Рабочая адаптированная основная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» класс «Особый ребенок» 1 год обучения

13
1
Материал опубликован 15 October 2017 в группе

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе:

Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1;

Учебным планом класса «Особый ребенок» (1 год обучения).

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Задачи:

Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;

Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;

Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

5. Развитие собственной активности ребенка;

6. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

7. Формирование и развитие целенаправленных действий;

8. Развитие планирования и контроля деятельности;

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках окружающего социального мира решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

формирование и развитие реципрокной координации;

развитие пространственных представлений;

развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Нормативная база:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи».

В процессе обучения по программе у обучающихся формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, учащиеся учатся выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую они включены, учатся соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Дети учатся ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у обучающихся типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.

При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осу­ществлении дифференцированного и индивидуального под­хода. Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в образовательную область «Человек» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:

личностные

освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные

узнавать изученные объекты неживой и живой природы;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебно - методическое обеспечение.

1 . «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

3. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.

4. Ноутбук.

5. Наглядное пособия.

Календарно-тематическое планирование по «Социальному окружающему миру».

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

       
 

Школа

 

       

1

Здравствуй, школа!

07.09

1

Соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Знать представления о школе и расположенных в ней объектах.

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Работа с плакатами.

Беседа.

2

Я-ученик. Школа.

14.09

1

Экскурсия по школе.

Игра.

3

Мой класс. Школьные принадлежности (ранец, тетрадь, карандаш)

21.09

1

Работа с наглядным материалом.

Сюжетно-ролевая игра «Портфель»

4

Помещения школы-столовая, туалет и т.д.

28.09

1

Экскурсия по школе.

Самостоятельный поход в умывальник.

5

Правила поведения в школе (на уроке, на перемене)

05.10

1

Повтори за мной.

Беседа.

 

Предметы и материалы вокруг нас.

 

       

6

Игрушки (мягкие, твердые).

12.10

1

Проявлять интерес к объектам, изготовленным руками человека.

Овладение начальными навыками адаптации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Наглядные-практические игры.

Работа с картинками.

Тактильная игра.

7

Одежда.

19.10

1

Дидактическая игра.

8

Мебель (стол, стул, шкаф)

26.10

1

«Найди свою парту»

 

II четверть

 

       
 

Город

 

       

1

Улица. Двор (игровая площадка).

16.11

1

Соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.

Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы».

Сюжетно-ролевая игра на улице.

2

Улица. Уличное движение.

23.11

1

3

Урок-экскурсия. Знакомство с ПДД.

30.11

1

 

Квартира, дом, двор.

 

       

4

Части дома (стена, крыша, окно)

07.12

1

Участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях.

Правильное пользование посудой, сервировка стола.

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Работа с наглядным материалом.

Игра «Третий лишний»

5

Убранство дома. Мебель.

14.12

1

6

Предметы посуды (ложка, чашка, тарелка и т.д.)

21.12

1

Сюжетно-ролевая игра.

ТБ игры с водой.

7

Игровые действия: стирка.

28.12

1

 

III четверть


 

       
 

Транспорт.

 

       

1

Транспорт. Виды транспорта.

11.01

1

Уметь узнавать автобус на наглядном материале; использовать разные источники и средства получения информации.

Способность к осмыслению социального окружения.

Работа по трафарету.

Работа с разрезными картинками.

2

Транспорт. Автобус, машина.

18.01

1

Работа с наглядным материалом.

 

Предметы быта.

 

       

3

Электроприборы (телевизор, утюг, чайник).

25.01

1

Уметь правильно пользоваться электроприборами.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Работа с сюжетными картинками.

Беседа.

4

Правильное пользование электроприборами.

01.02

1

 

Предметы и материалы вокруг нас.

 

       

5

Свойства предметов, которые нас окружают.

   

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом.

Тактильная игра.

6

Урок-эксперимент: «Проверь, что это».

15.02

1

 

Квартира, дом, двор.

 

       

7

Правила безопасности во дворе.

22.02

1

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Дидактическая и жестовая игра.

Работа с сюжетными картинками.

Индивидуальная и фронтальная беседы.

8

Как вести себя дома?

01.03

1

9

Повторение пройденного.

15.03

22.03

2

 

IVчетверть

 

       
 

Продукты питания

 

       

1

Напитки. Молочные продукты.

05.04

1

Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Определение сходства и различия.

Определение на вкус.

2

Мучные продукты. Кондитерские изделия.

12.04

1

 

Традиции и обычаи.

 

       

3

Какие праздники мы знаем?

19.04

1

Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Работа с клеем и цветной бумагой.

Практическая работа.

4

День Победы. Патриотизм.

26.04

1

 

Повторение пройденного материала за год

 

       

5

Что узнали о предметах быта, мебели.

03.05

10.05

2

Слушать собеседника, активно включаться в игровую деятельность.

Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына и т.д.)

Отгадывание загадок, работа с трафаретами, работа с сюжетными картинками.

Беседа.

6

Сюжетно-ролевые игры.

Правила поведения дома и во дворе.

17.05

24.05

2

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Александровна! Спасибо, что делитесь своими наработками! Всего Вам доброго! Зоя.

16 January 2018

Похожие публикации