Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» обучающегося 4 класса
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
| Утверждено Приказом от ____________г. №__________ |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Адаптивная физкультура»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС вариант II)
на 2019-2020 учебный год
Количество часов в неделю:1
Количество часов за год:35
Составил:
учитель
Рассмотрено на
заседании ШМО
протокол №___ от _____________ г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Адаптивная физкультура» для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Примерная (адаптированная) основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
АООП НОО ОВЗ УО (ИН) (вариант II) от 01.02.2016 г. приказ № 516-1/02-03 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
учебный план ГОУ ТО «ТОЦО» для обучающихся от 29.08.2019 г. приказ № 02-03/298 по ГОУ ТО «ТОЦО».
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Цели работы с учетом специфики учебного предмета:
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Общая характеристика учебного предмета:
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
В соответствии с учебным планом ГОУ ТО «ТОЦО» для обучающихся на 2019-2020 учебный год предмет «Адаптивная физкультура» изучается в 3 классе 1 час в неделю, 35 часов в год
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
готовятся к уроку физкультуры;
- правильно перестраиваются и знают свое место в строю;
- правильно передвигаются из класса на урок физкультуры;
- ориентируются в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы);
- знают простейшие исходные положения при выполнении общеукрепляющих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
- знают приемы правильного дыхания (по показу учителя);
- выполняют простейшие задания по словесной инструкции учителя;
- выполняют ходьбу и бег в строю, в колонне по одному;
- умеют прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);
- правильно захватывают различных предметов, передача и переноски их;
- метают, бросают и ловят мяч;
- ходят в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
- преодолевают различные препятствия;
- выполняют целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх;
- формируется восприятие собственного тела;
- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
- формирование умения радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал…;
- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, плавание и др.;
- формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности.
Критерии оценивания знаний обучающихся.
При оценивании знаний учащихся учитывается:
- правильность приемов работы;
- степень самостоятельности выполнения работы;
- качество изделия;
- организация рабочего места.
Оценка «5» - ставится, если обучающийся понимает последовательность выполнения задания, самостоятельно. Может предметно - практические действия подтвердить устными высказываниями (отчёт о проделанной работе).
Оценка «4» - ставится, если действия обучающегося в основном соответствуют требованиям, установленным для оценки «5», и если допускает отдельные неточности и незначительные ошибки в изготовлении изделий. Нуждается в дополнительных вопросах для уточнения и подтверждения правильности предметно – практических действий.
Оценка 3 - ставится, если ученик недостаточно понимает последовательность выполнения изделия, выполненная работа отличается от образца, обучающемуся требуется разъясняющая помощь учителя.
Оценка 2 – не ставится.
Сетка часов
Предмет | Количество часов в неделю | Количество часов по четвертям четвертям | Количество часов за год | ||||
| I | II | III | IV | |||
Учебный предмет «Адаптивная физкультура» | 1 | 8 | 8 | 9 | 10 | 35 |
Содержание учебного предмета
№ | Название тем и содержание | Краткое содержание курса |
1 | Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде | Различать оборудование для уроков физкультуры |
2 | Ходьба и упражнения в равновесии | Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме; Последовательность движений с предметами, правила безопасности Ходить в заданном ритме, выполнять простейшие задания по словесной инструкции |
3 | Движения головой и руками | Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме; |
4 | Катание, бросание, ловля округлых предметов | Правильно захватывать мяч; Координация движений двумя руками |
5 | Прыжки | Последовательность движений; Знать движения в различных пространственных направлениях, невербальное общение |
6 | Резерв | |
Тематическое планирование
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
1 | Т.Б. на уроке. Построение и перестроение. Основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч». Ходьба Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Игра | 1 |
2 | Построение и перестроение. Основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч». Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Прыжки на двух ногах месте. Игра | 1 |
3 | Построение и перестроение. Ходьба в колонне по одному, по двое. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Круговые движения руками «руки к плечам». Игра « | 1 |
4 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ходьба с высоким подниманием колен. Приседание. Игра | 1 |
5 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Движения головой: наклоны вперед, назад. Прыжки в длину с места. | 1 |
6 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Движения головой в право, влево. Ползанье на животе, четвереньках. Игра. | 1 |
7 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Ходьба с удержанием рук за спиной. Игра «Рыбаки и рыбки» | 1 |
8 | Повторение. Поднимание головы в положении «лежа на животе». Ходьба | 1 |
9 | Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Игра. «Собери пирамидку» | 1 |
10 | Дыхательные упражнения. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ходьба. Игра. «Собери пирамидку» | 1 |
11 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Размыкание на вытянутые руки в стороны.Ходьба. | 1 |
12 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Размыкание на вытянутые руки вперед. Ходьба. Прыжки. Игра «Собери пирамидку» | 1 |
13 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках.Броски, ловля мяча. Игра «Пятнашки» | 1 |
14 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Наклоны головы вправо,влево. Игра«Собери пирамидку» | 1 |
15 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Наклоны головы вправо,влево. Игра«Собери пирамидку» | 1 |
16 | Повторение.Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках.Броски, ловля мяча. Игра «Пятнашки» | 1 |
17 | Т.Б. на уроке. Построение и перестроение. Повороты на месте в разные стороны. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Повороты туловища вправо (влево). | 1 |
18 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Игра «Бросай-ка». | 1 |
19 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи. Игра «Бросай-ка». | 1 |
20 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ходьба с изменением темпа. | 1 |
21 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол) | 1 |
22 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол) Прыжки. | 1 |
23 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Повороты на месте в разные стороны. Ловля мяча. | 1 |
24 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Повороты на месте в разные стороны.Ловля мяча. | 1 |
25 | Построения и перестроения. Ходьба. Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Игра. «Бросай-ка». | 1 |
26 | Повторение.Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Игра «Бросай-ка». | 1 |
27 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). | 1 |
28 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Узнавание баскетбольного мяча. | 1 |
29 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Узнавание баскетбольного мяча. Игра с мячом. | 1 |
30 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ходьба на месте, с поворотами. Игра «Бросай-ка». | 1 |
31 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ходьба на месте, с поворотами. Игра «Бросай-ка». | 1 |
32 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Передача предметов. Сбивание предметов большим (малым) мячом.Игра. | 1 |
33 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Передача предметов. Сбивание предметов большим (малым) мячом.Игра. | 1 |
34 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Прыжки на двух ногах на месте. | 1 |
35 | Повторение.Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Узнавание баскетбольного мяча. | 1 |