Урок географии на тему «Африка в мире» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 16 August 2019

Пояснительная записка к презентации

Урок 26. Африка в мире

Цель урока:

сформировать представление об освоении Африки;

сформировать представление о месте Африки в мире;

сформировать знания о населении материка: его быте, уровне жизни, занятиях и проблемах;

выявить особенности размещения населения;

продолжить развивать умение анализировать тематические карты.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: овладение основными навыками нахождения, использования географической информации; формирование представлений и теоретических знаний об Африке.

Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение; умение делать выводы; умение работать с картами и текстом; умение участвовать в диалоге при обсуждении нового материала, высказывать свою точку зрения.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению Африки народов, ее населяющих.

Основное содержание: история освоения, особенности размещения населения, занятия населения, проблемы.

Деятельность обучающихся: подготавливать презентации об истории освоения материка; объяснять зависимость занятий населения от природных условий и ресурсов; определять территории с самой большой и самой маленькой плотностью населения по карте «Народы и плотность населения мира».

Оборудование: физическая карта Африки, карта «народы и плотность населения мира», электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева, атласы издательства «Просвещение», презентация.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Организационный момент. (слайд 1)

Приветствие класса, проверка готовности к уроку.


 

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Проверка знаний. (слайд 2)

Можно использовать электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева, контроль по теме «Африка: образ материка»

Или раздать самостоятельную работу на листочках (Приложение 1)


 

Изучение нового материала

Учитель: Сегодня тема нашего урока «Африка в мире». Давайте вместе поставим цели нашего урока. (слайд 3)

Учитель помогает сформулировать цели урока. (слайд 4)

Учитель Некоторым из вас было задано опережающее задание , сделать самим презентации о путешественниках или исследов


Приложение к уроку 1
DOCX / 15.4 Кб


Приложение к уроку №2
DOCX / 15.73 Кб

Приложение к уроку № 3
DOCX / 1.62 Мб

ателях Африки. С помощью их докладов мы познакомимся с историей освоения и открытия материка, основные данные запишем в таблицу. (слайд 5)

А пока ваши одноклассники готовятся к выступлению, мы с вами начертим таблицу.

Выступление обучающихся (слайд 6)

Век,

Дата

Иследователи, путешественники

Вклад в исследование материка

14 век

Ибн Баттута

(слайд 7)

Исследовал Северную Африку, познакомил арабский мир с Африкой, изучил Сахару

конец 15-го века

 Васко да Гама

(слайд 8)

первым из европейцев обогнул Африку и открыл путь в Индию через Индийский океан.

 середина 19-го века

Давид Ливингстон

(слайд 9)

первым пересек пустыню Калахари, открыл племя бушменов, дал описание многих земель и народов, открыл немало озер, искал истоки Нила

1875-1886гг.

Василий Васильевич Юнкер

(слайд 10)

Установил водораздел р.Нил и р.Конго, собрал коллекцию из 341 предмета (одежда, оружие, муз. инструменты, утварь).

1926-1927гг.

Николай Иванович Вавилов

(слайд 11)

 

Собрал 6000 образцов культурных растений, установил центр твёрдых сортов пшеницы

Учитель: (слайд 12)

Полночь сошла, непроглядная темень,

Только река от луны блестит,

А за рекой неизвестное племя,

Зажигая костры, шумит.

 

Завтра мы встретимся и узнаем,

Кому быть властителем этих мест;

Им помогает черный камень,

Нам - золотой нательный крест.

Гумилев Н.С. (Африканская ночь)

Африку считают прародиной человека. Сейчас это второй по численности населения материк. В Африке проживает более 1 млр. человек. Численность населения продолжает расти, так как рождаемость в странах материка превышает смертность в два раза. В связи с особенностями заселения и разнообразием природной среды на территории Африки сформировались основные расы. (слайд 13)

Проблемный вопрос: (слайд 14)

Учитель: На какие основные расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы друг от друга? Какие основные расы характерны для Африки?

