Административная контрольная работа по биологии в 10 классе «Клетка. Организм»
Контрольно-измерительный материал
для проведения административной контрольной работы
во 2 четверти 2019-2020 учебного года
Предмет: биология
Класс: 10
Тема: оценка и анализ уровня усвоения учащимися знаний по предмету по теме «Клетка. Организм»
Пояснительная записка
Контрольно-измерительный материал по учебному предмету «Биология» разработан на основании:
1) Приказа Министерства образования и науки от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
2) Учебник: Биология: Общая биология. Углубленный уровень. 10 кл.: учебник /
В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018.
3) Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по биологии.
4) Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов Всероссийской проверочной работы по биологии.
Цель: выявление уровня усвоения знаний учащимися о строении и химическом составе клетки, процессов метаболизма в ней.
Предметные
Понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
Понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
Приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
Распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
Представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
Давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную)
Решать задачи на построение фрагмента второй цепи днк по предложенному фрагменту первой, ирнк (мрнк) по участку днк.
Метапредметные
познавательные:
Систематизировать, сопоставлять, анализировать, содержащуюся информацию в готовых информационных объектах.
Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
регулятивные:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
коммуникативные:
Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Краткая характеристика КИМ:
Работа предназначена для административного контроля во 2 четверти 2019-2020 учебного года учащихся 10 класса.
На выполнение работы отводится 40 минут (1 урок). Контрольная работа включает 2 варианта.
Работа состоит из 3 частей, которые различаются по форме заданий, степени сложности и количеству заданий и определяются способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.
Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:
Задания базового уровня проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий, которые необходимы для решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ выполнения задания.
Задания повышенного уровня проверяют овладение учащимися более сложными и разнообразными видами учебной деятельности, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени, способность использовать знания и умения для сравнения, классификации, объяснения взаимосвязи биологических объектов, процессов и явлений.
Задания высокого уровня проверяют способность учащегося выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Для выполнения этих заданий обучающимся требуется самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединения изученные трансформируя их.
Часть - 1 включает 15 тестов – заданий. Задания направлены анализировать объекты и процессы, выделять главное. Такие задания необходимы для контроля знаний на базовом уровне.
Часть - 2 содержит задание на установление соответствий. Задания требуют классифицировать, распределять в группы признаки и свойства. Такие задания необходимы для контроля знаний на повышенном уровне.
Часть - 3 содержит 2 задания на установление последовательности процесса. Работа позволяет выявить полноту и глубину знаний, полученных в ходе изучения данного курса. Такие задания необходимы для контроля знаний на высоком уровне.
Методический инструментарий оценивания образовательных результатов
Инструкция для учащегося по выполнению КИМа.
Часть - 1 включает 15 тестов – заданий. К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. Задание с выбором правильного ответа считается выполненным, если выбранный номер ответа совпадает с верным ответом. За верное выполнение каждого задания учащийся получает -1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания первой части работы— 15 баллов.
Часть - 2 содержит задание на установление соответствий. За каждый правильно выбранный ответ данного задания выставляется 1 балл.
Часть - 3 позволяет выявить полноту и глубину знаний, полученных в ходе изучения данного курса. Такие задания необходимы для контроля знаний на высоком уровне. За каждую верно выбранную позицию учащийся получает -1 балл.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом.
Часть работы | Тип заданий | Сумма баллов за задание |
Часть - 1 | Задания с выбором одного верного ответа | 15 |
Часть - 2. | Задания на установление соответствий | 16 |
Часть - 3. | Задания на установление последовательности процесса | 12 |
3-1 | Процесса трансляции | 6 |
3-2 | Процессов энергетического обмена: | 6 |
Критерии оценивания результатов выполнения КИМ
Часть 1. ТЕСТ С ВЫБОРОМ ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимально 15 баллов
оценка «2» - от 0 до 7 баллов
оценка «3» - от 8 до 10 баллов
оценка «4» - от 11 до 13 балла
оценка «5» - от 14 до 15 баллов
Часть 2. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ВЕЩЕСТВОМ И ЕГО ОСНОВНЫМИ СВОЙСТВАМИ
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимально 16 баллов
оценка «2» - от 0 до 7 баллов
оценка «3» - от 8 до 11 баллов
оценка «4» - от 12 до 14 баллов
оценка «5» - от 15 до 16 баллов
Часть 3. УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:
3-1 ПРОЦЕССОВ ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБМЕНА:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимально 6 баллов
оценка «2» - от 0 до 2 баллов
оценка «3» - 3 балла
оценка «4» - 4 балла
оценка «5» - от 5 до 6 баллов
3-2 ПРОЦЕССОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимально 6 баллов
оценка «2» - от 0 до 2 баллов
оценка «3» - 3 балла
оценка «4» - 4 балла
оценка «5» - от 5 до 6 баллов
Критерии оценивания всей выполненной работы по сумме баллов
Максимальное количество баллов – 43.
