Рабочая адаптированная основная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» класс «Особый ребенок» 1 год обучения
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе:
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1;
Учебным планом класса «Особый ребенок» (1 год обучения).
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Задачи:
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;
Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
5. Развитие собственной активности ребенка;
6. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
7. Формирование и развитие целенаправленных действий;
8. Развитие планирования и контроля деятельности;
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках окружающего социального мира решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Нормативная база:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения по программе у обучающихся формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, учащиеся учатся выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую они включены, учатся соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Дети учатся ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у обучающихся типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в образовательную область «Человек» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
личностные
освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные
узнавать изученные объекты неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебно - методическое обеспечение.
1 . «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
3. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование по «Социальному окружающему миру».
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
8ч |
||||||
Школа |
5ч |
||||||
1 |
Здравствуй, школа! |
07.09 |
1 |
Соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Знать представления о школе и расположенных в ней объектах. |
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. |
Работа с плакатами. |
Беседа. |
2 |
Я-ученик. Школа. |
14.09 |
1 |
Экскурсия по школе. |
Игра. |
||
3 |
Мой класс. Школьные принадлежности (ранец, тетрадь, карандаш) |
21.09 |
1 |
Работа с наглядным материалом. |
Сюжетно-ролевая игра «Портфель» |
||
4 |
Помещения школы-столовая, туалет и т.д. |
28.09 |
1 |
Экскурсия по школе. |
Самостоятельный поход в умывальник. |
||
5 |
Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) |
05.10 |
1 |
Повтори за мной. |
Беседа. |
||
Предметы и материалы вокруг нас. |
3ч |
||||||
6 |
Игрушки (мягкие, твердые). |
12.10 |
1 |
Проявлять интерес к объектам, изготовленным руками человека. |
Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Наглядные-практические игры. Работа с картинками. |
Тактильная игра. |
7 |
Одежда. |
19.10 |
1 |
Дидактическая игра. |
|||
8 |
Мебель (стол, стул, шкаф) |
26.10 |
1 |
«Найди свою парту» |
|||
II четверть |
7ч |
||||||
Город |
3ч |
||||||
1 |
Улица. Двор (игровая площадка). |
16.11 |
1 |
Соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы». |
Сюжетно-ролевая игра на улице. |
2 |
Улица. Уличное движение. |
23.11 |
1 |
||||
3 |
Урок-экскурсия. Знакомство с ПДД. |
30.11 |
1 |
||||
Квартира, дом, двор. |
4ч |
||||||
4 |
Части дома (стена, крыша, окно) |
07.12 |
1 |
Участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях. Правильное пользование посудой, сервировка стола. |
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. |
Работа с наглядным материалом. |
Игра «Третий лишний» |
5 |
Убранство дома. Мебель. |
14.12 |
1 |
||||
6 |
Предметы посуды (ложка, чашка, тарелка и т.д.) |
21.12 |
1 |
Сюжетно-ролевая игра. |
ТБ игры с водой. |
||
7 |
Игровые действия: стирка. |
28.12 |
1 |
||||
III четверть |
|
9ч |
|||||
Транспорт. |
2ч |
||||||
1 |
Транспорт. Виды транспорта. |
11.01 |
1 |
Уметь узнавать автобус на наглядном материале; использовать разные источники и средства получения информации. |
Способность к осмыслению социального окружения. |
Работа по трафарету. |
Работа с разрезными картинками. |
2 |
Транспорт. Автобус, машина. |
18.01 |
1 |
Работа с наглядным материалом. |
|||
Предметы быта. |
2ч |
||||||
3 |
Электроприборы (телевизор, утюг, чайник). |
25.01 |
1 |
Уметь правильно пользоваться электроприборами. |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
Работа с сюжетными картинками. |
Беседа. |
4 |
Правильное пользование электроприборами. |
01.02 |
1 |
||||
Предметы и материалы вокруг нас. |
1ч |
||||||
5 |
Свойства предметов, которые нас окружают. |
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Работа с раздаточным материалом. |
Тактильная игра. |
||
6 |
Урок-эксперимент: «Проверь, что это». |
15.02 |
1 |
||||
Квартира, дом, двор. |
4ч |
||||||
7 |
Правила безопасности во дворе. |
22.02 |
1 |
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах. |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Дидактическая и жестовая игра. Работа с сюжетными картинками. |
Индивидуальная и фронтальная беседы. |
8 |
Как вести себя дома? |
01.03 |
1 |
||||
9 |
Повторение пройденного. |
15.03 22.03 |
2 |
||||
IVчетверть |
8ч |
||||||
Продукты питания |
4ч |
||||||
1 |
Напитки. Молочные продукты. |
05.04 |
1 |
Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале. |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
Определение сходства и различия. |
Определение на вкус. |
2 |
Мучные продукты. Кондитерские изделия. |
12.04 |
1 |
||||
Традиции и обычаи. |
2ч |
||||||
3 |
Какие праздники мы знаем? |
19.04 |
1 |
Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Работа с клеем и цветной бумагой. |
Практическая работа. |
4 |
День Победы. Патриотизм. |
26.04 |
1 |
||||
Повторение пройденного материала за год |
4ч |
||||||
5 |
Что узнали о предметах быта, мебели. |
03.05 10.05 |
2 |
Слушать собеседника, активно включаться в игровую деятельность. |
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына и т.д.) |
Отгадывание загадок, работа с трафаретами, работа с сюжетными картинками. |
Беседа. |
6 |
Сюжетно-ролевые игры. Правила поведения дома и во дворе. |
17.05 24.05 |
2 |
Сидорова Зоя Григорьевна