(Ответ: европеоидная, монголоидная, негроидная. По цвету волос, кожи, разрезу глаз).

В Африке проживают народы европеоидной, экваториальной, монголоидной расы. (слайд 15)

(Записывают схему в тетрадь)

Р аса

 

Европеоидная Экваториальная Монголоидная

Арабы, берберы, Нилоты, бушмены, Малагасийцы

туареги готтентоты, пигмеи,

банту

 

В учебнике на странице 102 ознакомимся с планом описания населения материка в рубрике «Шаг за шагом» (электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева). (слайд 16)

 


 

Учитель делает вывод вместе с учениками: Африка имеет относительно редкое население, которое крайне неравномерно размещается по территории материка. На размещение влияют не только природные условия, но и исторические причины. Из анализа карты видно, что сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточного побережья материка.

Физкультминутка. (слайд 17)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Учитель: (слайд 18)Африка — наиболее отсталый регион мирового хозяйства по всем показателям экономического и социального развития. Экономическая отсталость государств объясняется колониальным прошлым материка. Колонизация Африки началась в средние века и продолжалась вплоть до середины ХIХ в. Во владения Англии входили Египет, Судан, Кения и некоторые страны юга. Французские владения включали Алжир, Сенегал, побережье Гвинейского залива. Позже в колонизацию территории Африки включаются Германия и Италия. К концу ХIХ в. почти вся Африка была разделена между ведущими странами Европы. До 1939 г. формально независимыми были только Египет, Либерия и Эфиопия. (слайд 19)

Экономическое и социальное развитие стран сдерживают также низкий уровень образования населения, внутренние конфликты, огромные пустынные

районы, непроходимые экваториальные леса, низкое плодородие земель, порожистость рек, распространение опасных тропических болезней. Недостаток воды — главная проблема населения стран Африки.

Сельское хозяйство во многих странах, является ведущей отраслью хозяйства. Население выращивает сладкий картофель (батат), просо, сорго, арахис, пшеницу, рис, ячмень, лен. Традиционными товарами экспорта стран Африки являются полезные ископаемые и сельскохозяйственные культуры (хлопок, кофе, какао, чай, арахис).

Вопрос: Обратите, пожалуйста, внимание на слайд. Какие факторы оказывают влияние на развитие хозяйства стран Африки? (слайд 20)

Примерный ответ: Разнообразие природных условий, богатые запасы полезных ископаемых, дешевые людские ресурсы, традиционное земледелие и скотоводство определяют современное хозяйство большинства стран Африки. Ограничивающим фактором развития хозяйства засушливых районов является недостаток воды.

 

Задание: Определите преимущества и проблемы Африки. (слайд 21)

Выберите из списка характеристики, относящиеся к Африке. Распределите их в две группы по признакам: положительные (+) или отрицательные (-). Запишите вывод (работа по парам) Приложение № 2

Рефлексия . (слайд 22)

Приём «Синквейн»
Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное

1 строка – тема (одно существительное);

2 строка – описание темы (два прилагательных );

3 строка – описание действия темы (три глагола);

4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово)

1.Африка

2.Своеобразная, жаркая

3.Находится, омывается, проживают

4.Африка – это загадка!

5.Материк

 

Домашнее задание: (слайд 23)

§ 26 изучить

Составить кроссворд «Африки в мире».

 

Итог урока. Комментирование оценок

Использованные ресурсы: (слайд 24)

https://geographyofrussia.com/kratkie-svedeniya-iz-istorii-issledovaniya-afriki/

http://fb.ru/article/219338/issledovateli-afriki-i-ih-otkryitiya

https://www.yaklass.ru/p/geografiya/7-klass/naselenie-zemli-247657/rasy-narody-iazyki-i-religii-mira-236777/re-ac407124-a9d5-4798-adfc-cb0364bb749a

http://www.geo.ru/

http://discover-history.com/explorers/Livingstone-David.htm
Африка в мире
PPTX / 4.87 Мб

Предварительный просмотр презентации

Громко прозвенел звонок Начинается урок Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Проверка знаний

Тема урока: Тема урока: «Африка в мире» Учитель географии Кочнева Е.О. ГБОУ СОШ № 39 г. Севастополя

Цели урока: Изучить историю освоения Африки, расовый, этнический состав, проблемы континента; Научиться выявлять зависимость занятий населения от природных условий и ресурсов; Продолжить развивать умения анализировать тематические карты.