оценка «2» - от 0 до 21 балла
оценка «3» - от 22 до 30 баллов
оценка «4» - от 31 до 39 баллов
оценка «5» - от 40 до 43 баллов
ЧАСТЬ 1. ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОДНОГО ВЕРНОГО ОТВЕТА
Клетки животных, в отличие от клеток растений, не имеют:
А) клеточной мембраны и цитоплазмы В) оформленного ядра и ядрышка
Б) митохондрий и рибосом Г) пластид, оболочки из клетчатки
Немембранный органоид клетки
А) рибосома Б) лизосома В) митохондрия Г) вакуоль
Основная функция рибосом:
А) редупликация ДНК Б) биосинтез белка В) синтез АТФ Г) синтез углеводов
Органоид, участвующий в делении клетки:
А) рибосомы Б) пластиды В) митохондрии Г) клеточный центр
Какие органоиды участвуют в процессе фотосинтеза?
А) цитоплазма Б) хлоропласты В) лейкопласты Г) рибосомы
Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток
А) осуществляют синтез белка В) синтез углеводов
Б) синтез АТФ Г) расщепление АТФ
Органоид, расщепляющий органические вещества клетки
А) наружная клеточная мембрана В) комплекс Гольджи
Б) эндоплазматическая сеть Г) лизосома
К основным свойствам плазматической мембраны относят
А) непроницаемость В) избирательную проницаемость
Б) сократимость Г) возбудимость и проводимость
Наличием каких органоидов шероховатая ЭПС отличается от гладкой
А) рибосом Б) хромосом В) лизосом Г) митохондрии
Назовите органоид, образованный двумя центриолями
А) клеточный центр Б) митохондрия В) комплекс Гольджи Г) лизосома
Хлоропласт в клетке можно узнать по наличию в нём
А) множеством крист Б) округлых частиц В) двух мембран Г) множества гран
Система плоских цистерн, заканчивающиеся пузырьками:
А) лизосома Б) эндоплазматическая сеть В) митохондрия Г) комплекс Гольджи
Муреин — вещество, характерное для клеток
А) животных Б) растений В) грибов Г) бактерий
14. Двумембранным органоидом клетки, имеющим складки– кристы, является:
А) хлоропласт Б) аппарат Гольджи В) эндоплазматическая сеть Г) митохондрии
15. Перемещение веществ в клетке осуществляется при участии:
А) цитоплазмы Б) лизосом В) митохондрий Г) цитоплазматической мембраны
Часть 2. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ВЕЩЕСТВОМ И ЕГО ОСНОВНЫМИ СВОЙСТВАМИ
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА | ВЕЩЕСТВО |
Спираль состоит из двух полинуклеотидных цепей Входят в состав нуклеиновых кислот Передает наследственную информацию из ядра к рибосоме Образуют клеточные стенки Является хранителем наследственной информации Состоит из нуклеотидов: А-Т-Г-Ц В состав входит остаток глицерина Состоит из одной полинуклеотидной цепи Являются основными поставщиками энергии в организме человека Состоит из нуклеотидов: У - А - Ц - Г Образуют двойной слой мембраны Состоит из молекул аминокислот Защищают организм от переохлаждения Характеризуется первичной, вторичной, третичной структурами Не являются полимерами Мономеры связаны пептидной связью | ДНК РНК Липиды Белки Углеводы |
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
| |
Часть 3. УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:
3-1 ПРОЦЕССОВ ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБМЕНА:
отсоединение молекулы белка от рибосомы
взаимодействие молекулы т-РНК, несущей аминокислоту данного белка,
с рибосомой в комплексе с и-РНК
связывание молекулы и-РНК с рибосомой
синтез молекулы и-РНК на матрице ДНК
образование цепочки из аминокислот на рибосоме
присоединение аминокислоты к т-РНК
| | | | | |
3-2 ПРОЦЕССОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА:
Расщепление полисахаридов до моносахаридов
Вода и углекислый газ выделяются в окружающую среду
Окисление молочной кислоты с образованием большого количества энергии
Расщепляется глюкоза до пировиноградной кислоты
Образование только тепловой энергии
Освобождается энергия и максимальная часть её - тепловая
| |
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Часть 1. ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОДНОГО ВЕРНОГО ОТВЕТА
1. Г | 6. Б | 11. Г |
2. А | 7. Г | 12.Г |
3. Б | 8. В | 13.Г |
4. Г | 9. А | 14.Г |
5. Б | 10. А | 15.А |
Часть 2. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ВЕЩЕСТВОМ И ЕГО ОСНОВНЫМИ СВОЙСТВАМИ
А | Б | В | Г | Д |
1, 5, 6 | 3, 8, 10 | 7, 11, 13, 15 | 12, 14, 16 | 2, 4, 9 |
Часть 3. УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:
3-1 ПРОЦЕССОВ ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБМЕНА:
4 | 3 | 6 | 2 | 5 | 1 |
3-2 ПРОЦЕССОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА:
1 | 5 | 4 | 6 | 3 | 2 |