12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72115
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методические разработки уроков

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Сформировать представления учащихся о дву? уровнях клеточной организации: прокариотиче­ской и эукариотической.

Познакомить учащихся с особенностями строе­ния прокариотической клетки на примере бакте­риальной.

Охарактеризовать строение цианей (сине-зеле- ных), как представителей прокариотических орга­низмов.


 

Основные положения

У прокариот генетический материал представлен одной кольцевой молекуло)

Все бактерии, цианеи (сине-зеленые микоплазмы гаплоидны, т. е. содержат копию генов.

В клетках прокариотических организмов практически нет внутренних мембран, тому большинство ферментов диффузно пространено по цитоплазме.

Терминология


 

Кольцевая хромосома- наследственный материал прокариотической клетки в виде
кольцевой молекулы ДНК.

Мезосома- внутрицитонлазматические, мембранные структуры бактериальных
клеток, образующиеся путем впячивания плазматической мембраны внутрь цитоплазмы.

Цианобактерии- фотосинтезирующие прокариотические организмы; у некоторых из
них пигментый комплекс сходен с таконым у высших растений.


 

Особенности эукариотических и прокариотических клеток


 

Структура

Эукариотическая клетка

Прокариотическая клетка

Клеточная стенка

Отсутствует у животных;

Имеется (отличается по химиче­

 

имеется у растений

скому составу от клеточной

   

стенки растений)

Клеточная мембрана

Имеется

Имеется

Ядро

Окружено мембраной

Нуклеарная область (нуклеоид)

   

мембранной не окруженная

Хромосомы

Линейные: содержат белок

Кольцевые; содержат мало белка

Эндоплазмати ческий

Обычно имеется

Отсутствует

регикулум

   

Рибосомы

Имеются

Имеются (отличаются от рибосом

   

эукариот)

Комплекс Гольджи

Имеется

Отсутствует

Л изосомы

Имеются во многих клетках

Отсутствуют

Митохондрии

Имеются

Отсутствуют

Вакуоли

Имеются у большей части расти­

Отсутствуют

 

тельных клеток и у некоторых

 
 

животных клеток

 

Реснички и жгутики

Имеются у всех организмов, за

У некоторых бактерий имеются

 

исключением высших растении

жгутики иного строения


 


 

Прокариотическая клетка - клетка доядерного организма


 

Прокариотическая клетка – это, по сути, просто устроенный организм, который сохраняет в себе черты далеких предков. Они систематически выделены в отдельное царство дробянки, которое включает в себя бактерий и цианобактерий (сине-зеленые водоросли).


 


 

Что же такого «простого» в строении доядерных организмов?

Прокариотическая клетка не имеет ядра, окруженного собственной оболочкой, митохондрий и пластид. В центре цитоплазмы находится нуклеоид (нуклеотид), который состоит из одной нуклепротеидной структуры, содержащей кольцевую молекулу ДНК. Этот комплекс называют бактериальной хромосомой. Сама клетка бактерий и сине-зеленых водорослей от внешней среды отделена плотной клеточной стенкой или слизистой капсулой и мембраной. Стенка элементарной структурной единицы в основном состоит из вещества муреина (образован белками и углеводами), которое выполняет функцию наружного скелета, придавая форму клетки и защищая от внешних раздражителей. Внутренняя мембрана выполняет следующие функции: защитную, транспортную, восприятие раздражений и разграничительную.


 

 

Внутреннее строение прокариотической клетки говорит о том, что цитоплазма и ее состав намного беднее, чем у ядерной (эукариотической). В ней находятся рибосомы, которые необходимы для синтеза белка. Также есть мембранные структуры, которые выполняют функции отсутствующих органелл – митохондрий, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи и пластид. Так, например, прокариотическая клетка имеет выпячивание мембраны, которое называется мезосома. Именно здесь происходит процесс дыхания и высвобождения энергии у бактерий. Также доядерные организмы способны к спорообразованию, однако они не размножаются с их помощью. Споры или цисты представляют собой плотные оболочки, которые помогают бактериям пережить неблагоприятные для них условия. Для поддержания жизни в несвойственных им условиях способны накапливать питательные вещества – жиры, сложные углеводы.

Прокариотическая клетка может размножаться делением, почкованием и конъюгацией. Способ размножения зависит от вида бактерии или цианобактерии. Деление и почкование – способы, которые позволяют довольно быстро увеличить численность популяции. Конъюгация, которая встречается у кишечной палочки, является половым процессом, который способствует повышению наследственной изменчивости у микроорганизмов. Таким образом, прокариоты – это доядерные клетки, которые не обладают оформленным клеточным ядром и лишены многих мембранных органоидов, но способные изменяться. Именно они смогли адаптироваться к жизни в условиях, в которых больше никто не выживает – атомный реактор, нефтяные скважины. Огромное количество представителей царства дробянки являются болезнетворными и способны вызывать различные заболевания у людей, животных и растений (дизентерия, ангина, туберкулез). Также некоторые микроорганизмы живут в симбиозе с эукариотами (симбиогенез), например, азотофиксирующие клубеньковые бактерии, которые поселяются на корешках бобовых.

Вопросы и задания для повторения

Что такое органоиды клетки?

На чем основано деление всех живых организмов на две группы — прокариот и эукариот?

Какие организмы относятся к прокариотам?

Опишите строение бактериальной клетки.

Как размножаются бактерии?

В чем сущность процесса спорообразования у бактерий?

Биология. Цитология: Строение клеток прокариот. Бактерии. Центр онлайн-обучения 

 

 

 

 


 

Царство прокариоты, подцарство бактерии

 
 

 

Царство прокариоты, подцарство бактерии

 
 

 


 

ЕГЭ по биологии 11 класс Занятие №14 Группа прокариоты. Царство бактерии, особенности строения

 

 

 

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности

. Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.