Открытие и исследование Век, дата Исследователи, путешественники Вклад в исследование материка

ИБН БАТтУТА Полное имя – Мухаммед ибн Абдаллах ибн Баттута. В 1325 году он решил исполнить обязанность мусульманина – совершить паломничество в Мекку. Ибн Баттута прошел из Марокко в Каир, вдоль побережья Северной Африки, а оттуда направился в Дамаск, где и присоединился к каравану. Он путешествовал по Ираку и по Южной Персии в перерыве между паломничествами 1326 и 1327 гг. Баттута посетил Йемен через год или два, отправившись по морю из Адена к арабским факториям в Восточной Азии, а в Мекку он вернулся через Оман и Персидский залив.

Васко да Гама Ва́ско да Га́ма (Vasco da Gama, 1460-1524) — известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Давид Ливингстон Ливингстон (Livingstone) Давид (1813-1873), исследователь Африки. Совершил ряд длительных путешествий по Южной и Центральной Африке (с 1840). Исследовал впадину Калахари, р. Кубанго, бассейн р. Замбези, озеро Ньяса, открыл водопад Виктория, оз. Ширва, Бангвеулу и р. Луалабу, вместе с Г. Стенли исследовал озеро Танганьика.

Василий Васильевич Юнкер ЮНКЕР Василий Васильевич [25.3(6.4). 1340, Мссква,- 1(13).2.1892, Петербург], русский исследователь Африки. Получил мед. образование в Дерпте и Гётткнгене. В 1873-75 путешествовал по Тунису, Алжиру, Ливии, Египту. Наибольшее значение имели путешествия в Центр. Африку в 1876-78 и в 1879-86, во время которых он детально исследовал бассейн р. Бахр-эль-Газаль, водораздел Нил - Конго и бассей. р. Уэле

Николай Иванович Вавилов В 1924 году профессор побывал в Нуристане – закрытой для европейцев провинции Афганистана. Зарубежные экспедиции в Средиземноморье, Африку и Индию невероятно обогатили коллекцию семян. Ученый написал, что в Индии «нашли прарожь» и «четыре раза перевалили Гиндукуш, один раз по пути Александра Македонского». В середине 1920-х генетик побывал с экспедицией в Хивинском оазисе Узбекистана, а в 1926-27 провел исследовательские работы в Алжире, Марокко, Сирии и Палестине. Николай Вавилов изучил растительный мир Греции, юга Франции, объездил Испанию и Португалию. Пешие маршруты Вавилова и его группы составили 2 тысячи километров, а собранный материал насчитывал тысячи образцов.

Полночь сошла, непроглядная темень Полночь сошла, непроглядная темень Только река от луны блестит, А за рекой неизвестное племя, Зажигая костры, шумит . Завтра мы встретимся и узнаем, Кому быть властителем этих мест; Им помогает черный камень, Нам золотой нательный крест

Проблемный вопрос: На какие основные расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы друг от друга? Какие основные расы характерны для Африки?

Раз - подняться, потянуться, Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. Физкультминутка

Африка — наиболее отсталый регион мирового хозяйства по всем показателям экономического и социального развития

Какие факторы оказывают влияние на развитие хозяйства стран Африки?

Приём «Синквейн» Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное 1 строка – тема (одно существительное); 2 строка – описание темы (два прилагательных ); 3 строка – описание действия темы (три глагола); 4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово)

Домашнее задание: § 26 изучить Составить кроссворд «Африки в мире».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.