоятельной работы |
Самостоятельная работа |
5 |
Лекарственные растения. |
|
1 |
Знать названия лекарственных растений |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Работа в рабочей тетради, решение кроссворда |
Решение кроссворда |
6 |
Парки. |
|
1 |
Знать названия парков и их предназначения |
умение обращаться за помощью, принимать помощь |
Работа с учебником, ответы на вопросы |
Фронтальный опрос |
7 |
Растения поля. |
|
1 |
Знать названия растений поля |
умение организовать своё рабочее место; |
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа |
8 |
Домашние животные. |
|
1 |
Знать названия домашних животных |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Работа в рабочей тетради, интерактивная викторина |
Интерактивная викторина |
9 |
Птицы. |
|
1 |
Знать классификацию птиц |
формирование готовности к самостоятельной жизни |
Проверочная работа |
Проверочная работа |
10 |
Дикие птицы. |
|
1 |
Знать названия диких птиц |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей |
Работа в паре по карточкам |
Работа по карточкам |
11 |
Домашние птицы. |
|
1 |
Знать названия домашних птиц |
умение обращаться за помощью, принимать помощь |
Контрольная работа |
Контрольная работа |
|
4 четверть |
|
8 |
|
|
|
|
1 |
Насекомые. Пчелы. |
|
1 |
Знать названия насекомых |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Работа по цепочке |
Устный опрос |
2 |
Мозг человека. |
|
1 |
знать основные правила личной гигиены; |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников |
Установление причино-следственных связей |
Самостоятельная работа |
3 |
Режим дня. |
|
1 |
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Игровое задание "Кроссворд" |
Решение кроссворда |
4-5 |
Охрана природы. |
|
2 |
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
Чтение информационных сообщений. Выполнение проверочной работы |
Проверочная работа |
6 |
Правила поведения дома. Правила поведения в школе. |
|
1 |
Знать основные правила поведения дома и в школе |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей |
Просмотр видео, фильмов, игровое задание "Интерактивная викторина" |
Интерактивная викторина |
7 |
Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход. |
|
1 |
Знать правила дорожного движения |
формирование готовности к самостоятельной жизни |
Работа в парах по карточкам. |
Работа по карточкам |
8 |
Транспорт. Мы - пассажиры. |
|
1 |
Знать классификацию транспорта. знать правила поведения пассажиров. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
Выполнение контрольной работы |
Контрольная работа |
Ильина Оксана Геннадьевна
Артеменко Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Воробьева Оксана Павловна
Перминова Елена Федоровна
Янова Татьяна Викторовна
Сания